Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пример 4




Пример 3

Пример 2

Пример 1

Стальные листы одинакового химического состава, отделки и размера ввезены для различных целей.

Хотя один из импортеров предполагает использовать листы для ремонта автомобильных кузовов, а второй для изготовления печей, товары следует признать идентичными.

 

Резиновые патрубки одного размера ввезены от различных производителей, являющихся резидентами одной страны. Каждый производитель использует свою торговую марку, однако и те и другие патрубки – одного и того же качества, соответствуют одному и тому же стандарту, имеют одинаковую репутацию на рынке и используются в производственном процессе автомобильным заводом страны импорта.

Так как патрубки произведены различными производителями, являются носителями различных торговых марок, они не являются идентичными согласно приведенному выше определению.

Не будучи одинаковыми во всех отношениях, патрубки имеют сходные характеристики и составляющие материалы, которые позволяют им выполнять одинаковые функции. Так как товары изготовлены по одному стандарту, одного качества, имеют сходную репутацию и носят эквивалентные торговые марки, они могут быть признаны однородными.

 

Импортированы чернила для печати на бумаге и чернила для печати на бумаге и текстильных материалах.

Для того чтобы быть однородными, товары должны быть в том числе и коммерчески взаимозаменяемыми. Чернила качества, достаточного только для печати на бумаге, не являются однородными с чернилами качества, достаточного для печати на бумаге и текстильных материалах, хотя последние после импорта могут быть использованы и исключительно для печати на бумаге.

 

Рассмотрим ситуацию, характерную для работы таможенных органов Республики Беларусь в августе – сентябре, когда в страну в наибольшем количестве ввозятся овощи и фрукты из стран ближнего зарубежья.

Предприятие – резидент Республики Беларусь Б заключает бартерный контракт с предприятием – резидентом Республики Молдова М, в соответствии с которым М поставляет в Республику Беларусь томаты свежие, а в ответ получает трактора модели МТЗ-820. Учетная цена тракторов составляет 10 000 долларов США, а томатов – 0,10 доллара США, то есть согласно контракту, за 100 тонн помидоров Б рассчитывается одним трактором.

Вопрос: Как должна быть определена таможенная стоимость томатов, заявляемых предприятием Б в таможенном режиме выпуска для свободного обращения?

Ответ: Согласно ст. 18 закона Республики Беларусь «О Таможенном тарифе» таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь, определяется путем последовательного применения шести методов оценки. При этом каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего. В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона таможенной стоимостью ввозимого на таможенную территорию Республики Беларусь товара, определяемой путем применения метода по цене сделки с ввозимыми товарами (метод 1), является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый товар на момент пересечения им таможенной границы Республики Беларусь. Однако при выполнении сторонами бартерного контракта отсутствует реальное движение денежных средств, следовательно, цена сделки отсутствует, то есть метод по цене сделки неприменим.

Вторым является метод по цене сделки с идентичными товарами. Для его использования в распоряжении таможенного органа, осуществляющего контроль за заявленной предприятием Б таможенной стоимостью томатов, должна иметься информация о ввозе томатов того же сорта, того же качества, происходящих с территории Республики Молдова и выращенных тем же производителем. Однако такая ситуация встречается нечасто. В большинстве случаев в распоряжении таможенного органа имеется информация о таможенной стоимости томатов, происходящих из Молдовы, но иного сорта, либо от иного производителя.

В нашем случае за одну неделю (то есть не ранее 90 дней) до импорта томатов, подлежащих оценке, таможня выдала разрешение на использование томатов аналогичного качества, происходящих из той же страны, в режиме выпуска для свободного обращения, причем таможенная стоимость последних была определена путем применения метода по цене сделки с ввозимыми товарами, но от иного производителя.

Таким образом, в соответствии с положениями ст. 21 Закона таможенная стоимость ввезенных на таможенную территорию Республики Беларусь томатов должна быть определена путем применения метода по цене сделки с однородными товарами с использованием цены сделки с томатами, ввезенными двумя неделями ранее.

Итак, идентичными товарами считаются товары, одинаковые во всех отношениях; однородные немногим отличаются, но должны выполнять одни и те же функции и быть коммерчески взаимозаменяемыми.

Метод определения таможенной стоимости на основе вычитания стоимости. Таможенная оценка по методу 4 базируется на цене, по которой ввозимые (оцениваемые) идентичные или однородные товары были проданы наибольшей агрегированной (совокупной) партией на территории республики в неизменном состоянии не позднее 90 дней с даты ввоза оцениваемых товаров, участнику сделки, не являющемуся взаимозависимым с продавцом лицом.

Понятие «продажа товаров в неизменном состоянии» означает следующее. Операции производственного характера (включая сборку), а также дальнейшая обработка товаров рассматриваются как операции, изменяющие состояние ввезенного товара. В то же время товар будет считаться не изменившим состояние в том случае, если были произведены операции по удалению иностранных упаковочных материалов, консервантов, а также простая переупаковка товаров для внутреннего рынка. Такие естественные изменения, как усушка товара, его испарение (для жидкостей), также рассматриваются как сохранение товаром неизменного состояния. В том случае, если нет продаж оцениваемых, идентичных или однородных ввезенных товаров в неизменном состоянии, то возможно использование продажной цены за единицу этих товаров на рынке Беларуси после их дальнейшей обработки на территории республики с учетом поправок на стоимость этой обработки в качестве основы для расчета.

Одним из ключевых вопросов применения данного метода оценки является выбор цены, по которой наибольшее агрегированное (совокупное) количество товара было продано после ввоза в страну покупателем первого коммерческого уровня, не связанным с продавцом (импортером).

Для определения наибольшего совокупного количества суммируются все продажи товара по данной цене. Наибольшее общее количество единиц товара, проданных по одной цене, и будет представлять наибольшее агрегированное количество единиц товара.

Для того чтобы стало возможным исчисление таможенной стоимости на основе внутренней цены, из нее необходимо выделить те элементы, которые характерны только для внутреннего рынка, то есть тезатраты, которые произведены после ввоза данных товаров на территорию Республики Беларусь и которые не должны быть включены в таможенную стоимость.

Из цены товара вычитаются следующие компоненты:

– расходы на выплату комиссионных вознаграждений, обычные надбавки на прибыль и общие расходы в связи с продажей в Республике Беларусь ввозимых товаров того же класса и вида;

– суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, сборов и иных платежей, подлежащих уплате в Республике Беларусь в связи с ввозом или продажей;

– обычные расходы, понесенные в Республике Беларусь на транспортировку, страхование, погрузочные и разгрузочные работы.

При отсутствии случаев продажи оцениваемых идентичных или однородных товаров в таком же состоянии, в каком они находились на момент ввоза, по просьбе декларанта может использоваться цена единицы товара, прошедшего переработку, с поправкой на добавленную стоимость и при соблюдении положений пунктов 1 и 6 данного метода.

Метод определения таможенной стоимости на основе сложения стоимости. Базой для определения таможенной стоимости по данному методу будет стоимость товара, полученная расчетным путем на основе метода сложения стоимости:

– стоимости материалов и издержек, понесенных изготовителем в связи с производством оцениваемого товара;

– общих затрат, характерных для продажи в Республику Беларусь из страны вывоза товаров того же вида, в том числе расходов на транспортировку, погрузочные и разгрузочные работы, страхование до места пересечения таможенной границы республики, и иных затрат;

– прибыли, обычно получаемой экспортером в результате поставки в Республику Беларусь таких товаров.

Таким образом, для определения таможенной стоимости по методу 5 необходима информация об издержках производства оцениваемых товаров, которую можно получить только за пределами страны ввоза. В этой связи использование метода сложения на практике обычноограничено теми случаями, когда покупатель и продавец являются взаимозависимыми и производитель (продавец) готов предоставить покупателю для предъявления властям страны ввоза необходимые данные об издержках производства и облегчить последующую их проверку, если возникает в ней необходимость.

Трудности в получении и подтверждении необходимой информации накладывают жесткие ограничения на использование метода сложения стоимости. Если таможенному органу представляются неподтвержденные данные, то они должны рассматриваться как бездоказательные, не обязательно отражающие фактическое положение дел.

В связи с этим таможенная стоимость, определенная по методу 5, должна быть объектом особо тщательной проверки.

Резервный метод. Бывают ситуации, когда ни один из рассмотренных выше вариантов оценки товаров, в соответствии с установленными требованиями, не может быть использован в качестве исходной базы для определения таможенной стоимости.

Как правило, это происходит, когда:

– осуществляется импорт товаров на временной основе;

– имеет место договор аренды или найма;

– осуществляется реимпорт товаров после ремонта или модификации;

– производятся поставки уникальной продукции, произведений искусства;

– идентичные или однородные товары не ввозятся;

– товары не перепродаются в стране-импортере;

– изготовитель неизвестен либо отказывается представить данные об издержках производства, либо представленные им сведения не могут быть приняты таможенным органом.

Для этих ситуаций и предназначен резервный метод 6.

Этот метод не дает специального способа оценки товаров, но требует при осуществлении оценки учитывать следующие принципы:

· базирование оценки в максимально возможной степени на стоимости сделки ввезенного товара;

· использование стоимости, основанной на фактических оценках (ценах, по которым ввезенный товар продается в стране в ходе обычной торговли в условиях конкуренции);

· унификация оценки, обеспечение единообразия в осуществлении оценки товара в таможенных целях;

· объективность и беспристрастность критериев оценки;

· совместимость оценки с коммерческой практикой, недопустимость создания ситуаций или использования методов оценки, которые не встречаются в коммерческой практике;

· использование ближайших эквивалентов (альтернативных стоимостей) при невозможности применения метода определения таможенной стоимости товаров по цене сделки с ввозимыми товарами;

· неиспользование стоимости товара отечественного происхождения или произвольных цен в качестве базы для таможенной оценки товара.

Оценка с помощью резервного метода должна соответствовать установленным законодательством методам, при этом допустима определенная гибкость в их применении, которая не должна противоречить общим целям и условиям принятой системы оценки товара в таможенных целях. В рамках резервного метода должна соблюдаться установленная последовательность (иерархия) применения методов определения таможенной стоимости – от первого к пятому.

В качестве основы для определения таможенной стоимости по резервному методу не могут быть использованы:

– цена товара на внутреннем рынке Республики Беларусь;

– цена товара, поставляемого из страны его вывоза в третьи страны;

– цена на внутреннем рынке Республики Беларусь на товары отечественного происхождения;

– произвольно установленная или достоверно не подтвержденная цена товара.

Определение таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Республики Беларусь. Особое место в системе нормативных актов по таможенной стоимости занимают вопросы определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Республики Беларусь.

Однако первоосновой таможенной стоимости вывозимых товаров является цена сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате при продаже товаров на экспорт.

В таможенную стоимость вывозимых товаров также включаются следующие расходы, не включенные в цену сделки:

1) комиссионные и брокерские вознаграждения;

2) стоимость контейнеров и(или) другой многооборотной тары, если в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности СНГ они рассматриваются как единое целое с вывозимыми товарами;

3) стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;

4) соответствующая часть стоимости следующих товаров и услуг, предоставленных покупателем продавцу бесплатно или по сниженной цене для производства или продажи на экспорт вывозимых товаров:

– сырья, материалов, деталей, полуфабрикатов и других комплектующих изделий, являющихся составной частью вывозимых товаров;

– инструментов, штампов, форм и других подобных предметов, использованных при производстве вывозимых товаров;

– вспомогательных материалов, израсходованных при производстве вывозимых товаров;

– инженерной проработки, опытно-конструкторских работ, дизайна, художественного оформления, эскизов и чертежей;

5) лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель прямо или косвенно должен осуществить в качестве условия покупки вывозимых товаров;

6) поступающие продавцу прямо или косвенно часть дохода от последующих перепродаж, передачи или использования покупателем товаров после их вывоза с таможенной территории Республики Беларусь;

7) налоги (за исключением таможенных платежей, уплачиваемых при таможенном оформлении), взимаемые на таможенной территории Республики Беларусь, если в соответствии с налоговым законодательством или международными договорами Республики Беларусь они не подлежат компенсации продавцу при вывозе товаров с таможенной территории Республики Беларусь.

При отсутствии сделки купли-продажи или в случае невозможности ее использования в качестве основы для определения таможенной стоимости эта стоимость определяется исходя из представленных декларантом данных бухгалтерского учета продавца-экспортера о затратах на производство вывозимого товара и величины получаемой прибыли либо на основе данных об оприходовании и списании с баланса вывозимых товаров. При этом также учитываются вышеперечисленные расходы.

В случае невозможности использования представленных декларантом сведений таможенная стоимость вывозимого товара определяется на основе сведений о ценах на идентичные или однородные товары.

 

 

Глава 3. Страна происхождения товара

3.1. Цели и критерии определения страны происхождения товара

Страна происхождения товара определяется с целью осуществления тарифных и нетарифных мер регулирования ввоза товаров на таможенную территорию Республики Беларусь и вывоза товаров с этой территории.

Основные принципы определения страны происхождения товаров, указанные в законе Республики Беларусь «О Таможенном тарифе», основываются на существующей международной практике.

Порядок определения страны происхождения товара, перемещаемого через таможенную территорию Республики Беларусь, устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

Страна происхождения товара – страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке (переработке) в соответствии с установленными критериями.

При этом под страной происхождения может пониматься группа стран, таможенные союзы стран, регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения происхождения товара.

Товар любое движимое имущество, в том числе тепловая, электрическая, иные виды энергии, перемещаемые через таможенную границу. Под товаром понимается также валюта и валютные ценности.

Полностью произведенными в данной стране считаются следующие товары:

¾ полезные ископаемые, добытые из недр страны, в ее территориальном море или на дне этого моря;

¾ растительная продукция, выращенная или собранная на ее территории;

¾ живые животные, родившиеся и выращенные в ней;

¾ продукция, полученная в этой стране от выращенных в ней животных;

¾ продукция, полученная в результате охотничьего, рыболовного промысла;

¾ продукция морского промысла, полученная судном данной страны и арендованными (зафрахтованными) ею;

¾ продукция, полученная на борту перерабатывающего судна данной страны исключительно из продукции, указанной в предыдущем подпункте;

¾ продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориального моря данной страны, при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку этого морского дна или этих морских недр;

¾ отходы и лом (вторичное сырье), полученные в результате производственных или иных операций по переработке, а также бывшие в употреблении изделия, собранные в данной стране и пригодные только для переработки в сырье;

¾ продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических судах, принадлежащих данной стране и арендованных (зафрахтованных)ею;

¾ товары, изготовленные в данной стране исключительно из продукции, указанной в предыдущих подпунктах.

Критерий достаточной обработки (переработки) – один из принципов определения страны происхождения товаров, в соответствии с которым товар, если в его производстве участвуют две или более страны, считается происходящим из той страны, где он был подвергнут последней существенной обработке (переработке), достаточной для придания товару его характерных свойств.

Критерии достаточной обработки (переработки выражается в следующем:

–– в изменении товарной позиции (классификационного кода товара) по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности СНГ на уровне любого из первых четырех знаков, произошедшем в результате обработки (переработки) товара;

–– выполнении необходимых условий, производственных и технологических операций, достаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти операции имели место;

–– правиле адвалорной доли, когда стоимость используемых материалов или добавленная стоимость достигает фиксированной процентной доли в цене конечной продукции.

Основным критерием достаточной обработки (переработки) является изменение товарной позиции по ТН ВЭД на уровне хотя бы одного из первых четырех знаков. Он применяется в отношении всех товаров, за исключением тех, по которым на основании двух- или многосторонних международных соглашений установлены условия производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, где они имели место.

В качестве одного из условий может быть включено правило адвалорной доли, как самостоятельно, так и в сочетании с другими критериями достаточной обработки (переработки) товара.

В случае, если применяется правило адвалорной доли, стоимостные показатели рассчитываются следующим образом:

–– для импортируемых материалов – по таможенной стоимости этих материалов при их ввозе в страну, в которой осуществляется производство конечной продукции, или, при неизвестном происхождении импортированных материалов, по документально подтвержденной цене их первой продажи на территории страны, в которой осуществляется производство конечной продукции. Как правило, такая стоимость не может превышать 50 % стоимости готовой продукции;

–– для конечной продукции – по цене на условиях «франко-завод» («франко- склад») продавца.

При этом считаются не отвечающими критерию достаточной переработки:

¾ операции по обеспечению сохранности товаров во время хранения и транспортировки;

¾ операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (дробление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка);

¾ простые сборочные операции;

¾ смешивание товаров (компонентов), которое не приводит к существенному отличию полученной продукции от исходных составляющих;

¾ убой скота;

¾ комбинация двух или большего числа указанных выше операций.

Критерии достаточной переработки для конкретных товаров и стран устанавливаются и применяются в порядке, определяемом международными договорами Республики Беларусь и Советом Министров Республики Беларусь.

В случае, если в отношении конкретных товаров или страны происхождение товара особо не оговаривается, применяется общее правило, в соответствии с которым товар считается подвергнутым достаточной переработке, если произошло изменение товарной позиции по ТН ВЭД на уровне любого из первых четырех знаков.

При определении страны происхождения товарыв разобранномили несобранном виде(поставляемые несколькими партиями, если по производственным или транспортным условиям невозможна их отгрузка одной партией, а также, если партия товара разбита на несколько партий в результате ошибки или неверной адресации) могут рассматриваться по желанию декларанта как единый товар.

Условиями применения этого правила являются:

¾ предварительное уведомление таможенного органа страны ввоза о разбивке разобранного или несобранного товара на несколько партий с указанием причины такой разбивки, подробной спецификации каждой партии с указанием кодов товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности СНГ, стоимости и страны происхождения товаров, входящих в каждую партию;

¾ документальное подтверждение ошибочности разбивки на несколько партий или неверной адресации товара;

¾ поставка всех партий из одной страны одним и тем же экспортером в рамках одной внешнеэкономической операции;

¾ ввоз всех партий товара через одну и ту же таможню;

¾ поставка всех партий товара в срок, не превышающий шести месяцев с даты принятия таможенной декларации либо истечения сроков на ее подачу в отношении первой партии.

Для определения страны происхождения товара происхождение используемой для их производства тепловой и электрической энергии, машин, оборудования и инструментов не учитывается.

Приспособления, принадлежности, запасные части и инструменты для использования с машинами, оборудованием, аппаратами или транспортными средствами считаются происходящими из той страны, что и машины, оборудование, аппараты или транспортные средства, если данные приспособления, принадлежности, запасные части и инструменты ввозятся и продаются в комплекте с вышеуказанными машинами, оборудованием, аппаратами или транспортными средствами и в количестве, обычно поставляемом с данными устройствами.

Упаковка, в которой товар ввозится на таможенную территорию, считается происходящей из той же страны, что и сам товар, при условии, что товар обычно реализуется в данной упаковке в розничной торговле, в том числе при применении третьего критерия достаточной обработки (переработки) – правило адвалорной доли.

Когда упаковка подлежит декларированию отдельно от товара, то страна происхождения упаковки определяется отдельно.

Для целей определения страны происхождения товара, изготовленного в государстве – участнике Содружества Независимы Государств, применяется кумулятивный принцип, который определяет происхождение того или иного товара при его последовательной обработке (переработке).

Если в производстве конечного товара в одном из государств СНГ используется сырье или материалы, происходящие из других стран СНГ, подтвержденные сертификатом о происхождении товара формы СТ-1 (см. пункт 3.4) и подвергаемые поэтапной последовательной обработке в других государствах СНГ, то страной происхождения такого товара считается страна, где он в последний раз был подвергнут достаточной обработке (переработке).

При отсутствии сертификата о происхождении сырья или материалов формы СТ-1 определение страны происхождения товара осуществляется на основании критерия достаточной обработки (переработки).

Если в производстве участвуют товары третьих стран, помимо государств СНГ, происхождение товара определяется в соответствии с критериями достаточной переработки.

 

3.2. Сертификат о происхождении товара

 

В целях подтверждения страны происхождения товара таможенные органы вправе требовать предоставления оригинала сертификата о происхождении товара, в частности при вывозе товаров с таможенной территории Республики Беларусь, в тех случаях, когда он необходим и это зафиксировано в соответствующих контрактах, в национальных правилах страны ввоза или предусмотрено международными обязательствами Республики Беларусь.

Уполномоченным на выдачу сертификатов о происхождении товаров органом в Республике Беларусь является Белорусская торгово-промышленная палата.

При ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь сертификат о происхождении товара представляется в обязательном порядке в следующих случаях:

¾ на товары, происходящие из стран, которым Республика Беларусь предоставляет режим свободной торговли, преференциальный или национальный режим во взаимной торговле;

¾ на товары, ввоз которых из данной страны регулируется количественными ограничениями (квотами) или иными мерами регулирования внешнеэкономической деятельности;

¾ если это предусмотрено международными соглашениями, участником которых является Республика Беларусь, а также законодательством Республики Беларусь в области охраны окружающей природной среды, здоровья населения, защиты прав белорусских потребителей, общественного порядка, государственной безопасности и других жизненно важных интересов Республики Беларусь;

¾ в случаях, когда в представляемых для таможенного оформления документах сведения о происхождении товаров отсутствуют либо у таможенного органа Республики Беларусь есть основания полагать, что декларируются недостоверные сведения о происхождении товаров.

Сертификат о происхождении товара должен однозначно свидетельствовать о том, что указанный товар происходит из соответствующей страны и должен содержать:

¾ письменное заявление отправителя о том, что товар удовлетворяет соответствующему критерию происхождения;

¾ письменное удостоверение компетентного органа страны вывоза, выдавшего сертификат, о том, что представленные в сертификате сведения соответствуют действительности.

