КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Строение сонатной формы
ЖАНР СОНАТЫ. Тема: СОНАТНО-СИМФОНИЧЕСКИЙ ЦИКЛ. Урок №9 Сонатно-симфонический цикл — это циклическая музыкальная форма произведения. Это: соната, симфония, концерт, трио, квартет и т. д. В сонатно-симфоническом цикле хотя бы одна из частей (обычно первая) должна бать написана в сонатной форме. Сонатная форма отличается от сюитного цикла (сюиты) бо́льшей значительностью содержания и единой линией развития. Сонатно-симфонический цикл является самой крупной циклической формой среди чисто инструментальных форм. При этом он обладает большой гибкостью: в форме сонатно-симфонического цикла могут быть написаны и небольшие, камерные произведения, и огромные по масштабу и времени звучания (в жанре симфонии). Количество частей: Три части – соната и концерт; Четыре части – симфония, квартет. Иногда цикл может состоять из двух частей (некоторые сонаты и сонатины Бетховена, Неоконченная симфония Шуберта). У композиторов болем позднего периода очень редко встречаются 5-частные и 6-частные симфонии (у Берлиоза, Чайковского, Скрябина, Шостаковича). Темповое соотношение частей: Темповое соотношение частей достаточно свободно, но всегда подчиняется правилу чередования медленных и подвижных частей, иначе нарушится единство цикла. 1 часть – напряженно-действенная; 2 часть – лирическая, медленная; 3 часть – танцевальная (менуэт или скерцо); 4 часть – подвижно-обобщающая (финал). В трехчастном цикле принято такое соотношение: быстрая – медленная – быстрая. Иногда средняя часть написана в форме менуэта или скерцо. Тональное соотношение частей: Тональное единство – главная черта сонатно-симфонического цикла: Крайние части (1 и 4, или 1 и 3) всегда написаны в главной тональности, либо последняя — в одноименной главной. Иногда, если 1часть написана в минорной тональности – последняя обязательно будет в одноимённом мажоре. Для усиления контраста и утверждения главной тональности хотя бы одна из средних частей пишется в иной тональности (субдоминанты, доминанты, параллельной). Форма частей: Самое обязательное правило – сонатная форма для 1-й части и сложнаятрёхчастная для 3-й части. Менее строгие правила для финала – это может быть большое рондо, рондо-соната, вариации.
Наибольшая свобода допускается в медленной части – здесь возможны и малое рондо, и сложная трёхчастная форма, и вариации, и сонатная форма. Так как 1-я часть сонаты и симфонии всегда написана в быстром темпе, сонатную форму часто называют формой сонатного Allegro. Три обязательных раздела в сонатной форме: · Экспозиция (показ тем) – состоит из Главной и Побочной партии; · Разработка – обе темы развиваются, разрабатываются различными способами (дробление, варьирование, смена тональностей, регистров, ритмическое обострение, усиление контраста тем); · Реприза – повторение экспозиции, но теперь все темы звучат в основной тональности. Необязательные, дополнительные разделы: · Медленное вступление; · Связующая партия между Главной и Побочной; · Заключительная тема перед разработкой; · Кода в конце репризы – заключительная тема, утверждающая тональность и основной характер всей части.
Жанр классической сонаты, симфонии и квартета окончательно сформировался и достиг совершенства в 18 веке, в творчестве венских классиков
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 7981; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |