Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Число случаев применения




НТО в распределении по группам товаров

Нетарифные ограничения промышленно развитых стран

(Число случаев применения НТО)

Страны Виды НТО
Количественные ограничения Технические барьеры Приоритетная система госзакупок Пограничный налоговый режим Внутренние налоги и сборы Субсидии национальным фирмам Всего
18 промышленно развитых стран                            
США              
Япония              
ФРГ              
Англия              
Франция              
Италия              

в начале 90-х годов, в % к итогу) [10]

Всего случаев применения НТО  
Транспортные средства 14,9
Химические изделия 9,6
Машины и оборудование (кроме электрооборудования) 7,2
Электрооборудование 5,7
Руды, металлы и изделия из них 5,3
Текстильные изделия 3,8
Напитки 4,0
Продовольственные товары 3,9
Продукты животного происхождения 3,5

3.2. Методы количественной оценки нетарифных ограничений

Средства современного протекционизма воздействуют на ввоз по трем главным направлениям: повышают цену импортных товаров и снижают их конкурентоспособность; количественно ограничивают их ввоз и потребление; создают препятствия для сбыта и потребления импортных товаров на внутреннем рынке страны назначения. Такая многоплановость протекционистского воздействия современных средств регулирования импорта существенно повышает их экономическую и торгово-политическую эффективность. Одновременно она значительно усложняет задачу исследования и анализа механизма действия отдельных средств современного протекционизма. Дело в том, что многие современные нетарифные протекционистские барьеры практически не поддаются количественной оценке.

Проблема количественной оценки и сопоставимости средств современного нетарифного протекционизма имеет прежде всего серьезное теоретическое значение, позволяя перевести на язык фактов и точных оценок дискуссию о направлениях развития современной внешнеторговой политики. Не менее важен и практический аспект этой проблемы, поскольку количественная оценка уровня и тенденции развития нетарифной защиты рынков иностранных государств открывают дополнительную возможность для поиска путей повышения эффективности внешнеторговых операций и определяют тактику и стратегию переговоров о снижении барьеров. Наконец, многосторонние торговые переговоры, в ходе которых обсуждаются вопросы взаимного снижения нетарифных барьеров, требуют четких количественных сопоставлений различных НТО, с тем чтобы определить равноценность уступок и взятых на себя обязательств. Все это поставило в теоретическом и практическом плане вопрос о разработке методов количественной оценки уровня протекционистской защиты рынков и выдвинуло проблему сопоставимости различных форм и методов нетарифного протекционизма и расчета их тарифных эквивалентов.

В связи с этим представляет интерес краткий анализ приемов количественной оценки общего уровня протекционизма, которые часто используются в исследованиях международных организаций (ЮНКТАД, ГАТТ, МВФ, ВТО). Один из наиболее распространенных методов – определение уровня номинального протекционизма как суммы действующих средних ставок пошлин и рассчитанных тарифных эквивалентов нетарифных барьеров. Этот метод дает определенное представление о тенденциях развития протекционизма, однако его несовершенство обнаруживается при использовании для оценки реально существующего уровня защиты рынка из-за недостаточной приспособленности методики определения тарифных эквивалентов для многих видов нетарифных барьеров.

Другой широко используемый метод – это оценка так называемой частоты применения (или степени использования) торговых барьеров путем сопоставления числа товарных позиций, в отношении которых используются ограничения импорта, с числом товарных позиций, где эти ограничения отсутствуют.

Этот метод дает определенное представление о степени применения торговых барьеров в различных странах, но он не позволяет судить о реальном уровне защиты рынка, поскольку при расчете по этому методу ограничения, различные по жесткости своего действия, суммируются как равноценные.

Третий метод сводится к определению степени защиты рынка путем сопоставления уровня внутренних цен, существующих на этом рынке, с мировыми ценами и расчета на этой основе тарифного эквивалента. В данном случае степень защиты внутреннего рынка пропорциональна превышению внутренними ценами над мировых. Этот метод имеет наиболее обобщенный характер, однако его недостаток заключается в том, что расчеты по этому методу не принимают во внимание национальных особенностей ценообразования в различных странах. Кроме того, цены могут сравниваться за различные периоды времени, причем сам выбор временных рамок сопоставления может менять расчетный уровень тарифного эквивалента.

Тем не менее, метод оказался наиболее продуктивным в многосторонних торговых переговорах.

 

3.3. Регламентация мер нетарифного регулирования ГАТТ/ВТО

 

Учитывая проводимую Республикой Беларусь политику, направленную на вступление в ВТО, представляется целесообразным рассмотреть отдельные положения ГАТТ/ВТО, регламентирующие применение нетарифных мер регулирования.

В рамках ГАТТ-1994 применение нетарифных барьеров в наиболее общей форме регулируется ст. I и III, требующими от стран-участниц использования национального режима и режима наибольшего благоприятствования. Кроме того, ст. XI в общей форме запрещает странам-участницам использовать какие-либо ограничения ввоза-вывоза, кроме таможенных тарифов. Из отдельных нетарифных мер наиболее полно в рамках ГАТТ регулируются количественные ограничения, запреты и некоторые другие. Однако в целом область нетарифных ограничений недостаточно обеспечена межгосударственной правовой базой. Вместе с тем растущее применение нетарифных ограничений во всех государствах, невозможность их отмены по экономическим и торгово-политическим соображениям обусловили возникновение четкой политической линии в международном плане – договориться в рамках ГАТТ, а теперь и в рамках ВТО об определенной, согласованной на межгосударственном уровне дисциплине в их применении.

Правила ГАТТ1 и сложившиеся за время его деятельности прецеденты позволяют использовать многие виды нетарифных ограничений (включая такие жесткие, как запреты, контингенты и лицензии). Об этом говорит ряд статей ГАТТ. В ходе Токийского и Уругвайского раундов многосторонних торговых переговоров были выработаны кодексы, интерпретирующие и расширяющие положения ГАТТ и устанавливающие правила использования отдельных видов нетарифных ограничений. В настоящее время действуют следующие кодексы, регламентирующие порядок использования нетарифных барьеров: Кодекс по техническим барьерам, Кодекс по импортному лицензированию, Кодекс по таможенной оценке, Кодекс по санитарным и фитосанитарным мерам. Эти кодексы в итоге Уругвайского раунда вошли в правовую систему ВТО и являются обязательными для всех участников ВТО.

Кодекс по техническим барьерам (Соглашение по техническим барьерам в торговле) признает за каждой страной право принимать и использовать технические регламенты и стандарты с целью обеспечить качество экспорта, защиту жизни и здоровья людей, животных и растений, требования производства и производственных процессов.

Каждая страна – участница Соглашения, или, что то же самое, член ВТО, должна взять на себя следующие обязательства.

1. Технические нормы, стандарты, системы сертификации и испытания товаров, требования к упаковке и маркировке товаров должны формулироваться и применяться таким образом, чтобы не создавать препятствий развитию торговли.

2. К импортируемым товарам должны применяться те же стандарты, административные процедуры и требования сертификации, что и к аналогичным товарам национального производства (национальный режим).

3. Использование технических требований и стандартов в отношении одинаковых импортных товаров должно быть одинаковым вне зависимости от страны происхождения товаров (режим наибольшего благоприятствования).

4. Стандарты и технические правила должны основываться на достижениях науки и иметь научное обоснование.

5. Процедура определения соответствия техническим нормам и стандартам должна быть в отношении иностранных поставщиков не менее благоприятной, чем в отношении отечественных производителей.

6. Любые сборы и платежи, взимаемые в связи с сертификацией с иностранных поставщиков, не должны быть более высокими, чем те, которые в аналогичных случаях изымаются с товаров национального происхождения.

7. Выбор образцов для лабораторных испытаний и проверки качества не должен причинять неудобства иностранным поставщикам.

Положения ГАТТ, касающиеся количественных ограничений в международной торговле, сводятся к следующему.

1. Статья XI содержит положение, требующее от всех стран-участниц отказаться от использования количественных ограничений, разрешая, однако, их использование в определенной ситуации.

2. Статья XII разрешает странам-участницам ГАТТ применять количественные ограничения для обеспечения внешнего финансового положения и равновесия платежного баланса.

3. Статья XIII содержит правила, которым должны следовать страны-участницы, применяя эти ограничения. Статья содержит довольно большое число положений, конкретизирующих и разъясняющих правила недискриминационного применения количественных ограничений.

4. Статья XIV, по существу, разрешает применять количественные ограничения выборочно против отдельных стран.

На упрощение и унификацию формальностей при выдаче импортных лицензий направлено Соглашение о процедурах импортного лицензирования (его часто называют Кодексом по импортному лицензированию). В этом кодексе определено (ст. I), что правила лицензирования должны быть нейтральными и должны применяться справедливо ко всем сторонам. В Соглашении подчеркивается, что выдача импортных лицензий должна осуществляться на базе существующих правил ГАТТ, на недискриминационной основе в отношении всех импортеров и экспортеров. Участники Соглашения обязаны публиковать все правила и положения, касающиеся импортного лицензирования. Статья III Соглашения устанавливает правила процедуры, которыми участники Соглашения должны руководствоваться при выдаче индивидуальных лицензий в рамках контингентов. В статье подчеркивается, что процедура распределения таких лицензий не должна создавать препятствий в торговле, дополнительных тем, которые создаются самим контингентом. Предусматривается также, что по требованию участников Соглашения им будет сообщаться вся существующая информация, касающаяся действия индивидуального лицензирования в любой из участвующих стран. Соглашение предусматривает, что выдача лицензий должна быть сосредоточена в одном государственном органе. При выдаче лицензий все национальные получатели лицензий, включая и новых импортеров и экспортеров, должны быть поставлены в одинаковые условия. Соглашение требует, чтобы все страны-участницы привели свою национальную лицензионную практику и законодательство в этой области в соответствие с положениями Соглашения.1

Процедура импортного лицензирования должна соответствовать требованиям ст. III ГАТТ (национальный режим в отношении внутреннего обложения и регулирования), а также положениям ст. I (режим наибольшего благоприятствования).

Кодекс четко регламентирует требования, обращенные к получателю лицензии. Получателем может быть любая фирма, учреждение, лицо, которые отвечают требованиям закона. При выдаче лицензии должны учитываться экономические возможности заявителя. Правила выдачи лицензии должны предусматривать возможность выдачи лицензии новым импортерам. В случае отказа в выдаче лицензии заявитель вправе обжаловать это решение.

В тех случаях, когда получатель лицензии вправе выбрать страну закупки товара, он должен делать это по своему усмотрению. В тех случаях, когда в лицензии существует привязка к определенной стране, эта страна должна быть указана точно и конкретно. Лицензии, выдаваемые в рамках установленного контингента (квоты), не должны носить более ограничительный характер, чем сам контингент.

Кодекс предусматривает возможность создания системы автоматического лицензирования, при котором выдача лицензий происходит безусловно, автоматически. Эта система лицензирования позволяет осуществлять постоянное наблюдение за ходом импортных и экспортных операций (мониторинг). Кодекс подробно регламентирует положения, на базе которых эта система должна действовать. В частности, предусмотрено, что автоматическое лицензирование должно осуществляться таким образом, чтобы не создавать препятствий для импорта.

Запреты ввоза и вывоза регулируются главным образом ст. XI–ХIV, а также XX и XXI ГАТТ. Статья XI разрешает применять запреты ввоза и вывоза в ряде случаев. В их числе запрещение и ограничение экспорта каких-либо товаров из страны в связи с их нехваткой на внутреннем рынке (или для предотвращения образования дефицита), а также запреты импорта в связи с применением стандартов или правил о классификации, сортировке или реализации товаров в международной торговле. Статьи XII–ХIV, как это было показано выше, конкретизируют это положение.

Статья XX ГАТТ разрешает применение целого ряда мер, включая запреты и ограничения по соображениям защиты общественной морали, охраны жизни и здоровья населения, животных и растений, а также мер, относящихся к ввозу и вывозу золота и серебра; применяемых для охраны невозобновляемых природных ресурсов; во исполнение обязательств по межправительственным товарным соглашениям, связанным с ограничением экспорта отечественных материалов, необходимых для обеспечения ими национальной обрабатывающей промышленности в периоды, когда цены на них ниже мировых. Эта же статья разрешает применение мер для охраны национальных художественных и археологических ценностей; необходимых для соблюдения законов и постановлений, не находящихся в противоречии с ГАТТ; относящихся к товарам, произведенных трудом лиц, находящихся в заключении.

Статья XX содержит общее положение о том, что применение этих мер не должно быть скрытым ограничением международной торговли, а также что эти меры не должны применяться произвольным или дискриминационным путем.

Статья XXI разрешает применение различных мер по соображениям национальной безопасности, включая запреты в отношении торговли оружием и боеприпасами и в отношении расщепляемых материалов и материалов, из которых они производятся.

Соглашение по санитарным и фитосанитарным мерам дополняет Соглашение по сельскому хозяйству, регулируя вопросы, связанные еще с одним механизмом протекционизма в этом секторе, вызывающим серьезные последствия для торговли развивающихся стран. Это Соглашение призвано содействовать тому, чтобы применение подобных мер ограничивалось лишь теми рамками, которые необходимы для обеспечения безопасности пищевых продуктов и здоровья животных и растений, и основывалось, по возможности, на анализе и оценке объективных научных данных. Предусматривается оказание технической помощи развивающимся странам, которая им крайне необходима в вопросах, охватываемых этим Соглашением.

Соглашение определяет санитарные и фитосанитарные меры (СиФМ) как меры, цель которых – защита жизни и здоровья человека, животных и растений от рисков, возникающих в связи с распространением болезней и их переносчиков, от распространения загрязняющих веществ, токсинов и организмов, их вызывающих, от распространения болезней, переносимых животными, растениями или продукцией из них (приложение А).

Соглашение признает за всеми странами право вводить эти меры и требует, чтобы они основывались на международных стандартах, научно обоснованных рекомендациях, советует всем странам участвовать в деятельности международных организаций соответствующего профиля.

Соглашение требует от всех участников ВТО регулярно публиковать информацию о действующих СиФМ.

Целый ряд статей ГАТТ содержат положения, которые регулируют отдельные стороны нетарифных ограничений. Это, в частности, касается ст. III и VIII ГАТТ.

Статья III, I ГАТТ устанавливает, что внутренние налоги, национальные правила торговли, транспортировки, а также внутреннее количественное регулирование, определяющее правила о смешивании, устанавливающее обязательную долю национальных продуктов в процессе переработки, не должны применяться к товарам национальным или иностранным таким образом, чтобы защищать внутреннее производство. Эти положения распространяются также и на все сборы, включая сборы за выдачу лицензии, за регистрацию, статистические и гербовые сборы. Другими словами, эта статья требует применять национальный режим в отношении всех внутренних финансовых, административных, транспортных мер в той мере, в которой они могут сказываться на конкурентоспособности импортных товаров по сравнению с товарами национального производства.

Статья VIII, I /C/ провозглашает, что страны – участницы ГАТТ должны свести к минимуму экспортные и импортные формальности. В 1952 году договаривающиеся стороны приняли Кодекс стандартных требований к импортной документации. Кроме того, в рамках ГАТТ широко применяется Конвенция об упрощении и унификации таможенных процедур (Киотская конвенция), приложение к которой подробно регламентирует все стороны таможенных формальностей и содержит модели формулировок, которые могут быть использованы при подготовке нормативных актов. Статья III, 3 ГАТТ запрещает налагать значительные штрафы за несущественное нарушение таможенных формальностей и, в частности, за ошибки, допущенные при подготовке и заполнении таможенных документов, особенно в случаях, явно не содержащих злого умысла.

Статья VIII содержит четкое положение о том, что все сборы по таможенной очистке (кроме таможенных пошлин и внутренних налогов) и другим связанным с экспортом и импортом товаров процедурам должны определяться соразмерно стоимости тех операций, за совершение которых они взимаются, и не должны быть скрытым инструментом протекционизма или дополнительным источником доходов государства (то есть не должны быть скрытым налогом или замаскированной таможенной пошлиной).

Положения этой статьи, как отмечено в § 4, относятся ко всем формальностям, связанным с экспортом и импортом, включая количественные ограничения, лицензирование, валютный контроль, статистический учет, документацию и удостоверение документов.

Продолжая линию ст. VIII, ст. X – «Публикация и применение правил торговли» – требует, чтобы все законы, правила, судебные решения и административные распоряжения относительно классификации и оценки товаров для таможенных целей, все распоряжения, касающиеся ставок пошлин и сборов, ограничений и запрещений экспорта и импорта и др., были опубликованы.

Кроме того, каждая страна – участница ГАТТ должна учредить независимые судебные, арбитражные или административные трибуналы для быстрого рассмотрения мер административного характера по таможенным вопросам.

 

Глава 4. Нетарифное регулирование в Республике Беларусь

 

4.1. Классификация нетарифных мер

В соответствии со ст. 4 закона Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах» определять меры нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности имеет право Правительство Республики Беларусь, то есть существует жесткая монополия государства на установление и применение нетарифных мер регулирования, что предполагает создание стабильной системы нетарифных ограничений.

Вместе с тем при формировании нормативно-правовой базы, определяющей меры нетарифного регулирования и механизм их реализации в республике, учитывались как мировая практика применения НТО, так и особенности состояния национальной экономики в определенные периоды ее развития.

Как следствие, многие меры нетарифного регулирования устанавливались в целях оперативного реагирования на состояние отдельных отраслей экономики и потребительского рынка Республики Беларусь, что определило значительное разнообразие этих мер, а также высокую динамику их изменений.

Еще одним фактором, повлиявшим на увеличение количества нормативных документов по вопросам нетарифного регулирования, явилось подписание Республикой Беларусь в 90-х годах большого количества международных соглашений в области внешнеэкономической деятельности, направленных как на подготовку к вступлению в ВТО, так и на расширение интеграции в рамках СНГ, Соглашения о таможенном союзе, Союза России и Беларуси.

Наличие большого количества нормативных документов, различные подходы к применению НМР вызывают определенные трудности не только для участников внешнеэкономической деятельности, но и для республиканских органов государственного управления, на которые возложен контроль за соблюдением этих мер.

Кроме того, в законодательной базе Республики Беларусь нет единого подхода к толкованию терминов «нетарифное регулирование», «нетарифные меры». Статья 2 Таможенного кодекса Республики Беларусь одним из основных средств реализации таможенной политики Республики Беларусь называет установление «нетарифных мер государственного таможенного регулирования», ст. 1 закона Республики Беларусь «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» определяет «нетарифное регулирование» как форму государственного регулирования внешнеторговой деятельности, в упоминавшемся законе «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах» речь идет о «мерах нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности». Все это создает дополнительные трудности в систематизации и классификации существующих в республике мер нетарифного регулирования.

Классификации мер нетарифного регулирования, как свидетельствует международный опыт, в зависимости от классификационных признаков и целей могут быть различными. Учитывая адресную направленность учебника, представляется целесообразным подробно рассмотреть классификацию НМР, разработанную автором данного раздела для целей таможенного оформления и таможенного контроля. При этом в приводимой схеме сделана попытка обобщить и систематизировать не только существующие в Республике Беларусь нетарифные ограничения, но и встречающиеся в законодательстве Республики Беларусь понятия, связанные с нетарифным регулированием.

Рассмотрим содержание основных понятий, используемых в приведенной схеме.

Нетарифные меры государственного таможенного регулирования меры, применяемые таможенными органами в целях выполнения возложенных на них задач. В данную группу могут входить требования к декларированию, соблюдение иных таможенных формальностей, требования к товаросопроводительным, транспортным, платежным документам и т. п. Вопросы применения таких мер таможенными органами фактически являются элементами таможенного оформления и рассматриваются в соответствующем разделе настоящего учебника.

Нетарифные меры неэкономического характера –запреты и ограничения на перемещение товаров через таможенную границу, устанавливаемые в целях обеспечения государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защиты животных и растений, охраны окружающей природной среды, защиты художественного, исторического и археологического достояния Республики Беларусь.

 

Нетарифные меры регулирования ВЭД и

перемещения товаров через таможенную границу

           
 
     
 

  Нетарифные меры экономического характера   Нетарифные меры неэкономического характера   Нетарифные меры государствен-ного таможенного регулирования  

 

Нетарифные меры регулирования внешней торговли (меры экономической политики)   Налоговые меры Валютное регулирование       Запреты ввоза-вывоза   Требования по декларированию
Запрет экспорта-импорта     НДС     Валютный контроль   Разрешительная система ввоза-вывоза   Требования к товаросопроводительным документам    
Лицензирование     Акциз Регулирование курса валюты   Ветеринарные требования     Финансовые гарантии доставки    
Регистрация Контрактов   Рентная плата     Санитарно-карантинные требования   Требования к транспортным средствам
  квотирование         Требования по сертификации  
Установление минимальных и максимальных цен         Экологические требования   Фитосанитарные требования  
    Наличие спецэкспортеров      
      Требования экспортного контроля  

 

 

Нетарифные меры экономического характера ограничения на проведение внешнеэкономических операций, устанавливаемые в интересах экономической политики. В данную группу входят требования валютного регулирования, включая валютный контроль (см. раздел IV гл. 10), налоговые нетарифные меры и меры экономической политики.

Рассмотрим две, представляющие наибольший интерес, группы НМР – меры неэкономического характера и меры экономической политики.

Разделение в соответствии с предложенной классификацией НМР на меры неэкономического характера и меры экономической политики позволяет четко определить порядок их применения.

Применение мер экономической политики в соответствии с Таможенным кодексом связано с таможенными режимами. Это отвечает целям установления таких мер, так как они применяются при помещении товаров под таможенные режимы, дающие право свободно вовлекать товары в экономический оборот на территории Республики Беларусь (таможенный режим выпуска для свободного обращения) либо за ее пределами (таможенный режим экспорта).

В соответствии с законом Республики Беларусь «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» импорт товаров – это ввоз товаров на таможенную территорию Республики Беларусь с целью постоянного их размещения на ее территории на основании возмездных гражданско-правовых сделок; экспорт – это вывоз с таможенной территории Республики Беларусь товаров с целью постоянного размещения их за ее пределами на основании возмездных гражданско-правовых сделок.

В соответствии с п. 9 ст. 18 Таможенного кодекса Республики Беларусь ввоз и вывоз – фактическое перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь. Таким образом, представляется более правильным определить меры экономической политики не как ограничения ввоза-вывоза, а как ограничения экспорта-импорта.

Применение же мер неэкономического характера связано непосредственно с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь. Это объясняется целью установления данных мер, так как ввоз на таможенную территорию Республики Беларусь, например, ядовитых, сильнодействующих, отравляющих веществ создает угрозу жизни и здоровью человека, окружающей природной среде вне зависимости от цели данного ввоза – хранение, транзит либо вовлечение в экономический оборот.

 

 

4.2. Меры экономической политики

 

В соответствии с п. 23 ст. 18 Таможенного кодекса Республики Беларусь меры экономической политики – это ограничения на ввоз в Республику Беларусь и вывоз из Республики Беларусь товаров и транспортных средств, установленные исходя из соображений экономической политики Республики Беларусь, которые могут включать в себя квотирование, лицензирование, установление минимальных и максимальных цен, а также другие меры регулирования внешнеэкономической деятельности.

Если обратиться к ст. 1 закона Республики Беларусь «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», где нетарифное регулирование определено как форма государственного регулирования внешнеторговой деятельности, с помощью которой государство реализует свое исключительное право на установление ограничений на ввоз в Республику Беларусь и вывоз из Республики Беларусь товаров, работ, услуг, установление минимальных и максимальных цен на экспортируемые и(или) импортируемые товары в интересах экономической политики Республики Беларусь, можно сделать вывод о тождественности понятий «меры экономической политики» и «нетарифные меры регулирования внешнеторговой деятельности». Соотнесение данных терминов необходимо для решения вопроса о порядке и механизме применения мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности при таможенном оформлении товаров, в отношении которых предусмотрены такие меры.

Таким образом, меры нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, установленные Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 1999 года «О совершенствовании нетарифного регулирования в Республике Беларусь» в соответствии с законом Республики Беларусь «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», однозначно относятся к мерам экономической политики.

Этим Постановлением определены такие НМР, как лицензирование экспортно-импортных операций и регистрация внешнеторговых контрактов, а также перечни товаров, на которые распространяются эти нетарифные ограничения.

Лицензирование экспорта из Республики Беларусь в страны Европейского союза текстиля и текстильных изделий представляет собой вид «добровольного» ограничения экспорта, установленного на основании Соглашения между Республикой Беларусь и Европейским союзом о торговле текстильными изделиями и Меморандумом о взаимопонимании между Правительством Республики Беларусь и Правительством Турецкой Республики относительно торговли текстильными изделиями.

Введение лицензирования экспорта драгоценных природных камней, драгоценных металлов и изделий, их содержащих, отдельных видов лесоматериалов, лома и отходов черных металлов, алкогольных изделий, нефти и продуктов ее переработки обусловлено необходимостью государственного регулирования товарооборота этих стратегически важных для экономики республики товаров.

Субъекты хозяйствования Республики Беларусь, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют более 30 %, а также резиденты свободных экономических зон Республики Беларусь экспортируют продукцию собственного производства без лицензий на экспорт товаров в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь, за исключением экспорта текстильных изделий в страны Европейского союза и Турцию.

Лицензирование импорта предусмотрено для сахара, химических средств защиты растений, шлаков и промышленных отходов.

Отдельными решениями Президента и правительства предусмотрены требования по лицензированию импорта алкогольных и табачных изделий. При этом выдача лицензий на импорт этих товаров осуществляется в пределах квот, устанавливаемых правительством.

Выдача лицензий на экспорт и импорт товаров осуществляется Министерством иностранных дел Республики Беларусь. Лицензии, выдаваемые Министерством иностранных дел, могут быть разовыми, генеральными и специальными.

Разовая лицензия выдается заявителю для осуществления экспортных (импортных) операций по каждой отдельной сделке.

Генеральная лицензия на экспорт выдается заявителю в следующих случаях:

¾ по решению Совета Министров Республики Беларусь;

¾ при реализации установленных квот;

¾ при выполнении межправительственных соглашений;

¾ при экспорте лицензируемых товаров собственного производства.

Специальная лицензия выдается заявителю на экспорт текстильных изделий в страны Европейского союза и Турцию.

Устанавливаются следующие сроки действия лицензий:

¾ при реализации квотируемого товара в пределах текущего календарного года;

¾ в остальных случаях в пределах 12 месяцев с момента выдачи лицензии.

По мотивированной просьбе заявителя срок действия лицензии может быть продлен Министерством иностранных дел до шести месяцев.

Как уже отмечалось, для ряда товаров лицензия выдается при условии соблюдения квот, установленных государством. Например, квоты на импорт алкогольных изделий и спирта этилового из пищевого сырья определяют предельный объем ввоза их в Республику Беларусь в соответствующем календарном году исходя из балансов производства и потребления в республике алкогольных изделий. Далее эти квоты по видам алкогольных изделий разделяются на части, подлежащие реализации на конкурсе.

Регистрация контрактов имеет цель государственного мониторинга за внешнеторговыми операциями с отдельными категориями товаров, существенное изменение объемов экспорта или импорта которых может повлечь негативные последствия для экономики республики. На внешнеторговые операции с наиболее значимыми категориями таких товаров регистрацию контракта осуществляет Министерство иностранных дел. На вывоз товаров, влияющих на состояние потребительского рынка, регистрацию контрактов осуществляют облисполкомы и Минский горисполком.

Необходимо отметить, что требования по лицензированию экспорта и импорта распространяются только на внешнеторговые операции с товарами, подлежащими таможенному оформлению. Требования по регистрации контрактов распространяются и на внешнеторговые операции с товарами, в отношении которых в соответствии с международными соглашениями не предусмотрено таможенное оформление.

Несмотря на то, что регистрация контрактов осуществляется с целью мониторинга за внешнеторговыми операциями, процедура получения сертификата регистрации контракта аналогична процедуре получения лицензии на экспорт или импорт товаров.

Срок действия сертификата регистрации контракта устанавливается не более 12 месяцев с даты регистрации контракта. По мотивированной просьбе заявителя срок действия сертификата регистрации контракта (при регистрации контрактов на экспорт) может быть продлен регистрирующим органом на срок до 3 месяцев.

Субъекты хозяйствования Республики Беларусь, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют более 30 %, а также резиденты свободных экономических зон Республики Беларусь могут экспортировать продукцию собственного производства без регистрации контрактов.

В отношении отдельных товаров, учитывая их значение для экономической безопасности Республики Беларусь, в дополнение к мерам экономической политики установлены более жесткие ограничения (см. 4.3. «Меры неэкономического характера»). Например, для алкогольных и табачных изделий импортная лицензия является не только основанием для помещения этих товаров под таможенный режим выпуска для свободного обращения, но и основанием для ввоза на таможенную территорию Республики Беларусь (за исключением транзитных перевозок и перевозок железнодорожным транспортом).

Постановлением правительства от 1 декабря 1998 года «О дополнительных мерах по упорядочению экспорта лесоматериалов» введен институт «спецэкспортеров». Суть данного ограничения заключается в том, что экспорт отдельных видов мелкотоварной древесины может осуществляться только при участии определенных правительством предприятий-спецэкспортеров.

В Республике Беларусь постановлением правительства от 10 июля 1998 года установлены ограничения на экспорт отдельных производимых в республике товаров (мясо и мясные изделия, нефтепродукты, удобрения, лесоматериалы, льноволокно), на которые предусмотрены предельные минимальные цены. Несмотря на экономический характер этих ограничений, их в полной мере нельзя отнести к мерам экономической политики, поскольку контроль за их соблюдением (в том числе применение санкций за несоблюдение при экспорте минимальных цен) осуществляется не таможенными органами, а Министерством экономики. Данное обстоятельство вызывает определенные проблемы при экспорте товаров собственного производства предприятий с иностранными инвестициями и резидентов свободных экономических зон, о чем будет сказано ниже.

4.3. Меры неэкономического характера

Меры неэкономического характера образуют систему различных запретов и ограничений на перемещение товаров через таможенную границу Республики Беларусь. При этом надо иметь в виду, что понятия «запрет» и «ограничение» по отношению к перемещению товаров через таможенную границу весьма относительны. Товар попадает в категорию ограниченных к перемещению через таможенную границу, если существуют специально установленные условия на его перемещение. Невыполнение данных условий фактически переводит данный товар в категорию запрещенных к перемещению. Относительность этих понятий нашла отражение в ст. 20 Таможенного кодекса Республики Беларусь. В первой части данной статьи речь идет о запретах на ввоз и вывоз товаров, в третьей ее части содержится ссылка на ограничения, указанные в первой части.

Товары, попадающие под запреты и ограничения на перемещение, можно условно разделить на две группы.

Первую группу образуют товары, включенные в Перечни товаров, ограниченных и запрещенных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь, утвержденные Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 марта 1997 года «Об установлении запретов и ограничений на перемещение вещей через таможенную границу Республики Беларусь». Включение товаров в Перечни имеет значение для квалификации таможенных правонарушений, связанных с перемещением товаров помимо или с сокрытием от таможенного оформления, либо с обманным использованием документов или средств идентификации, либо с недекларированием или заведомо недостоверным декларированием.

Учитывая нормы данного Постановления и содержание ст. 228 Уголовного кодекса Республики Беларусь, предметами контрабанды могут быть (при наличии крупного размера) не только товары, перечисленные в п. 2. вышеупомянутой статьи, но и товары, включенные Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 марта 1997 года в Перечни товаров, запрещенных и ограниченных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь.

Постановлением утверждены следующие перечни.

Запрещены к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь:

1) при ввозе:

–– отходы производства и потребления, которые не могут быть переработаны или использованы в Республике Беларусь;

2) при вывозе:

–– дикорастущее лекарственное сырье;

–– растения и животные, относящиеся к видам, занесенным в «Красную книгу Республики Беларусь», а также их части и дериваты (кроме культивируемых или выращенных в неволе);

–– историко-культурные ценности;

3) при ввозе и вывозе:

–– печатные и аудиовизуальные материалы, иные носители информации, содержащие сведения, которые могут причинить вред политическим или экономическим интересам республики, ее государственной безопасности, охране здоровья и нравственности граждан.

Ограничены к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь:

1) при ввозе:

–– радиоэлектронные средства с радиоизлучением и высокочастотные установки;

–– алкогольные и табачные изделия, подлежащие маркировке акцизными марками;

–– спирт;

2) при вывозе:

–– драгоценные металлы и камни в любом виде и состоянии, включая ювелирные, другие бытовые изделия, диски для зубопротезирования из них и сусальное золото;

–– янтарь, жемчуг, мореный дуб;

–– валютные ценности, в том числе иностранная валюта;

–– руды, концентраты и промышленные продукты драгоценных металлов;

–– лом и отходы черных и цветных металлов, включая полуфабрикаты и заготовки;

–– редкие и редкоземельные металлы (элементы), изделия из них, их соединения, лом и отходы;

3) при ввозе и вывозе:

–– ядерное, химическое, биологическое и другие виды оружия массового поражения, а также компоненты указанных видов оружия;

–– вооружение и военная техника, боеприпасы и взрывчатые вещества военного назначения;

–– сырье, материалы, оборудование, технологии и научно-техническая информация, которые могут быть применены для создания вооружения и военной техники;

–– материалы, оборудование и технологии, которые могут быть применены для создания оружия массового уничтожения и средств его доставки;

–– огнестрельное оружие всякого рода военных образцов;

–– взрывчатые вещества и взрывчатые устройства промышленного назначения;

–– источники радиоактивного излучения, ядерные вещества и материалы;

–– охотничье и спортивное оружие и боеприпасы к нему;

–– газовое оружие и боеприпасы к нему;

–– холодное оружие всех видов;

–– имитаторы огнестрельного оружия, действующие с использованием холостых зарядов;

–– специальные устройства и приспособления для нанесения телесных повреждений или парализующего воздействия;

–– аэрозольные упаковки с газами раздражающего, нервно-паралитического или отравляющего действия;

–– наркотические средства и психотропные вещества, а также приспособления для их употребления;

–– ядовитые, отравляющие и сильнодействующие вещества;

–– лекарственные средства, содержащие наркотические средства или психотропные вещества;

–– прекурсоры (химические вещества, которые используются для изготовления наркотических средств или психотропных веществ);

–– органы и части человеческого тела (биотрансплантанты);

–– технические изделия, предназначенные для негласного получения информации;

–– шифровальная техника;

–– животные и растения, их части или производные от них (дериваты), подпадающие под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения;

–– озоноразрушающие вещества и содержащая их продукция в соответствии с перечнем регулируемых веществ, согласованным сторонами Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой, от 16 сентября 1987 года.

Условием перемещения товаров, ограниченных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь, является представление при их таможенном оформлении разовых

разрешений на перемещение (ввоз, вывоз, транзит) этих товаров, а также других документов в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Необходимо отметить, что товары, ограниченные к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь, владение или пользование которыми на территории Республики Беларусь допускается без специальных разрешений, могут перемещаться через таможенную границу Республики Беларусь физическими лицами без указанных разовых разрешений, если такие товары возможно рассматривать в качестве личного имущества и количество их не превышает норм, установленных законодательством Республики Беларусь.

