КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формирование и распределение прибыли предприятия. Структура себестоимости и факторы ее снижения
Структура себестоимости и факторы ее снижения
Структура себестоимости – соотношение влияющих на нее затрат. Структуру можно проанализировать по экономическим элементам и по статьям калькуляции. Анализ структуры дает возможность определить, какой вид затрат превалирует в себестоимости. В зависимости от этого производство подразделяют на: - материалоемкое; - энергоемкое; - трудоемкое; - фондоемкое. Для планирования и анализа динамики себестоимости применяется показатель затрат на 1 руб. товарной продукции. Источники снижения себестоимости представляют элементы затрат, за счет которых могут быть снижены издержки производства. К основным элементам относятся: - снижение расходов сырья, материалов, топлива, энергии; - уменьшение амортизационных отчислений; - сокращение расходов на заработную плату; - уменьшение административно – управленческих расходов.
Факторы, влияющие на снижение себестоимости подразделяются на две группы: К внешним факторам относятся: - изменение цен на материалы и комплектующие изделия; - изменение состава заказа; - изменение условий оплаты труда. К внутренним факторам относятся: - повышения технологического уровня производства (внедрение новой техники, оборудования, материалов); - улучшение организации производства и труда; - изменение объема и структуры продукции; - улучшение использования ресурсов.
В условиях рыночной экономики прибыль является обобщающим показателем деятельности предприятия и является конечным результатом. Прибыль выполняет следующие функции: - как показатель, характеризующий финансовые результаты хозяйственной деятельности; - стимулирующую функцию, проявляющуюся в процессе ее распределения и использования; - как основной источник формирования доходной части бюджетов разных уровней. Сумма денежных средств, получаемых от реализации всей продукции называется выручкой. Могут быть и другие доходы (от реализации неиспользованного оборудования, продажи производственных отходов и т.д.). Различают следующие виды прибыли. Валовая прибыль включает балансовую прибыль и доход от реализации неиспользованного оборудования. Балансовая прибыль – складывается из прибыли от реализации основной продукции и прибыли от внереализационной деятельности.
Пб = Пр + П вн,
где Пб – балансовая прибыль; Пр – прибыль от реализации продукции; Пвн – прибыль от внереализационной деятельности.
Прибыль от реализации продукции определяеься по формуле: Пр = Вр – НДС – А – Сп,
где Вр – выручка от реализации продукции; Сп – затраты на производство продукции; А – акциз.
Прибыль от внереализационных операций включает: - доходы от долевого участия в деятельности других предприятий; - доходы от сдачи имущества в аренду; - дивиденды по акциям принадлежащим предприятию. Прибыль, облагаемая налогом:
Поб.н. = Пб – Пн/об – Лн,
где Пн/об – прибыль, не облагаемая налогом; Лн – льготы.
Прибыль, не облагаемая налогом, включает ряд показателей, утвержденных законодательством, например, рентные платежи; дивиденды по ценным бумагам; прибыль от посреднических операций и сделок и др. Льготы по налогам включают: затраты на техническое перевооружение; строительство социальных объектов; 30% от капитальных вложений на природоохранную деятельность; затраты на содержание учреждений: здравоохранения, образования, культуры, спорта, домов престарелых и т.д. Прибыль распределяется между государством, собственниками предприятия и самим предприятием. Взаимоотношения предприятия и государства строятся на основе налогообложения. Налоги оказывают значительное влияние на размер чистой прибыли, используемой предприятием на цели накопления и потребления. В состав налогов, уплачиваемых предприятиями, входят федеральные налоги, налоги субъектов Российской Федерации и местные налоги. Налоги начисляются с отношением их на различные источники. Прибыль, оставшаяся после уплаты налогов, распределяется между собственниками (акционерами и учредителями) и самим предприятием. Чистая прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия, используется для финансового резерва, фонда развития производства, науки и техники, фонда социального развития и фонда материального поощрения.
Глава 18. Учет и отчетность. 18.1. Виды учета.
Учет - это вид деятельности, предметом которого является информация. Учёт предполагает сбор, обработку, классификацию, систематизацию, и отражение информации в специальных регистрах на каких-либо носителях. В процессе хозяйственной деятельности формируются информационные потоки, характеризующие основные экономические параметры работы предприятия: состав собственных и заемных средств, расходы и доходы предприятия, издержки производства. Учет позволяет организовать эти организационные потоки и представить данные в виде итоговых отчетов. В экономической практике на практике используется различные виды учета: финансовый (бухгалтерский), управленческий (оперативный), налоговый учет и др. Финансовый (бухгалтерский) учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации, их движения путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Управленческий (оперативный) учет ведется в произвольной форме, в отличие от бухгалтерского учета, и характеризует экономическое состояния организации в реальном времени. Оперативная информация используется в целях принятия управленческих решений, составления финансовой отчетности предприятия, долгосрочного и текущего планирования, использование налоговых обязательств. Отличительной особенностью оперативной информации является ее конфиденциальность; и она уже должна быть доступна только специалистам предприятия. Управленческий учет – внутреннее дело каждой организации. Налоговый учет ведется с целью контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налогов. Основной принцип учета обеспечения непрерывного отражения фактов хозяйственной деятельности, влекущей за собой изменения размера налоговой базы. 18.2. Сущность и признаки бухучета. Бухгалтерский учет – система способов сплошного, непрерывного, системного и объективного отображения экономической информации о кругообороте средств и ресурсов в процессе воспроизводства. Основной задачей бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности предприятия, ее имущественном положении и обязательствах. Эта информация необходима как внутренним пользователям (руководителям, собственникам имущества организации и т.п.), так и внешним – инвесторам, кредиторам и др. Бухгалтерский учет ведется на основании первичных учетных документов. Эти документы служат оправдательными документами всех хозяйственными операциями, проводимых предприятиям. Первичные документы должны быть составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях составляются сводные учетные документы. Для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах и в бухгалтерской отчетности предусмотрены регистры бухгалтерского учета. Таким образом, бухгалтерский учет осуществляется в соответствии с законодательно установленными формами сбора, систематизации и представления пользователям учетной информации. Бухгалтерский учет включает следующие элементы (или основы): 1. Документация (ведется вся учетная документация непрерывно). 2. Инвентаризация (проверка реального наличия ресурсов и занеси в документах) ежедневно. 3. Оценка (т.е. перевод натуральных и трудовых показателей в денежные показатели). 4. Калькуляция (расчеты сумм затрат). 5. Счета (документы, в которых информация сгруппирована, просуммирована, представлена в форме двойной записи). 6. Баланс (обобщающий учетный документ). 7. Отчетность (совокупность финансовых отчетных предприятий). 8. Анализ хозяйственной деятельности. В отличие от других видов учета бухгалтерский учет имеет следующие признаки: 1. Системность – определяется система документов, методов работы, правил. 2. Непрерывность во времени. 3. Взаимосвязанность (как документов между собой, так и операций (двойная запись)). 4. Объективность (все данные фиксируются на основании документов). 5. Экономическая обобщенность (представление всей информации в денежном выражении). Объектами бухгалтерского учета являются: хозяйственные средства предприятий, источники хозяйственных средств, движение хозяйственных средств и источников в результате хозяйственных операций. К хозяйственным средствам относятся: · основные средства и оборотные средства (материальные активы); · не материальные активы (новый элемент); · долгосрочные финансовые вложения (ценные бумаги, акции других компаний и фирм). Любое предприятие располагает не только своими средствами, но заемными. Источниками хозяйственных средств являются: 1. Источники собственных средств; 2. источники заемных средств. К источникам собственных средств относится: · уставный фонд (в акционерных обществах – уставный капитал, который равен стоимости акций акционерного общества); · амортизационный и ремонтные фонды; · специальные фонда (формируются, как правило, за счет прибыли (фонда развития науки и техники)); · прибыль. К источникам заемных средств относятся: · краткосрочные (0,5 года) и структурные (от 1 года до 1,5 лет) кредиты банков; · долгосрочные кредиты банка (больше года, связанные со строительством и реконструкцией); · кредиторская за должность (по зарплате страховым компаниям, налоговым службам). Хозяйственные операции подразделяются на: · операции процессов обеспечения (обеспечения производства материалами, топливом); · производство (начисление затрат по статьям калькуляции, экономическим элементом). Основные формы отчетности. В состав бухгалтерский отчетности включается: · бухгалтерский баланс – форма №1; · отчет о прибылях и убытках – форма №2; · пояснение к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах; · Отчет об изменениях капитала – форма №3; · Отчет о движении денежных средств – форма №4; · Приложение к бухгалтерскому балансу – фарма№5. Основными целями составления бухгалтерского баланса являются: - оценка текущего финансового состояния положения предприятия (на определенную дату); - анализ динамики финансового состояния предприятия эффективности его текущей производственно – хозяйственной деятельности. Баланс составляется отдельно для каждого самостоятельного предприятия. Представляет собой систему сгруппированных в сводную таблицу показателей, характеризующих имущественное и финансовое положение предприятия на отчетную дату, и отражает данные о его хозяйственных средствах (активах) и их источниках (пассивах). К активам (активный капитал) относятся те виды экономических ресурсов, которые необходимы предприятию для развития ведения текущей деятельности. В балансах активы фиксируются в порядке возрастания их ликвидности, т.е. способности быть быстро реализованными на существующих рынках. Активы состоят из имущества и обязательств предприятия. Обязательства возникают перед собственниками и третьими лицами. В активы предприятия включаются лишь те ресурсы, которые являются собственностью предприятия. Таким образом, имущество, взятое в аренду, лизинг и трудовые ресурсы в балансе отражены не будут. С точки зрения участия в производственном процессе все активы предприятия можно разделить на внеоборотные и оборотные. Внеоборотные – активы используемые, предприятием многократно и в течение длительного периода. К ним относятся: нематериальные активы (патенты, лицензии, товарные знаки и т.д.), основные средства, незавершенное строительство, доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения, внеоборотные активы обладают низкой ликвидностью. Оборотные активы – это средства используемые в течении одного производственно – сбытового цикла (текущие активы).К ним относятся: запасы (сырье, материалы, незавершенная продукция, готовая продукция, отгруженные товары, расходы будущих периодов), дебиторская задолженность (векселя к получению, заказчики, покупатели, выданные авансы, задолженность дочерних предприятий), краткосрочные финансовые вложения, денежные средства (наиболее ликвидная часть оборотных активов). Пассивы (пассивный капитал) представляет собой средства финансирования ресурсов предприятия, источники, из которых оплачивается приобретение активов, и включают собственный и заемный капитал. В балансе в пассивы располагаются в порядке убывания срока, в течение которого предприятие может использовать данный источник финансирования (от акционерного капитала, который имеет неограниченный срок использования, до краткосрочных задолжностей со сроком погашения в пределах нескольких дней). Обе части баланса всегда сбалансированы: итоговая сумма показателей строк по активу равна итоговой сумме показателей строк по пассиву. Эта сумма называется валютой баланса. Отчет о прибылях и убытках строятся по следующим основным признакам: - расчет финансового результата методом брутто, т.е. без взаимозачета статей доходов и расходов (в отличие от сальдового метода); - детализация доходов и расходов по их видам; - детализация затрат предприятия по их функциям управления (затраты в производстве, управлении, сбыте); - отражение доходов и расходов по принципу начислений. Объем продаж один из основных показателей отчета о прибыли и убытках, который может выявить стабильность, агрессивность или затруднения в политике продаж. Итоговым показателем является чистая прибыль предприятия. Отчет о движении денежных средств характеризует наличие, поступление и расходование денежных средств предприятия в размере текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Приложение к бухгалтерскому балансу включает сведения, относящиеся к учетной политики предприятия, и обеспечивают пользователей бухгалтерской отчетности сведениями, необходимыми для реальной оценки финансового положения предприятия, финансовых результатов его деятельности и изменений в его финансовом положении.
Глава 19. Аналитическая деятельность на предприятии 19.1. Классификация видов анализа хозяйственной деятельности. Анализ является одной из основных функций управления и состоит из разъединения целостной совокупности на отдельные части, изучая которые получают представление о развитии всей совокупности под влиянием как внутренних, так и внешних факторов. В процессе анализа выявляются резервы, причинно – следственные связи и факторы, которые можно использовать для роста эффективности деятельности предприятия. Анализ хозяйственной деятельности предприятия позволяет исследовать взаимодействие элементов производительных сил (орудий труда, предметов труда и рабочей силы) по стадиям производства и реализации продуктов труда, понять и объективно оценить эффективность работы персонала предприятия при имеющемся производственном потенциале. Обобщённо задачи анализа можно сформулировать как процессы наблюдения, изучения, оценки состояния, нахождения и мобилизации резервов и факторов развития производства, реализации и потребления продукции (работ и услуг). Классификация видов анализа хозяйственной деятельности предприятия исходит из ос- новных функций управления, к которым относятся: • информационное обеспечение управления (сбор, обработка, упорядочение информации); • анализ предшествующего и настоящего состояния экономики предприятия; • прогнозирование состояния экономики при различных вариантах развития (наихудших и наилучших); • учёт и контроль параметров производства (оперативный, финансовый и статистический); • стимулирование достижения результативности деятельности предприятия (финансовых результатов); • анализ результативности деятельности предприятия и подготовка информации к очеред- ному производственному циклу. По содержанию и полноте охвата изучаемых вопросов различают комплексный, сис- темный и локальный анализ. Комплексный анализ включает: анализ технико-экономического уровня производства и качества выпускаемой продукции, анализ прочих видов трудовой деятельности и продукт труда. В системном анализе выделяют следующие этапы: • исследование объекта (системы) с целью определения задач; • подбор показателей, способных дать объективную оценку объекта; • разработку схемы изучаемой системы; • построение экономико-математической модели; • работа с моделью (блок – схемой); Конечным результатом проведения анализа является обобщение его результатов и доведение их до руководителей, принимающих решения с целью выработки совместных оптимальных рекомендаций по поведению объекта анализа в реальных условиях. Локальный анализ исследует ограниченное число вопросов, например, анализ качества выпускаемой продукции, анализ организационно – технического уровня производства, анализ прочих (частных) характеристик производства (финансов, маркетинга и др.).
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |