Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общественные коммуникационные потребности




Групповые коммуникационные потребности (информационный подход)

Существует три целевых социальных группы, особенно заинтересованных в коммуникационном обслуживании, т. е. полном, точном и своевременном поступлении смыслов, касающихся содержания решаемых ими задач:

  • руководители (менеджеры) всех уровней, осуществляющие руководство отдельными коллективами или обществом в целом;
  • ученые, ведущие постоянный диалог с коллегами посредством специальной коммуникации;
  • инженеры, разрабатывающие новую технику.

В 50-е годы XX века во всех промышленно развитых странах стали создаваться службы (системы) научно-технической информации, которые взяли на себя заботу о коммуникационном обслуживании перечисленных категорий специалистов. В силу информационного подхода, распространившегося в то время, коммуникационные потребности были переименованы в информационные потребности, реципиенты — в потребителей информации, коммуникационные сообщения — в информацию, коммуникационная деятельность — в информационную деятельность. Оденем "информационные очки" и будем придерживаться в данном параграфе информационной терминологии, чтобы сохранить традиции научной информатики.

В 60-е годы информационным работникам стало ясно, что без изучения спроса на информацию (о потребностях пока речи не было!) нельзя рационально и эффективно организовать информационную деятельность. Обычным методом "изучения спроса" стало анкетирование, дополненное интервью и анализом библиотечной статистики. Были собраны и обнародованы немаловажные факты, характеризующие информационное поведение различных групп специалистов. Так, выяснилось, что большинство инженеров (до 90%) считают журналы более ценным источником информации, чем книги. Вместе с тем анализ книговыдачи научно-технических библиотек показал, что книги затребовались инженерами в 1,3 раза чаще, чем журналы. Оказалось, что руководители больше всего ценят оперативность доставки и удобство восприятия информации, доверяя информационным службам отбор и переработку текущих сообщений. Ученых не очень привлекает оперативность, они готовы мириться с любыми формами представления информации, но зато им нужна гарантированная полнота информирования и минимальная степень смысловой корректировки сообщений информационными работниками. Инженеры-прагматики востребуют не "чтение на сон грядущий", а конкретный опыт, который можно внедрить в производство, — скорее, дешевле и без дополнительных умственных усилий. Обнаружилось, что спрос на информацию зависит от стадии рабочего процесса: он максимален в начале работы, когда исполнители "входят в проблему", знакомятся с состоянием дел, уясняют известное и неизвестное, и на заключительном этапе, когда подводятся итоги, составляется отчет и важно соотнести полученные результаты с результатами коллег; в течение основного этапа (собственно исследование, разработка, конструирование) нужна лишь эпизодическая справочная информация небольшого объема.

Осмысление накопленного эмпирического материала потребовало введения понятия информационная потребность, которое несколько изысканно определялось как "свойство отдельного лица, коллектива или какой-либо системы, отображающее необходимость получения информации, соответствующей характеру выполняемых действий или работы". Нетрудно видеть, что это определение сводится к тавтологии: информационная потребность — это необходимость (то есть потребность) в информации. Впрочем, в то время эта тавтология никем не замечалась. Зато большим теоретическим достижением можно считать представление о потребностной структуре, позволившее вскрыть разные предметы информационных потребностей и соответственно — разновидности потребностей в информации. Типичная структура информационных потребностей специалиста (руководителя, ученого, инженера, агронома, военачальника и т. д.) виделась следующим образом.

1. Потребность в текущей и ретроспективной информации. Специалисту, чтобы сохраниться на уровне последних достижений в своей и смежных отраслях знаний, требуется оперативное текущее информирование. Потребность в текущей информации обуславливается профессией специалиста и выполняемыми им производственными функциями, поэтому она относительно стабильна. Отсюда и название запросов, выражающих эту потребность, — постояннодействующие.

Потребность в ретроспективной информации возникает, если нужно выработать обоснованное суждение по данному вопросу. В этом случае нередко требуется обращение к источникам, накопленным в предыдущие годы. Запросы, выражающие потребность в ретроспективной информации, возникают эпизодически и называют их разовыми.

2. Потребность в узкотематической и широкотематической информации. Специализация научно-технической деятельности и дифференциация знаний приводят к постоянному сужению тематических рамок профессиональной информационной потребности. Однако слишком узкая специализация влечет за собой ограниченность научного кругозора, потерю ориентации в научно-техническом прогрессе и в конечном счете — снижение творческого потенциала специалиста. По этой причине специалистам необходима как узкотематическая информация, непосредственно относящаяся к той конкретной производственной задаче, решением которой они заняты, так и широкотематическая, создающая представление об аспекте исследования или разработки в целом. Потребность в узкотематической информации выражается в запросах производственного характера, потребность в широкотематической информации — запросах ознакомительного характера.

В сообщениях, предназначенных для удовлетворения ознакомительных запросов, должен содержаться ответ на вопросы типа "что делается", "что достигнуто в данной области"; в сообщениях, предназначенных для удовлетворения производственных запросов, — "как делать". Разумеется, понятия "узкая" и "широкая" тематика относительны: одна и та же информация может удовлетворять и ту, и другую потребность. Так, например, для инженера, занятого конструированием определенного узла машины, информация об областях применения этой машины, спросе на нее и т. п. является широкотематической, а для руководителя данной разработки — узкотематической. Тем не менее в документных потоках есть виды документов, предназначенных преимущественно для удовлетворения либо ознакомительных, либо производственных запросов. К примеру, научно-популярная литература, обзоры, энциклопедии ориентированы на запросы ознакомительного плана; патентные описания, стандарты, техническая документация, научно-технические отчеты предназначены чаще всего для удовлетворения производственных запросов.

3. Потребность в отраслевой (специализированной) и межотраслевой (неспециализированной, смежной) информации. Усиливающаяся интеграция знаний приводит к тому, что большинство наиболее актуальных проблем решается путем использования не только профильной информации, не выходящей за рамки данной отрасли знания, но и значительного объема смежной, межотраслевой информации из других отраслей знания, иногда, казалось бы, очень отдаленных. Потребность в отраслевой информации выражается в запросах профильного характера, в межотраслевой (смежной) — непрофилъного характера.

4. Потребность в фактографической и концептографической информации. В первом случае — это потребность в фактических сведениях об изделиях, их функциях или устройстве, о материалах и их свойствах, о процессах, событиях, открытиях и т. д. Такие сведения извлекаются потребителем из справочников, баз данных, консультаций со специалистами. Концептографическая информация — это оценка фактических сведений с точки зрения их истинности и достоверности, технико-экономической целесообразности и перспективности. Особенно нуждаются в подобных концепциях руководители при принятии управленческих решений. Потребность в фактографической информации выражается в фактографических запросах, а в концептографической — в концептографических запросах.

В табл. 8.3 представлена формальная (поскольку мы абстрагировались от содержания) структура профессиональных информационных потребностей, свойственная специалистам науки и техники. Она включает 16 составляющих. Как интерпретируются эти составляющие? — это потребность постоянно быть в курсе фактических достижений своей отрасли знания на уровне "что делается"; IIIа — потребность поддерживать свою профессиональную квалификацию в части практических знаний и умений "как делать"; IVб — потребность быть готовым к принятию решений на основе концептографической информации, поступившей из других отраслей знания, и т. д. Для удовлетворения потребности нужные сведения об изделиях, аналогичных тем, разработкой которых занят специалист; потребность IIIа требует изучения передового производственного опыта коллег; потребность IVб обуславливает спрос на информацию о принципах действия и областях применения устройств, разработанных в других отраслях промышленности, но сходных по функциям с контролируемым изделием.

Практическая ценность раскрытия структуры профессиональной потребности специалистов, как можно понять из приведенных примеров, состоит в возможности прогнозировать, какая именно информация потребуется специалисту, решающему данную задачу. Были разработаны модели объективных информационных потребностей различных категорий потребителей информации (инженеров-конструкторов, инженеров-разработчиков, руководящих работников, молодых специалистов и др.). Грубо говоря, суть этих моделей сводится к нахождению разности (дефицита) между объемом знаний, требующихся специалисту для соответствия своему месту в общественном производстве, и его профессиональной подготовкой. Имеется в виду формула:

ОИП = СТЗ — СНЗ,

где: ОИП — объективная информационная потребность, СТЗ — сумма требующихся знаний, СНЗ — сумма наличных знаний.

Если ОИП больше нуля, то возникает потребность в информационном обслуживании; если ОИП равно или меньше нуля, то информационные услуги не нужны. СНЗ определялась путем оценки компетентности коллектива, работников (образование, опыт работы, квалификация) и опроса отдельных специалистов.

Таблица 8.3. Формальная структура профессиональных информационных потребностей

Характеристика информации и запросов широкотематические (ознакомительные запросы) узкотематические (производственные запросы)
Фактографическая концептографическая фактографическая концептографическая
Текущие (постоянно- действующие запросы) а) отраслевые (профильные запросы) б) межотраслевые (непрофильные запросы) Iа I6 IIa IIб IIIa IIIб IVa IVб
Ретроспективные (разовые запросы) а) отраслевые (профильные запросы) б) межотраслевые (непрофильные запросы) Va Vб VIa VIб VIIa VIIб VIIIa VIIIб

СТЗ выявлялась путем оценки анализа плановых заданий и творческих функций, выполняемых тем или иным исполнителем. Диагностирование ОИП оказалось возможным и практически полезным в условиях местных органов информации, хорошо знающих наличный состав потребителей информации. Важно обратить внимание на то, что объективизация информационных потребностей абстрагируется от личностных особенностей специалистов, ориентируясь на безличных функционеров, имеющих тот или иной уровень СТЗ и не обладающих другими творческими ресурсами.

Теперь попытаемся осмыслить достижения научной информатики с позиции метатеории социальных коммуникаций. Если обратиться к типизации коммуникационных потребностей (табл. 8.2), где представлены три типа группированных потребностей — АГ, ВГ, СГ, возникает вопрос: какому типу соответствуют ОИП и структурные составляющие профессиональных информационных потребностей, приведенные в табл. 8.3? Эти потребности не являются ни изначально установленными (абсолютными) для целевых социальных групп, ни предопределенными их субъектным составом. Значит, они не относятся ни к АГ, ни к СГ -потребностям. Объективная предзаданность их содержания производственной деятельностью специалистов показывает, что они представляют собой вторичные коммуникационные потребности.

Действительно, для органов научно-технической информации, видевших свое назначение в информационном обеспечении производственной деятельности специалистов, углубление в коммуникационную типизацию выглядит излишним теоретизированием. Но для научной информатики такое теоретизирование не только не излишне, но просто необходимо, в противном случае теория информационных потребностей сводится к обобщению эмпирического опыта, и не более того. Здесь опора на метатеоретические выводы оказывается полезной для углубления содержания частной теории.

Абсолютные групповые коммуникационные потребности (АГ -потребности) выводятся из очевидного факта, что целевые группы создаются для решения определенных общественных задач. Если бы искомое решение удалось получить не за счет трудоемких творческих усилий, а путем заимствования готового решения из потоков социальной коммуникации, была бы легко и просто достигнута цель, ради которой создавалась группа. Стало быть, первая абсолютная коммуникационная потребность целевой группы — АГ1 — это потребность в "готовом решении". Есть еще АГ2мнемическая потребность, состоящая в том, что коллектив специалистов, образовавших целевую группу, должен обладать определенной профессиональной квалификацией, т. е. знаниями и умениями, достаточными для того, чтобы своими силами выполнять производственные функции, не дожидаясь "готовых решений", которых может не быть вовсе. Обратим внимание, что абсолютные коммуникационные потребности целевых групп хорошо коррелируют с дефиницией социальной коммуникации как движения смыслов в социальном пространстве и времени. Итак:

  • АГ1 — обнаружение "готового решения" в социальной памяти;
  • АГ2 — формирование групповой памяти, достаточной для выработки "готового решения";
  • Поскольку "готовое решение", как правило, не удается получить немедленно, начинается производственная деятельность, инициирующая коммуникационные ВГ -потребности, хорошо известные информационным службам. Очевидна связь между абсолютными и вторичными потребностями: потребность в ретроспективной информации — это потребность в поиске "готового решения" (ВГ1); потребность в текущей информации, как отраслевой, так и межотраслевой — это потребность в пополнении групповой памяти, т. е. поддержании компетенции специалистов на современном уровне (ВГ2). Остальные информационные потребности, представленные в табл. 8.3, — это детализации различных аспектов ВГ1 и ВГ2, а не самостоятельные, независимые от них потребности.

Феномен групповых спонтанных коммуникационных потребностей (СГ) был обнаружен представителями так называемого психологического направления в теории информационных потребностей. Основоположник этого направления С.Д. Коготков выступил с критикой обезличенных моделей объективных информационных потребностей, указывая на роль "информационных интересов" и "информационных установок", т.е. субъективных начал "информационно-потребительской деятельности". Термин "информационно-потребительская деятельность", а не просто "информационная деятельность" введен для того, чтобы акцентировать субъекта: не информационный работник, а потребитель информации. К сожалению, психологическое направление пока не получило заметного развития, и феномен СГ -потребностей остается terra incognita.

Не реализована также идея "советующей парадигмы" информационного сервиса, которая, по сути дела, направлена на переход от удовлетворения ВГ -потребностей, характерного для современной "обслуживающей парадигмы", к ориентации не абсолютные коммуникационные потребности целевых социальных групп. "Советующая парадигма" ставит перед информационными службами задачу не просто найти в информационно-библиотечных фондах "готовое решение", а оценить возможность его получения при современном уровне общественного знания и указать специалистам путь (что и как нужно делать) для получения желаемого результата. Методология "советующей парадигмы" разработана Э.С. Бернштейном в 70-е―80-е гг.

Общество представляет собой самовоспроизводящуюся устойчивую массовую совокупность, сложившуюся естественноисторическим путем. Общество — не искусственно созданный механизм и не результат соглашения (общественного договора) между людьми, а совокупный субъект — живая система, являющаяся носителем специфических общественных потребностей. Эти потребности, как показано в табл. 8.2, делятся на три типа: абсолютные (AM), вторичные (ВМ), спонтанные (СМ).

Абсолютные общественные потребности (AM) во многом подобны, скажем, изоморфны личностным абсолютным потребностям. Правда, биогенные потребности обществу не свойственны; все общественные потребности социогенны, но являются естественными для человеческого общества, так же как социогенные личностные потребности естественно свойственны хомо сапиенс. АМ -потребности делятся на материальные и духовные.

AM1. Материальные общественные потребности:

АМ1.1. Экономическая потребность — потребность в общественно организованном материальном производстве, т. е. создании и распределении материальных продуктов и услуг.

AMI.2. Потребность биологического воспроизводства населения.

АМ1.3. Потребность в защите от стихийных бедствий и агрессии врагов.

AMI.4. Общественно-политическая потребность — потребность в организации общественного бытия, поддержании порядка, сохранении стабильности общества.

АМ2. Духовные общественные потребности:

АМ2.1. Потребность в самоутверждении и самосознании общества; она психологически базируется на мы ― χувстве, которое может служить источником патриотизма и национализма; эта потребность аналогична индивидуальной потребности в самореализации (АИ5.1).

АМ2.2. Потребность в социализации подрастающего поколения, включении его в общественную жизнь; очевидно что эта потребность корреспондирует с потребностью в социализации личности (АИ5.2).

АМ2.3. Познавательная потребность, состоящая в производстве, накоплении, хранении и использовании общественного знания и опыта.

АМ2.4. Этическая потребность — потребность в справедливом, т.е. отвечающем общественно принятым нормам справедливости, общественно-политическом устройстве.

АМ2.5. Эстетическая потребность — потребность в гармонизации быта и общественной жизни в соответствии с национальными эстетическими вкусами и обычаями.

АМ2.6. Коммуникационная потребность, выражающаяся, во-первых, в лингво-семиотической потребности, т. е. потребности в национальном языке и вспомогательных знаковых системах; во-вторых, в социально-мнемической потребности — потребности в социальной памяти. Как перечисленные общественные потребности соотносятся с социально-коммуникационной деятельностью? Это соотношение принимает вид причинно-следственной связи в случае коммуникационной потребности АМ2.6, которая инициирует макрокоммуникацию в виде устного общения и неовеществленной социальной памяти. Продуктами устной макрокоммуникации являются фольклор, нравственные нормы, народные обычаи, которые представляют собой нормативные социальные институты. Здесь налицо непосредственная причинно-следственная связь П --> Д. Для удовлетворения общественных потребностей в цивилизованном обществе, использующем документные каналы, создаются учрежденческие социальные институты, обслуживающие абсолютные социальные потребности. Так, экономический социальный институт удовлетворяет АМ1.1; институт семьи — АМ1.2; институт государства — АМ1.3 и AMI.4; институт народного образования — АМ2.2 и т. д. Эти социальные институты и выступают в качестве субъектов коммуникационных ВМ -потребностей, которые удовлетворяются специальными коммуникационными службами, участвующими в миди― или макрокоммуникации. Например, государство инициирует цепочку:

AMI.4. Общественно политическая потребность --> Государство--> Деятельность по организации общественного бытия --> Коммуникационная ВМ -потребность --> Государственные средства массовой коммуникации --> Массовое коммуникационное управление.

Таким образом, вместо простой зависимости П --> Д, действовавшей на личностном уровне, появляется сложная цепочка П --> Социальный институт --> Деятельность --> В -потребность и т. д.

Социальные институты, участвуя в массовой коммуникации в качестве социального коммуниканта (формула ГуМ), приобретают собственные групповые коммуникационные потребности (АГ, ВГ, СГ), рассмотренные в предыдущем разделе. Мы специально остановимся на деятельности коммуникационных социальных институтов в следующей главе.

Коммуникационные СМ -потребности проявляются в спросе на форму предлагаемых коммуникационных сообщений, прежде всего — в области искусства и литературы. Эта форма должна удовлетворять противоречивым требованиям: с одной стороны — привлекать новизной, с другой стороны — не противоречить привычным образцам; не быть старомодной и вместе с тем соблюдать общепринятые нормы этикета и ритуала, моральные, религиозные, политические запреты. Разрешение этого противоречия — дело мастерства социально-культурных работников, взаимодействующих с массовыми аудиториями. Если творческим работникам и работникам культуры удается уловить суть СМ -потребностей и найти соответствующие формы, новаторов ждет успех, в противном случае — неудача. Опыт подсказывает, что талантливые новаторы зачастую ориентируются на спонтанные потребности, которых в современном им обществе нет. Если с течением времени такие потребности возникнут, творчество новаторов получит одобрение, а сами они обретут лавры и регалии (к сожалению, нередко посмертно).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 802; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.