КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные понятия по теме. Тема 5 Индивидуальные психологические особенности
Тема 5 Индивидуальные психологические особенности Тематика рефератов
1 Основные сферы жизнедеятельности личности: деятельность, игра, общение. 2 Основные компоненты направленности и их особенности.
Вопросы для самоконтроля 1 Что такое направленность личности? 2 Каковы основные компоненты направленности? 3 Каковы особенности качеств направленности? 4 Что такое потребности? 5 Каковы виды потребностей? 6 Каковы критерии классификации потребностей? 7 Какова иерархия потребностей по А. Маслоу? 8 Что такое мотив? 9 Какова классификация мотивов личности? 10 Что такое мотивация? 11 Каковы принципы мотивации? 12 Что такое интерес? 13 Что такое деятельность? 14 Каковы особенности основных видов деятельности? 15 Что такое действие? поступок? 16 Каковы различия действий и поступков?
Литература 1 Березовин, Н.А. Основы психологии и педагогики / Н.А. Березовин [и др.]. – Мн.: Новое знание, 2008. –335 с. 2 Вечорко, Г.Ф. Основы психологии и педагогики: ответы на экзаменационные вопросы / Г.Ф. Вечорко. – 4-е изд., перераб. и доп. – Мн.: ТетраСистемс, 2010. – 192 с. 3 Дьяченко, М.И. Краткий психологический словарь / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Мн.: Хэлтон, 1998. - 399 с. 4 Крысько, В.Г. Психология и педагогики в схемах и комментариях / В.Г. Крысько. – СПб.: Питер, 2006. – 318 с. 5 Современный психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2006. - 490 с. 6 Фомин, Ю.А. Основы психологии и педагогики: практикум / Ю.А. Фомин. – Мн.: Академия МВД Республики Беларусь, 2008. – 256 с. 7 Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер Пресс, 2007. - 606 с.
личности: темперамент, характер, способности 1 Физиологические основы темперамента 2 Типы темперамента, их психологическая характеристика 3 Понятие о характере, его структура 4 Понятие, происхождение, классификация способностей
Темперамент - это индивидуально своеобразная, природнообусловленная совокупность динамических проявлений психики человека. Темперамент определяется интенсивностью, скоростью, темпом и ритмом протекания психических процессов и изменения психических состояний личности. В основе темперамента лежат особенности нервной деятельности человека, которая характеризуется различным соотношением возбуждения и торможения нервных процессов. Эти процессы в свою очередь характеризуются силой, уравновешенностью и подвижностью их протекания. На основе различных сочетаний этих показателей физиолог И.П. Павлов выделил четыре ярко выраженные типа высшей нервной деятельности: безудержный, сильный, инертный и слабый тип. Оказалось, что они соответствуют известным со времен древнегреческого врача Гиппократа четырем типам темперамента: - холерик (безудержный тип) - преобладание возбуждения над торможением в нервной системе, подвижность, бурные эмоции, резкие смены настроения, в критические моменты - высокая концентрация сил; - сангвиник (сильный тип) - характеризуется быстротой реакции, высокой психической активностью, богатством мимики, контактностью, высокой сопротивляемостью трудностям, жизнерадостностью; - флегматик (инертный тип) - связан с медлительностью, инертностью, устойчивостью в настроении, спокойствием, слабым проявлением эмоций, низкой психической активностью, уравновешенностью; - меланхолик (слабый тип) - свойственны сдержанность речи и движений, низкий уровень психической активности, ранимость, преобладание отрицательных эмоций, замкнутость, впечатлительность, быстрая утомляемость. От темперамента как врожденной особенности психики зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность, тревожность и другие. В чистом виде ни одного из четырех типов темперамента не существует. Каждый человек имеет индивидуальный темперамент. В семейной жизни часто супруги обладают противоположными темпераментами. И это, как правило, удачные браки. Дружат чаще люди одного темперамента. Особенности темперамента личности обуславливают также индивидуальный стиль деятельности человека, который определяется, однако, и другими причинами, включая в себя умения и навыки, формируемые под влиянием жизненного опыта. В трудовой деятельности большое значение имеет совместимость людей по темпераменту. Характер - это психическое свойство личности, представляющее собой систему ее существенных и относительно устойчивых качеств (черт) обуславливающих поведение человека. Черты характера можно классифицировать по следующим отношениям: По отношению к другим людям (общительность - замкнутость, правдивость - лживость, тактичность - грубость и т.д.). По отношению к себе (скромность- самовлюбленность, самокритичность - самоуверенность и т.д.). По отношению к делу (ответственность - недобросовестность, трудолюбие - леность и т.д.). По отношению к собственности (щедрость - жадность, бережливость - расточительность, аккуратность - неряшливость и т.д.). Структура и содержание характера определяется: Динамикой воли, то есть тем, насколько она сильна или слаба (решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, инициативность и противоположные им черты характера). Спецификой проявления эмоций, которые сопровождают поведение человека (порывистость, впечатлительность, инертность, безразличие и другие). Интеллектуальными особенностями личности (глубокомыслие, сообразительность, находчивость, любознательность и т.п.). Характер личности теснейшим образом взаимосвязан с другими ее свойствами: темпераментом, способностями, направленностью. Он формируется в течение всей жизни на основе природных свойств в результате всевозможных действий и поступков человека. Большую роль при этом играют обучение и воспитание, семейные и общественные условия, конкретные обстоятельства, в которых проходит его жизненный путь. Существуют различные типологии характеров. Немецкий психолог и психиатр Э. Кречмер выделил три типа характеров личности в связи с наиболее часто встречающимися типами строения тела человека: Астенический тип (шизотимик) - обычно худой человек, среднего или выше среднего роста, имеющий узкие плечи, тонкие руки, слабразвитую грудную клетку (замкнутый, склонен к размышлениям и абстракции, с трудом приспосабливается к окружающим, чувствителен, Атлетический тип (искотимик) - имеющий развитую мускулатуру, он среднего или высокого роста, с мощной грудной клеткой и широкими плечами (бывает двух видов: энергичный, резкий, уверенный в себе, агрессивный либо мало впечатлительный, со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления). Пикнический тип (циклотимик) - отличается сильно развитыми полостями тела, склонностью к ожирению, среднего роста, с короткой шеей (эмоции колеблются между радостью и печалью, общителен, откровенен, добродушен, реалистичен во взглядах). Согласно типологий К. Юнга людей можно разделить по характерам на экстравертов и интровертов: - экстраверт - заряжается энергией от людей и действий, направлен к внешнему миру, общителен; - интроверт - черпает энергию внутри себя, направлен внутрь себя, сконцентрирован на своем внутреннем мире, малообщителен. В типологии Э. Фромма все выделенные им типы характеров подразделяются на две группы: плодотворной и неплодотворной ориентации. Плодотворность по Э. Фромму - это реализация человеком присущих ему возможностей, использование своих сил. Неплодотворные ориентации: рецептивная, эксплуататорская, стяжательская и рыночная. Плодотворные ориентации: деятельная, любящая и разумная. Существует также психогеометрическая типология характеров на основе предпочитаемого выбора человеком какой-либо из геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник и зигзаг. Автор этой типологии Сьюзен Далингер (США) - специалист по социально-психологической подготовке управленческих кадров. Способности - это система качеств личности, позволяющая успешно выполнять определенные виды деятельности. Способности не тождественны знаниям, умениям и навыкам, хотя и взаимосвязаны с ними. По отношению к знаниям, умениям и навыкам способности выступают как возможность их приобретать и наращивать с той или иной степенью быстроты и эффективности. Способности человека обнаруживаются только в деятельности, причем лишь в той, которая не может осуществляться без наличия соответствующих способностей. Способности - это продукт общественно-исторической практики человека, результат взаимодействия биологических и социальных факторов. Природными предпосылками способностей являются задатки. Задатки - это врожденные анатомо-физиологические особенности человеческого организма, его нервной системы, органов чувств и т.д., составляющие природную основу формирования способностей. По уровню развития способности бывают: - одаренность - это совокупность нескольких способностей, обуславливающая успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других людей. Обычно одаренность проявляется в наличии разносторонних способностей; - талант - совокупность способностей, которая позволяет получать продукт деятельности, отличающийся оригинальностью и новизной, совершенством и общественной значимостью. Особенность таланта - высокий уровень творчества в процессе деятельности; - гениальность - высший уровень развития способностей, обеспечивающий достижение принципиально нового, имеющего большое историческое значение. Выделяют также следующие способности: - общие - интегративные способности, необходимые для успешного осуществления различных видов деятельности; - специальные - способности, необходимые для выполнения конкретных видов деятельности; - профессиональные - способности, обеспечивающие успешную работу человека по той или иной профессии (часто успех в профессиональной деятельности зависит не от одной какой-нибудь способности, а от их удачного сочетания, возможна и компенсация недостающей способности другими); - творческие - способности, позволяющие создавать новое, никогда ранее не существовавшее (творческие способности человека могут проявляться в любой деятельности: научной, художественной, производственной, политической, экономической, педагогической и др.). Различают способности:
Природные способности обусловлены биологически, а социальные - в большей мере системой обучения и воспитания и проявляются в конкретных видах деятельности.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |