КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные понятия по теме. Направленность личности - это система ее потребностей, интересов, убеждений, идеалов и ценностных ориентаций
Направленность личности - это система ее потребностей, интересов, убеждений, идеалов и ценностных ориентаций, придающих жизни человека осмысленность и мотивированность. Это психическое свойство личности, которое в наибольшей степени социально обусловлено, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен или которую он представляет. Направленность включает в себя два тесно связанных между собой момента: - предметное содержание, поскольку направленность - это всегда направленность на что-то; - напряжение психики, которое при этом возникает. Качества направленности: Уровень направленности - это общественная значимость направленности человека. Интенсивность направленности связана с ее эмоциональной окраской. Она колеблется от смутных влечений до полной убежденности. Устойчивость направленности характеризуется длительностью и сохранностью побуждений в течение жизни. Действенность направленности определяет активность реализации целей в деятельности. В основе направленности личности лежат потребности - главный источник активности человека. Основные компоненты направленности. Потребности - испытываемая человеком нужда в чем-то. По мере того, как потребности актуализируются, они становятся мотивами поведения человека, то есть побудителями к определенной деятельности. Потребности бывают биологические (в пище, воздухе, движении, отдыхе и др.) и социальные, которые исторически сложились в человеческом обществе. Социальные потребности подразделяются на материальные (одежда, жилье и т.д.) и духовные (познавательные, эстетические, творческие, потребность в общении). Характерная особенность человеческих потребностей - их фактическая ненасыщаемость. «Иерархия потребностей» Абрахама Маслоу включает следующие ступени: 1 - физиологические потребности (низшие, управляемые органами тела, в числе которых дыхание, пищевая, сексуальная потребность и др.); 2- потребность в безопасности; 3 - потребность в общении, социальных контактах; 4 - потребность в признании, уважении и одобрении, осознании собственного достоинства (престиж, социальный успех); 5 - потребность в самоактуализации и самореализации. Возникшие потребности побуждают личность к активному поиску путей их удовлетворения и становятся внутренними побудителями ее деятельности - мотивами. Классификация мотивов личности:
К неосознаваемым мотивам относятся: - установка - неосознаваемое личностью состояние готовности к определенной деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность; - влечение - неосознаваемая по содержанию и цели потребность. К осознаваемым мотивам относятся: желания, интересы, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрение. Интересы - это также мотивы, но с потребностями напрямую не связанные. Они имеют больше познавательную, а не потребительскую устремленность. Интересы различаются прежде всего по своему содержанию, относясь к различным областям познания и деятельности. Они могут быть устойчивыми и неустойчивыми, глубокими и поверхностными и т.д. Убеждения - представления, знания, идеи, ставшие мотивами поведения человека и определяющие его отношение к разным сферам действительности. В основе убеждений лежит мировоззрение личности, то есть система взглядов на мир и место в нем человека. Идеалы - обычно воплощены в каких-либо образах, которым человек хочет подражать, или в целях, к которым он стремится, понимая, что полностью они никогда достигнуты не будут. Идеал служит для личности путеводной звездой, суперстратегическим ориентиром поведения и самосовершенствования. Ценностные ориентации - это интегративные компоненты направленности, которые определяются совокупностью потребностей, интересов, идеалов и убеждений. Ценностные ориентации являются смыслообразующими основами, задающими мотивацию всей человеческой жизни. Деятельность – это процесс активного отношения человека к действительности, в ходе которого происходит достижение субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта. В деятельности проявляются, согласно С. Л. Рубинштейну, формируются и развиваются человек и его психика. Деятельность человека имеет сложную иерархическую структуру, включающую ряд уровней: Уровень действий. Действие – это целенаправленная активность, связанная с достижением частных целей при осуществлении более широкой деятельности. Уровень операций. Операция – это совокупность и последовательность движений, которая определяется конкретными условиями взаимодействия с объектами в процессе осуществления действий. Уровень психофизиологических функций. Его образуют особенности протекания различных психических процессов, специфика системной психофизиологии и др. Основные виды деятельности: игра, учебная и трудовая деятельность. Игра – особый вид деятельности, в котором исторически закрепились типичные способы действия и взаимодействия людей; включение ребенка в игровую деятельность обеспечивает возможность овладения общественным опытом, накопленным человечеством, а также когнитивное, личностное и нравственное развитие ребенка. Учебная деятельность – способ усвоения предметных и познавательных действий, в основе которого лежат механизмы преобразования усваиваемого материала, выделения базовых отношений между предметными условиями ситуации в целях решения типичных задач в измененных условиях, обобщения принципа решения, моделирования процесса решения задачи и контроля за ним. Трудовая деятельность – процесс активного изменения предметов природы, материальной и духовной жизни общества в целях удовлетворения потребностей человека и создания различных ценностей. Досуг – один из видов деятельности, направленный на удовлетворение потребности в отдыхе, развлечениях, познании и творчестве. Включение человека в различные виды деятельности является необходимым условием полноценного и многообразного развития личности. Мотив - это то, ради чего осуществляется деятельность. Мотив - это внутренний побудитель человека к активной деятельности, связанный с удовлетворением его потребностей. Мотивация - совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его направленность и активность. А. Маслоу выявил следующие принципы мотивации человека: - Мотивы имеют иерархическую структуру. - Чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимы существующие потребности, тем дольше можно задержать их реализацию. - Пока не удовлетворены низшие потребности, высшие остаются относительно неактуальными. С момента удовлетворения низшие потребности перестают быть потребностями, т.е. теряют мотивирующую силу. - С ростом потребностей повышается готовность к активности. Иными словами, возможность к удовлетворению высших потребностей является большим стимулом активности, чем удовлетворение низших. Всякая деятельность состоит из действий и поступков. Действие - это элементарная часть деятельности, в которой достигается ближайшая цель, не разлагаемая на более простые. Действия могут осуществляться различными способами, которые называются операциями. Поступки - это действия, которые связаны с нравственными принципами, с моралью. Например, действия по защите оскорбляемого хулиганом невинного человека или бескорыстное возвращение законному владельцу найденного бумажника с деньгами. В зависимости от степени осознанности действий и поступков выделяют следующие компоненты деятельности: - умения - в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности, хотя и включают в себя автоматически выполняемые части - навыки; - навыки - это автоматизированные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля; - привычки - в отличие от навыков могут контролироваться сознательно, но в отличие от умений не всегда являются разумными и полезными. Деятельность является одним из проявлений поведения человека. Поведение, следовательно, более широкое понятие. Животные тоже обладают поведением, но не деятельностью, которая отличается целенаправленностью и осознанностью совершаемых действий.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 1235; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |