КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные понятия по теме. 1 Функции чувств и эмоций: оценивающая, побуждающая, регулятивная
Занятие 2 Занятие 1 1 Функции чувств и эмоций: оценивающая, побуждающая, регулятивная 2 Эмоциональные состояния и индивидуальные различия эмоциональной жизни 3 Высшие чувства и их классификация 4 Нравственные, интеллектуальные, эстетические чувства 1 Психологическая структура волевых действий 2 Волевые качества личности их характеристика 3 Волевая регуляция поведения 4Воспитание воли и ее значение в жизни человека
Эмоции – это непосредственное переживание жизненного смысла явлений и ситуаций. Эмоциями называют переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе. Понятия «эмоции» и «чувства» нередко употребляются как синонимы, хотя они и отличаются друг от друга. Эмоции - простое, непосредственное переживание в данный момент времени. Чувства - более сложное, постоянное, устоявшееся эмоциональное отношение человека. Чувства выражаются в эмоциях, но они всегда предметны, т.е. мы испытываем чувства к чему-то или кому-то. Чувства свойственны только человеку, они социально обусловлены: чувства долга, собственного достоинства, стыда, гордости. Эмоции, связанные с удовлетворением физиологических потребностей, имеются и у животных, но у человека даже эти эмоции несут на себе печать общественного развития. Все эмоциональные проявления человека регулируются социальными нормами. Чувства – одна из основных форм эмоционального переживания человеком своего отношения к предметам, событиям, другим людям. Источниками эмоций и чувств являются отражаемая в нашем сознании действительность и наши потребности. Классификация эмоций:
Эмоции и чувства делятся на: - выражающие положительное отношение человека к объектам и явлениям действительности (удовольствие, радость, восторг, любовь и др.); - выражающие отрицательную реакцию человека на что-либо (боязнь, испуг, страх, ужас, ненависть, горе и др.). Функции чувств и эмоций: - оценивающая - положительные и отрицательные эмоции показывают, как человек относится к чему-либо и оценивает это (недовольство, стыд и др.); - побуждающая - чувства могут подтолкнуть человека к действию, а могут препятствовать этому; - регулятивная - то, что возбуждает наши чувства, мы воспринимаем более ясно и точно. В зависимости от силы эмоциональных переживаний эмоции подразделяются на следующие виды: Настроение - длительное, слабо выраженное эмоциональное состояние. Аффект (от лат. affectus - волнение, страсть) -эмоциональное состояние, противоположное настроению; бурная, кратковременная эмоциональная вспышка, захватывающая личность полностью. Страсть - это стойкое, всеохватывающее чувство, вызывающее стремление к активной деятельности, которое всегда выражается в сосредоточенности, собранности мыслей и сил, их направленности на единую цель - предмет страсти. Фрустрация (от лат. frustratio - обман, расстройство) – психическое состояние нарастающего внутреннего напряжения, психологическая реакция, связанная с разочарованием, неудачей в попытке достичь какой-либо цели. Агрессия (от лат. agressio - нападать) – модель поведения, которая обеспечивает адаптацию человека, способ удовлетворения актуальных потребностей в кризисной ситуации. Стресс (от лат. stress - напряжение) - состояние сильного эмоционального напряжения, которое оказывается воздействием на организм раздражающих факторов различной природы, нарушающих привычный образ жизни. Высшие чувства присущи только человеку, тесно связаны с его личностью, отношением к жизни и окружающим, с убеждениями и взглядами. Чувства подразделяются на три группы: - моральные чувства - связаны с нравственной оценкой поступков своих и других людей; - интеллектуальные чувства - связаны с удовлетворением познавательных потребностей; - эстетические чувства - возникают в связи с удовлетворением эстетических потребностей. Классификация высших чувств
Нравственные чувства в форме переживаний выражают отношение человека к людям, обществу, своим обязанностям, самому себе. Человеколюбие является их главной ценностью. Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности, связаны с познавательными процессами и творчеством, активизируют психические процессы. Эстетические чувства проявляются при восприятии и создании человеком прекрасного, это - любовь к красоте. Воля - это сознательное преодоление личностью трудностей при достижении цели. Основные функции воли: - регулирование поведения и поступков человека; - руководство потребностями, желаниями, мотивами. Волевые процессы - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий, с мобилизацией всех своих сил на достижение поставленных целей. Человек использует свою волю при принятии решений, при выборе цели, при осуществлении действий для преодоления препятствий на пути к цели. Волевые процессы бывают простыми и сложными. К простым относятся те, которые непоколебимо ведут человека к намеченной цели, а принятие решений происходит без борьбы мотивов. В сложных волевых процессах выделяют следующие этапы: - осознание цели и стремление ее достичь; - осознание возможностей ее достичь; - появление мотивов, связанных с достижением цели; - борьба мотивов и выбор возможности достижения; - принятие решения о возможных действиях; - осуществление принятого решения. Наряду с волевыми действиями человек часто выполняет и неволевые (автоматические и инстинктивные), которые совершаются без контроля со стороны сознания и не нуждаются в приложении волевых усилий. Волевые действия могут проявляться в разных формах: - побуждение (связано с усилием заставить себя что-либо сделать); - запрет (связано с торможением); - поддержание работоспособности (усилия по преодолению утомляемости); - контроль (самоконтроль) действий и поступков; - сопротивление внешним воздействиям на пути к достижению цели. В зависимости от характера протекания волевых процессов выделяют следующие волевые качества личности человека: - целеустремленность; - самообладание; - самостоятельность; - решительность; - настойчивость; - энергичность; - инициативность; - исполнительность.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 1394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |