КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая психология. 21 страница
Изучение Р. ведется в аспекте как порождения, так и восприятия сообщений. Для психологии представляет интерес прежде всего место Р. в системе высших психических функций человека — в ее взаимоотношении с мышлением, сознанием, памятью, эмоциями и т. д.; при этом особенно важны те ее особенности, которые отражают структуру личности и деятельности. Большинство отечественных психологов рассматривает Р. как речевую деятельность, выступающую или в виде целостного акта деятельности (если она имеет специфическую мотивацию, не реализуемую другими видами деятельности), или в виде речевых действий, включенных в неречевую деятельность. Структура речевой деятельности или речевого действия в принципе совпадает со структурой любого действия, т. е. включает фазы ориентировки, планирования (в форме "внутреннего программирования"), реализации и контроля. Разные аспекты Р. изучаются в психологии Р., физиологии Р., нейропсихологии, психолингвистике и других науках. А.А. Леонтьев, С.А. Шаповал
Речь внутренняя — различные виды использования языка (точнее, языковых значений) вне процесса реальной коммуникации. Выделяют три основных типа Р. в.: а) внутреннее проговаривание — "речь про себя", сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации, т. е. произнесения звуков, и типичная для решения мыслительных задач в затрудненных условиях; б) собственно Р. в., когда она выступает как средство мышления, пользуется специфическими единицами (код образов и схем, предметный код, предметные значения) и имеет специфическую структуру, отличную от структуры внешней речи; в) внутреннее программирование, т. е. формирование и закрепление в специфических единицах замысла (типа, программы) речевого высказывания, целого текста и его содержательных частей (А.Н. Соколов, Н.И. Жинкин и др.). В онтогенезе Р. в. формируется в процессе интериоризации внешней речи. А.А. Леонтьев
Решение (в психологии) — формирование стратегий и последовательности действий для достижения цели, основанное на избирательных мыслительно-поисковых актах и преобразовании субъективных смыслов. С позиций когнитивной психологии решение задач определяется как нахождение способов трансформации исходной ситуации (заданных переменных) в желаемую ситуацию (неизвестные переменные). В процессе Р. выделяют стадии поиска, принятия и реализации Р. Всякое Р. строится на базе некоторой исходной информации, позволяющей выявить проблему и состояние среды (проблемную ситуацию). Начало процессу Р. задает цель, определяющая основные направления поиска Р. и его параметры. Цель может быть получена извне или сформирована самим субъектом Р. Собственно процесс Р. состоит в снижении исходной неопределенности проблемной ситуации и выработке стратегий, правил выбора альтернатив по тем или иным критериям их предпочтительности. Типичная структура поведения человека в ходе Р. — разделение исходной проблемы на множество более простых промежуточных задач, формулировка частных целей и формирование иерархической системы планов-схем, связанных с промежуточными условиями и претерпевающих трансформации на различных этапах Р. Оценка Р. проводится по параметрам его качества и эффективности, психологической и логической сложности. Для Р. задач каждого уровня сложности существует своя оптимальная степень активации, т. е. выполняется закон Йеркса — Додсона. Структуру и качество Р. определяют не только процессы анализа, синтеза и обобщения, но и комплекс эмоциональных оценок, смыслов, установок, позиций и уровня притязаний личности. Структура Р. зависит также от уровня интеллектуальной активности субъекта: на репродуктивном уровне интеллектуальная инициатива отсутствует, на эвристическом уровне проявляется в той или иной степени, и наконец, на креативном уровне интеллектуальная активность субъекта выходит за пределы частной задачи для формирования системных отношений. Структура Р. изменяется в зависимости от типа задачи, внешних и внутренних условий достижения цели. При тривиальной задаче реализуются готовые приемы Р., творческая задача вынуждает решающего проходить все структурные уровни организации Р. Отличительной особенностью реальных Р. является их продуктивный характер, поскольку именно процессы формирования альтернативных способов действий (из которых впоследствии производится выбор) составляют их суть. Принятие Р., как социальный акт, связано с конфликтно-компромиссным характером выработки Р., с повышенной ответственностью за принятое Р., с функциями предвидения, проблемами значимости и риска, ценностей и мотивации. В практике управления преобладают два типа ситуаций: ситуации спонтанного Р., требующие быстрого принятия Р. и немедленной реакции, и ситуации отсроченного Р. Спонтанное Р. эмоционально, обусловлено индивидуально-психологическими особенностями решающего, поле альтернативных вариантов и учитываемых факторов сужено. Отсроченное Р. строится путем логического обоснования каждого этапа, с учетом большего числа альтернатив и возможных последствий. В технических системах управления существенна роль визуальных компонентов на стадии подготовки Р., определяющих формирование оперативно-образной модели проблемной ситуации, а также роль оперативного мышления, характеризующегося максимальной продуктивностью ума в напряженных, критических, опасных условиях с непредвиденными изменениями обстановки, неполнотой и недостаточно достоверной информацией. В экстремальных ситуациях процессы подготовки Р., проверки гипотез сокращаются, свертываются, а момент принятия Р. выступает на первый план. Этап проверки гипотез заменяется этапом предварительной оценки альтернатив, которая часто носит вероятностный характер и осуществляется на интуитивном уровне. Необходимость прогнозирования последствий реальных Р. не на основе общих и отвлеченных, а сугубо конкретных критериев оптимальности обусловливает и характер самих Р.: их неоднозначность, остаточную альтернативность и возможность оценки правильности принятого Р. только с учетом ситуации и обычно уже после его реализации. Конкретизация понятия "Р." зависит от уровня исследования (системный, функциональный, личностный, деятельностный), области исследования (познавательное, творческое, оперативное, управленческое Р.), психологических механизмов Р. (волевое, интеллектуальное, эмоциональное, вероятностное Р. и др.) В инженерной психологии понятие "Р." часто отождествляется с принятием Р. по поводу восприятия сигналов и способов воздействия на систему управления. Выделены пять аспектов исследования Р.: логико-психологический, связанный с выявлением и оценкой проблемной ситуации, формулированием задачи и цели, выдвижением гипотез; операциональный, представленный процедурами информационной подготовки и принятия Р.; функционально-динамический, отражающий механизмы информационно-эвристического поиска; личностный, связанный с влиянием мотивационно-установочных и эмоционально-волевых сфер на процесс Р.; формальный, использующий математические модели, теорию информации и аппарат формальной и математической логики для описания процесса Р. Классические методы изучения Р. задач: самонаблюдение, самоотчеты и методы рассуждения вслух отражают лишь гипотезы, которые констатирует субъект, пытаясь дать причинно-следственное объяснение своего поведения. Однако эти методы достаточно валидны для установления правильности понимания условий и вариантов возможных Р. Для изучения Р. формальнологических задач, имеющих одну оптимальную стратегию, используются методы моделирования мышления. Процессы Р. реальных жизненных задач требуют применения комплексных психологических методов изучения. Е.П. Ермолаева
Самоорганизации концепция — научное направление, возникшее в 1950 — 60-е гг. на основе статистической физики (И. Пригожин, Г. Хакен), общей теории систем, кибернетики (Г. фон Ферстер, Х. Матурана) и изучающее закономерности возникновения структуры в неравновесных системах неупорядоченных элементов. Общие принципы С. к. обнаруживаются в физических, химических, биологических и социальных системах, причем в высокоорганизованных системах они воплощаются с наибольшей полнотой. Если в кибернетике регуляция поведения была функцией особого блока, входящего в систему, то С. к. исходит из представления об отсутствии какого-то отдельного органа управления. Так, в организме поведение определяет не мозг, не нервная система, но организм в целом. В психологии С. к. может быть распространена на широкий спектр объектов — от психофизиологии до социальной психологии. С развитием синергетики (Хакен), одного из направлений С. к., были предприняты многочисленные попытки математического моделирования социальных и психических процессов. При этом модели подвергались значительному упрощению и лишались многих свойств прототипа. С теоретико-методологической точки зрения С. к. является реализацией системной модели, с которой связаны многие научные направления, имеющие отношение к психологии: структурология К. Леви-Стросса и М. Бахтина, общая теория систем Л. фон Берталанфи, учение о доминанте А.А. Ухтомского и др. В самой психологии в первые десятилетия ХХ в. возникли направления, в определенной степени предвосхитившие появление С. к. и имеющие с ней ряд общих принципов: гештальттеория, психоанализ, аналитическая психология. Общим для них является понимание личности как некоторой целостности, в противоположность структурному подходу, представляющему личность как сумму слагающих ее элементов. Существенной особенностью самоорганизующихся систем является их способность к самодостраиванию, самовосстановлению, представляющая особый интерес для изучения механизмов и разработки методов психотерапии. П.Г. Белкин
Саморегуляция [лат. regulare — приводить в порядок, налаживать] — целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности. Психическая С. является одним из уровней регуляции активности этих систем, выражающим специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования действительности, в т.ч. рефлексии субъекта. Психическая С. осуществляется в единстве ее энергетических, динамических и содержательно-смысловых аспектов. При всем разнообразии видов проявлений С. имеет следующую структуру: принятая субъектом цель его произвольной активности, модель значимых условий деятельности, программа собственно исполнительских действий, система критериев успешности деятельности, информация о реально достигнутых результатах, оценка соответствия реальных результатов критериям успеха, решения о необходимости и характере коррекций деятельности. С. представляет собой замкнутый контур регулирования и является информационным процессом, носителями которого выступают различные психические формы отражения действительности. В зависимости от вида деятельности и условий ее осуществления С. может реализоваться разными психическими средствами (чувственные конкретные образы, представления, понятия и др.). Принятая субъектом цель не определяет однозначно условий, необходимых при построении программы исполнительских действий; при сходных моделях значимых условий деятельности возможны различные способы достижения одного и того же результата и т. д. Общие закономерности С. реализуются в индивидуальной форме, зависящей от конкретных условий, а также от характеристик нервной деятельности, от личностных качеств субъекта и его привычек в организации своих действий, что формируется в процессе воспитания. О.А. Конопкин Самочувствие — субъективное ощущение физиологической и психологической комфортности внутреннего состояния. Может быть представлено как в виде некоторой обобщенной оценочной характеристики (С. хорошее, плохое, бодрость, недомогание и др.), так и локализованных по отношению к определенным органам, функциям и системам переживаний: признаки дискомфорта в различных частях тела, трудность выполнения определенных моторных и когнитивных актов и т. д. Для разных видов состояний индивида характерна специфическая симптоматика изменений С. Этим обусловлено традиционное использование разнообразных симптомов С. в качестве основной группы признаков в многофакторных субъективных методиках оценки психического состояния и работоспособности. Субъективные оценки С., получаемые в результате стандартизованного опроса или свободного самонаблюдения, являются необходимым элементом проведения различных форм медицинской и психологической экспертизы, оценки условий труда, оптимальности организации разных форм деятельности (учебной, профессиональной, спортивной и др.). Субъективные оценки С. анализируются в совокупности с данными объективных измерений, получаемых с помощью средств психофизиологического и психологического тестирования, а при необходимости — и медицинских наблюдений. А.Б. Леонова
Сангвиник [лат. sanguis — кровь] — субъект, обладающий одним из четырех основных типов темперамента, характеризующийся высокой психической активностью, энергичностью, работоспособностью, быстротой и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи. С. стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на окружающие события, общителен. Эмоции — преимущественно положительные — быстро возникают и быстро сменяются. Сравнительно легко и быстро он переживает неудачи. И.П. Павлов считал, что у С. возбудительный и тормозной процессы достаточно сильны, уравновешенны, подвижны. При неблагоприятных условиях и отрицательных воспитательных влияниях подвижность может вылиться в отсутствие сосредоточенности, неоправданную поспешность поступков, поверхностность. А.Е. Ольшанникова
Свобода (в психологии) — доступный и беспрепятственный выбор и реализация человеком стратегий и тактик поведения, деятельности, общения. С. человека ограничена С. других людей. В отличие от С., воля ("вольница") не признает подобных ограничений. А.В. Петровский
Сексология (психологический аспект) [лат. sexus — пол и греч. logos — наука] — междисциплинарная отрасль знания, в широком смысле слова изучающая закономерности половой дифференциации, а в более узком — сексуальное поведение и мотивацию. Термин ввел В.В. Розанов в 1909 г. Первый блок проблем современной С. — биолого-медицинские исследования полового диморфизма, соматических, нейрогормональных, биолого-эволюционных и иных природных детерминант и элементов репродуктивной системы, сексуального возбуждения и поведения. Второе направление исследований — социальные и историко-культурные проблемы нормативных аспектов пола и сексуальности, стереотипов маскулинности и фемининности, институциональных рамок сексуального поведения, социальных представлений о "правильном" и "неправильном" поведении и того, как эти представления влияют на реальное поведение людей в разных обществах, средах и социальных группах. Третья составляющая проблемного поля С. — психологические исследования сексуальной мотивации и поведения, начиная с его психофизиологических механизмов и кончая социально-психологическими процессами сексуальной аттракции, влюбленности, партнерских взаимоотношений и т. д. Каждая из специальных дисциплин, составляющих С., имеет свою собственную методологию, технику и понятийный аппарат, однако они остро нуждаются в теоретическом синтезе. С. не отрицает значения биологических факторов сексуальности, но вместе с тем считает последнюю продуктом социокультурного развития индивида и общества, старается избегать жесткого нормативизма, признает наличие множества индивидуальных и групповых различий эротического воображения ("сексуальный сценарий") и поведения людей. С. тесно связана со всеми основными направлениями психологии, имеет важное практическое, прикладное, прежде всего медицинское (сексопатология, гинекология, гигиена пола) и социально-педагогическое (половое воспитание и просвещение) значение. И.С. Кон
Сензитивность [лат. sensus — чувство, ощущение] — характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям; обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т. п. Сензитивным людям свойственны робость, застенчивость, впечатлительность, склонность к продолжительному переживанию прошедших или предстоящих событий, чувство собственной недостаточности, тенденция к развитию повышенной моральной требовательности к себе и заниженного уровня притязаний. С возрастом С. может сглаживаться, в частности вследствие формирования в процессе воспитания и самовоспитания умения справляться с вызывающими тревогу ситуациями. С. может быть обусловлена как органическими причинами (наследственностью, поражениями мозга и т. п.), так и особенностями воспитания (например, эмоциональным отвержением ребенка в семье). Предельно выраженная С. представляет собой одну из форм конституциональных отношений. В.К. Вилюнас
Сенсорная депривация [лат. sensus — чувство, ощущение и deprivatio — лишение] — продолжительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений, осуществляемое с экспериментальными целями. Воздействие С. д. на человека изучается путем его погружения в воду в специальном оборудовании (сурдокамере, боксе и др.). В условиях С. д. у человека актуализируется потребность в ощущениях и аффективных переживаниях, что осознается в форме сенсорного и эмоционального голода. В ответ на недостаточность афферентации активизируются процессы воображения, к-рые определенным образом воздействуют на образную память. Возникают яркие эйдетические представления, спроецированные вовне, к-рые оцениваются как защитные (компенсаторные) реакции. По мере увеличения времени пребывания в условиях С. д. на этапе неустойчивой психической деятельности у людей появляется эмоциональная лабильность со сдвигом в сторону пониженного настроения (заторможенность, депрессия, апатия), к-рые на короткое время сменяются эйфорией, раздражительностью. Наблюдаются нарушения памяти, находящиеся в прямой зависимости от цикличности эмоциональных состояний. Нарушается ритм сна и бодрствования, развиваются гипнотические состояния с появлением гипногогических представлений, к-рые в отличие от просоночных состояний, имеющих место в обычных условиях, затягиваются на относительно продолжительное время, проецируются вовне и сопровождаются иллюзией непроизвольности. Чем жестче условия С. д., тем быстрее нарушаются процессы мышления, что проявляется в невозможности на чем-либо сосредоточиться, последовательно обдумать проблемы. При увеличении времени воздействия С. д. эйдетические представления могут выходить из-под контроля актуального "Я" и проявляться в форме галлюцинаций. В генезе данного процесса четко прослеживаются астенизация нервной системы и развитие гипнотических фаз в коре полушарий головного мозга. Б.М. Величковский
Сенсуализм (в психологии) [лат. sensus — чувство, ощущение] — учение о том, что основу психической жизни составляют чувственные образы. В античности сторонниками этого учения были представители ряда философских школ (киренаики, эпикурейцы, в более умеренной форме — стоики). Утверждая, что внечувственное познание невозможно, стоики предложили рассматривать ум как "чистую доску", на которой опыт запечатлевает свои письмена. Им же принадлежит афоризм: нет ничего в разуме, чего бы не было первоначально в чувствах. В дальнейшем эти положения пропагандировались сторонниками С. эпохи Возрождения и Нового времени (Дж. Локк, Э. Кондильяк) в борьбе с приверженцами рационализма, доказывавшими, что в познании имеется содержание, принципиально невыводимое из ощущений. В философском плане С. не представляет однородного направления. В нем издавна сталкиваются идеалистические и материалистические воззрения на ощущение. Первые отрицают его причинную зависимость от внешнего объекта, вторые трактуют чувственные впечатления как эффект воздействия внешних раздражителей на органы чувств. Под влиянием С. развивалась ассоциативная психология. Идеи С. оказали сильное влияние на первые экспериментальные работы в области психологии, поскольку предполагалось, что задача эксперимента состоит в выявлении первичных чувственных элементов (ощущений), с помощью которых возводится вся сложная архитектоника душевной жизни. Дальнейшее развитие экспериментальной психологии показало, что действительная структура человеческого сознания значительно сложнее, что мыслительные акты не могут рассматриваться как ассоциации ощущений, что в интеллекте имеется содержание, не сводимое к чувственным образам, а мотивацию поведения и роль действия в построении этих образов С. вообще бессилен объяснить. М.Г. Ярошевский
Символ [греч. symbolon — условный знак] — образ, являющийся представителем других (как правило, весьма многообразных) образов, содержаний, отношений. С. родствен понятию "знак", однако их следует различать. Для знака (особенно в формально-логических системах) многозначность — явление негативное: чем однозначнее расшифровывается знак, тем конструктивнее он может быть использован. С., напротив, более многозначен, содержателен. С. — одна из важнейших категорий искусства, философии и психологии. В общей психологии категория С. подробно разрабатывалась в психоанализе и интеракционизме. Для ортодоксального психоанализа характерна интерпретация С. как бессознательных, имеющих по преимуществу сексуальное происхождение образов, обусловливающих структуру и функционирование психических процессов человека. Психоаналитиками была предложена интерпретация ряда С. (огонь, полет, возвышение и т. д.), встречающихся в сновидениях. Впоследствии в психоанализе центр тяжести был перенесен на анализ и интерпретацию С. социального и исторического происхождения. Так, в глубинной психологии К.Г. Юнга было выделено "коллективное бессознательное" (отражение опыта предыдущих поколений), воплощенное в архетипах — общечеловеческих первообразах. Архетипы недоступны непосредственному наблюдению, они раскрываются лишь косвенно — через их проекцию на внешние объекты, что проявляется в общечеловеческой символике — мифах, верованиях, сновидениях, произведениях искусства. Была предложена интерпретация ряда С., служащих воплощениями архетипов (мать-земля, герой, мудрый старец и др.). Трактовка С. в психоанализе имеет мифотворческий характер. Большой цикл наблюдений и экспериментальных исследований относительно значения С. для психической жизни человека проделан этнопсихологами, этнографами, культурологами, специалистами по психологии искусства. Л.А. Радзиховский
Симультанность (в психологии) [лат. simul — в одно и то же время] — практическая одновременность протекания каких-либо психических процессов ввиду их свернутости и автоматизированности. Например, симультанным является смысловое восприятие устной речи на родном и иностранном языке переводчиком — синхронистом. Если человек недостаточно владеет иностранным языком, процесс смыслового восприятия и перевода иноязычной речи становится развернутым (сукцессивным). При некоторых психопатологиях (например, афазии, акалькулии, амузии и др.) в основе всех нарушений лежит распад симультанного анализа и синтеза. Л.А. Карпенко
Синергетика [греч. synergeia – сотрудничество, содружество] — научная теория о самоорганизации в природе и обществе как открытых системах. Предметом С. являются механизмы спонтанного образования и сохранения сложных систем, особенно находящихся в отношении устойчивого неравновесия со средой (к последним относятся, в частности, все биотические и социальные организмы). Т. о., в сферу внимания С. попадают нелинейные эффекты эволюции систем любого типа, кризисы и бифуркации – неустойчивые фазы существования, предполагающие множественность сценариев дальнейшего развития. Элементы новой науки складывались из теоретических и экспериментальных результатов, полученных исследователями Германии, России, Бельгии и США в области термодинамики, биофизики, эволюционной химии, математики, а также философии в 1920–70 гг. (Л. Онсагер, Е.А. Седов, Э. Шредингер, Э.С. Бауэр, А.П. Руденко, М. Эйген, Г. Хакен, И. Пригожин, Э. Янч и др.). Междисциплинарный потенциал С., общенаучная значимость предмета, стиля мышления и частично математического аппарата обусловили распространение исследовательских приемов на область гуманитарного знания. Это помогает раскрыть дополнительные причинные зависимости в происхождении и эволюции психики, интеллекта, духовной культуры (как антиэнтропийных факторов), исследовать динамику индивидуального и общественного сознания и т. д. О.В. Митина, А.П. Назаретян
Синестезия [греч. synaisthesis — совместное чувство, одновременное ощущение] — явление, состоящее в том, что какой-либо раздражитель, действуя на соответствующий орган чувств, помимо воли субъекта вызывает не только ощущение, специфичное для данного органа чувств, но одновременно еще и добавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств. Наиболее распространенным проявлением С. является т.н. цветной слух, при котором звук наряду со слуховым ощущением вызывает и цветовое. Цветной слух наблюдался у композиторов Н.А. Римского-Корсакова, А.Н. Скрябина. У многих людей желто-оранжевый цвет вызывает ощущение тепла, а сине-зеленый — холода. По своей природе С., по-видимому, представляет собой усиленное взаимодействие анализаторов. Своеобразные формы С. (например, визуализация слышимого) встречаются в патологии. И.М. Фейгенберг
Синтез [греч. synthesis — соединение, сочетание, составление] — включенный в акты взаимодействия организма со средой процесс практического или мысленного воссоединения целого из частей или соединения различных элементов, сторон объекта в единое целое, необходимый этап познания. С. неразрывно связан с анализом, они взаимодополняют друг друга. С. как свойственная людям мыслительная операция, равно как и анализ, исторически формируется в процессе их материально преобразующей деятельности. О.К. Тихомиров
Склонность — избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься. Ее основой являются глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной деятельностью. Возникновение С. обычно является предпосылкой развития соответствующих способностей, хотя возможны случаи несовпадения С. и способностей. В.В. Мироненко
Скрипт [лат. scriptor — переписчик, писец] — содержательная последовательность событий и поступков в конкретных ситуациях. С. воспроизводится вместе с повторением ситуаций и составляет основу деятельной реальности человеческого существования. В отличие от фрейма С. характеризуется сцеплением звеньев выстроенной во времени цепочки причинно зависимых актов. С. может быть спроектирован субъектом в процессе мысленного достижения цели, предшествующего реальной деятельности. Однако С. не сводим к системной организации умственных действий. С. отслаивается в сознании от конкретного фрейма и обладает самостоятельностью воспроизведения, что имеет особо важное значение для психологии творчества (ср. воспроизведение скрипта "Ромео и Джульетты" в "Вестсайдской истории" С. Крамера, "Макбета" в "Кровавом троне" Куросавы и т. п.). Цепочка, образующая С., обладает неявными (имплицитными) сцеплениями звеньев и их экспликация составляет важную черту классических детективных сюжетов. Вообще реальные С., перемещаясь в семантическое пространство, приобретают не аналогичные функции сюжета и фабулы: фабула представляет собой действительную последовательность, а сюжет — нарративную, т. е. пересказанную. А.А. Брудный
Смех — эмоциональное состояние человека, связанное с переживанием комизма ситуации и сопровождающееся рядом физиологических изменений. Индивидуальный С. имеет внешнее выражение, психофизиологическую природу и социальную функцию. Внешнее выражение С., в свою очередь, также комплексно и состоит из мимических движений, коротких и сильных дыхательных движений и прерывистых звуков, сопровождающих дыхательные движения. Внешнему выражению С. обычно соответствуют переживания счастья, радости, веселости. В то же время С. может сопровождать едва ли не все другие эмоции. В соответствии с этим различают: С. презрения, С. удивления, С. отвращения, С. злобы и гнева, С. удовольствия, С. застенчивости, виноватый С., тревожный С. и даже, при всей парадоксальности этого явления, С. страдания (надрывный, срывающийся на истерический плач). Внешнее выражение С. может различаться по интенсивности от "смешка", "усмешки" до "хохота". На психофизиологическом уровне С. сопровождается энергетической активацией всех систем организма, увеличением частоты пульса и учащением нерегулярности дыхания, активацией мимических мышц, выбросом гормонов "радости" в кровь, что воспринимается человеком как переживание легкости, свободы, независимости. Существует также обратная связь: улыбка может вызвать переживание радости, именно поэтому американские исследователи еще в 1930-е гг. обнаружившие это, выдвинули девиз: "Храни улыбку". Внешнюю и психофизиологическую составляющие С. можно встретить уже у животных, однако это кажущееся сходство отрывистых звуков, напоминающих С., — чаще всего признак возбуждения. Улыбка же у высших приматов — составная часть успокаивающего, умиротворяющего поведения.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |