Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия по теме. Направленность личности - это система ее потребностей, интересов, убеждений, идеалов и ценностных ориентаций




 

Направленность личности - это система ее потребностей, интересов, убеждений, идеалов и ценностных ориентаций, придающих жизни человека осмысленность и мотивированность. Это психическое свойство личности, которое в наибольшей степени социально обусловлено, наиболее полно отражает идеологию общности, в кото­рую человек включен или которую он представляет.

Направленность включает в себя два тесно связанных между собой момента:

- предметное содержание, поскольку направленность - это всегда направленность на что-то;

- напряжение психики, которое при этом возникает.

Качества направленности:

Уровень направленности - это общественная значимость направленности человека.

Интенсивность направленности связана с ее эмоциональ­ной окраской. Она колеблется от смутных влечений до полной убежденности.

Устойчивость направленности характеризуется длитель­ностью и сохранностью побуждений в течение жизни.

Действенность направленности определяет активность ре­ализации целей в деятельности.

В основе направленности личности лежат потребности - главный источник активности человека.

Основные компоненты направленности.

Потребности - испытываемая человеком нужда в чем-то. По мере того, как потребности актуализируются, они становятся мотивами поведения человека, то есть побу­дителями к определенной деятельности.

Потребности бывают биологические (в пище, воздухе, дви­жении, отдыхе и др.) и социальные, которые исторически сло­жились в человеческом обществе. Социальные потребности под­разделяются на материальные (одежда, жилье и т.д.) и духовные (познавательные, эстетические, творческие, потребность в об­щении). Характерная особенность человеческих потребностей - их фактическая ненасыщаемость.

«Иерархия потребностей» Абрахама Маслоу включает следующие ступени:

1 - физиологические потреб­ности (низшие, управляемые органами тела, в числе которых дыхание, пищевая, сексуальная потребность и др.);

2- потреб­ность в безопасности;

3 - потребность в общении, социальных контактах;

4 - потребность в признании, уважении и одобре­нии, осознании собственного достоинства (престиж, социальный успех);

5 - потребность в самоактуализации и самореализации.

Возникшие потребности побуждают личность к активному поиску путей их удовлетворения и стано­вятся внутренними побудителями ее деятельности - мотивами.

Классификация мотивов личности:

 

Мотивы
Неосознаваемые Осознаваемые
Установки Желания
Влечения Интересы
  Склонности
  Идеалы
  Убеждения
  Мировоззрения

 

К неосознаваемым мотивам относятся:

- установка - неосознаваемое личностью состояние готов­ности к определенной деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность;

- влечение - неосознаваемая по содержанию и цели потреб­ность.

К осознаваемым мотивам относятся: желания, интересы, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрение.

Интересы - это также мотивы, но с потребностями напрямую не связанные. Они имеют больше познаватель­ную, а не потребительскую устремленность. Интересы раз­личаются прежде всего по своему содержанию, относясь к различным областям познания и деятельности. Они могут быть устойчивыми и неустойчивыми, глубокими и поверх­ностными и т.д.

Убеждения - представления, знания, идеи, ставшие мо­тивами поведения человека и определяющие его отношение к разным сферам действительности. В основе убеждений лежит мировоззрение личности, то есть система взглядов на мир и место в нем человека.

Идеалы - обычно воплощены в каких-либо образах, которым человек хочет подражать, или в целях, к кото­рым он стремится, понимая, что полностью они нико­гда достигнуты не будут. Идеал служит для личности путеводной звездой, суперстратегическим ориентиром пове­дения и самосовершенствования.

Ценностные ориентации - это интегративные компо­ненты направленности, которые определяются совокуп­ностью потребностей, интересов, идеалов и убеждений. Ценностные ориентации являются смыслообразующими основами, задающими мотивацию всей человеческой жизни.

Деятельность – это процесс активного отношения человека к действительности, в ходе которого происходит достижение субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта. В деятельности проявляются, согласно С. Л. Рубинштейну, формируются и развиваются человек и его психика.

Деятельность человека имеет сложную иерархическую структуру, включающую ряд уровней:

Уровень действий. Действие – это целенаправленная активность, связанная с достижением частных целей при осуществлении более широкой деятельности.

Уровень операций. Операция – это совокупность и последовательность движений, которая определяется конкретными условиями взаимодействия с объектами в процессе осуществления действий.

Уровень психофизиологических функций. Его образуют особенности протекания различных психических процессов, специфика системной психофизиологии и др.

Основные виды деятельности: игра, учебная и трудовая деятельность.

Игра – особый вид деятельности, в котором исторически закрепились типичные способы действия и взаимодействия людей; включение ребенка в игровую деятельность обеспечивает возможность овладения общественным опытом, накопленным человечеством, а также когнитивное, личностное и нравственное развитие ребенка.

Учебная деятельность – способ усвоения предметных и познавательных действий, в основе которого лежат механизмы преобразования усваиваемого материала, выделения базовых отношений между предметными условиями ситуации в целях решения типичных задач в измененных условиях, обобщения принципа решения, моделирования процесса решения задачи и контроля за ним.

Трудовая деятельность – процесс активного изменения предметов природы, материальной и духовной жизни общества в целях удовлетворения потребностей человека и создания различных ценностей.

Досуг – один из видов деятельности, направленный на удовлетворение потребности в отдыхе, развлечениях, познании и творчестве.

Включение человека в различные виды деятельности является необходимым условием полноценного и многообразного развития личности.

Мотив - это то, ради чего осуществляется деятель­ность. Мотив - это внутренний побудитель человека к активной деятельности, связанный с удовлетворением его потребностей.

Мотивация - совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение челове­ка, его направленность и активность.

А. Маслоу выявил следующие принципы мотивации человека:

- Мотивы имеют иерархическую структуру.

- Чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходи­мы существующие потребности, тем дольше можно задержать их реализацию.

- Пока не удовлетворены низшие потребности, высшие ос­таются относительно неактуальными. С момента удовлетворе­ния низшие потребности перестают быть потребностями, т.е. теряют мотивирующую силу.

- С ростом потребностей повышается готовность к актив­ности. Иными словами, возможность к удовлетворению выс­ших потребностей является большим стимулом активности, чем удовлетворение низших.

Всякая деятельность состоит из действий и поступков.

Действие - это элементарная часть деятельности, в которой достигается ближайшая цель, не разлагаемая на более простые. Действия могут осуществляться различ­ными способами, которые называются операциями.

Поступки - это действия, которые связаны с нравст­венными принципами, с моралью. Например, действия по защите оскорбляемого хулиганом невинного человека или бескорыстное возвращение законному владельцу найденного бумажника с деньгами.

В зависимости от степени осознанности действий и по­ступков выделяют следующие компоненты деятельности:

- умения - в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности, хотя и включают в себя автоматически выполняемые части - навыки;

- навыки - это автоматизированные компоненты уме­ний, реализуемые на уровне бессознательного контроля;

- привычки - в отличие от навыков могут контролиро­ваться сознательно, но в отличие от умений не всегда явля­ются разумными и полезными.

Деятельность является одним из проявлений поведе­ния человека. Поведение, следовательно, более широкое понятие. Животные тоже обладают поведением, но не дея­тельностью, которая отличается целенаправленностью и осознанностью совершаемых действий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 1196; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.