Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Содружество Независимых Государств




Роль НАТО в современном мире.

В соответствии с Вашингтонским договором 1949 г. зоной попечения НАТО является любая часть Европы или Северной Америки, острова, которые находятся под юрисдикцией стран НАТО, североатлантическая часть мирового океана к северу от тропика Рака.

Как военный союз это, безусловно, наиболее развитая структура из всех существующих в Европе многосторонних инструментов обеспечения безопасности. В НАТО создана система механизмов, посредством которых осуществляется деятельность стран-членов, начиная с согласования политики участников союза на международной арене и заканчивая подготовкой к боевым действиям в случае войны.

НАТО в настоящее время играет очень важную роль. Эта организация принимает активное участие в решении международных конфликтов, к примеру, последние события в Косово и в Ираке. Зачастую НАТО подменяет ООН, и её решения. Лидирующую роль в принятии решений играют США. Примером этого влияния может явиться принятие решения НАТО о военном вмешательстве в Косовский конфликт. Согласно заявлению заместителя Министра иностранных дел России С. Рябкова, сделанному в марте 2009 года: «анализ деятельности альянса… позволяет нам констатировать повышенное внимание со стороны блока к проблемам вне традиционной зоны географической ответственности. По сути, это претензия на глобальную роль… НАТО за последние годы в практическом плане ведет активную деятельность далеко вне своей зоны ответственности и географических границ». Он также отметил, что «во многих натовских документах, особенно после бомбардировок Югославии, критерии применения силы формулируются достаточно расплывчато. В сочетании с претензией на глобальную роль данное обстоятельство не может оставаться вне поля нашего внимания и анализа».

Лекция 13. Содружество Независимых Государств

1. История создания.

2. Основные цели и задачи.

3. Структура. Специфика.

Цель лекции – раскрыть историю создания Содружества независимых государств.

Ключевые слова – СНГ, Содружество, сообщество, международная организация, универсальная организация, свободная торговля, интеграция, экономические связи.

СНГ создано в 1991 г. как региональный союз государств, образовавшихся на территории бывшего СССР. 8 декабря 1991 г. в Вискулях - резиденции белорусского правительства в Беловежской пуще - руководители Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате главы 11 суверенных государств подписали Протокол к этаму Соглашению, в котором подчеркнули, что Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Респуб-лика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина на равноправных началах образуют Содружество Независимых Государств. Участники встречи приняли Алма-атинскую декларацию, подтвердившую приверженность бывших союзных республик к сотрудничеству в различных областях внешней и внутренней политики и провозгласившую гарантии выполнения меж-дународных обязательств бывшего Союза ССР. В декабре 1993 г. к Содружеству присоединилась Грузия.

В 1992-1993 гг. на заседаниях Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества были приняты документы, заложившие правовой фундамент СНГ. Основной документ - Устав Содружества Независимых Государств - принят Советом глав государств Содружества 22 января 1993 г. в Минскө. В нем определены условия членства государств в СНГ, сформулированы цели и принципы коллективной безопасности и военно-политического сотрудничества, предотвращения конфликтов и разрешения споров, взаимодействия в экономической, социальной и правовой областях, межпарламентских связей, закреплено суверенное равенство всех его членов. Членом СНГ может стать государство, разделяющее его цели и принципы и принявшее на себя обязательства, содержащиеся в Уставе СНГ, с согласия всех госу-дарств-членов. Предусмотрена также возможность присоединения к Содружеству государств, желающих участвовать в отдельных видах его деятельности в качестве ассоциированных членов на условиях, определенных отдельным соглашением.

24 сентября 1993 г. главы 9 государств Содружества подпи-сали Договор о создании Экономического союза. Грузия и Туркменистан стали его полноправными членами в декабре 1993 г, а Украина присоединилась в качестве ассоциированного члена 15апреля 1994г.

29 марта 1996 г. Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация подписали Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях.

В феврале 1999 г. к Договору об углублении интеграции в эко-номической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 г. и соглашениям о Таможенном союзе присоединилась Республика Таджикистан.

Совет глав государств - высший орган СНГ, в котором представлены есе государства-члены. Он принимает решения по принципиальным вопросам совместных интересов. Председательство чередуется. Встречи проходят, как правило, ежегодно. Совет глав государств Содружества принимает также решения, касающиеся внесения поправок в Устав; создания новых или упразднения существующих органов Содружества; назначения их руководителей. Совет глав государств собирается на заседания два раза в год.

Совет глав правительств реализует политические решения, принимаемые Советом глаз государств, а также координирует военно-экономическуюдеятельность.

Межпарламентская ассамблея (МПА) государств - участников СНГ была образована 27 марта 1992 г. на основе Алма-атинского соглашения, подписанного главами парламентов Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана. Ассамблея была учреждена как консультативный институт для обсуждения вопросов и рассмотрения проектов документов, представляющих взаимный интерес. В 1993-1995 гг. чле-нами Межпарламентской ассамблеи стали парламенты Азербайд-жана, Грузии, Молдовы. В 1999г. к Алма-атинскому соглашению присоединилась Украина. 26 мая 1995 г. главы государств Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Грузии, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан подписали Конвенцию о Межпарламентской ассамблее государств - участников Содружества Независимых Государств, которая вступила в силу 16 января 1996 г. В 1997 г. к ней присоединилась Республика Молдова. По этой Конвенции Межпарламентская ассамблея признана межгосударственным органом и занимает одно из ведущих мест в системе органов Содружества Независимых Государств. Наибольшее значение в деятельности МПА имеют вопросы сближения и гармонизации законодательных актов государств СНГ. Это направление осуществляется на основе принимаемых МПА модельных законодательных актов и рекомендаций.

Организацию деятельности Межпарламентской ассамблеи осуществляет состоящий из руководителей парламентских делегаций Совет ассамблеи, который собирается на заседания четыре раза в год. Готовит мероприятия Межпарламентской ассамблеи и ее Совета находящийся в Санкт-Петербурге Секретариат Совета МПА. Действует 10 постоянных комиссий: по правовым вопросам; па экономике и финансам; по социалыной политике и правам человека; по экологии и природным ресурсам; по вопросам обороны и безопасности; по науке и образованию; по культуре, информации, туризму и спорту; по внешнеполитическим вопросам; по изучению опыта государственного строительства и местногосамоуправления; контрольно-бюджетная комиссия.

Межгосударственный экономический комитет - коллегиальный орган, состоящий из заместителей глав правительств государств - участников СНГ, организует свою работу в соответствии с решением Совета глав государств - участников СНГ «О положении об Экономическом совете Содружества Независимых Государств» от 25 января 2000 г. Экономический совет - основ-ной исполнительный орган, который обеспечивает выполнение соглашений, принятых в рамках СНГ, решений Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества. В своей деятельности Совет подотчетен Совету глав государств и Совету глав правительств СНГ.

Совет министро виностранных дел (СМИД) создан решением Совета глав государств Содружества от 24 сентября 1993 г. для координации внешнеполитической деятельности. Основные задачи СМИД: организация выполнения решений Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества; содействие развитию сотрудничества государств - участников Содружества во внешнеполитической сфере, включая взаимодействие их дипло-матических служб; поиски путей мирного урегулирования споров и конфликтов и создания обстановки мира, согласия и стабильности в Содружестве; содействие укреплению дружбы, добрососедства и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Совет министров обороны (СМО) создан решением Совета глав государств СНГ от 14 февраля 1992 г. Это орган Совета глав государств по вопросам военной политики и военного строительства государств-участников Содружества. Членами СМО являются министры обороны государств-участников СНГ (кроме Молдовы, Туркменистана и Украины) и начальник Штаба по координации военного сотрудничества государств -участников Содружества, постояннодействующего рабочего органа Совета министров обороны. Заседания СМО проводятся по мере необходимости.

Экономический суд СНГ образован в соответствии со статьей 5 Соглашения Совета глав государств Содружества Независимых Государств о мерах по обеспечению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран - участниц СНГ от 15 мая 1992 г. Статус Экономического суда определяет Соглашение о статусе Экономического суда Содружества Независимых Госу-дарств от 6 июля 1992 г. Участники этого Соглашения: Респуб-лика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан. Суд создан и действует в целях обеспечения единообразного приме-нения договоров, соглашений государств - участников Содруже-ства и основанных на них экономических обязательств путем разрешения споров, вытекающих из экономических отношений. Статья 2 Соглашения о статусе Экономического суда Содружества Независимых Государств устанавливает квоту числа судей от государств-участников, избираемых (назначаемых) всостав Экономического суда, в количестве двух человек. Высший коллегиальный орган Экономического суда - Пленум Экономического суда.

2 апреля 1999 г. Совет глав государств СНГ принял решение реорганизовать Исполнительный секретариат СНГ, аппарат Межгосударственного экономического комитета, рабочие аппараты межгосударственных и межправительственных отраслевых органов (их 9) в единый постоянно действующий исполнительный, административный и координирующий орган - Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств. Совет глав государств СНГ протоколом от 21 июня 2000 г. утвердил положение об Исполнительном комитете СНГ.

В марте 1994 г. Генеральная Ассамблея ООН предоставила СНГ статус наблюдателя. Аналогичный статус предоставлен Содружеству и Советом по торговле и развитию ЮНКТАД (19 апреля 1994 г).

Члены СНГ (2004 г.): Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина.

Местопребывание Исполнительного комитета - Минск, Меж-государственного экономического комитета - Москва, Межпарламентской ассамблеи СНГ-Санкт-Петербург.

ГУУАМ является региональным объединением Грузии, Украины, Республики Узбекистан, Азербайджанской Республики и Республики Молдова. В основу создания этой структуры было положено совпадение позиций стран по многим вопросам современных международных отношений.

Учреждение консультативного форума ГУАМ в составе 4 го-сударств (Грузии, Украины, Азербайджана, Молдовы) состоялось 10 октября 1997 г. в Страсбурге в ходе саммита Совета Европы, во время которого было принято совместное коммюнике глав этих государств. В нем президенты подчеркнули необходимость разви-тия четырехстороннего сотрудничества для укрепления стабиль-ности и безопасности в Европе на основании принципов уважения суверенитета, территориальной целостности, нерушимости границ государств, демократии, верховенства закона и уважения прав человека. Страсбургское коммюнике формально закрепило политическое сближение и намерение об углублении сотрудничества между странами во многих отраслях как на международной арене, так и в двусторонних отношениях.

24 апреля 1999 г. в Вашингтоне в рамках встречи на высшем уровне Совета евроатлантического партнерства НАТО состоялась встреча президентов государств - участников ГУАМ и Узбекистана, по итогам которой было принято Вашингтонское заявление. В связи с присоединением Узбекистана формат форума был трансформирован в ГУУАМ.

Следующая встреча глав государств - участников ГУУАМ состоялась 20 июля 2002 г. в Ялте. В качестве гостей в ней приняли участие представители 10 государств - Болгарии, Бразилии, Греции, Ирана, Польши, России, Румынии, Словении, США и Турции, а также четырех международных организаций (ОБСЕ, ООН, ЕС, ОЧЭС). Страны-участницы подписали протокол о сотрудничестве в области культуры на 2002-2005 гг, а также согла-шение о создании делового совета стран - участниц ГУУАМ. Этот совет должен содействовать выполнению договоров, принятых в рамках ГУУАМ, соглашений о развитии сотрудниче-ства между предпринимательскими кругами и субъектами хозяйственной деятельности государств - участников ГУУАМ. Он также призван создать условия для постоянного обмена де-ловыми предложениями, поиска партнеров, обсуждения на пред-принимательском уровне проблем экономического и правового характера, выявления препятствий, мешающих сотрудничеству, выработки предложений правительствам государств - участников ГУУАМ.

Лекция 14. Международные экономико-политические организации

1. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

2. Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) и Организация арабских стран -экспортеров нефти (ОАПЕК).

Цель лекции – раскрыть историю международных политических и экономических организаций.

Ключевые слова – ОЭСР, ОПЕК, экспортеры, зона евро, нефть, сообщество, международная организация, универсальная организация, свободная торговля, интеграция, экономические связи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 566; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.