Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ФЕЙЕРБАХ Людвиг Андрюс (1804-1872). Немецкий философ




Недостатки философии Л. Фейербаха

· Критика им Гегеля носила односторонний характер: отрицая идеализм, он недооценил гегелевскую диалектику;

· Чрезмерное преувеличение «природной» стороны в человеке и недооценка социальной;

· Фейербах оставался идеалистом в понимании общества. Он утверждал, что исторические эпохи различаются переменами в религиозном сознании;

· Метафизичность антропологического материализма выразилась в том, что он носил пассивно-созерцательный характер, не учитывал общественно-исторической практики;

· Абстрактность и утопизм философии морали;

· Сведение корней религии к психологии человека, его сознанию, чувствам, прежде всего, к чувству любви;

· Фейербах не вскрыл подлинные социальные корни религии.

 

 

Чтобы познать человека, нужно его полюбить.

 

Где мораль утверждается на теологии, а право - на божьих постановлениях, там можно оправдать и обосновать самые безнравственные, несправедливые и позорные вещи.

Самым простым и поверхностным объяснением явлений является признание особого принципа.

Там, где не даны условия для счастья, не хватает условий и для добродетели.

То, что для таланта всё ещё объект мышления, для гения уже объект чувств.

Только для жалкого человека мир жалок, только для пустого он пуст.

Фантазия есть орган будущего.

Религия - это первая любовь. Философия - это супружеская любовь, любовь мужа.

Тайна добродетели - это привычка.

Что в нашем смысле недостаток, то в смысле природы - совершенство. В добродетели выражается человек, в недостатке - природа.

Порок - это реакция природы против окоченевшего правила морали.

Древо жизни также в то же время древо познания добра и зла.

Пороки - неудавшиеся добродетели, им не хватает только повода проявить себя добродетелями.

Один находит удовольствие казаться больше, чем он есть, другой же в том, чтобы быть больше, чем он кажется.

Истинные свойства человека обнаруживаются только тогда, когда наступает время проявить их.

Кто с самого начала ставит себе в качестве цели то, что должно быть ненамеренным, непроизвольным следствием развития, тот не попадёт в цель.

Рассудок пишет, но страсть делает историю. Всё новое поэтому несправедливо по отношению к старому. Нельзя действовать, не совершая по отношению к кому-нибудь несправедливости.

Юмор переносит душу через пропасть и учит её играть своим горем.

Человек есть начало, середина и конец всякой религии.

Лишь тот что-то значит. кто что-то любит.

Для религии только святое - истина, для философии только истина свята.

Наиболее прекрасными и содержательными периодами в истории были самые краткие.

Познание бывает куплено лишь ценой потери невинности жизни.

Увеличение знакомства с хорошими книгами суживает круг людей, общение с которыми нам приятно.

Хорошие книги - целомудренные и благородные девушки, которые не отдают своё сердце каждому, кто только за ними ухаживает. Лишь постепенно в огне любви они теряют свою естественную строптивость и неприступность. Они открывают свои сокровенные тайны лишь постоянному, посвящённому, верному любовнику.

 

Публика желает получать от своих философов не что иное, как письменное уверение в совершенной правоте своих взглядов и мнений, а от своих поэтов только такие сочинения, к которым она уже заранее расположена и которые вполне подходят для её теперешнего настроения духа.

Старики спокойно смотрят в лицо смерти лишь тогда, когда знают, что всё осталось на старом месте, что мир был и останется таким, как в их время и каким они давно уже его познали досыта, когда они думают, что давно уже насладились лучшим и после них ничего лучшего не будет и быть не может.

Радость бытия заключается единственно в сознании его ценности.

Человек обязан своим существованием только чувственности. Разум, дух творит книги, но не людей.

 

 

3.11 КАРЛ МАРКС: НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

· Карл Маркс считал, что у Гегеля "...диалектика стоит на голове. Надо поставить ее на ноги...". Идеи надо пересадить в голову и считать, что человек приобретает их в процессе своей общественной практической жизни, это просто-напросто мысли, посредством которых мы преобразуем мир. Решающее человеческое дело состоит в преобразовании мира, детальнее, в развитии производительных сил, отношений собственности, наконец, в революциях, после буржуазной рано или поздно наступает черед социалистической революции. Для Маркса центральная проблема - это проблема общества, общественного. Тем самым Маркс выдвигает целый блок новых проблем.

· Выше отмечалось, что центр философии Нового времени - субъект разумный. Гегель в центр философии ставит разум (мировой). Маркс сдвигает философию в сторону общества. Теперь субъект понимается как атом, в котором сосредоточен ансамбль существующих общественных отношений. Первично общество, а не субъект, он вторичен. Кант, Гегель, Маркс едины в высокой оценке разумного начала. Все трое - рационалисты. Философия Нового времени по преимуществу рационалистична.

· Общественный труд - солнце человека. Итак, что такое общество? В чем состоит его тайна? Как случилось, что на протяжении многих тысяч лет человек не мог познать ее? На все эти вопросы Маркс предлагает вполне определенные ответы.

· Разделение труда приводит к тому, что люди работают друг для друга, обмениваются результатами своего труда. Внешне труд отдельного человека кажется чем-то сугубо индивидуальным, но по своей сути он является представителем общественного труда, величина которого определяется товарно-денежным механизмом. Реальность общественного труда не бросается в глаза, уже по этой причине его трудно обнаружить. К тому же общественный труд становится по-настоящему значимым лишь при капитализме, ибо здесь совместная трудовая деятельность людей приобретает особую масштабность. Все, что происходит в человеческом обществе, вращается вокруг общественного труда. Поэтому Маркс называет общественный труд солнцем человека.

· Маркс за справедливость - каждому по труду; он считает, что капиталисты часть труда рабочих присваивают безвозмездно, т.е. обманывают, эксплуатируют их. Значит, рабочим надо объединяться, иначе им не отстоять свои права. Что же касается социалистической революции, то будучи результатом заговора, она обречена на провал. Надо чтобы для нее созрели объективные, материальные условия, т.е. чтобы общественный труд был развит всемерно, когда олицетворение частной собственности, а именно таким олицетворением и являются капиталисты, станет излишним и основная масса людей не будет их терпеть. Такова концепция Маркса, практического подтверждения которой пока не достигнуто.

· В новейших экономических теориях отказываются от понятия общественного труда. Вместо общественного труда рассматривается ценностное измерение порций индивидуального труда по степени их полезности.

· Практика - критерии истины. Согласно Марксу, вопрос об истинности познания - это вопрос практики. На практике человек убеждается в ложности или истинности своих суждений. Из практики он узнает, что менее и что более важно. В теории более значимое ставится на первое место, логика научного рассмотрения реализуется в переходе от общего к частному, от фундаментального к менее фундаментальному. Практика вынуждает отказываться от заблуждений и ведет вперед к истине. Против этих утверждений Маркса трудно что-либо возразить.

· Итак, основные достижения философии Маркса мы видим: 1) в талантливой критике недостатков капитализма; 2) в разработке проблемы практики; 3) в постановке проблемы природы общественного.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.