КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теоретические подходы к оценке эластичности спроса и предложения как конъюнктурных элементов рыночного механизма
Задачи Темы для докладов 1. Причины, формы и последствия государственного вмешательства в механизм рыночного ценообразования. 2. Роль косвенных налогов в установлении равновесной рыночной цены. 3. Роль государственных субсидий (дотаций) в установлении равновесной цены. 4. Способы противодействия товарному дефициту. Основная литература 1. Микроэкономика. Практический подход / Под ред. Грязновой А. Г., Юданова А. Ю.: Учебник., М.: КноРус. – 2009. – 704 с. 2. Носова С. С. Экономическая теория: Учебник., М.: КноРус. – 2010. – 792 с. 3. Сафрончук М. В. Микроэкономика: Учебное пособие., М.: КноРус. – 2009. – 247 с. 4. Тарануха Ю. В., Земляков Д. Н. Микроэкономика: Учебник., М.: КноРус. – 2010. – 320 с. 5. Чернецова Н. С., Скворцова В. А., Медушевская И. Е. Экономическая теория: Учебное пособие., М.: КноРус. – 2009. – 264 с. Дополнительная литература 1. Малахов В. Подходы к прогнозированию спроса на электроэнергию в России // Проблемы прогнозирования. – 2009. - № 2. 2. Майерсон Р. Равновесие по Нэшу и история экономической науки // Вопросы экономики. – 2010. - № 6. 3. Юнь В. Взаимосвязь между динамикой цен и динамикой спроса на нефть: современные особенности // Проблемы прогнозирования. – 2009. - № 6. № 1.В таблице 1 представлены данные, характеризующие конъюнктуру рынка пепси-колы. Таблица 1
1. По данным таблицы 1 постройте кривую спроса и кривую предложения пепси-колы на рынке. 2. Определите равновесную цену и равновесный объем продаж. 3. Если рыночная цена банки пепси-колы составит 20 ден. ед., то что будет характерно для рынка – дефицит или избыток? Каков их объем? 4. Если рыночная цена банки пепси-колы составит 30 ден. ед., то что будет характерно для рынка – дефицит или избыток? Каков их объем? 5. С наступлением лета потребление пепси-колы увеличивается на 10 млн. банок в год при каждом значении цены. Каковы будут при данных условиях равновесные цена и объем продаж? 6. Снижение потребительских расходов уменьшает потребление пепси-колы на 5 млн. банок в год при каждом значении цены. Каковы будут при данных условиях равновесные цена и объем продаж? № 2.Функция спроса на товар задается выражением D = 40-5Р, функция предложения S = -5+4Р. Определите: 1. Равновесную цену и равновесный объем продаж на данном рынке. 2. Как изменятся спрос и предложение, если установится цена, равная 4 ден. ед. 3. Каков будет объем продаж, если установится цена, равная 6 ден. ед. № 3.Первоначальная функция предложения выражается в виде Р=5Q +7. Определите величину минимальных издержек на единицу продукции. Если введен государством акцизный налог в размере 5 ден. ед., то как эта мера регулирования рыночных отношений отразится на функции и графике предложения товара. Ответ представьте алгебраическим и графическим способами.
Контрольные вопросы
1. Что понимается под спросом на товар и каково экономическое содержание закона спроса? 2. В чем состоит отличие между спросом и объемом спроса? 3. Какие факторы вызывают изменение спроса и объема спроса? 4. Что понимается под предложением товара и каково экономическое содержание закона предложения? 5. В чем состоит отличие между предложением и объемом предложения? 6. Какие факторы вызывают изменение предложения и объема предложения? 7. Как формируется равновесная цена на микроэкономическом рынке и каковы причины неравновесия? 8. Под воздействием каких факторов изменяется рыночное равновесие? 9. В чем заключается статический подход к исследованию причин и последствий изменения рыночного равновесия? 10. Каким образом исследуются изменения рыночного равновесия при динамическом подходе? 11. При каких ситуациях на рынке цена товара стремится к равновесному значению, а в каких «уходит» от него? 12. Какое влияние оказывает акцизный налог на предложение товара? 13. Какая цена называется «ценой спроса», а какая – «ценой предложения»? 11. 1 Характеристика спроса с позиции теории эластичности: понятие, способы количественного измерения и виды эластичности, конфигурации графика. 11. 2 Характеристика предложения с позиции теории эластичности: понятие, способы количественного измерения и виды эластичности, конфигурации графика. 11. 3 Сфера практического применения теории эластичности спроса и предложения и ее значение при анализе экономического поведения рыночных субъектов. 11.1 Характеристика спроса с позиции теории эластичности: понятие, способы количественного измерения и виды эластичности, конфигурации графика Спрос и предложение товара как элементы рыночного механизма не являются статичными, а находятся в постоянной динамике, обуславливая тем самым нестабильность рыночной системы. Термин «эластичность» выражает степень чувствительности спроса к изменению воздействующих факторов: цены товара, денежного дохода потребителя, цен сопряженных товаров (субститутов и сублементов). С целью количественного выражения эластичности спроса по цене товара используется коэффициент, рассчитываемый по формуле: p (Q2 –Q1 ) P2 – P1 Ed = (Q1 +Q2 ):2 (P1 + P2): 2, где P1 – первоначальная цена товара, P2 – последующее значение цены товара, Q1 – первоначальный объем запрашиваемого товара, Q2 –объем запрашиваемого товара после изменения цены, Данная формула расчета эластичности спроса по цене товара предложена зарубежным экономистом и математиком Р. Алленом и базируется на правиле «средней точки». В экономических расчетах при анализе степени чувствительности спроса к изменению цены товара значение коэффициента Ed p берется по модулю. Применяя данную формулу возможны следующие значения коэффициента: 1. Если Ed p › 1, то спрос эластичен, т. е. гибко реагирует на изменение цены товара. 2. Если Ed p = 1, то спрос единично эластичный, т. е. процентное изменение цены товара вызывает аналогичное процентное изменение объема запрашиваемого товара. 3. Если 0 ‹ Ed p ‹ 1, то спрос неэластичен, т. е. слабо реагирует на изменение цены товара. 4. Если Ed p = 0, то спрос совершенно (абсолютно) неэластичен, т. е. совсем не реагирует на изменение цены товара. 5. Если Ed p стремится к бесконечности, то спрос совершенно (абсолютно) эластичен, т. е. при некоторой «привлекательной» цене отсутствует предел объема запрашиваемого товара. В зависимости от значения коэффициента эластичности график спроса на товар приобретает определенную конфигурацию (рис. 14).
Эластичность спроса по цене товара зависит от следующих факторов: · Наличие товаров-заменителей (субститутов): в случае если товар, характеризуется высокой степенью субституции, то спрос на него эластичен; · Значимость товара для потребителя с позиции удовлетворения потребности: спрос на товары первой необходимости, обеспечивающие жизнедеятельность человека (продукты питания, медикаменты и другие), неэластичен. · Наличие взаимодополняющих (комплектарных) товаров: спрос на менее значимый дополнитель важного товара, расходы на который составляют большую долю в бюджете потребителя, является неэластичным. Например, бензин и тосол. · Удельный вес товара в бюджете потребителя: если расходы на товар высоки, то спрос на него эластичен. · Время, располагаемое для принятия потребительского решения: в коротком периоде времени спрос менее эластичен по сравнению с более длительным периодом, когда потребитель постепенно адаптируется к рыночным условиям. Характер эластичности спроса определяет динамику выручки продавца при изменении цены товара. Возможны три ситуации: 1. В ситуации эластичного спроса (Ed p › 1) выручка продавца растет при снижении цены предлагаемого к продаже товара. 2. В ситуации единично эластичного спроса (Ed p = 1) выручка продавца не меняется при изменении цены товара. 3. В ситуации неэластичного спроса (Ed p ‹ 1) выручка продавца снижается при уменьшении цены реализуемого товара. Второй вид эластичности спроса – эластичность спроса по доходу – показывает воздействие изменения денежного дохода потребителя на объем запрашиваемого товара. Коэффициент эластичности спроса по доходу потребителя рассчитывается по формуле: I (Q2 –Q1 ): (Q1 – Q2) Ed = (I2 + I1 ): (I1 + I2), где Q1 -- количество запрашиваемого товара при первоначальном доходе I1 Q2 - количество запрашиваемого товара при последующем значении дохода I2. Применяя данную формулу, возможны следующие значения коэффициента эластичности спроса по доходу потребителя: 1. Если EdI › 0, то с ростом дохода увеличивается спрос на «нормальные» товары (высшего качества). 2. Если EdI ‹ 0, то с ростом дохода спрос сокращается на товары низшего качества (малоценные товары). 3. Если EdI = 0, то изменение дохода не влияет на спрос потребителя в отношении товаров первой необходимости. Эмпирическим путем выявлено, что спрос на предметы роскоши имеет коэффициент эластичности по доходу больше единицы, т. е. высокодоходные группы потребителей с ростом дохода тратят большую его долю на предметы роскоши и меньшую на товары первой необходимости. Таким образом, коэффициент эластичности спроса по доходу потребителя позволяет определить тип товара с позиции качественных характеристик, а также его функциональную роль в сфере потребления. Третий вид эластичности – перекрестная ценовая эластичность спроса – позволяет определить сопряженность товаров в потреблении с позиции субституции, комплектарности или нейтральности. Коэффициент перекрестной эластичности рассчитывается по формуле: x,y (Q2 –Q1 ): (Q1 + Q2) Ed = (P2 – P1 ): (P1 + P2), где Q1 – первоначальный объем спроса на товар Х, Q2 – последующий объем спроса на товар Х, P1 – первоначальная цена товара Y, P2 - последующая цена товара Y, Применяя данную формулу, возможны следующие значения коэффициента перекрестной ценовой эластичности спроса: · Если Edx.y › 0, то повышение цены на один товар вызывает увеличение спроса на другой товар. Подобная взаимозависимость цены одного товара и спроса на другой товар характерна субститутам (взаимозаменяемым товарам, например, чаю и кофе); · Если Edx.y ‹ 0, то повышение цены на один товар вызывает уменьшение спроса на другой товар. Подобная взаимозависимость цены одного товара и спроса на другой товар свойственна взаимодополняющим (комплектарным) товарам, например, автомобилю и бензину. · Если, Edx.y = 0 то повышение цены на один товар не вызывает изменения спроса на другой товар. В подобном случае товары являются нейтральными друг к другу, т. е. несопряженными в потреблении друг с другом. Например, автомобиль и зубная паста. 11. 2 Характеристика предложения с позиции теории эластичности: понятие, способы количественного измерения и виды эластичности, конфигурации графика
Предложение, равно как и спрос, реагирует на изменение цены товара. Степень чувствительности предложения количественно выражается коэффициентом эластичности, который рассчитывается по формуле: p (Q2 –Q1 ): (Q1 + Q2) ES = (P2 – P1 ): (P1 + P2), где Q1 – первоначальный объем спроса на товар Х, Q2 – последующий объем спроса на товар Х, P1 – первоначальная цена товара Y, P2 - последующая цена товара Y, Коэффициент эластичности предложения может принимать следующие значения: · Если Edp › 1, то предложение эластично, т. е. чувствительно к изменению цены товара (рис. 15 а); · Если Edp ‹ 1, то предложение неэластично, т. е. слабо реагирует на изменение цены товара (рис. 15 б); · Если Edp = 0, то предложение товара фиксировано в объеме, оно ограничено и является абсолютно неэластичным (рис. 15 в). Иными словами изменение цены не вызывает изменения объема предложения товара. · Если Edp стремится к бесконечности, то по «привлекательной» цене Р, покрывающей издержки выпуска и обеспечивающей прибыль, производители готовы предложить к продаже неограниченный объем товара. В этом случае предложение носит абсолютно эластичный характер (рис. 15 г). На эластичность предложения влияет фактор времени, которым располагает производитель, чтобы адаптироваться к изменяющимся условиям хозяйственной деятельности. Так, предложение товара в текущем периоде абсолютно неэластично, в краткосрочном - эластично, а в долгосрочном - может быть абсолютно эластичным. Значение коэффициента эластичности определяет конфигурацию графика предложения (рис. 15).
P S P S
S S Q Q а) эластичное предложение б) неэластичное предложение
P P S S S
S в) совершенно неэластичное предложени г) совершенно эластичное предложение
11. 3 Сфера практического применения теории эластичности спроса и предложения и ее значение при анализе экономического поведения рыночных субъектов
Применение на практике теории эластичности позволяет: · Изучить поведение потребителей на рынке и спрогнозировать динамику спроса на отдельные группы товаров в связи с изменением их цен и денежных доходов; · Изучить поведение производителей (фирм и предприятий) и спрогнозировать динамику предложения отдельных групп товаров в связи с изменением их цен и объема располагаемого инвестиционного бюджета; · Разработать ценовую политику фирмы с учетом особенностей потребительского спроса; · Корректировать планируемые объемы выпуска в текущем, краткосрочном, долгосрочном периодах деятельности фирмы на рынке. · Государственным органам регулирования рыночной экономики контролировать цены на социально-значимые товары. Таким образом, теория эластичности имеет широкое практическое применение и направлена на оптимизацию рыночных взаимоотношений товаропроизводителей и конечных потребителей.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |