КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВВЕДЕНИЕ. Навчальний посібник для самостійного
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ Філософія Навчальний посібник для самостійного вивчення дисципліни
Редактор А.С. Тяпкін Коректор, верстка К.С. Сухаревська
Підписано до друку. 29.07.08 р. Формат 60х84/90. Друк. трафарет. Папір офсетн. Ум. друк арк. 11,7
Редакційно-видавничий відділ Харківського інституту фінансів УДУФМТ 62003, Харків, пров.Плетньовський, 5. Учебно-методическое пособие Минск 2006
уде 37.015.3(072) ББК 74.104 O-75
Авторы-составители: нач. отдела прикладной пед. психологии Е. А. Осипова, методист высшей категории отдела прикладной пед. психологии Е. В. Чуменко Рецензенты: декан факультета психологии, социальной и воспитательной работы ГУО «Академия последипломного образования» доктор психол. наук, профессор В. А. Янчук, зам. директора по учебно-воспитательной работе Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Партизанского района г. Минска Е. Л. Набойкина Основные направления деятельности педагога—психолога: учеб.— O-75 метод, пособие / авг.-сост.: Е. А. Осипова, Е. В. Чуменко; ГУО «Акад. последиплом. образования». — Минск: АПО, 2006. — 84 с. ISBN 985-495-001-8. В пособии отражен многолетний опыт работы педагогов-психологов учреждений образования Беларуси. Уточняются цель и задачи деятельности психологической службы образования, приводятся описания различных направлений в рамках работы социально-педагогической и психологической службы школы, аспекты сопровождения различных категорий учащихся, особенности взаимодействия со специалистами других учреждений и организаций. Рассчитано на специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждений образования. УДК 37.015.3(072) ББК 74.104 © Осипова Е. А., Чуменко Е. В., авторы—составители, 2006
© ГУО «Академия последипломного образования», 2006 Решение приоритетных задач учреждений образования, обеспечивающих получение среднего образования, требует построения адекватной системы психолого—педагогического сопровождения. Главной целью деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования (см. Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования, утвержденное постановлением Министерства образования от 27.04.2006 г. № 42) является «необходимость своевременной комплексной личностно—ориентированной социально-педагогической, психологической помощи обучающимся и воспитанникам в вопросах личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения». Реализация данной цели требует от педагогов-психологов наряду с диагностическими, консультативными и коррекционными умениями способности к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию инициативной деятельности, направленной на их разрешение, соорганизации собственных усилий с деятельностью всех участников образовательного процесса учреждения образования. Объектом комплексной помощи выступает учебно-воспитательный процесс, предметом — ситуация развития ребенка как система его отношений с миром, с окружающими сверстниками и взрослыми, с самим собой. Основная цель деятельности педагога-психолога в рамках социально-педагогической и психологической службы (СППС) учреждения образования — повышение эффективности деятельности учреждения образования посредством гармонизации психического развития учащихся, обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков, предупреждения отклонений в их развитии и поведении. Для достижения этой цели педагогами-психологами учреждений образования решаются следующие задачи:
• изучение личности учащихся и ученических коллективов • пропаганда среди учащихся, педагогов и родителей здо • реализация программ преодоления трудностей в обуче • своевременное выявление детей и подростков, оказавших • ранняя профилактика отклонений в развитии, поведении, • содействие в приобретении обучающимися, педагогами и • оказание целенаправленного влияния на формирование • создание психологических условий для реализации Психолого-педагогическое сопровождение на разных этапах (ступенях) образования имеет специфические особенности. Так, на этапе дошкольного образования важны диагностика раннего развития, содействие развитию и коррекция нарушений в развитии, психологическая подготовка к обучению в школе. Приоритетными направлениями сопровождения в начальной школе являются: определение готовности к обучению в школе; содействие адаптации к школе, формированию эмоционально позитивного отношения к школе; развитие самостоя- тельности и самоорганизации, развитие творческих способностей. В базовой школе — психологическое обеспечение адаптации при переходе в среднее звено школы; поддержка учащихся в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития; помощь в решении проблем социализации; содействие в формировании благоприятной атмосферы в детских и педагогическом коллективах; помощь в выборе профиля обучения, формировании жизненных навыков, построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками; профилактика асоциального поведения, наркозависимости; поддержка талантливых детей. В старших классах школы специфика психолого-педагогической деятельности заключается в оказании помощи в профильной ориентации и профессиональном самоопределении; поддержке в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности); развитии временной перспективы, способности к целеполага-нию; развитии психосоциальной компетентности, профилактике девиантного поведения, наркозависимости у учащихся.
1. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ШКОЛЫ И ИХ КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА К основным направлениям деятельности педагога-психолога относятся: • психолого-педагогическая диагностика; • здоровьесберегающая деятельность; • коррекционно-развивающая работа; • психолого-педагогическое консультирование; • социально-психологическое обеспечение управленческих • психологическая профилактика и просвещение; • методическая работа. Психолого-педагогическая диагностика Цель данного направления деятельности — психолого—педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности учащихся для выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии; определения сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы; раннего выявления профессиональных и познавательных интересов; определения индивидуального стиля познавательной деятельности и др. Основанием для проведения психодиагностических мероприятий является план работы школы. Массовая диагностика носит ограниченный характер. Основными в работе педагога-психолога являются три диагностических минимума. Первый психодиагностический минимум проводится в начальный период обучения в школе в два этапа. Цель диагностического исследования на первом этапе — выделение группы детей, у которых осложнение протекает процесс адаптации. На втором этапе проводится изучение личностных и индивидуальных особенностей учащихся для выделения групп детей, находящихся в социально опасном положении, учащихся с повы- шенными интеллектуальными способностями, имеющих особенности обучения и развития для психолого-педагогического сопровождения или определения индивидуального образовательного маршрута. Второй психодиагностический минимум проводится также в два этапа — в четвертом и пятом классах. Основная цель диагностики в четвертом классе — мониторинг процесса обучения и уровня обученности учащихся для организации профилактической и развивающей работы, подготовки психолого-педагогических рекомендаций педагогам средней школы. Цель диагностики в пятом классе — содействие созданию благоприятных социально-психологических условий учащимся и классным коллективам в период перехода из начального в среднее звено школы. Третий психодиагностический минимум проводится на этапе допрофильной подготовки с целью определения способностей и склонностей учащихся. Результаты этого минимума служат основанием для организации последующей профориен-тационной работы. Другие диагностические мероприятия могут осуществляться согласно плану работы учреждения с целью обеспечения выполнения основных задач, а также в случаях необходимости подготовки психолого-педагогической характеристики на отдельных учащихся. Все диагностические мероприятия с учащимися могут проводиться только с согласия родителей или лиц, их замещающих. Форму получения согласия учреждение образования определяет самостоятельно. Некоторые диагностические мероприятия, такие как диагностика социально-психологического климата классных коллективов, анкетирование учащихся и родителей по отдельным проблемам, могут осуществляться совместно с классными руководителями и педагогами социальными. Здоровьесберегающая деятельность Основная цель данного направления — формирование установок на здоровый образ жизни, содействие в сохранении и укреплении здоровья у участников учебно-воспитательного процесса.
Формами реализации данного направления являются: мониторинг психофизиологического и эмоционального состояния учащихся в учебно-воспитательном процессе; посещение уроков с целью наблюдения за соответствием режима учебных занятий, методов преподавания, структуры урока, условий внешней среды возрастным особенностям учащихся; информирование классных руководителей, педагогов-предметников об особенностях здоровья, работоспособности, типе высшей нервной деятельности учащихся.
Педагог-психолог на основании данных мониторингов выделяет группы для организации последующей психолого-педагогической работы.
В процессе развивающих мероприятий педагог-психолог обучает учащихся навыкам оценки и саморегуляции двигательной активности, эмоционального состояния, управления стрессом. Осуществляет психологическую профилактику вредных привычек, пагубно влияющих на состояние здоровья. Коррекционно-развивающая работа
Цель данного направления работы — создание условий для коррекционно-развивающей поддержки всем нуждающимся учащимся через оказание услуг или направление к соответствующим специалистам.
В рамках данного направления педагог-психолог на основании собственных наблюдений, а также наблюдений классных руководителей, педагогов-предметников, педагога социального, родителей, а также на основании результатов диагностических мероприятий выделяет группы детей, нуждающихся в коррекционной поддержке.
Педагог—психолог мотивирует учащихся и их родителей на посещение коррекционных мероприятий. Включение учащихся в коррекционные группы возможно только с разрешения родителей или лиц, их замещающих.
Педагог-психолог располагает сведениями об учреждениях, организациях и специалистах, оказывающих специальные медицинские, психологические, психотерапевтические услуги. Направляет учащихся на консультации или в коррекционные группы, работающие в региональных центрах, в том числе со- циально-педагогических, центрах внешкольной работы (ЦВР), центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР) и т. д. Поддерживает связь с ведущими коррекционных групп, собирает информацию о происходящих изменениях (ведет учет, базу данных). На основании рекомендаций, полученных от ведущих групп, формулирует систему мер для педагогов и классных руководителей с целью поддержки результатов коррекционной работы с учеником. При отсутствии возможности оказания ребенку психологической коррекционно-развивающей помощи в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (например, в силу территориальной удаленности) специалисты данного центра составляют совместно с педагогом-психологом школы развернутую коррекционно-раз-вивающую программу, оказывают методическую помощь. Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога в школе ориентирована на коррекцию межличностных отношений в классах, содействие преодолению кризисных периодов в жизни учащихся (например: переход в среднюю школу, в профильные классы, вступление в подростковый возраст, подготовка к сдаче экзаменов и т. п.) через систему больших психологических игр, малых тренингов с коллективами классов. Значимым направлением развивающей работы педагога-психолога является помощь старшеклассникам в определении их жизненных планов, в прояснении временной перспективы, в профессиональном и личностном самоопределении. Психолог организует коррекционно-развивающую работу в виде факультативов, кружков, клубов, в рамках часов школьного компонента. Основная роль в коррекции познавательной сферы учащихся младших классов, имеющих трудности в обучении, принадлежит школьным логопедам и дефектологам. В тех случаях, когда в населенном пункте отсутствуют учреждения и организации, оказывающие специализированную психологическую помощь, и невозможно осуществить диспетчерскую функцию, педагог-психолог ведет коррекционные группы, в том числе психотерапевтической направленности.
Психолого-педагогическое консультирование Цель данного направления работы -— оказание помощи учащимся, их родителям и педагогам в решении актуальных задач развития, социализации, учебных трудностей, проблем взаимоотношений. Психолого-педагогическое консультирование носит характер индивидуальной или групповой работы и реализуется по отношению ко всем участникам учебно—воспитательного процесса. Для учащихся возможны такие консультативные формы, как телефон доверия, консультирование в школьной печати, групповые консультации на классных часах, а также психологическая поддержка в экстренных случаях. Консультации для родителей организуются по специфическим проблемам учащихся (например: информирование о школьных трудностях их ребенка, разъяснение особенностей переживаемого ребенком возрастного этапа, информирование об особенностях взаимодействия с детьми-подростками, характере оказания помощи в подготовке домашних заданий и т. п.). С педагогами проводятся психолого—педагогические консилиумы по вопросам предотвращения дезадаптации учащихся, индивидуальные консультации в случаях возникновения острых проблемных ситуаций. В случае появления запроса на психотерапевтическое и психологическое консультирование по личным проблемам со стороны родителей или педагогов педагог-психолог выполняет диспетчерскую функцию, направляя к другим специалистам, сведениями о которых он располагает. Психопрофилактика и просвещение Цель принципиально важного направления школьной практической деятельности педагога-психолога — развитие психолого—педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, педагогов, родителей. Психопрофилактическая работа педагога—психолога строится в соответствии с планами работы учреждений образования, согласуется с заместителем директора по воспитательной работе. Осуществляется в интерактивной форме на педсоветах и методических объединениях, родительских собраниях, классных часах и т. п. Содержанием психопрофилактической и просветительской работы для педагогов должно стать обучение педагогов учреждения образования технологиям проведения мероприятий по социализации учащихся на разных этапах обучения и воспитания, приемам интерактивного взаимодействия учителя с учениками, организации и проведения педагогического диагностического мероприятия и т. п. С учащимися мероприятия организуются на классных часах, с родителями — на родительских собраниях и др. К проведению этих мероприятий могут привлекаться соответствующие специалисты. Основой для выбора темы являются: ситуация в образовательной среде данной школы; психологическое содержание возрастных и кризисных периодов обучения; психологические аспекты трансформации образования. Еженедельное просветительское мероприятие должно стать нормой для педагога—психолога. Методическая работа Цель методической работы — накопление психологических методических материалов для организации учебного и воспитательного процесса и предоставление возможности их использования учителями, классными руководителями, руководителями методических объединений, администрацией школы. Методическая работа включает сотрудничество с заместителями директора школы по вопросам реализации поставленных перед учреждением образования задач, в том числе — участие в составлении плана работы школы, с педагогом социальным — разработку психологически адекватных программ воспитательного воздействия, с педагогами-предметниками — участие в подготовке заседаний предметных методических объединений. По запросу администрации педагог—психолог выполняет психологический анализ мероприятий (см. прил. 4). Участвует в программах работы с молодыми специалистами.
Социально-психологическое обеспечение управленческих процессов В рамках данного направления педагог-психолог участвует в разработке программ развития учреждения образования, проводит мониторинговые исследования социально—психологического климата в коллективе педагогов, продуктивности управленческой коммуникации в системах администрация — учителя, администрация — учителя — ученики, учителя — ученики. Педагогом-психологом осуществляется поиск и апробация форм эффективного делового и досугового взаимодействия классных руководителей, педагогов-предметников, педагогов социальных и педагогов-организаторов. Он регулярно информирует членов педагогического коллектива о своих профессиональных обязанностях, плане работы, а также о системе взаимодействия с классными педагогами и учителями-предметниками. Педагог—психолог в учреждении образования подчиняется руководителю (директору), свою деятельность координирует с заместителем руководителя (директора) по воспитательной работе. Методическое руководство педагогами-психологами учреждений образования в районе осуществляют специалисты регионального социально-педагогического центра. Координация деятельности педагогов-психологов учреждений образования района, города Координацию психологической работы в районе, городе осуществляет специалист регионального социально-педагогического центра [2], который располагает базой данных о кадрах педагогов-психологов, психологических и социальных службах района, города, соответствующих специалистах, работающих в медицинских учреждениях (см. прил. 1). Данный специалист участвует в подборе и расстановке кадров социально-педагогической и психологической службы в соответствии с целями, задачами и особенностями структуры учреждений образования. Организует систематическую учебу для педагогов-психологов по утвержденному плану, направляет на курсы повышения квалификации в областные и республиканские учреждения. Является координатором коррекционно-развивающей работы в районе с учащимися. Совместно с руководителями центров, в которых работают психологи, в начале учебного года составляет план проведения коррекционных групп в соответствии с потребностями района, города, контролирует функционирование коррекционных групп. В районе целесообразна организация групп по следующим направлениям (примерная тематика): для младших школьников: • эмоционально-поведенческие нарушения (например: агрес • коммуникативные умения (например: застенчивость, • коррекция познавательной сферы; • коммуникативные умения (застенчивость, неуверенность, • эмоционально—поведенческие нарушения («трудные», • группы по подготовке волонтеров для работы со сверст для старшеклассников: • тренинг целеполагания, профессионального и личностно для родителей: • тренинг «Эффективный родитель». Документация педагога-психолога В качестве обязательных документов педагог-психолог должен иметь: 1) план работы на год, утвержденный руководителем учре 2) планы работы на месяц, на день (неделю) и отчеты об их выполнении;
3) индивидуальные психодиагностические материалы, ко 4) график работы; 5) аналитические отчеты о работе за год; 6) отчеты и аналитические материалы о реализации про 7) журнал учета консультаций обучающихся, воспитанни 8) перечень психологических методик, используемых в ра При увольнении педагог—психолог обязан оставить в учреждении образования все документы и материалы, касающиеся профессиональной деятельности, за исключением литературы, приобретенной за счет собственных средств.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |