Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности судебного разбирательства дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними




 

Особенности судебного разбирательства дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, заключаются в следующем.

1. Дела о преступлениях небольшой тяжести, совершенных несовершеннолетними, рассматриваются мировым судьей единолично. В порядке исключения из общего порядка дела о преступлениях средней тяжести рассматриваются коллегиально в составе судьи районного суда и двух народных заседателей (ст. 35 УПК).

В целях обеспечения строгого выполнения требований уголовно-процессуального законодательства, в том числе норм, специально регулирующих производство по делам несовершеннолетних (ст. 391-402 УПК), дела данной категории должны рассматриваться под председательством наиболее опытных судей. Специализация судей по делам несовершеннолетних предусматривает необходимость обеспечения их профессиональной компетентности путем обучения и повышения квалификации не только по вопросам права, но и педагогики, социологии, психологии.

2. При назначении судебного заседания (предании обвиняемого суду) судья обязан тщательно проверять обоснованность заключения под стражу, имея в виду, что такая мера пресечения может быть избрана лишь в исключительных случаях, как единственно возможная в данных условиях. В случае несоблюдения органами следствия этих требований судье следует эту меру пресечения изменить или отменить.*

* Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних»//Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации (СССР, РСФСР) по уголовным делам. М., 2000. С. 445.

 

3. В судебное заседание должен быть вызван законный представитель несовершеннолетнего подсудимого. Он имеет право участвовать в исследовании доказательств, заявлять ходатайства и отводы. Указанные права разъясняются ему при открытии судебного заседания (в подготовительной части).

Если лицо, совершившее преступление в возрасте до 18 лет, на момент рассмотрения дела в суде достигнет совершеннолетия, функции законного представителя прекращаются. Однако эти функции могут быть продолжены при принятии судом решения о распространении на лиц в возрасте от 18 до 20 лет содержащихся в законе (ст. 96 УК) положений об особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних.

При необходимости допросить законного представителя подсудимого в качестве свидетеля суд (или мировой судья) выносит об этом определение (или постановление), разъясняет ему положения ст. 51 Конституции РФ, предупреждает его об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний и заслушивает его показания. Законный представитель подсудимого присутствует в зале судебного заседания в течение всего судебного разбирательства.

В исключительных случаях, когда участие в судебном заседании законного представителя может нанести ущерб интересам несовершеннолетнего подсудимого, суд (или мировой судья) вправе своим мотивированным определением (или постановлением) либо полностью устранить законного представителя от участия в судебном заседании, либо ограничить его участие в той или иной части судебного заседания.

Неявка законного представителя подсудимого не препятствует рассмотрению дела, если суд (или мировой судья) не найдет его участие необходимым (ст. 399 УПК).

4. Суд должен принимать меры к участию в судебном заседании заинтересованных предприятий, учреждений и организаций (ст. 400). Суд (или мировой судья) обязан известить о времени и месте рассмотрения дела о несовершеннолетнем предприятие, учреждение и организацию, в которых учился или работал несовершеннолетний, комиссию или инспекцию по делам несовершеннолетних, а при необходимости и иные организации. В случае необходимости суд (или мировой судья) вправе вызвать в судебное заседание представителей этих организаций, а также представителей общественных организаций по месту работы родителей, опекуна или попечителя подсудимого.

С разрешения суда представители указанных организаций могут участвовать в исследовании доказательств. В необходимых случаях они могут быть допрошены в качестве свидетелей.

5. В ходе судебного заседания суд вправе удалить несовершеннолетнего подсудимого из зала суда. Суд (или мировой судья), выслушав мнение защитника и законного представителя подсудимого и заключение прокурора, вправе своим определением (постановлением) удалить несовершеннолетнего из зала судебного заседания во время исследования обстоятельств, могущих отрицательно повлиять на несовершеннолетнего (ст. 401 УПК).

6. Определенной особенностью отличается совещание судей (ст. 4012 УПК). При постановлении приговора несовершеннолетнему суд наряду с вопросами, перечисленными в ст. 303 УПК, обязан обсудить вопрос об условном осуждении, о назначении наказания, не связанного с лишением свободы, а также об освобождении от наказания в случаях, предусмотренных ст. 92 УК.

В случаях условного осуждения, назначения наказания, не связанного с лишением свободы, помещения в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение либо применения принудительных мер воспитательного воздействия суд уведомляет об этом специализированный государственный орган, ведающий исполнением наказания, и возлагает на него осуществление контроля за поведением осужденного.

7. В соответствии со ст. 402 УПК при признании, что несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть исправлен без применения мер уголовного наказания, суд (или мировой судья) в соответствии с ч. 1 ст. 92 УК вправе, постановив обвинительный приговор, освободить несовершеннолетнего подсудимого от отбывания наказания и применить к нему принудительные меры воспитательного воздействия, предусмотренные ч. 2 ст. 90 УК. Копия приговора в этом случае направляется в специализированный государственный орган, ведающий исполнением наказания.

Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие меры воспитательного воздействия:

а) предупреждение — разъяснение несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений;

б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа — возложение на указанных лиц и орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением;

в) возложение обязанности загладить причиненный вред — возложение обязанности устранить причиненный вред с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков;

г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего:

§ запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством;

§ ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа;

§ предъявление требования возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа.

Перечень принудительных мер воспитательного воздействия не является исчерпывающим.

Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия. Продолжительность срока применения мер воспитательного воздействия, предусмотренных п. «б» и «г», устанавливается судом (ст. 90,91 УК).

8. Суд обладает правом освобождения несовершеннолетнего от наказания с направлением в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение (ст. 4021 УПК). Если при рассмотрении дела о преступлении средней тяжести будет признано, что цели наказания могут быть достигнуты путем помещения несовершеннолетнего, совершившего преступление, в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних, суд вправе, постановив обвинительный приговор, освободить несовершеннолетнего от отбывания наказания и в соответствии со ст. 92 УК направить его в одно из указанных учреждений на срок до достижения им совершеннолетия.

Пребывание несовершеннолетнего в специальном воспитательном или лечебно-воспитательном учреждении может быть прекращено до достижения совершеннолетия, если несовершеннолетний ввиду своего исправления не нуждается в дальнейшем применении этой меры. Продление пребывания в специальном воспитательном или лечебно-воспитательном учреждении после достижения лицом совершеннолетия допускается только до завершения им общеобразовательной или профессиональной подготовки. Вопрос о прекращении либо продлении срока пребывания несовершеннолетних в этих учреждениях рассматривается и решается по представлению (заключению) органа, обеспечивающего исправление, единолично судьей того суда, который постановил приговор, или районного суда по месту жительства несовершеннолетнего осужденного в десятисуточный срок со дня поступления представления (заключения).

В судебное заседание вызываются несовершеннолетний осужденный, его законный представитель, защитник, прокурор и представитель специализированного государственного органа, ведающего исполнением наказания. Неявка указанных лиц не препятствует рассмотрению дела.

В судебном заседании исследуется заключение специализированного государственного органа, ведающего исполнением наказания, выслушиваются мнения участвующих в деле лиц.

К специальным учебно-воспитательным учреждениям закрытого типа органов управления образования относятся:

1) специальные общеобразовательные школы закрытого типа;

2) специальные профессиональные училища закрытого типа;

3) специальные (коррекционные) образовательные учреждения закрытого типа.

В специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, если они:

1) не подлежат уголовной ответственности в связи с недостижением возраста наступления уголовной ответственности;

2) достигли возраста наступления уголовной ответственности, но не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими;

3) осуждены за совершение преступления средней тяжести и освобождены судом от наказания в порядке ст. 92 УК.

Основаниями содержания несовершеннолетних в специальных общеобразовательных школах закрытого типа являются:

1) постановление суда — в отношении первых двух категорий несовершеннолетних, указанных выше;

2) приговор суда — в отношении последней категории несовершеннолетних, указанных выше.

В специальные (коррекционные) образовательные учреждения закрытого типа помещаются несовершеннолетние, имеющие отклонения в развитии и (или) заболевания, вызывающие необходимость их содержания, воспитания и обучения в таких учреждениях.

Несовершеннолетний может быть помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа до достижения им возраста восемнадцати лет, но не более чем на три года. Срок содержания несовершеннолетнего в указанном учреждении также не может превышать максимальный срок наказания, предусмотренный за преступление, совершенное указанным несовершеннолетним (ст. 15 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).*

* ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»//Российская газета. 1999. 30 июня.

 

9. Суд обладает правом применения принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних, в отношении которых дело прекращено в стадии досудебной подготовки материалов. Поступившее в суд прекращенное органами следствия уголовное дело в отношении несовершеннолетнего, исправление которого может быть достигнуто путем принудительных мер воспитательного характера, рассматривается судьей единолично. При этом в судебное заседание должны быть вызваны прокурор, несовершеннолетний, в отношении которого прекращено уголовное преследование, его законный представитель, защитник и заслушано мнение участников процесса о возможности ограничиться применением принудительных мер воспитательного воздействия. Неявка указанных лиц не препятствует рассмотрению данного вопроса.*

* Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних»//Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации (СССР, РСФСР) по уголовным делам. М., 2000. С. 449.

 

Дополнительная литература

 

1. Вуколов В. К. Производство по делам несовершеннолетних. Ростов, 1982.

2. Голубева Л. М. Судебное рассмотрение дел о преступлениях несовершеннолетних. Вопросы теории и практики. Фрунзе, 1981.

