КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Объект и предмет социальной педагогики
Учёные-энциклопедисты определяют современную науку как особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и распространение объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Основой этой деятельности является сбор научных фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых научных знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие,- прогнозировать. Чтобы понять особенности социальной педагогики как науки, необходимо осмыслить, что она должна изучать, выделить ее собственную область исследования, т.е. определить объект и предмет исследования. В качестве объекта исследования той или иной науки ученые определяют область реально существующего мира, реальной действительности. Предметом же любой науки является результат теоретического абстрагирования, позволяющего исследователям выделить те или иные стороны, а также закономерности развития и функционирования изучаемого объекта. Таким образом, объект науки - это фрагмент объективной реальности, предмет - результат ее осмысления. Исследуя объект и предмет социальной педагогики с этих точек зрения, необходимо обратить внимание на сам термин «социальная педагогика», который состоит из двух слов и объединяет их значения - «педагогика» и «социальная». Такое объединение двух понятий связано с процессами дифференциации и специализации в педагогике. В педагогической науке процесс дифференциации и специализации имеет место на протяжении нескольких десятилетий. Некоторые из специализированных областей педагогики оформились в самостоятельные научные отрасли, такие как дошкольная педагогика, педагогика школы, специальная педагогика, профессиональная педагогика и др. К их числу может быть отнесена и социальная педагогика. Тот факт, что социальная педагогика выделилась из педагогики, означает, что в поле ее зрения находится те же процессы и явления, которые изучаются педагогикой, но рассматриваются они в определенном аспекте. Специфика этой области педагогических знаний отражается в слове «социальная». Слово «социальный» (от лат. socialis) означает - общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе. В этом смысле речь идет о социальном развитии и воспитании человека, о его ориентации на социальные ценности, нормы и правила общества (среды жизнедеятельности), в котором (которой) ему предстоит жить и реализовывать себя как личность. Родители, лица, их замещающие, воспитатели изначально ведут ребенка по жизни, помогая ему усваивать социальный опыт среды жизнедеятельности, культуру, формироваться как личность, овладевать способностью и готовностью реализовывать себя в жизни. (Л.В. Мардахаев) Таким образом, если педагогика - это наука о воспитании и образовании подрастающего поколения, то социальная педагогика особо выделяет в процессах воспитания и образования только те аспекты и явления, которые связаны с включением ребенка в общественную жизнь. Известно, что ещё основоположники социальной педагогики Г. Ноль и Г.Боймер предметом исследования социальной педагогики считали социальную помощь обездоленным детям и профилактику правонарушений несовершеннолетних. Иное определение предмету «социальная педагогика» дал немецкий ученый П.Наторп. По его мнению, социальная педагогика исследует проблему интеграции воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа. Такое понимание предназначения социальной педагогики в полной мере соответствовало социальному заказу новейшего времени и позволяло рассматривать её как отрасль знания о воспитании человека на протяжении всего жизненного пути. В последнее время многие исследователи обращаются к идее, высказанной в 60-х годах прошлого столетия, согласно которой на социальную педагогику возлагалась помощь молодежи в адаптации к социальной системе, в противостоянии негативным отклонениям от норм поведения (Е. Молленхауер). Вместе с тем, специалисты сферы психологии развития (Э.Эриксон и др.) доказывая, что личность развивается в течение всей своей жизни и при этом нуждается в помощи, в своих научных изысканиях предлагают признать, что содействие социализации личности не должно ограничиваться периодом детства и юности человека, а должно продолжаться до его глубокой старости. По-разному представляют предмет социальной педагогики отечественные ученые, утверждая, что социальная педагогика - это: - отрасль педагогики, исследующая воздействие социальной среды на воспитание и формирование личности, разрабатывающая систему мероприятий по оптимизации воспитания личности с учетом конкретных условий социальной среды (Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров); - теория и практика обучения и воспитания отдельной личности или группы людей, иногда объединенных социальной бедой и нуждающихся в реабилитации или лечении, их социализация (Т.А.Василькова); - теория и практика гармонизации взаимодействия человека и социальной среды и их подготовки к этому взаимодействии (И.А. Липский). -отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание в контексте социализации, т. е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (предприятия, воинские части и др.) (А.В.Мудрик). - теория и практика познания, регулирования и реализации образовательно-воспитательными средствами процесса социализации или ресоциализации человека, результатом которого является приобретение индивидом ориентации и эталона поведения (Ф.А.Мустаева); - особая область практической научной и общественной деятельности, цель которой - воздействие на регуляцию и саморегуляцию общественных институтов, людей в различных социальных средах, самоопределение личности, призванной обеспечить преемственность между социальными структурами, институтами и человеком (И.Н.Пашковская). В Российской педагогической энциклопедии социальная педагогика трактуется как "отрасль педагогики, изучающая социальное воспитание всех возрастных и социальных категорий людей, осуществляемое как в собственно воспитательных учреждениях, так и в различных организациях, для которых оно не является ведущей функцией". Такое понимание социальной педагогики позволяет согласиться с мнением Л.В.Мардахаева, который определил, что объектом социальной педагогики выступает человек в процессе его социализации, самосовершенствования, самореализации в конкретном социуме, а её предметом - педагогические отношения, складывающиеся в социальной среде между людьми, объектом и субъектом, возможности педагогического влияния на них (управления ими). В тоже время социальная педагогика как наука включает специальные педагогические теории, объект, предмет, понятийно-категориальный аппарат и отражает научно-познавательную деятельность людей, исследующих социально-педагогические проблемы. Объектом социальной педагогики как науки выступает социально-педагогическая деятельность субъектов и институтов по достижению конкретных социально-педагогических целей, способствующих наиболее полной социализации человека, его целесообразного взаимодействия с социальной средой. Предметом социальной педагогики как науки являются закономерности, противоречия, принципы и методы социализации человека с учетом его индивидуальных особенностей (в том числе с особыми нуждами). Она направлена на повышение научной обоснованности, качества и эффективности социально-педагогической практики и образовательного комплекса (В. И. Андреев).
Цель, задачи и функции социальной педагогики Исходя из предмета и объекта социальной педагогики исследователи определяют основное предназначение социальной педагогики (цель) - обеспечение оптимальных условий для самореализации человека с его индивидуальными особенностями, возможностями в среде обитания педагогическими средствами (И.А.Липский). Обобщая подходы современных российских ученых к определению задач социальной педагогики, Т.А.Василькова сформулировала ряд общенаучных и прикладных задач. Общенаучные задачи социальной педагогики заключаются в следующем: -изучить и обобщить обширный эмпирический материал социально-педагогической деятельности субъектов и институтов социума, в том числе в зарубежных странах; -вскрыть закономерности социального воспитания и социализации развивающейся личности, управления образовательно-воспитательными системами; -выстроить ближайшие и отдаленные перспективы социального воспитания и социализации развивающейся личности; -внедрить результаты исследований в практику; -разработать систему социального воспитания развивающейся личности (методы, средства, формы, технологии воспитания и обучения), а также управления образовательными структурами; -сформировать собственные теоретико-методологические основы, социально-педагогическое науковедение (объект, предмет, цели, задачи, функции, технологии, методы и т.д.), технологические и научно-методические основы социальной педагогики, технологию и методы научного исследования социально-педагогической практики; -разработать теоретические основы подготовки социальных педагогов. Социальная педагогика как практика способна решать следующие прикладные задачи: -пропагандировать, просвещать, воспитывать, обучать и развивать интерес к человеку, его уникальности, правам и обязанностям в обществе; -содействовать в реализации индивидуальных качеств каждого человека, его задатков и способностей, в организации жизни, привлекая для этого объективно необходимую внешнюю поддержку; -проводить профилактику и содействовать адаптации, реабилитации и мобилизации сил человека или группы людей для преодоления негативных воздействий окружающей среды; -контролировать и корректировать исполнение намеченного. Рассматривая конкретные функции социальной педагогики, необходимо осмыслить само понятию «функция» (лат. functio - исполнение), что предполагает обязанность, круг деятельности, назначение, роль (Словарь иностранных слов. - М.: Русский язык, 1997). Исходным в определении функций социальной педагогики являются цели и задачи, которые стоят перед этой отраслью педагогической науки. К функциям социальной педагогики относятся (Л.В.Мардахаев): Познавательная - исследование практики педагогической деятельности ее полномочными представителями (социальными педагогами; лицами, выполняющими социально-педагогическую деятельность) или специально подготовленными людьми (исследователями, аспирантами, докторантами). Научная - изучение закономерностей социального развития, социализации человека, влияния факторов среды на него, разработка теоретической базы, обосновывающей социально-педагогические явления. Диагностическая - диагностика социального в личности, социального своеобразия группы, осуществление социально-педагогической оценки (экспертизы) документов, деятельности учреждений, отдельных специалистов, а также факторов социума, протекающих в нем процессов. Прогностическая - определение перспектив развития социально-педагогических процессов среды, проявления в ней человека, его индивидуальности, а также возможностей целесообразного влияния на них (среду и человека). Объяснительная - описание социально-педагогических явлений, условий их существования и возможностей преобразования. Адаптационная - деятельность, направленная на стимулирование приспособления человека к среде или среды к человеку с учетом его индивидуальности (своеобразия). Преобразующая - социальная педагогика призвана изменять педагогические реальности, педагогические отношения, учебно-воспитательный процесс, свое содержание. Коррекционная - направленная деятельность специалистов по коррекции процесса социального развития и воспитания детей и подростков, процесса воспитательной деятельности родителей, воспитателей. Реабилитационная - направленная деятельность специалистов по восстановлению индивидуальных возможностей человека к развитию, воспитанию, профессиональной деятельности. Мобилизационная - направленная деятельность специалистов по активизации усилий человека, группы на определенные действия и поступки. Профилактическая - направленная деятельность специалистов по предупреждению и преодолению различных социальных отклонений в формируемой личности, группе. Образовательная - исследование содержания, методики и обеспечение подготовки кадров для социальной сферы. Управленческая - направленная деятельность специалистов по управлению процессом социального формирования личности, социально-педагогических явлений в коллективе, группе. Следует признать, что социальная педагогика - наука комплексная, интегративная, имеющая выходы в практику на разных уровнях и в разных сферах на психологию (в частности, возрастную и социальную), социологию, этнологию и многие другие, результаты исследований которых существенно расширяют представления об объективных процессах и закономерностях развития человека в обществе. Социальная педагогика, решая свои специфические задачи, может делать это более эффективно, с одной стороны, интегрируя данные других отраслей, а с другой - рассматривая под своим углом зрения и широко используя в теории и практике социально-педагогической деятельности достижения различных отраслей педагогики. Более того, разрабатывая свой круг познавательных проблем, социальная педагогика, по мнению А.В.Мудрика, успешно использует накопленные педагогические знания ряда отраслей и теорий других наук. Например: - философия социального воспитания - рассматривает фундаментальные методологические и мировоззренческие вопросысоциального воспитания; - социология социального воспитания - исследует социализацию как контекст социального воспитания и социальное воспитание как составную часть социализации; - социально-педагогическая виктимология - исследует те категории людей, которые стали или могут стать жертвами неблагоприятных условий социализации, в ней определяются направления социальной и педагогической помощи им; - теория социального воспитания - описывает, объясняет и прогнозирует функционирование социального воспитания; - психология социального воспитания - выявляет психологические условия эффективности взаимодействия субъектов социального воспитания; - методика социального воспитания - отбирает из практики и конструирует новые способы целесообразной организации социального воспитания; - экономика и менеджмент социального воспитания рассматривает вопросы управления социальным воспитанием.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 5442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |