Коммуникационные потребности. Выводы Информации, как и изумрудных городов, нет в объективной действительности.Правы информационные нигилисты: никто еще не видел ни как
Информации, как и изумрудных городов, нет в объективной действительности. Правы информационные нигилисты: "никто еще не видел ни как субстанцию, ни как свойство эту загадочную информацию". Информация — искусственно созданный умственный конструкт, плод информационного подхода. Причем информационный подход первичен (сперва оденьте "информационные очки"!), а информация вторична.
Информационный подход — методологический принцип научного познания, заключающийся в рассмотрении объектов изучения через призму категории информации. Возможны два режима использования информационного подхода: корректный, когда информационные модели и реальная действительность отделяются друг от друга, и некорректный, когда информация отождествляется с реальными объектами (сигналы, знания, свойство отражения, структура и др.). Некорректный подход широко распространен в науке и практике, потому что он способен выполнять полезные функции: номинативную, конструктивную, описательно-объяснительную.
Общенаучное распространение корректного и некорректного информационного подхода объясняется количественным ростом коммуникационных каналов и повышением значимости социальных коммуникаций в индустриальной неокультуре. Этой же причиной обусловлено формирование цикла информационных наук, включающего семейство информатик.
Информационные науки, изучающие социальную информацию или ее разновидности (научную, экономическую, эстетическую и т.д. информацию) используют некорректный информационный подход.
Социальная информация является объектом изучения трех социальных информатик: СИ I — обобщающей; СИ II — частной социально-философской; СИ III — методологической.
Информационными науками накоплен богатый и разнообразный багаж знаний относительно социальной коммуникации, ее видов, форм и элементов, поэтому они могут служить в качестве источника для обобщений метатеории социальной коммуникации.
Terra incognita в области информационной проблематики гораздо больше области позитивного знания о феномене информации.
Ни одна из онтологических концепций информации не может быть признана методологически корректной; агностические и нигилистические утверждения также не внушают доверия. Корректная математическая интерпретация информации имеет слишком узкую и частную зону приложения. Вопрос "что такое информация?" фактически не получил ответа. Наши соображения по этому поводу, изложенные в разделе 7.2, следует рассматривать как гипотезу, нуждающуюся в критической оценке. Для успешной разгадки феномена информации ключевое значение имеет информационный подход. Однако имеющаяся практика его использования осмыслена очень мало, а методология информационного подхода не разработана вообще. Отсюда — потребность в развитии социальной информатики III.
Литература
Абдаев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. — М.: ВЛАДОС, 1994. — 336 с.
Афанасьев В.Г. Социальная информация. — М.: Наука, 1994. — 200 с.
Блюменау Д.И. Информация и информационный сервис. — Л., Наука, 1989. — 190 с.
Глушков В.М. Кибернетика. Вопросы теории и практики. — М.: Наука, 1986. — 477 с.
Инфосфера: Информационные структуры, системы и процессы в науке и обществе / Ю.М. Арский, Р.С. Гиляревский и др. — М.: ВИНИГИ, 1996. — 486 с.
Кибернетика: Становление информатики.— М.: Наука, 1986.— 190 с.
Коган В.3. Человек в потоке информации. — Новосибирск: Наука, 1981. — 177 с.
Михайлов А.И., Черный А.И., Гиляревский Р.С. Научные коммуникации и информатика. — М.: Наука, 1976. — 435 с.
Михайловский В.Н. Формирование научной картины мира и информатизация. — СПб., Наука, 1994. — 145 с.
Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. — М.: Политика, 1991. — 287 с.
Педагогическая информатика: теория и практика: В 2-х частях. — М., 1993 (Российская Академия образования, Институт теоретической педагогики и международных исследований в образовании).
Семенюк Э.П. Информатика: достижения, перспективы, возможности. — М.: Наука, 1988. — 240 с.
Семенюк Э.П. Информационный подход к познанию действительности. — Киев: Наук. думка, 1988. — 173 с.
Соколов А.В. Информационный подход к документальной коммуникации: Учеб. пособие. — Л.: ЛГИК, 1988. — 85 с.
Урсул А.Д. Информатизация общества. Введение в социальную информатику: Учеб. пособие. — М.: Акад. общ. наук, 1990. — 191 с.
Урсул А.Д. Проблема информации в современной науке. — М: Наука, 1974. — 287 с.
Шемакин Ю.И., Романов А.А.. Компьютерная семантика. — М.: Научно-образоват. центр "Школа Китайгородской", 1995. — 344 с.
Юзвишин И.И. Информациология. — М.: Радио и связь, 1996. — 215 с.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление