Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коммуникативные качества юридической речи




Й этап – подведение итогов, рефлексия.

Технологии – фокус группа, коммуникативный эксперимент, коммуникативный тренинг

Вопросы для обсуждения.

1. Правильность как базовый принцип речевой культуры

2. Коммуникативные качества речи: точность, логичность, богатство и разнообразие, чистота, уместность, эстетичность речи.

3. Этические требования к речи.

4. Виды речевых ошибок и недочетов.

5. Выявление типичных ошибок в речи юриста.

Ход занятия

1-й этап. Сообщение темы и цели занятия, озвучание технологий учебного взаимодействия.

2-й этап. Сообщение результатов работы фокус-группы «Речевой портрет студента».

Метод фокус группы позволяет решать разносторонние задачи, которые включают:

· получение информации о том, что студенты думают об уровне общения в институте в ситуации «студент-студент», «студент-преподаватель», «студент-администрация»;

· проверку собственных выводов по тем или иным событиям;

· стимулирование обсуждения по поставленной теме;

· «провокацию» неожиданной реакции людей на спонтанные реплики аудитории на поставленную тему

· предоставление возможности ведущему фокус группы и аудитории получить дополнительную информацию по заданной теме.

Предварительная самостоятельная работа

1. Создание группы, выбор модератора, интервьюеров (5-6 человек, участники научного кружка «Риторика»)

2..Постановка цели – создание речевого портрета студента РПА

3. Разработка анкеты для глубинного интервью об уровне коммуникативно-речевой культуры студентов. (10 вопросов).

4. Проведение глубинного интервью с аудиозаписью (не менее 5 реципиентов 1, 3, 5 курсов) – 15 человек.

5. Анализ анкет.

6. Сравнение полученных данных с опубликованными в научных статьях.

7. Подготовка результатов для представления на семинаре, для дальнейшего выступления на студенческой научной конференции и в научных публикациях.

8. Подготовка сценария презентации работы фокус группы.

1) Вводная беседа. Модератор (староста группы): Сегодня мы поговорим о речевой культуре в стенах нашей академии, попытаемся выяснить, все ли устраивает в стиле речевого и коммуникативного поведения и предложим пути и средства для гармонизации взаимоотношений. Вы разделитесь на 6 групп, с вами будет работать интервьюер.

2) Разминка в группах. Простые неличностные вопросы. Настроить на воспроизведение релевантного опыта или ситуации. Цель - создание доверительной атмосферы.

1) Были вы свидетелем ситуации, когда кого-либо, оскорбляли, унижали честь и достоинство личности? Да – Нет.

3) Какие реплики, услышанные в стенах института Вам кажутся оскорбительными?

4) Глубинное интервью. Вопросы от общего к специфическому. Цель – получение всей необходимой информации.

5) Заключение. Завершающая стадия. Необходимо, чтобы респондент чувствовал себя комфортно.

3-й этап. Коммуникативные задачи.

3.1. Прочтите и прокомментируйте фрагмент из интервью с министром культуры (2004г.) Михаилом Швыдким:

«– Вам как официальному лицу приходится держать себя в рамках. Трудно?

– Иногда очень хочется обматерить, дать в зубы, но это не позволительно. Фрейд писал, что, когда человек вместо камня бросил в другого ругательство, он сделал важный шаг к цивилизации. Нам нужно сделать следующий шаг. Например, какие-то вещи просто не замечать...

– Что, по- вашему, категорически вне культуры?

– Лотман сказал, что культура начинается с запрета. Сейчас возможности дозволенного расширились настолько, что каждый сам выстраивает для себя запреты. Но есть вещи абсолютно вне культуры. Прежде всего – равнодушие к страданиям другого человека» (Журнал «Телесемь», №5, 2004, 27 января-2 февраля).

 

3.2. Прочтите образцы делового диалога, составьте диалоги на предложенную тему (начальник-подчиненный, старший-младший и др.), используя этикетные формулы речи.

–Ваши юристы познакомились с текстом договора, Игорь Петрович?

– Да, и в основном мы согласны с его пунктами. Но есть не­ которые замечания.

– Пожалуйста, я записываю.

– Мы установили сроки поставки, но я уверен, что мы сможем организовать разгрузку досрочно.

– Вы имеете в виду диспач? Мы согласны в этом случае его выплатить и внести это в договор.

– И еще. Почему-то в договоре ничего не сказано о типе упаковки. Это ведь очень важный пункт.

– Нам показалось, что тип упаковки не нужно указывать в договоре, так как стеклянная продукция пакуется стандартно.

– Не возражаю.

–Что-нибудь еще?

– Давайте укажем штрафные санкции в случае задержки с поставкой.

– Согласна.

3.3. Найдите в отрывке нелитературную лексику, охарактеризуйте ее стилевую окраску (разговорное, низкое, бранное, просторечное, жаргонное), определите коммуникативную (художественную) функцию этих средств.

«Опер испытывает мощнейший хронический стресс. И сегодня, и завтра, и послезавтра он обречен общаться с обворованными, ограбленными, избитыми людьми. Он обречен разговаривать с родственниками искалеченных и убитых, униженных и изнасилованных... И еще с насильниками, убийцами, хулиганами... Он чувствует, что у него начинает ехать крыша. Он видит во сне изнасилованную и задушенную девочку. И труп бомжа, забитого насмерть пьяными подростками. И разорванные уши старой учительницы, у которой наркоман вырвал трехрублевые серьги... Да что это делается-то, Господи?.. После работы опер достает из сейфа бутылку водки и налива­ет стакан. Вы беретесь его за это осудить?.. Что ж, наверно, у вас есть на это право... Теперь, слава Богу, и ЦК КПСС, гласность. Теперь-то мы знаем, что там, в этой ментовке, творится!

Но когда у гражданина снимут шапку на улице, или отберут ко­шелек в подъезде, или просто изобьют его детишки, он бежит в проклятую ментовку. К легавым, к мусорам, к фашистам... И говорит: "Найдите! Таких сволочей нужно сажать без суда! Расстреливать! Вешать! И я сам, своими руками готов... " О, наш гражданин добр. Он терпим и высоконравственен. Не то, что озверевшие менты!

После работы опер открывает сейф. И наливает себе стакан водки. А потом едет домой в опустевшем к вечеру трамвае. И, может быть, найдет в себе силы поговорить с женой... если, конечно, у него есть жена... Завтра он снова будет ловить воров, хулиганов, … получать втык от начальства и ломать голову, как бы спихнуть заявителя с заведомым глухарем. Он либо сумеет "душой зачерстветь " и научится цинично шутить над трупами, либо... Либо он не на своем месте. Опер – это не профессия, это судьба»(По Константинову А., Новикову А. Мент: Роман, Спб.: Нева, 2000).

4. Проанализируйте начало «Нобелевской речи» А.Солженицына, назовите языковые средства, реализующие коммуникативные качества речи.

Как тот дикарь, в недоумении подобравший странный выброс ли океана? захорон песков? или с неба упавший непонятный предмет? – замысловатый в изгибах, отблескивающий то смутно, то ярким ударом луча, - вертит его так и сяк, вертит, ищет, как приспособить к делу, ищет ему доступной низшей службы, никак не догадываясь о высшей.

Так и мы, держа в руках Искусство, самоуверенно почитаем себя хозяевами его, смело его направляем, обновляем, реформируем, манифестируем, продаем за деньги, угождаем сильным, обращаем то для развлечения – до эстрадных песенок и ночного бара, то – затычкою или палкою, как схватишь, для политических мимобежных нужд. Для ограниченных социальных. А Искусство – не оскверняется нашими попытками, не теряет на том своего происхождения, всякий раз и во всяком употреблении уделяя нам часть своего тайного внутреннего света.

5. Проанализируйте примеры дефиниций, представленных в различных учебных и научных источниках, выделите существенные признаки, составляющие инвариант всех определений, назовите дифференцирующие признаки и определите их принципиальное расхождение.

1. Государство – основное орудие политической власти в классовом обществе. Возникло в результате общественного разделения труда, появления частной собственности и образования антагонистических классов. Признаками государства являются:1) наличие особой системы органов и учреждений (механизм Г.), осуществляющих функции государственной власти; 2)право, закрепляющее определенную систему норм, санкционированных государством; 3) определенная территория, на которую распространяется юрисдикция данного Г. (Советский энциклопедический словарь. М., 1981).

2. Государство – историческая форма союза людей, которая в идеале направлена на свободу и благополучие граждан. Г. – это воплощение права в обществе. Оно выражает реальное господство всеобщей воли, обеспечивающей возможность свободы. (П.С.Гуревич Современный гуманитарный словарь-справочник, М.,1999).

3. Государство – суверенная универсальная организация политической власти, призванная обеспечить нормальную жизнедеятельность людей, имеющая свою территорию, аппарат принуждения, и взимающая налоги необходимые для осуществления внутренних и внешних функций (Теория права и государства в схемах и определениях / В.К. Бабаев, В.М. Баранов, В.А. Толстик, М., 2001).

6. Задание группе (3 человека: мать, дочь, медиатор). Помочь разрешить конфликтную ситуацию между матерью и дочерью.

7. Задание группе (4 человека: отец-конфликтоген, мать-ведомая, учитель-консерватор, дочь – представитель субкультуры «растаманы», медиатор) 1. Раскрыть коллизию: визит к юристу с целью разрешить конфликт между учителем и ученицей из-за ее внешнего вида 2) Выстроить фабулу, сформулировать позицию каждого участника процедуры примирения 3) разыграть процедуру примирения.

4-й этап – рефлексия: 1)что помогало/мешало/удивило в ходе занятия?

2) общая оценка своей деятельности и деятельности группы

3) какие пожелания в свой адрес можете озвучить перед группой.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 1088; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.