КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философия И. Канта (1724-1804)
· Основоположником немецкой классической философии считается И. Кант. Творчество И. Канта можно разделить на два больших периода: (1) докритический – до начала 70-х годов 18 века; (2) критический – начало 70-х годов 18 века. · В течение докритического периода философский интерес И.Канта был направлен на проблемы бытия, естествознания и природы:
Философские выводы И.Канта, сформулированные в докритический период: · Солнечная система возникла из большого первоначального облака разреженных в космосе частиц материи в результате вращения данного облака; · Природа имеет свою историю во времени (начало и конец), а не вечна и неизменна; · Природа находится в постоянном изменении и развитии; · Движение и покой относительны; · Все живое на земле, в том числе и человек, - результат естественной биологической эволюции;
В критический период интерес И. Канта сместился на вопросы деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики, этики, социальной философии. · Свое наименование – критический период – получил в связи с названием вышедших философских произведений И.Канта: Критика чистого разума, Критика практического разума, Критика способности суждения. В своей книге «Критика чистого разума» И. Кант отстаивает идею агностицизма, то есть невозможности познания окружающей действительности. · И.Кант дуалистически разделяет действительность на два одновременно существующих мира: (1) мир «вещей в себе» (это внутренняя сущность вещи) – невоспринимаемая и непознаваемая человеком действительность, трансцендентный мир. (2) И мир «вещей для нас» - совокупность чувственно воспринимаемых предметов и явлений, закрепленных в образах сознания – трансцендентальный мир. Мир «вещей для нас» познаваем. · Главное внимание И.Кант уделяет анализу процесса познания мира «вещей для нас». Он обосновал три ступени познания: ü Чувственное познание – как реализация способности человека к ощущениям; ü Рассудочное познание, воплощающее способность к понятийному мышлению; ü Разумное познание как реализация способности человека делать (формулировать) умозаключения на уровне так называемых «идей разума», играющих роль регулятивов познания и деятельности. · На третей ступени познания, как обнаружил И.Кант, возникает проблема логических противоречий (антиномий); · Кантом было выдвинуто учение о категориях – предельно общих понятиях, с помощью которых можно описать и к которым можно свести все сущее. Нет таких вещей или явлений окружающего мира, которые не обладали бы признаками, характеризуемыми данными категориями; · Таких категорий И. Кант выделяет двенадцать и делит их на четыре класса по три в каждом; · Данными классами являются: ü Количество; ü Качество; ü Отношение; ü Модальность. Таким образом, все в мире обладает количеством, качеством, отношениями, модальностью. · Категории класса: ü Количество: единство, множество, целостность. ü Качество: реальность, отрицание, ограничение. ü Отношения: субстанциональность (присущность) и акциденция (случайное свойство), причина и следствие, взаимодействие. ü Модальность: возможность и невозможность, существование и несуществование, необходимость и случайность.
Кроме «чистого разума» И.Кант рассматривает и «практический разум»: · Практический разум ориентирует человека в его общественной жизни. Основой поведения субъекта является «автономная воля» и правила, или максимы, вырабатываемые в обществе; · Самым существенным регулятором поведения людей ограничивающим их произвольное поведение является моральный закон, который имеет высший и безусловный характер. Кант назвал его категорическим императивом. Одна из его формулировок звучит так: «Поступай всегда так, чтобы максима твоей воли была основой всеобщего законодательства». Моральный закон (категорический императив) И. Канта понимается следующим образом: · Человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех, всеобщим законом; · Никогда нельзя относиться к другому человеку как к средству, но всегда как к цели; · Вся мораль в обществе должна основываться на соблюдении чувства долга.
Социально-политические взгляды И. Канта: · Философ считал, что человек наделен изначально злой природой; · Видел спасение человека в моральном воспитании и жестком следовании моральному законы (категорическому императиву); · Был сторонником распространения демократии и правового порядка – в каждом отдельном обществе, а также в отношениях между государствами и народами; · Считал, что в будущем неизбежно наступит «Вечный мир» - войны будут либо запрещены правом, либо станут экономически невыгодными.
Историческое значение философии И. Канта в том, что им было: · Дано основанное на науке (механике Ньютона) объяснение возникновения Солнечной системы (из вращающейся туманности разреженных в пространстве элементов); · Выдвинута идея о наличии границ познавательной деятельности разума человека (антиномии, «вещь в себе»); · Выведено двенадцать категорий – предельно общих понятий, которые составляют каркас мышления; · Сформулирован категорический императив – моральный закон. · Выдвинута идея демократии и правового порядка как в каждом отдельном обществе, так и в международных отношениях; · Осуждены войны, предсказан «Вечный мир» в будущем, основанный на экономической невыгодности войны и их правовом запрете.
Поприще философии в этом широком значении можно подвести под следующие вопросы: 1. Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я могу надеяться? 4. Что такое человек? Всего долее живут в том случае, если менее всего заботятся о продлении жизни. Не мыслям надобно учить, а мыслить. Работа - лучший способ наслаждаться жизнью. Быть опровергнутым - этого опасаться нечего; опасаться следует другого - быть непонятым. И чем более я размышляю, тем более две вещи наполняют душу мою все новым удивлением и нарастающим благоговением: звездное небо надо мной и нравственный закон во мне. Кант Иммануил (1724 - 1804 г.)
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 689; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |