Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научные основы магии




 

 

Из сказанного выше следует, что воспринимать магию с точки зрения художественных произведений в стиле «фэнтези» было бы очень большим заблуждением. Начнем с того, что магия вовсе не предполагает прямого воздействия на материальную реальность, Последнее относится к сфере материи и изучается естественными науками. Магия же предполагает воздействие в сфере духа. И лишь опосредованно, через изменения в сфере духа магия может изменить материальный мир.

Рассмотрим конкретный пример. Сосед совсем достал своим авто, который ставит непременно на газон перед подъездом, по ночам воет или сигнализация, или музыка, включаемая непременно на полную громкость. Приветливая зеленая лужайка с цветами совместными усилиями автомобиля и его нерадивого владельца превратилась в некую отвратительную помесь незавершенного дорожного строительства и помойки. Но позвольте, мы же с вами маги. Вот как бы так сделать, чтобы ненавистное соседское авто сгорело дотла? Всего ничего – требуется лишь создать ничтожную искорку в бензобаке. Однако сколько бы мы ни тужились, вожделенную искру получить не удастся. Потому что искра – это явление в сфере материи, а мы можем воздействовать только на сферу духа. Как же быть? Неужели цель недостижима? Ничего подобного, очень даже достижима. Применим воздействие на жену соседа. На первом этапе внедрим в ее дух мыслеформу о том, что машина становится реальной конкуренткой ей самой. Муж бесконечно пропадает со своей железной «любовницей», лелеет и ласкает ее, уделяет всяческие знаки внимания и регулярно покупает дорогущие «подарки». С этим надо что-то делать! Примерно через месяц делаем другое магическое действие – внедряем жене вторую мыслеформу – машину надо немедленно сжечь! Если все было сделано правильно, через пару-тройку недель после наложения второй мыслеформы мы, с чувством глубокого удовлетворения, будем наблюдать обгоревший остов ненавистного транспортного средства. Доведенная «до нужной кондиции» жена собственноручно бросила горящую тряпку в бензобак. Проблема разрешилась. Требуемая «искорка» материализовалась, но через изменение сознания.

Из сказанного, однако, вытекают два момента.

Во-первых, ни о каком прямом воздействии на материальный мир магическим путем не может быть и речи.

Во-вторых, поскольку изменения в сфере материи происходят опосредованно, через изменения в сфере духа, между самим фактов магического воздействия (или, что то же самое, наложением заклятия) может произойти более или менее длительный интервал времени. Это происходит по двум причинам. С одной стороны, сами изменения духа объекта могут потребовать время. А с другой стороны, между появлением требуемой мысли в голове объекта до практического осуществления этой мысли тоже может пройти тот или иной интервал времени. Хотя в ряде случаев результат наблюдается практически сразу. Но это не является правилом. Скорее, счастливое исключение из правил.

Кроме всего прочего, мы совершенно ясно видим, что между наукой и магией нет никаких противоречий и быть не может в принципе. Наука изучает закономерности в сфере материи. А магия изучает сферу духа. Разумеется, далеко не научными способами. Хотя в ряде случаев некоторые пересечения весьма заметны. Таким образом, какими бы не были дальнейшие открытия в области научного познания, они ни коем образом не могут противоречить магической своеобразной теории и особенно практике. Не исключено, что сфера духа и магические действия представляют собой пока еще не открытые наукой процессы и явления. В связи с этим можно предположить (только предположить), что с развитием науки последняя сможет дать доказательное объяснение магической практике и тем самым превратить магию в полноценную научную теорию, которая станет неотъемлемой частью научной картины мира. Такой вариант представляется просто идеальным. А пока этого нет, нужно четко представлять себе разницу решения одних и тех же проблем, как с точки зрения науки, так и с точки зрения магии.

И ни в коем случае не противопоставлять два подхода!

 

Особенно это касается практики целительства магическими методами. Ведь совершенно очевидно, что самым эффективным методом будет не разделение, а сложение усилий в двух сферах – сфере материи (медицина) и сфере духа (магия). Отказ от «обычного» медицинского лечения в лучшем случае снизит общий эффект от лечения. А в худшем случае это может быть просто опасно для жизни больного. Поэтому ни в коем случае не следует прибегать к противопоставлению или, еще хуже, отказу от медицинского вмешательства. И тот, и другой подходы служат одной цели – исцелить больного. А, следовательно, самым эффективным будет воздействие с двух сторон – из сферы материи и из сферы духа. Очевидность этого утверждения не вызывает ни малейшего сомнения.

В заключение заметим, что попытки изучить магию научными методами уже предпринимались, хотя и не часто.

Не претендуя на полноту, рассмотрим некоторые результаты научного метода при изучении магии. А именно, так называемую симпатическую магию.

Концепцию симпатической магии связывают с исследованиями английского антрополога, культуролога, фольклориста и историка религии Джеймса Джорджа Фрэзера (1854 – 1941). Он ввел это понятие в своем двенадцатитомном труде «Золотая ветвь». В сети Интернет можно найти перевод сокращенного (двухтомного) варианта этого труда.

 

 

 

Дж. Дж. Фрэзер.

 

По Дж. Дж. Фрэзеру, симпатическая магия (закон симпатии) включает две составные части: гомеопатическая, или имитативная магия (закон подобия) и контагиозная магия (закон контакта).

