Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методология социальной педагогики




Под методологией педагогики в общем смысле слова понимается теория о структуре, логической организации, методах и средствах познавательной (исследовательской) и преобразовательной (практической) педагогической деятельности, а также деятельность по получению и применению такого (методологического) знания (И.А.Липский).

К методологическим основам социальной педагогики в широком смысле следует отнести теоретические, концептуальные положения, знания, которые выполняют по отношению к социальной педагогике методологическую функцию. Они вырабатываются такими науками, как философия, социальная философия, педагогика, общая психология, социальная психология, социальная работа, этнография, социология, медицина и др. В узком смысле это - цели, принципы построения, формы организации способов научного познания социально-педагогической действительности (Л.В.Мардахаев).

На методологию социальной педагогики в разной степени влияют различные философские теории, каждая из которых имеет право на существование и использование в конкретных условиях (Т.А.Василькова).

Материалистические идеи (экономический детерминизм, материалистическая диалектика и пр.), которые и в настоящее время не утрачивают значение для развивающего влияния на личность.

Гуманистические (органические) теории, настаивающие на уникальности человека и максимальное раскрытии и развитии его генетически заданного потенциала. Человек, даже будучи объектом воздействия, должен выступать как активный субъект, оценивающий ситуацию и выбирающий способ поведения и нести ответственность за то, что с ним происходит.

Прагматизм, которыйреализуется в подготовке личности к развитию в практической сфере через: формирование умений индивидуальности свободно саморазвиваться; приобретение навыков в приспособляемости и выживаемости. При этом личность должна руководствоваться только своей пользой и выгодой, своими субъективными устремлениями.

Неопрагматизм, видящий источники развития личности не в обществе, а исключительно в ней самой, свободной от контроля и критики окружения.

Позитивизм, способныйпридать исключительное значение экспериментальному знанию и отделить воспитание от мировоззренческих идей, якобы мешающих «рациональному мышлению», единственно необходимому в эпоху научно-технического прогресса.

Экзистенциальные теории приоритета бессознательной установки личности, ее внутреннего бытия (экзистенции), понимания собственной уникальности и высшей ценности, что может наносит непоправимый ущерб ее нравственности. Воспитание, по мнению сторонников этой теории, должно быть нацелено на подсознание (настроение, чувства, импульсы, интуицию) человека, так как сознание, интеллект, логика вторичны. Личность должна ориентироваться не на требования общества, а на собственное «Я» и личную ответственность за все принимаемые решения.

Неотомизм, отдающий приоритет в воспитании духовному началу. Основа воспитания, утверждал французский философ и педагог, виднейший представитель неотомизма Ж. Маритен, - общечеловеческие добродетели: доброта, гуманизм, честность, любовь к ближнему, самопожертвование и т.п., а цель воспитания - смирение, терпение, непротивление Богу. Ближняя цель - христианское совершенствование человека, дальняя - забота о его жизни в потустороннем мире, спасении души.

Бихевиористическая модель формирует ответственного «управляемого индивида» посредством выработки поведенческих реакций. Четкость целей воспитания позволяет вырабатывать определенные качества личности.

Необихевиористы полагают необходимым создание атмосферы напряженной умственной деятельности, управляемой рациональными алгоритмами, стимулированием индивидуальной деятельности конкуренцией. «Индустриальный человек» должен обладать такими качествами, как деловитость, организованность, дисциплинированность, предприимчивость.

Дальнейшему развитию и совершенствованию социальной педагогике способствуют методы исследования социально-педагогической деятельности субъектов и институтов по достижению конкретных социально-педагогических целей.

Методы исследования в социальной педагогике - это совокупность способов и приемов познания объективных закономерностей исследования воспитательных сил общества и способов их актуализации, путей интеграции возможностей общественных, государственных и частных организаций в целях создания условий для развития и позитивной самореализации человека (А.С.Воронин)

В социальной педагогике применяются методы исследований, которыеопираются на общенаучные методы обработки эмпирических данных, построения и обоснования научных теорий - анализ, синтез, изучение и обобщение передового педагогического опыта, сравнение, моделирование, научный эксперимент, а также используются эмпирические способы сбора данных, получения и фиксации научных фактов - наблюдение, опросные методы (беседа, анкетирование и т.п.), изучение документов, социометрия, научный эксперимент и др.

При существующем подходе к пониманию методов исследовательской деятельности, а также деятельности по получению и применению методологического знания представляет интерес мнение ученых Л.Н.Лесохиной и И.Н.Пашковской, которые определяют социальную педагогику как особый метод саморегуляции взаимоотношений личности и общества (человека и среды). Именно в этом методе заложены существенные признаки социальной педагогики: диагностики, основанной на многократном анализе того или иного явления, поддающегося социально-педагогической регуляции, и проектирования «способа» воздействия с учетом социальной обусловленности.

Социальный педагог, как правило, сознательно выполняет двуединую задачу: воздействуя на личность (коллектив, сообщество людей), он одновременно воздействует на социальную ситуацию или, по крайней мере, учитывает ее. Осуществляя самоконтроль, социальный педагог не ориентируется на сиюминутный эффект, а имеет в виду вероятностный прогноз, включающий опережающий эффект воздействия в меняющихся ситуациях. В таком случае, социальная педагогика - это одновременно, указание на цель, предмет, сферу деятельности. Главное же различительное свойство социальной педагогики - метод. Социальная педагогика решает социальные задачи исключительно педагогическими методами.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 3770; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.