Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные гипотезы («теории») происхождения жизни




Антропный принцип, который задает фрактальную структуру стрел времени, завоевал прочное место в постклассической науке. Само понятие жизни, например, Э. Шредингер связал с общеизвестной термодинамической стрелой времени, подчеркнув, что «живой организм питается отрицательной энтропией», то есть поглощает из окружающей среды высокоорганизованные структуры. Выбрасывая вещество с большой энтропией и поглощая вещество с малой энтропией, живой организм реализует свою «цель» - сохранить высочайший уровень упорядоченности. Опираясь на астрофизическую космологическую стрелу времени, жизнь, и прежде всего человека, можно определить как высокую упорядоченную голограмму Вселенной. Итак, мы можем говорить о гипотезе физической эволюции. А так как в термоядерных реакция внутри звезд и при их взрывах происходило и происходит рождение и взаимопревращение химических элементов, то более оправданно говорить о теории физико-химической эволюции, которая естественно пересекается с биологической эволюцией. Нам представляется важной и геологическая эволюция. Исходя из терминологического определения естествознания, как науки о явлениях и законах природы, в пересечении с понятийным определением естествознания, как совокупности естественных наук, нам представляется оправдано говорить о гипотезе (теории) естественной эволюции.

Обобщая достижения современного естествознания в области теории открытых диссипативных систем, известный биофизик академик М.В. Волькенштейн определил живые тела, существующие на Земле, как «открытые саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, состоящие из биополимеров: белков и нуклеиновых кислот». Мы для наглядности представим основные признаки живого схематически (см. схему 55) с опорой на теорию естественной эволюции.

 

Схема 55. Основные признаки живого.

v Вещественный признак. В состав входят «апериодические» структуры – макромолекулы – биополимеры: белки и нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК)
v Структурный признак. Характерно клеточное строение
v Функциональный признак. Характерно воспроизводство самих себя (самовоспроизведение)
v Неравновесный характер. Поддержание жизни связано с сохранением высокого неравновесного порядка в структурах всех уровней организации живого
v Метаболизм. Совокупность всех видов превращений вещества и энергии в организмах, обеспечивающих их жизнедеятельность
v Гомеостаз. Разнообразные системы саморегуляции на уровне клеток и на уровне тканей
v Признак молекулярной хиральности (киральности) Асимметрия «право-лево» как нуклеиновых, так и белковых молекул живой материи

 

Кроме гипотезы (теории) естественной эволюции, согласно которой жизнь возникла в результате процессов, подчиняющихся принципам и законам естественных наук, важную роль приобрела теория креационизма.

Креационизм (созидание, творение) – содержит тезис о божественном творении мира и человека. Согласно этой теории жизнь – результат сверхъестественных событий в прошлом. Многие ученые в эстетике мышления фактически объединяют эволюционную идею с креационизмом. Нам представляется оправданной эстетика мышления российского философа XX века Мераба Мамардашвили, приводящая к пересечению сакрального и секулярного мышления в «точке встречи которой мы помыслили мысль, которую невозможно иметь волей или желанием мысли. Она помыслится или не помыслится. И если помыслится, если мы в этой точке пересечения в полноте собранного бытия, она мимо нас не пройдет. Тогда мы достойны этой мысли или говоря иначе, достойны дара. Дар не вытекает из наших заслуг, мы достойны его, лишь когда он с нами случится и это путь по дуге, а не по горизонтали. Поскольку мы сцеплены и сращены с высшим, сверсознательным».

Естественно, что пересечению креационизма с теорией естественной эволюции способствует антропный принцип, подчеркивающий неслучайный характер процесса развития жизни. Многие религии связали первый акт творения со стандартной теорией Большого взрыва и инфляционной космологией.

В определенной степени пересечению теории естественной эволюции с теорией креационизма способствовала и оформившаяся в XVII-XVIII вв теория биогенеза, которая сводится к утверждению, что жизнь может возникнуть только из предшествующей жизни, т.е. «живое от живого», которое было сформулировано итальянским врачом и биологом Ф. Реди и известно в литературе как «принцип Реди».

Французский биолог Луи Пастер в 1862 г убедительными опытами доказал невозможность самопроизвольного зарождения простейших организмов в современных условиях и утвердил принцип «все живое из живого». Эстетика мышления основателя современной микробиологии и иммунологии Л. Пастера явно пересекается с креационизмом в следующем высказывании: «чем более я занимаюсь изучением природы, тем более я останавливаюсь в благоговейном изумлении перед делами Творца. Я молюсь во время работ своих в лаборатории».

«Бог, воистину dues ex machine, позволяет перескочить пропасть между живым и мертвым, природой и духом, сохранив при этом и пропасть». Бог (Творец) – это сложная, творческая конструкция нашего ума, демонстрирующая способность цивилизующего человечества мыслить абстрактно. В средние века теория креационизма оформляется в конфессиональных философских теологиях и религиях, в основе которых лежит тезис: «Бог познается только через веру», тем самым религия отделила веру в божественное творение мира от науки, т.е. от научного метода познания мира, опирающегося на совокупность эмпирических и теоретических методов. В то же время добро и зло получают в религии священную санкцию и человек обретает внутренний покой и свет для труда в нашем несовершенном мире. Наиболее ярко это выражено в следующем поучении М.В. Ломоносова: «Не здраво рассудителен математик, ежели он хочет Божественную волю измерить циркулем. Таков же богословия учитель, если он думает, что по Псалтырю можно научиться астрономии и химии».

Итак, следуя поучению М.В. Ломоносова, мы в курсе КСЕ основное внимание будем уделять гипотезе (теории) естественной эволюции, к которой мы еще обратимся и в эволюционной концепции биологического уровня организации материи.

Здесь же мы отметим еще три гипотезы (теории) возникновения жизни, играющие на наш взгляд подчиненный характер как эволюционной теории, так и теории креационизма.

Это, возникшая еще в античной натурфилософии теория самопроизвольного зарождения жизни, в какой-то мере отвергнутая теорией биогенеза. И, наконец, это две гипотезы (теории): первая – это гипотеза стационарного состояния, согласно которой жизнь существовала всегда, и вторая – это гипотеза панспермии, согласно которой жизнь занесена на нашу планету извне.

Однако, в рамках естественнонаучного принципа глобальной эволюции теория стационарного состояния не продуктивна, а теория панспермии так же не предлагает никакого механизма для объяснения первичного возникновения жизни; она просто переносит проблему возникновения жизни в какое-то другое место Вселенной.

Итак, в рамках эволюционных «стрел времени» на основе принципа дополнительности остаются две взаимоисключающие, а возможно дополняющие друг друга, по крайней мере в эстетике мышления, теория креационизма и теория биофизикохимической (естественной) эволюции. На наш взгляд, в пересечении этих теорий представляется неоправданным как вера в религиозный фанатизм, так и в научный абсолютизм. Нам представляется это чувство «религиозной веры в высшее, сверхсознательное и преклонения» перед гармонией природы на Земле и в Космосе и убеждения, что в «концептуальном фонде (как и в генофонде) Земли» все элементы значимы и важны, является основой не только духовной, но и материальной культуры человеческой цивилизации.

В пользу неслучайного характера процесса как зарождения, так и развития жизни говорит и антропный принцип, сущность которого, в частности, заключается в том, что даже незначительное отклонение значения любой из фундаментальных физических констант приводит к невозможности появления во Вселенной высокоупорядоченных структур.

Например, увеличение постоянной Планка на 10% лишает протон возможности объединиться с нейтроном, то есть становится невозможным нуклеосинтез. А уменьшение постоянной Планка на 10% привело бы к образованию устойчивого ядра , следствием чего явилось бы выгорание всего водорода на ранних стадиях расширения Вселенной, либо коллапс звезд на более поздних стадиях. Особая роль в антропном принципе, как мы отмечали ранее, принадлежит «темной» материи и «темной» энергии. Наука столкнулась с большой группой фактов, раздельное рассмотрение которых создает впечатление о необъяснимых совпадениях, граничащих с чудом (более подробно: Barron J.D., Tipler F.J. The antropic cosmological principle, Oxford, 2-nd, ed., 1986). По мнению ученого-физика Дж. Уилера: «Фактор, дающий жизнь, лежит в центре всего механизма и конструирует мир».

 

Литература.

1. Наследников Ю.М. Концепции современного естествознания/ Ю.М. Наследников, А.Я Шполянский, А.П. Кудря, А.Г. Стибаев. – Ростов н/Д: ДГТУ, 2008 – 350 с. [Электронный ресурс №ГР 15393, 2010]. Режим доступа: http:// de.dstu.edu.ru/, с. 146-162, 217-229, 238-239, 251-256.

8. Наследников Ю.М. Концепции современного естествознания6 учеб-метод. пособие./ Ю.М. Наследников, А.Я. Шполянский, А.П. Кудря, А.Г. Стибаев. – Ростов н/Д, 2007, с. 56-63.

9. Суханов А.Д. концепции современного естествознания: Учебник для вузов/ А.Д. Суханов, О.Н. Голубева. – М.: Дрофа, 2004, с. 217-239.

10. Горбачев В.В. Концепции современного естествознания. Интернет-тестирование базовых знаний: учебное пособие/ В.В. Горбачев. Н.П. Калашников, Н.М. Кожевников – СПб.: Издательство «Лань», 2010, с. 98-105, с. 123-126, 130-133, 136-138.

11. Кожевников Н.М. Концепции современного естествознания: Учебное пособие, 4-е изд., испр./ Н. М. Кожевников. – СПб.: Издательство «Лань», 2009, с. 165-227, 231-243.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.