Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рефрен Эпизоды




Тема Вариации

А а1 а2 а3 а4…….

 

Вариации зародились в народном творчестве: народные исполнители обычно повторяют свои напевы в несколько измененном виде. В музыкальной литературе вариации появились в XV в. и получили развитие в XVI—XVIII вв., особенно в сочинениях для клавесина и органа (Ф. Куперен, И. С. Бах, Г. Ф. Гендель). До настоящего времени вариации — одна из самых распространенных форм. Она встречается в виде отдельных произведений и как часть циклических форм — сюит, сонатных циклов. Вариации пишутся на авторские темы и на темы народных песен, а также на темы других композиторов. Произведения такого жанра часто называются "тема с вариациями" или "вариации на тему". Способы развития разнообразны, среди них - мелодическое варьирование, гармоническое варьирование, ритмическое варьирование, изменения темпа, изменения тональности или ладового наклонения, варьирование фактуры (полифония, гомофония).

В форме вариаций часто сочиняются некоторые оперные номера.

В разные эпохи существовали свои разновидности вариаций, но во всех тема повторялась с различными изменениями в фактуре, ладу, тональности, гармонии, тембре и т.д.

1. В XVI веке в европе модные тогда танцы пассакалья и чакона писались в форме, основанной на постоянном повторении темы в басу. Такие вариации называют старинными, или basso ostinato (лат. – неизменный бас).

В русской музыке часто встречаются вариации, в которых мелодия – одна и та же, а сопровождение меняется. Они называются сопрано остинато, или «глинкинские» вариации,так как впервые их использовал М.И.Глинка в своей опере «Руслан и Людмила». Позже их применили в своих произведениях А.П.Бородин (опера «Князь Игорь», хор «Улетай на крыльях ветра»), М.Равель («Болеро») и Д.Шостакович (симфония №7, тема фашистского нашествия).

2. В XVIII веке в Европе сложились строгие, или классические вариации. В них сохраняются общие контуры темы, её форма и гармония. Меняются мелодия лад, тональность и фактура (В.А.Моцарт, соната №11 1ч).

3. Свободные, или романтические вариации появились в конце XIX века. В них тема меняется до неузнаваемости и угадывается лишь по небольшим мотивам, оборотам и гармониям.

4. Частов музыке встречаются вариации на две темы, которые варьируются поочерёдно. Такие вариации называются двойными. (И.Глинка, «Камаринская», Й.Гайдн, симфония №103, 2ч).

 

Рондо (франц. – круг)– музыкальная форма, в которой главная тема (рефрен) повторяется не менее 3-х раз, чередуясь с различными эпизодами:

A B A C A...

В старину по кругу водили народные песни – хороводы. Музыка хороводов строилась на чередовании постоянного, неизменного припева с изменяющимся запевом. Это была куплетная форма (запев + припев). Из их чередования и возникла форма рондо.

Тема, которая постоянно повторяется – рефрен, она должна прозвучать не менее трёх раз и быть простой формы: период, простая двухчастная форма, простая трёхчастная форма.

Построения, звучащие между рефренами – это эпизоды, каждый раз новый музыкальный материал, часто контрастные рефрену.

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ:

_____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

 

 

ВОПРОСЫ К ТЕМЕ:

  1. __________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

  1. __________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 1800; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.