Вторую группу образуют товары, запреты и ограничения на перемещения которых установлены иными актами законодательства Республики Беларусь. При квалификации правонарушений, связанных с их незаконным перемещением, не может быть возбуждено уголовное делопроизводство, вне зависимости от стоимости перемещаемых товаров.

Примером могут служить ограничения, установленные:

¾ на товары, подконтрольные Государственному ветиренарному надзору (ст. 10 закона Республики Беларусь «О ветеринарном деле»);

¾ товары, подлежащие обязательной сертификации (ст. 10 закона Республики Беларусь «О сертификации продукции, работ, услуг»);

¾ зоологические коллекции (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 1997 года «Об утверждении положения о зоологических коллекциях»).

К нетарифным мерам регулирования неэкономического характера относятся требования экспортного контроля. Под экспортнымконтролем понимается установление и осуществление разрешительного порядка ввоза на таможенную территорию Республики Беларусь, использования, транзита и вывоза за ее пределы объектов экспортного контроля.

Опредедлены следующие цели экспортного контроля:

–– обеспечение национальной безопасности и защита экономических интересов Республики Беларусь;

–– выполнение обязательств Республики Беларусь по международным договорам и поддержание международных усилий по нераспространению оружия массового поражения и обычных средств вооружений.

Основными принципами экспортного контроля в Республике Беларусь являются:

¾ осуществление государственного контроля за перемещением через таможенную границу Республики Беларусь объектов экспортного контроля;

¾ проверка использования объектов экспортного контроля;

¾ гласность и доступность информации о порядке, правилах, целях, задачах, принципах функционирования системы экспортного контроля и мерах ответственности за нарушение законодательства Республики Беларусь об экспортном контроле;

¾ определение перечней объектов экспортного контроля, а также стран, экспорт объектов экспортного контроля в которые временно запрещен или ограничен;

¾ гармонизация процедур и правил экспортного контроля с общепризнанными международными нормами и практикой.

Нормы, непосредственно связанные с экспортным контролем, определены законом Республики Беларусь «Об экспортном контроле», Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 января 1998 года «О совершенствовании государственного контроля за перемещением через таможенную границу Республики Беларусь специфических товаров (работ, услуг)», а также нормативными актами республиканских органов государственного управления, компетентных в области экспортного контроля.

Координация взаимодействия уполномоченных государственных органов в области экспортного контроля, а также оформление, выдача, ведение учета и контроля исполнения выданных лицензий, других документов, связанных с перемещением через таможенную границу республики объектов экспортного контроля, их использованием на таможенной территории Республики Беларусь, осуществляются Министерством иностранных дел Республики Беларусь.

Координация деятельности республиканских органов государственного управления и субъектов хозяйствования Республики Беларусь в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами осуществляется Межведомственной комиссией по военно-техническому сотрудничеству и экспортному контролю при Совете безопасности Республики Беларусь.

Совокупность уполномоченных государственных органов, обеспечивающих реализацию порядка осуществления внешнеэкономических операций, связанных с перемещением через таможенную границу Республики Беларусь и использованием объектов экспортного контроля, а также совокупность правил и средств, направленных на установление и реализацию указанного порядка образуют систему экспортного контроля, которая включает в себя:

¾ определение перечней объектов экспортного контроля с учетом международных подходов в этой области;

¾ определение режимов экспорта объектов экспортного контроля в отдельные страны;

¾ лицензирование ввоза и вывоза объектов экспортного контроля;

¾ предоставление государственных гарантий использования ввезенных на таможенную территорию Республики Беларусь товаров двойного применения в заявленных целях и возможность их реэкспорта только с разрешения уполномоченных органов страны происхождения товаров;

¾ проведение до- и послелицензионных проверок при осуществлении внешнеэкономических операций с объектами экспортного контроля;

¾ обмен информацией и иное взаимодействие с международными организациями и органами экспортного контроля иностранных государств.

Статья 9 закона Республики Беларусь «Об экспортном контроле» предусматривает, что перечни объектов экспортного контроля (специфических товаров) утверждаются Советом Министров Республики Беларусь.

В соответствии с Положением о порядке лицензирования экспорта (импорта) специфических товаров (работ, услуг), утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 января 1998 года в перечни специфических товаров (работ, услуг) включены:

¾ ядерные материалы, оборудование, специальные неядерные материалы и соответствующие технологии, которые могут быть применены при создании ядерного оружия;

¾ химикаты, оборудование и технологии, которые имеют мирное назначение, но могут быть применены при создании химического оружия;

¾ возбудители заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, их генетически измененные формы, фрагменты генетического материала и оборудования, которые могут быть применены при создании бактериологического (биологического) и токсического оружия;

¾ оборудование, материалы и технологии, применяемые при создании ракетного оружия;

¾ товары (работы, услуги) военного назначения;

¾ товары и технологии двойного применения (оборудование, материалы, сырье, технологии и научно-техническая информация, которые используются в гражданских целях, но могут быть применены для производства вооружения, военной техники и боеприпасов, в том числе оружия массового поражения);

¾ шифровальные средства (работы, услуги), включая шифровальную технику, а также специальные технические изделия, предназначенные для негласного получения информации;

¾ строительно-монтажные работы при создании объектов военного назначения за пределами таможенной территории Республики Беларусь;

¾ услуги по ремонту, обслуживанию, модернизации и наладке военной техники;

¾ услуги по обучению и использованию военных советников и специалистов в Республике Беларусь и за пределами ее таможенной территории;

¾ специальное учебное оборудование и программное обеспечение для военного обучения, эксплуатации и диагностики военной техники и вооружения;

¾ результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, изобретения, открытия, иные объекты интеллектуальной собственности, которые могут быть использованы при создании продукции военного назначения или при создании товаров и технологий двойного применения;

¾ деятельность в области ядерного топливного цикла, не находящаяся под гарантиями Международного агентства по атомной энергии.

Для целей таможенного оформления и контроля совместным нормативным документом Министерства иностранных дел и Государственного таможенного комитета утверждены подробные перечни специфических товаров (работ, услуг) с указанием кода ТН ВЭД СНГ.

Такие перечни в Республике Беларусь и Российской Федерации в соответствии с Соглашением между правительствами Беларуси и России о едином порядке экспортного контроля унифицированы.

В силу ряда объективных причин не всегда однозначно удается по коду ТН ВЭД СНГ, техническим характеристикам и описанию товара отнести его к категории специфических. Для спорных случаев упомянутым нормативным документом предусмотрено, что отнесение товаров к данной категории осуществляется на основании письменного заключения Министерства иностранных дел.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 января 1998 года введен единый порядок лицензирования экспорта (импорта) специфических товаров (работ, услуг). Исключение составляет вывоз специфических товаров (работ, услуг) в Российскую Федерацию, который осуществляется при условии регистрации контракта в Министерстве иностранных дел.

Выдачу субъектам хозяйствования Республики Беларусь разовых и генеральных лицензий на экспорт (импорт) специфических товаров (работ, услуг) производит Министерство иностранных дел.

Оформление лицензий осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке оформления лицензий по внешнеторговым операциям со специфическими товарами (работами, услугами), регистрации контрактов, а также оформления заявлений на выдачу этих документов, утвержденной Министерством иностранных дел и Государственным таможенным комитетом.

Выданные лицензии не подлежат передаче другим субъектам хозяйствования.

Разовая лицензия на экспорт (импорт) специфических товаров (работ, услуг) выдается на срок до 12 месяцев по одному контракту после его заключения. Срок действия разовой лицензии по мотивированной просьбе заявителя может быть продлен Министерством иностранных дел по согласованию с заинтересованными республиканскими органами государственного управления.

Внесение изменений в разовую лицензию по мотивированной просьбе заявителя осуществляется Министерством иностранных дел по согласованию при необходимости с заинтересованными республиканскими органами государственного управления.

Генеральная лицензия на экспорт (импорт) специфических товаров (работ, услуг) выдается по решению уполномоченного органа Республики Беларусь по контролю за экспортом и импортом специфических товаров (работ, услуг) на срок до 12 месяцев по одному или нескольким контрактам.

Субъект хозяйствования Республики Беларусь, получивший в установленном порядке генеральную лицензию, обязан в двухнедельный срок после подписания контракта представить его оригинал и копию в Министерство иностранных дел для регистрации.

По мотивированной просьбе заявителя Министерство иностранных дел по согласованию при необходимости с заинтересованными республиканскими органами государственного управления имеет право:

–– продлить срок действия генеральной лицензии;

–– внести изменения в генеральную лицензию.

Допускается безлицензионный вывоз товаров (работ, услуг) военного назначения в случаях:

–– выполнения акций по поддержанию мира на основании решений, принятых соответствующим государственным органом;

–– ремонта, обмена и взаимной передачи их в соответствии с заключенными международными договорами;

–– наличия пропуска установленного образца, выдаваемого Министерством обороны, во время проведения учений на территории других государств;

–– осуществления взаимных поставок комплектующих, запасных частей, расходных материалов между Республикой Беларусь и другими странами в порядке, предусмотренном соответствующими межправительственными соглашениями.

Временный ввоз товаров (работ, услуг) военного назначения и шифровальных средств на таможенную территорию Республики Беларусь для демонстрации на выставках (ярмарках), ремонта, модернизации, испытаний, стыковочных работ и проведения обучения осуществляется без лицензий на экспорт (импорт) специфических товаров (работ, услуг) по разрешению Министерства иностранных дел и по согласованию при необходимости с заинтересованными министерствами и другими республиканскими органами государственного управления.

Временный вывоз специфических товаров (работ, услуг) за пределы Республики Беларусь для демонстрации на выставках (ярмарках), ремонта, модернизации, испытаний, стыковочных работ и проведения обучения осуществляется без лицензий на экспорт (импорт) специфических товаров (работ, услуг) по разрешению Министерства иностранных дел и по согласованию при необходимости с заинтересованными министерствами и другими республиканскими органами государственного управления.

Вывоз специфических товаров (работ, услуг) после их временного размещения на таможенной территории Республики Беларусь в целях переработки осуществляется без лицензий по разрешению Министерства иностранных дел и при необходимости по согласованию с заинтересованными министерствами и другими республиканскими органами государственного управления.

Публикация сведений о перемещении через таможенную границу Республики Беларусь специфических товаров (работ, услуг) в средствах массовой информации, сообщения о них по телевидению и радиовещанию, в докладах на семинарах, конференциях, международных форумах, а также представление статистических отчетов и сведений по запросам государственных органов осуществляются по разрешению уполномоченного органа Республики Беларусь по контролю за экспортом и импортом специфических товаров (работ, услуг) с соблюдением норм закона Республики Беларусь «О государственных секретах».

Нередко отнесение нетарифных ограничений к мерам экономической политики или к мерам неэкономического характера вызывает затруднения. Чаще всего это связано с нечеткой формулировкой цели введения нетарифных ограничений в положениях отдельных законодательных актов.

Примером может служить Постановление Правительства от 16 апреля 1998 года «Об упорядочении ввоза в режиме свободного обращения на территории Республики Беларусь лекарственных средств, изделий медицинского назначения, фармацевтических субстанций и медицинской техники». Учитывая характер товаров, ввоз которых регулируется данным Постановлением, можно предположить, что это ограничение имеет неэкономический характер и направлено на обеспечение жизни и здоровья граждан. Однако, здесь необходимо также учитывать следующие факторы. Во-первых, ограничение установлено только на помещение под таможенный режим выпуска для свободного обращения (для целей обеспечения жизни и здоровья граждан представляется логичным установить ограничения, например, и на временный ввоз изделий медицинской техники, так как такой ввоз предполагает возможность их использования по прямому назначению). Во-вторых, это Постановление было принято вместо действовавшего ранее (от 3 октября 1996 года «Об упорядочении ввоза на территорию Республики Беларусь лекарственных средств и фармацевтических субстанций, аналогичных выпускаемым в ре




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.524 сек.