Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профилактика заболеваний нервной системы




Рефлекторный принцип функционирования нервной системы

 

Рефлекс — это ответная реакция организма на раздражение, по­ступающее из окружающей среды или из самого организма.

Например: коленный рефлекс — при ударе по сухожилию четырех­главой мышцы бедра под надколенником нога разгибается в колене; сосательный рефлекс — прикосновение к губам грудного ребенка вы­зывает у него сосательные движения; зрачковый рефлекс — освещение ярким светом глаза вызывает сужение зрачка.

Рефлекторная дуга — это путь, по которому возбуждение прини­мается и передается рабочему органу.

 

 

Рис. Отделы рефлекторной дуги:

1 — рецепторы, воспринимающие раздражение; 2 — проводящие

центростремительные пути; 3 — анализирующий центр в центральной

нервной системе (возбуждение переключается с чувствительных нейронов

на двигательные); 4 — проводящие центробежные пути; 5 — рабочий орган — эффектор.

 

Рефлекторная дуга проходит через систему рецепторов, нервных проводников, центральную нервную систему и исполнительные ор­ганы.

Благодаря рефлекторной деятельности организм способен быст­ро реагировать на различные изменения внешней или внутренней среды.

Функциональные нарушения высшей нервной деятельности отра­жаются в многообразных формах неадекватного поведения (упрямство, капризы, немотивированный плач, отказ от контактов со взрослыми или детьми, двигательная расторможенность). При неправильном поведении взрослых эти формы закрепляются, приобретают стойкий характер, возникают неврозы.

Неврозы — функциональные заболевания нервной системы, вызванные воспитанием ребенка без учета его индивидуальных осо­бенностей, насильственным навязыванием ему такого поведения, которое не соответствует его потребностям, игнорированием его как личности.

Причины:

· наследственная предрасположенность (например, к слабому или возбудимому типу нервной деятельности, а следовательно, неус­тойчивости, приводящей к нервности);

· врожденная предрасположенность (возникает под влиянием не­благоприятных условий внутриутробного развития, например болезни матери во время беременности, ее нервные потрясения, плохое питание, употребление алкогольных напитков, курение; токсикозы во время второй половины беременности, так как именно тогда наиболее активно развиваются функции головного мозга, а клетки центральной нервной системы наиболее чувствительны к кислородной недостаточности);

· родовые травмы;

· отсутствие правильного режима (сна, питания), переутомление;

· длительно текущие заболевания (острые, хронические);

· длительно действующие раздражители, которые носят характер или постоянный, или сверхпороговый (длительный шум, нервные родители, подавление инициативы, насмешки, страх);

· отрицательные эмоции с постоянным характером, психические травмы.

Чаще у детей с легковозбудимым типом высшей нервной деятель­ности.

Характерно: повышенная эмоциональность, неустойчивость внимания, частые капризы. Дети обидчивы, реагируют на шум, яркий свет, прикосновения к телу шерсти, меха. Периоды возбуждения сме­няются угнетением, не могут управлять эмоциями, часты вспышки гнева, агрессии.

Когда взрослые не учитывают стремления ребенка к самостоя­тельности, постоянно опекают его, лишая уверенности, то у ребенка появляется заторможенность, пассивность, нерешительность. Также постоянные запреты вызывают бурный протест (ребенок топает нога­ми, кричит).

■ Виды неврозов:

1. Страхи может вызвать любая неожиданность (человек в маске, собаки, громкий звук). У нервного ребенка страх может остаться на­долго.

2. Нарушение сна — дети спят неспокойно, могут ходить во время сна (взрослому следует осторожно уложить ребенка в постель).

3. Патологические привычки — сосание пальцев, ковыряние в носу, раскачивание тела. Часто возникает у детей, которых постоянно одергивали (например, выкрик: «Вынь пальцы изо рта!»), запугива­ли.

4. Расстройство речи возникает в период становления речи (2-3 го­да). Когда у ребенка не получается произнести какой-то слог, ребенок начинает бояться говорить, поэтому становится пугливым или застен­чивым. Таких детей нельзя изолировать от всей группы. Разговаривать с ним надо спокойно, не торопясь, внятно, не разбивая слова на слоги, нельзя говорить о его недостатке. Могут возникнуть такие проблемы, как

1) детей могут дразнить, вызывая у ребенка чувство неполноцен­ности;

2) ему могут подражать здоровые дети.

Профилактика неврозов и неадекватных реакций:

· при двигательной расторможенности — включение ребенка в занятия, связанные с целенаправленной, заинтересовавшей его деятельностью;

· при агрессивном поведении — не допускать ситуаций, способст­вующих появлению агрессии, занимать индивидуальной игрой, постоянно держать ребенка в поле зрения;

· при различных неврозах — создание условий для оптимального физического и нервно-психического развития и обеспечения со­ответствующего уровня здоровья, а также правильная организа­ция бодрствования и ухода за ребенком, физическое воспитание, закаливание; обеспечение спокойной обстановки в семье, ровное ласковое отношение взрослых, правильный воспитательный подход к ребенку с учетом его индивидуальных особенностей;

· важно вовремя заметить начальные формы неадекватного поведе­ния ребенка и не дать им перерасти в неврозы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 2054; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.