3. Гуковская Н. И. и др. Расследование и судебное разбирательство дед о преступлениях несовершеннолетних. М., 1974.

4. Каневский Л. Л. и др. Организация и методика расследования дел о преступлениях несовершеннолетних. М., 1982.

5. Леоненко В. В. Судебное производство по делам о преступлениях несовершеннолетних. Киев, 1987.

6. Лукъянчиков Е. Д. Особенности расследования преступлений несовершеннолетних. Киев, 1990.

7. Мельникова Э. Б. Правосудие по делам несовершеннолетних: история и современность. М., 1990.

8. Моненко В. В. Судебное производство по делам о преступлениях несовершеннолетних. Киев, 1987.

9. Омельченко Г. Е. Применение следователями органов внутренних дел мер пресечения к несовершеннолетним. Киев, 1988.

10. Очередин В. Т. Обеспечение законности при расследовании преступлений несовершеннолетних следователями органов внутренних дел. Волгоград, 1990.

11. Сафин Н. Ш. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого в советском уголовном судопроизводстве (процессуальный и криминалистический аспекты проблемы). Казань, 1990.

12. Шарафутдинов Ш. Ф. Соединение и выделение уголовных дел и материалов в советском уголовном процессе. Уфа, 1990.

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Что представляют собой особые производства в российском уголовном процессе?

2. Какие факторы социального характера оказывают влияние на образование особых производств в уголовно-процессуальном законодательстве?

3. Какие цели достигаются особым производством по делам несовершеннолетних?

4. Какие факторы социально-психологического облика несовершеннолетних обусловливают необходимость особого производства по делам несовершеннолетних?

5. Какой международный акт регулирует правоотношения в производстве по делам несовершеннолетних?

6. Кто и в какой форме расследует преступления, совершенные несовершеннолетними?

7. Каковы особенности предмета доказывания по делам несовершеннолетних?

8. Каким образом устанавливается умственная отсталость несовершеннолетних, не связанная с душевным (психическим) заболеванием?

9. В каких случаях можно задерживать и заключать под стражу несовершеннолетних?

10. Какие обязанности возложены на прокурора при санкционировании им постановления о заключении под стражу несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого?

11. Какая мера пресечения применяется исключительно к несовершеннолетним?

12. В чем заключается порядок отдачи несовершеннолетнего под присмотр?

13. Кто обязательно участвует в предварительном следствии по делам несовершеннолетних и с какого момента?

14. Кто может принимать участие в допросе несовершеннолетнего обвиняемого?

15. Какими правами обладает педагог при допросе несовершеннолетнего обвиняемого?

16. Кто может принимать участие при ознакомлении несовершеннолетнего обвиняемого с делом?

17. В каких случаях возможно ограничение права законного представителя несовершеннолетнего обвиняемого на ознакомление с материалами уголовного дела?

18. В чем заключаются особые основания прекращения дела в отношении несовершеннолетнего в стадии досудебной подготовки материалов?

19. Какие судебные составы рассматривают дела о преступлениях несовершеннолетних?

20. Вправе ли несовершеннолетний обвиняемый требовать рассмотрения дела судом присяжных?

21. Какой вопрос должен в обязательном порядке рассмотреть судья при назначении судебного разбирательства по делу несовершеннолетнего обвиняемого?

22. При каких условиях суд отстраняет от участия в судебном заседании законных представителей несовершеннолетнего подсудимого?

23. Препятствует ли неявка законного представителя несовершеннолетнего подсудимого проведению судебного заседания?

24. Представителей каких учреждений судья обязан уведомить о судебном разбирательстве дела в отношении несовершеннолетнего подсудимого?

25. В каких случаях несовершеннолетний подсудимый удаляется из зала судебного заседания?

26. Какие вопросы обязательно должны быть рассмотрены судом в совещательной комнате?

27. Может ли мировой судья рассматривать дела о преступлениях, совершенных несовершеннолетними?

28. По делам какой категории преступлений возможно применение принудительных мер воспитательного воздействия?

29. В каких случаях суд направляет несовершеннолетнего осужденного в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение?

30. Каков процессуальный порядок рассмотрения вопроса о направлении несовершеннолетнего осужденного в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение?

31. Может ли быть отсрочено исполнение приговора в отношении несовершеннолетнего осужденного?

32. Какие учреждения относятся к специальным учебно-воспитательным учреждениям?

33. Какие из специальных учебно-воспитательных учреждений относятся к лечебно-воспитательным?

34. Какие участники процесса подлежат помещению в специальные учебно-воспитательные учреждения?

35. Какие процессуальные документы являются основанием для помещения несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение?

36. На какой срок может быть помещен несовершеннолетний осужденный в специальное учебно-воспитательное учреждение?

37. Какими законодательными актами регламентируется помещение несовершеннолетнего осужденного в специальное учебно-воспитательное учреждение?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 1545; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.