Сертификат о происхождении товара представляется вместе с таможенной декларацией и другими документами, необходимыми при таможенном оформлении. При утрате сертификата принимается его официально заверенный дубликат.

Если иное не предусмотрено соглашениями между Республикой Беларусь и страной вывоза товара, сертификат должен содержать следующие необходимые сведения о товаре, на который он выдан:

¾ наименование и адрес экспортера;

¾ наименование и адрес импортера;

¾ наименование (описание) товара;

¾ средства транспортировки и маршрут следования;

¾ количество мест, характер упаковки, маркировку и нумерацию;

¾ вес брутто и нетто;

¾ номер счета-фактуры (инвойса).

В случае возникновения сомнений относительно безупречности сертификата или содержащихся в нем сведений, включая сведения о стране происхождения товара, таможенные органы страны ввоза могут обратиться к уполномоченному органу, удостоверяющему сертификат, или к компетентным органам страны происхождения товара с мотивированной просьбой сообщить дополнительные либо уточняющие сведения, а также направить сертификаты для их последующей проверки.

Непредставление правильно оформленного сертификата происхождения товара или сведений о происхождении товара не является основанием для его задержания таможенными органами, за исключением случаев, предусмотренных национальным законодательством страны импорта.

Товары, происхождение которых не установлено, но при этом в их отношении не может быть предоставлен режим свободной торговли, преференциальный или национальный режим из-за отсутствия необходимых для этих целей документов, пропускаются в страну ввоза в соответствии с требованиями тарифного и нетарифного регулирования страны-импортера.

Таможенным органом может быть отказано в пропуске товара лишь при наличии достаточных оснований полагать, что товар происходит из страны, товары которой не подлежат пропуску в страну ввоза в соответствии с международными соглашениями, действующим для этого государства, и(или) его национальным законодательством.

Льготы по уплате таможенных платежей предоставляются только на основании оригиналов сертификатов о происхождении товара формы А (в отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран) и формы СТ-1 (в отношении товаров, происходящих из государств СНГ), выданных уполномоченным органом страны происхождения товара.

Товар не считается происходящим из конкретной страны до тех пор, пока не будут представлены документы и(или) сведения, подтверждающие его происхождение.

 

Сертификат о происхождении товара формы СТ-1. В соответствии с двухсторонними Соглашениями о свободной торговле, заключенными между Республикой Беларусь и другими государствами СНГ, товары, происходящие с территорий государств СНГ и ввозимые на территорию Республики Беларусь, таможенными пошлинами, акцизами и налогом на добавленную стоимость (кроме случаев, предусмотренных законодательством) не облагаются.

Для подтверждения происхождения товара из конкретного государства СНГ применяется сертификат о происхождении товара формы СТ-1 (приложение 1), утвержденной Решением Совета глав правительств СНГ от 30 ноября 2000 года.

Сертификат о происхождении товара формы СТ-1 представляется таможенным органам на русском языке в отпечатанном виде без исправлений.

Он должен содержать:

¾ письменную декларацию экспортера о том, что данный товар происходит из соответствующей страны;

¾ письменное удостоверение компетентного органа о том, что представленные в сертификате сведения соответствуют действительности.

Сертификат должен быть заверен печатью уполномоченного органа страны происхождения (как правило, Торгово-промышленной палаты), причем стороны обмениваются печатями таких органов и подписями лиц, уполномоченных на заверение сертификатов о происхождении.

Сертификат о происхождении товара формы А (приложение 2) служит основанием для снижения ставок ввозных таможенных пошлин на 25 % в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, пользующихся преференциальным режимом Республики Беларусь, и для освобождения от уплаты таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран, пользующихся национальным режимом Республики Беларусь.

Сертификаты, выполненные на иных бланках (в том числе содержащие иное количество граф), несмотря на сходное наименование, в качестве основания для предоставления преференций не рассматриваются.

Сертификат представляется таможенным органам Республики Беларусь в напечатанном виде или разборчиво заполненный печатными буквами от руки без исправлений на русском или английском языках. При необходимости таможенные органы вправе потребовать перевода сертификата на белорусский или русский языки.

Особое внимание в представляемых сертификатах следует обращать:

¾ на соответствие сведений об экспортере и импортере (графы 1 и 2) сведениям, заявленным в других товаросопроводительных документах;

¾ соответствие указанного в графе 10 сертификата номера счета-фактуры номеру предъявленного счета-фактуры;

¾ расхождение между фактически поставленным количеством товара и указанным в сертификате не должно превышать ± 5 %;

¾ в графе 8 должно стоять обозначение критерия происхождения товара в соответствии с принятыми в Республике Беларусь обозначениями:

· товар полностью произведен в стране экспорта – «Р»;

· товар включает добавленную стоимость – «Y»;

· товар произведен в одной из стран, на которые распространяется преференциальный режим, и подвергся обработке в других таких странах – «Pk».

Указание обозначений типа «W», «Z», «F» и подобных таможенными органами для целей предоставления тарифных преференций не принимается во внимание. Если в партии поставляется несколько наименований товаров, то критерий происхождения должен быть указан на каждый вид товара.

Сертификат должен быть заверен (графа 11) компетентным национальным органом страны-экспортера или уполномоченной на это организацией.

Срок действия сертификата о происхождении товара формы «А» составляет один год с даты его выдачи уполномоченным органом экспортирующей страны-бенефициара.

В исключительных случаях сертификат о происхождении товара формы «А» может выдаваться после действительного экспорта продукции, к которой он относится, если он не был выдан во время оформления отгрузки. Уполномоченный орган может выдать сертификат впоследствии только после проверки того, что данные, содержащиеся в заявлении экспортера, соответствуют данным, содержащимся в документах на экспорт.

 

3.3. Предоставление льгот по таможенному тарифу в зависимости от страны происхождения товара

 

При осуществлении торгово-политических отношений Республики Беларусь с иностранными государствами допускается установление преференций по таможенному тарифу Республики Беларусь в виде освобождения от уплаты пошлин, снижения ставок пошлин либо установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) в отношении товаров:

¾ происходящих из государств, образующих вместе с Республикой Беларусь зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны;

¾ происходящих из стран, пользующихся национальной системой преференций Республики Беларусь.

Товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь и происходящие из Российской Федерации, Азербайджанской Республики, Республики Армения, Грузии, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан, а также Украины, таможенными пошлинами не облагаются.

Товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь и происходящие из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Республика Беларусь применяет режим наибольшего благоприятствования, облагаются таможенными пошлинами по ставкам, размеры которых устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь (далее – ставкам Таможенного тарифа) (например, Австрия, Бельгия, Канада, Китай, Швейцария и др. – всего 128 стран и союзов).

Товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь и происходящие из развивающихся стран, пользующихся преференциальным режимом Республики Беларусь, в настоящее время облагаются таможенными пошлинами в размере 75 % от установленных ставок Таможенного тарифа (например, Албания, Алжир, Ливан и др. – всего 103 страны).

Товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь и происходящие из наименее развитых стран, пользующихся преференциальным режимом Республики Беларусь, таможенными пошлинами не облагаются (например, Афганистан, Гаити, Судан и др. – всего 47 стран).

Одновременно Советом Министров Республики Беларусь определен перечень товаров, происходящих и ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь из развивающихся и наименее развитых стран, пользующихся национальной системой преференций Республики Беларусь, по которым применяется освобождение от уплаты таможенных пошлин либо снижение их ставок.

Товары, происходящие из стран, которым Республика Беларусь не предоставляет режим свободной торговли, наибольшего благоприятствования либо преференциальный режим, либо товары, страна происхождения которых не установлена, облагаются таможенными пошлинами по ставкам Таможенного тарифа, увеличенным в два раза.

 

Тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из государств СНГ. Товар пользуется режимом свободной торговли на таможенных территориях государств СНГ при выполнении следующих условий:

¾ таможенному органу Республики Беларусь предъявляется оригинал сертификата о происхождении товара формы СТ-1, выданный уполномоченным в соответствии с национальным законодательством органом страны происхождения товара и заполненный в установленном порядке;

¾ товар экспортируется на основании договора (контракта) между резидентом одного из государств СНГ и резидентом Республики Беларусь и ввозится на таможенную территорию Республики Беларусь с таможенной территории другого государства СНГ;

¾ ввозится физическим лицом – резидентом государства СНГ с таможенной территории одного из государств СНГ на таможенную территорию Республики Беларусь.

Под резидентомпонимаются любые физические и юридические лица, предприятия или организации, не имеющие статуса юридического лица, которые по законодательству государства подвергаются в нем налогообложению на основании местожительства, постоянного местопребывания, места управления, регистрации и создания либо другой аналогичной характеристики.

В то же время в данное понятие не включается лицо, которое подвергается налогообложению в государстве только в отношении дохода, полученного от операций, не связанных с производством и реализацией товаров.

При невыполнении одного из этих условий, если имеется возможность установить страну происхождения товаров на основании товаросопроводительных документов, в отношении происходящих с территории государств СНГ товаров применяются ставки Таможенного тарифа, в противном случае – удвоенные по отношению к этим ставкам.

 

Тарифные преференции (льготы) в отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, Республикой Беларусь предоставляются только при одновременном выполнении следующих условий:

¾ таможенному органу Республики Беларусь предъявляется оригинал сертификата о происхождении товара формы «А», выданный уполномоченным в соответствии с национальным законодательством органом страны происхождения товара и заполненный в установленном порядке;

¾ соблюдается правило непосредственной закупки;

¾ соблюдается правило прямой поставки.

При невыполнении хотя бы одного из этих условий тарифные преференции не предоставляются и ввезенные товары облагаются таможенными пошлинами следующим образом.

Если развивающаяся или наименее развитая страна включена в перечень стран, которым Республика Беларусь предоставляет режим наибольшего благоприятствования, то ввезенные товары облагаются по ставкам Таможенного тарифа.

Если развивающаяся или наименее развитая страна не включена в перечень стран, которым Республика Беларусь предоставляет режим наибольшего благоприятствования, то ввезенные из этих стран товары облагаются по ставкам Таможенного тарифа, увеличенным в два раза.

Непосредственно закупаемым товаром является товар, приобретенный импортером у предприятия или иного лица, зарегистрированного в стране, пользующейся в Республике Беларусь тарифными преференциями.

Прямой отгрузкой является отгрузка из страны, пользующейся в Республике Беларусь тарифными преференциями, непосредственно в Республику Беларусь.

Правило прямой отгрузки считается выполненным также в отношении товаров, которые:

¾ транспортируются через территорию одной или нескольких стран вследствие географических, транспортных, технических или экономических причин. Допускается временное складирование их на территории этих стран с условием, что товары все время находятся под таможенным контролем стран транзита;

¾ закуплены в других странах во время проведения выставок и ярмарок при условии, когда импортер закупил этот товар в том виде, в каком он поступил на выставку или ярмарку, когда товар не использовался для других, кроме выставочных, целей после отправки на выставку или ярмарку и оставался под таможенным контролем в ходе выставки или ярмарки.

 

3.4. Подтверждение страны происхождения товаров таможенными органами

 

Порядок подтверждения таможенными органами страны происхождения отдельных товаров определяется Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь.

Льготы по уплате таможенных платежей в отношении товаров предоставляются при условии подтверждения достоверности сертификатов о происхождении товара.

Лицо, заинтересованное в подтверждении достоверности сертификата о происхождении товара, направляет в соответствующий таможенный орган письменный запрос и оригинал сертификата о происхождении товара.

Запрос должен содержать все сведения, необходимые для подтверждения достоверности сертификата о происхождении товара. К запросу прилагаются пробы и образцы товаров, их описание, фотографии, рисунки, чертежи, коммерческие и иные документы, любые другие необходимые сведения, свидетельствующие о том, что данный товар полностью произведен или был подвергнут достаточной переработке на территории страны происхождения.

Заявление на подтверждение достоверности сертификата происхождения товара рассматривается соответствующим таможенным органом в течение 15 дней со дня его получения при условии представления всех требуемых сведений и документов.

В случае, если таможенный орган запрашивает у государственных органов и(или) иных организаций дополнительные документы в подтверждение представленных сведений, срок рассмотрения заявления исчисляется с даты поступления таких документов.

Общий срок рассмотрения заявления на подтверждение достоверности сертификата не должен превышать трех месяцев.

В случае признания сертификата действительным в графе «Для служебных отметок» (№ 5 – сертификата формы СТ-1 и № 4 – сертификата формы А) производится запись «СЕРТИФИКАТ ПРИЗНАН ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ», которая заверяется подписью уполномоченного должностного лица соответствующего таможенного органа.

Вышестоящий таможенный орган вправе отменить решение о признании действительным сертификата о происхождении товара, принятое нижестоящим таможенным органом, если такое решение принято на основе неполной или недостоверной информации, а также в случае установления нарушений действующих правил определения страны происхождения товара.

В отношении товаров, таможенное оформление которых осуществлено с взиманием таможенных пошлин по ставкам, предусмотренным для товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Республика Беларусь применяет режим наибольшего благоприятствования, увеличенным в два раза, может быть восстановлен национальный преференциальный режим или режим наибольшего благоприятствования при условии представления сертификата о происхождении товара, достоверность которого подтверждена надлежащим образом.

Максимальный срок представления таможенным органам сертификата о происхождении товара, достоверность которого подтверждена надлежащим образом, один год с даты принятия таможенным органом грузовой таможенной декларации.

По истечении годичного срока претензии по уплаченным (взысканным) таможенным платежам таможенными органами не принимаются и возврат уплаченных сумм таможенных платежей не производится.

 


Отправитель/экспортер (наименование и почтовый адрес) 4. №__________________________ Сертификат о происхождении товара Форма СТ-1   Выдан в ________________________ (наименование страны) Для предоставления в _________________________ (наименование страны)
Получатель/импортер (наименование и почтовый адрес) 5.Для служебных отметок
Средства транспорта и маршрут следования (насколько это известно)
6.№ 7.Количество мест и вид упаковки 8. Описание товара 9.Вес брутто/нетто (кг) 10. Номер и дата счет-фактуры
         
11.Удостоверение Настоящим удостоверяется, что декларация заявителя соответствует действительности 12.Декларация заявителя Нижеподписавшийся заявляет, что вышеприведенные сведения соответствуют действительности, что все товары полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке в     _________________________ (наименование страны) и что все они отвечают требованиям происхождения, установленным в отношении таких товаров.
Подпись Дата Печать Подпись Дата Печать
           

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ЛИСТ СЕРТИФИКАТА № __________________ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ТОВАРА
6. № 7. Количество мест и вид упаковки 8. Описание товара 9 Вес брутто/ нетто (кг) 10. Номер и дата счет-фактуры
         
11. Удостоверение Настоящим удостоверяется, что декларация заявителя соответствует действительности     Подпись Дата Печать   12. Декларация заявителя Нижеподписавшийся заявляет, что вышеприведенные сведения соответствуют действительности, что все товары полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке в     (наименование страны) и что все они отвечают требованиям происхождения, установленным в отношении таких товаров.   Подпись Дата Печать
           

 

 

 
1.Goods consigned from (exporter’s business name, address, country)

 

 

Reference № A. GENERALIZED SYSTEM OF PREFERENCES B. CERTIFICATE OF ORIGIN (Combined declaration and certificate) Form A Issued in _______________ country  
2. Goods consigned to (consignee’s name, address, country)  
3.Means of transport and route (as far as known)     4. For official use
5. Item number 6. Marks and numbers of packages     7. Number and kind of packages; description of goods 8. Origin criterion 9. Gross weight or other quantity 10. Number and date of invoice
             
11. Certification.   It is hereby certified, on the basis of control carried out, that the declaration by the exporter is correct       Place and, signature and stamp of certifying authority 12. Declaration of exporter   The undersigned hereby declares that all the above details and statements are correct; that all the goods were produced in _____________________________________ (country) and that they comply with the origin requirements specified for those goods in the generalized system of preferences for goods exported to ______________________________________ (importing country) __________________________________ Place and, signature of authorized signatory
             

 

Глава 4. Таможенные платежи в Республике Беларусь

4.1. Виды таможенных платежей

 

Целью таможенной политики Республики Беларусь является обеспечение наиболее эффективного использования методов таможенного контроля и регулирования внешнеэкономической деятельности юридических и физических лиц, участие в реализации торгово-политических задач по защите белорусского рынка, стимулирование развития национальной экономики и другие задачи экономической политики Республики Беларусь. Основным инструментом реализации таможенной политики республики выступает установление и применение тарифных и нетарифных методов государственного таможенного регулирования. Применение таможенных пошлин представляет собой основу таможенно-тарифного регулирования, в то время как акцизы и налог на добавленную стоимость входят в состав мер нетарифного регулирования внешней торговли.

К таможенным платежам относятся установленные законодательством обязательные платежи, взимаемые таможенными органами при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь, а также в иных установленных случаях. Таможенные платежи включают в себя как таможенные пошлины (таможенный тариф), так и налоги и сборы, относящиеся к нетарифным инструментам государственного регулирования внешней торговли. Статьей 110 Таможенного кодекса Республики Беларусь установлены следующие таможенные платежи:

1) таможенная пошлина;

2) налог на добавленную стоимость;

3) акцизы;

4) сборы за выдачу лицензий таможенными органами Республики Беларусь и возобновление действия лицензий;

5) сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата;

6) таможенные сборы за таможенное оформление;

7) таможенные сборы за хранение товаров;

8) таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров;

9) плата за информирование и консультирование;

10) плата за принятие предварительного решения;

11) плата за участие в таможенных аукционах;

12) другие налоги и сборы, предусмотренные законодательством.

Данный перечень является открытым, то есть включает пункт «другие налоги и сборы», и на таможенные органы возлагается обязанность взыскания, например, налога на доходы иностранных юридических лиц, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, от реализации товаров, ввезенных на территорию Республики Беларусь для демонстрации на выставках, выставках-продажах, ярмарках.

Таможенные платежи выполняют две основные функции:

1) фискальную функцию, являясь средством пополнения государственного бюджета;

2) функцию экономического регулирования по рационализации товарной структуры ввоза и вывоза товаров, защите экономики от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции и т. д.

Таможенные платежи играют важную роль в формировании доходов бюджета Беларуси и приносят, вместе с финансовыми санкциями, взыскиваемыми таможенными органами, 20–25 % доходной части бюджета государства.

Наибольший удельный вес среди таможенных платежей составляет налог на добавленную стоимость, уплачиваемый при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь товаров и транспортных средств (рис. 2).

 

Рис. 2. Удельный вес отдельных налогов и сборов в общей сумме

таможенных платежей за 2000 год

 

По функциональному значению и удельному весу в стоимостном выражении среди таможенных платежей можно выделить основные таможенные платежи, к которым относятся:

1) таможенные пошлины (как импортные, так и экспортные);

2) налог на добавленную стоимость;

3) акцизы;

4) таможенные платежи, уплачиваемые физическими лицами при перемещении через таможенную границу товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности;

5) таможенные сборы за таможенное оформление.

Иные таможенные платежи (впрочем, как и таможенные сборы за таможенное оформление) представляют собой, в большинстве случаев, плату за услуги или иные юридически значимые действия, выполняемые таможенными органами. Это, например, консультирование по вопросам таможенного законодательства или выдача различных лицензий.

Таможенные платежи могут уплачиваться по желанию их плательщика в белорусских рублях или иностранной валюте, покупаемой Национальным банком Республики Беларусь. Вместе с тем определены случаи, когда платежи уплачиваются исключительно в иностранной валюте – это дополнительный сбор за таможенное оформление. Только в иностранной валюте или российских рублях, к примеру, в 2001 году взимался налог на доходы иностранных юридических лиц, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, от реализации товаров, ввезенных на территорию Республики Беларусь для демонстрации на выставках, выставках-продажах, ярмарках, а также таможенные пошлины и налоги, подлежащие уплате по единым ставкам при ввозе физическими лицами автотранспортных средств.

Обязанность уплаты основных таможенных платежей возложена на декларанта – лицо, которое от собственного имени декларирует, представляет и предъявляет таможенному органу товары, подлежащие таможенному оформлению. При этом в соответствии с таможенным законодательством Республики Беларусь любое заинтересованное лицо вправе уплатить таможенные платежи.

При перемещении товаров между двумя таможенными органами Беларуси (транзит товаров или перевозка под таможенным контролем) всю ответственность за уплату таможенных платежей несет их перевозчик, и в случае недоставки товаров в таможенный пункт назначения именно на перевозчика возложена обязанность внесения в бюджет подлежащих уплате платежей, рассчитанных так, как если бы товары выпускались для свободного обращения на территории республики. При утрате товаров, размещенных на складе временного хранения, обязанность уплаты таможенных платежей возложена на владельца такого склада (за исключением случаев, когда владельцем склада является таможенный орган).

Таможенные платежи уплачиваются до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации таможенным инспектором на пункте таможенного оформления. При этом физические лица, перемещающие через таможенную границу товары не для коммерческих целей, платежи уплачивают одновременно с принятием таможенной декларации.

При исчислении сумм таможенных платежей, подлежащих уплате, применяются акты законодательства Республики Беларусь, а также официальный курс иностранных валют, установленный Национальным банком Республики Беларусь, действующие на день принятия таможенной декларации. Днем принятия декларации таможней является день ее регистрации в установленном порядке.

В таблице 1 приведены таможенные режимы и основные таможенные платежи, предусмотренные при заявлении ввезенных (вывозимых) товаров в данных режимах.

 

 

Таблица 1.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 722; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.