Ниже приведена цитата из первого абзаца главы III «Золотой ветви» (сокращенный перевод), которая так и называется – «Симпатическая магия»:

«Магическое мышление основывается на двух принципах. Первый из них гласит: подобное производит подобное или следствие похоже на свою причину. Согласно второму принципу, вещи, которые раз пришли в соприкосновение друг с другом, продолжают взаимодействовать на расстоянии после прекращения прямого контакта. Первый принцип может быть назван законом подобия, а второй – законом соприкосновения или заражения. Из первого принципа, а именно из закона подобия, маг делает вывод, что он может произвести любое желаемое действие путем простого подражания ему. На основании второго принципа он делает вывод, что все то, что он проделывает с предметом, окажет воздействие и на личность, которая однажды была с этим предметом в соприкосновении (как часть его тела или иначе). Гомеопатической, или имитативной, магией можно назвать колдовские приемы, основанные на законе подобия. Контагиозной магией могут быть названы колдовские приемы, основанные на законе соприкосновения или заражения»

Что представляют собой эти принципы? И являются ли они всеобщими и исчерпывающими?

Остановимся, сначала, на принципе подобия. Сразу следует оговориться, что в рунической магии применимость этого принципа представляется, если не сомнительным, то, как минимум, несколько ограниченным – в силу того, что одной и той же руной можно произвести совершенно разные магические действия, сходство которых между собой часто совершенно не просматривается. Если бы было по иному, мы никак не могли бы описать все многообразие мира с помощью 24 рун. Однако это так. И примеров тому можно найти предостаточно. Хотя справедливости ради нужно отметить, что данный принцип в магии широко распространен, что подтверждается многочисленными примерами, приведенными Дж. Дж. Фрэзером. Вообще говоря, принцип гомеопатической магии представляет собой собственно требуемое магическое действие. Остановимся пока на этом и перейдем к рассмотрению второго принципа.

Итак, закон контакта. Нетрудно видеть, что здесь речь идет о способах идентификации объекта магического действия.

Таким образом, первый принцип отражает само магическое действие. Или, другими словами, отвечает на вопрос «что нужно сделать?» Второй – идентифицирует объект воздействия. Или отвечает на вопрос «по отношению к кому нужно сделать?» На этих двух основных вопросах, на которых базируется всякое магическое заклятие, мы подробнее остановимся в дальнейшем.

Однако же основную, глубинную суть изучаемого явления исследователю вскрыть не удалось. А именно, тот факт, что магическое действие – это, прежде всего, изменение в сфере духа. Впрочем, по-другому быть и не могло. Будучи ученым, Дж. Дж. Фрэзер был просто обязан использовать исключительно научный метод познания, предполагающий наличие доказательств каждого своего утверждения. Иными словами, он просто не имел права вырваться за рамки сферы материи. А потому его исследования свелись к систематизации и классификации видимых проявлений магических действий. Поэтому, как очевидно, мы видим здесь только часть магии. А именно, некоторые отдельные, хотя, безусловно, важные проявления действий оператора. Однако, мы еще также узнаем из дальнейшего изложения, что успешное магическое действие вполне может быть осуществлено вообще без каких бы то ни было видимых проявлений. А с другой стороны, уже из изложенного выше (раздел 1) мы видим, что гомеопатической и контагиозной магии явно недостаточно для осуществления магического действия. Повторюсь, здесь нет никакой вины Дж. Дж. Фрэзера. Это лишь ограниченность научного метода познания, и не более того. А именно, ограничение познания сферой материи. В противном случае, это уже не относилось бы к науке. Собственно, об этом мы уже вкратце говорили выше.

Из последующих исследований нужно отметить работы советского исследователя первобытной культуры, этнографа и историка этнографической науки, исследователя религиозных воззрений Сергея Александровича Токарева (1899 - 1985). Его взгляды впервые были изложены в статье «Сущность и происхождение магии» – Исследования и материалы по вопросам первобытных религиозных верований. Труды Института этнографии. М., 1959, т. 51, с. 17-29.

С.А. Токарев разделил магию на четыре вида:

1) Контактная магия – воображаемая магическая сила передается или придается человеку путем непосредственного взаимодействия с носителем магической силы, например, ношение талисманов, употребление магических снадобий.

 

С. А. Токарев.

 

2) Инициальная (инцепционная, трансмиссивная) магия – при магической манипуляции производится только начало желаемого действия, а окончание же его возлагается на магическую силу; например, австралийский колдун, желая поразить врага из соседнего племени, производит такую процедуру: он направляет заострённую палочку в сторону врага и шепчет при этом проклятия, считая, что после этого враг будет поражён либо смертью, либо мучительной болезнью.

3) Имитативная (симильная) магия основана на принципе «подобное производит подобное». Так, для того, чтобы причинить вред своему врагу, колдун колет острыми предметами рисунок человеческой фигуры или куклу. По принципу подобия вред, приносимый изображению или кукле, должен перенестись на обидчика. Другой любопытный пример этого рода магии — помощь при родах. В этом случае шаман изображает роженицу, привязывая к себе камень. По убеждению, удачно прошедшее «представление» родов шаманом должно по принципу подобия сделать настоящие роды так же удачными.

4) Контагиозная (парциальная) магия основана на том, что вещи, раз пришедшие в соприкосновение, сохраняют связь на расстоянии. Примером этой магии может быть использование крови, ногтей, зубов, волос в колдовстве разного рода.

Как видим, ученый уже вплотную подошел к объяснению собственно магического действия как такового (инициальная магия). Однако, по-прежнему оставаясь в рамках научного метода познания, а следовательно, ограниченный лишь сферой материи так и не смог до конца объяснить изучаемое явление.

 

***

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 2357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.