КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВВЕДЕНИЕ. Лекции по религиоведению
ЛЕКЦИИ ПО РЕЛИГИОВЕДЕНИЮ М.Г. ПИСМАНИК
Лекции по религиоведению. Учебное пособие Пермский государственный технический университет. Пермь, 2006. - 245с. Курс лекций по религиоведению охватывает ряд основных тем и дидактических единиц государственного стандарта по этой вузовской специальности: метатеория религиоведения, история религии, культурология религии, диалог мировоззрений, учение о религиозном свободомыслии, секуляризации и свободе совести. К каждой лекции приложены методические советы и перечень рекомендуемой литературы. Пособие содержит краткий терминологический словарь. Курс лекций рассчитан на студентов вузов и колледжей гуманитарных специальностей, на преподавателей вузов и школ, на старшеклассников и тех любознательных читателей, кто интересуется религией ― одной из главных основ мировой и национальной культуры.
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение
Лекция 1. Религия. Богословие. Религиоведение Лекция 2. Становление религии и ее ранние формы Лекция 3. Социология религии Лекция 4. Свободомыслие Лекция 5. Психология отношений к религии и свободомыслию Лекция 6. Религия как феномен культуры Лекция 7. Религия и философия Лекция 8. Религия и наука Лекция 9. Религия и мистика Лекция 10. Религия и мораль Лекция 11. Религия и политика Лекция 12. Новые религии Лекция 13. Библия Лекция 14. Культура отношения к религии: свобода совести и свобода убеждений Лекция 15. Религия и образование
Заключение. К диалогу мировоззрений Краткий терминологический словарь
Данный курс лекций нами подготовлен, в первую очередь, для студентов, но также и для тех, кто преподает религиоведческие дисциплины в высшей школе. Этим пособием могут воспользоваться учителя школ и вузовские преподаватели истории, философии, социологии, культурологии и других гуманитарных предметов. Религиоведение — комплексная и весьма обширная наука. Наше учебное пособие не претендует на всеохватный и детализированный анализ религиоведческой проблематики, изучаемой в вузах. Из Государственного стандарта по религиоведению здесь затронуты те наиболее важные, теоретически насыщенные и особенно актуальные темы и дидактические единицы этого стандарта, которые обычно вызывают наибольшие затруднения у студентов, изучающих эту дисциплину. Пособие освещает ряд тем и дидактических единиц из следующих основных разделов религиоведения: метатеория религиоведения (лекция 1 ); история религии (лекции 2 и 12 ); философия религии (лекции 7 и 11); социология религии (лекция 3); психология религии (лекция 5); культурология религии (лекции 6, 8, 9, 10 и 13); учение о религиозном свободомыслии, секуляризации и свободе совести (лекции 4 и 14); диалог мировоззрений (заключение). Лекция 15 «Религия и образование», в соответствии с требованием Госстандарта к квалификационной характеристике выпускника специальности «Религиоведение», ориентирована на практическую реализацию образовательных программ и учебных планов в части требований по религиоведению в высших и средних специальных учебных заведениях. В конце каждой лекции даны советы студентам и преподавателям, а также перечень рекомендуемой литературы. В помощь изучающим этот курс лекций составлен Краткий терминологический словарь. При разработке лекций автор стремился быть объективным и непредвзятым, стараясь освободить слушателей от негативных антирелигиозных стереотипов недавнего прошлого в отношении к религии, но в то же время не впасть в другую крайность — в апологию. Научный, культурологический и уважительный подход и к религии, и к свободомыслию — вот определяющий принцип, который пронизывает это пособие. Здесь учтен многолетний опыт преподавания автором религиоведческих дисциплин в различных высших и средних учебных заведениях. Особенно ценным является опыт лекционных и семинарских занятий со студентами специальностей «Религиоведение» и «Связи с общественностью» на гуманитарном факультете Пермского государственного технического университета. Цель этих занятий — стимулировать у студентов живой интерес к религии и религиозному свободомыслию, уважительное отношение к убеждением верующих и неверующих сограждан, пытливую критичность, глубоко осознанную самостоятельность в своем мировоззренческом выборе. В свою очередь, вопросы и высказывания студентов, нередкие дискуссии на занятиях стимулировали и у нас более углубленное размышление над новейшими проблемами нашей науки. Нет сомнения в том, что серьезное и основательное приобщение к религиоведческим знаниям не только расширяет культурный кругозор личности, но и деятельно способствует ее гармоничному становлению, формированию устойчивых мировоззренческих убеждений, усвоению благородных качеств толерантности, столь необходимых нашим гражданам для преодоления нравственного и духовного кризиса российского общества. В основе данного курса лекций — существенно переработанные, обновленные и основательно дополненные автором разделы учебника для вузов «Религия в истории и культуре» (Под редакцией проф. М.Г. Писманика. 2-е изд. М.: ЮНИТИ, 2000). Автор с благодарностью примет критические замечания и пожелания читателей этого учебного пособия.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 794; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |