КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формы безналичных расчетов
В соответствии с действующим Положением безналичные расчеты в РФ могут осуществляться в форме платежных поручений, чеков, аккредитивов и инкассо. Применение той или иной формы расчетов определяется договором между плательщиком и получателем средств. Каждая форма расчетов осуществляется на основе определенного расчетного документа. Платежные поручения - самая распространенная в России форма безналичных расчетов. Платежное поручение представляет собой поручение предприятия обслуживающему банку о перечислении определенной суммы со своего расчетного счета. Плательщик представляет в банк поручение на бланке установленной формы. Поручение действительно в течение десяти дней со дня выписки (день выписки в расчет не принимается). Платежные поручения используются для совершения платежей: - с поставщиками и подрядчиками в случае предоплаты; - с органами пенсионного и страхового фондов; - при налоговых и иных платежах. Последовательность операций при расчетах платежными поручениями без предварительного акцепта включает пять этапов (рис. 1): 1. Покупатель представляет в банк платежное поручение в четырех экземплярах и получает назад четвертый экземпляр в качестве расписки банка. 2. Банк покупателя на основании одного экземпляра платежного поручения списывает денежные средства со счета покупателя. 3. Банк покупателя направляет в банк продавца два экземпляра платежного поручения и денежные средства. 4. Банк продавца, используя второй экземпляр платежного поручения, зачисляет средства на счет продавца. 5. Банки продавца и покупателя выдают своим клиентам выписки из расчетных счетов о движении денежных средств. Рис. 1. Схема расчетов платежными поручениями без акцепта Расчеты платежными поручениями при предварительной оплате включают пять этапов (рис. 2): 1) заключение договора с предварительной оплатой; 2)передача покупателем платежного поручения в банк и списание средств со счета; 3)перевод средств в банк продавца и зачисление средств на его счет; 4)сообщение продавцу о зачислении средств на его счет; 5) поставка товара (оказание услуг). Рис. 2. Схема расчетов платежными поручениями с акцептом
Достоинства расчетов платежными поручениями: - простой документооборот; - возможность предварительной проверки качества товара; - простая техника проведения расчетов. Недостаток - отсутствие гарантий своевременного платежа. Расчеты чеками используются как физическими, так и юридическими лицами. Чеки являются платежным средством и могут применяться при расчетах во всех случаях, предусмотренных законами РФ. Согласно определению чека, содержащемуся в ст. 34 ГК РФ, «...чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку уплатить держателю чека указанную в нем сумму». Не допускаются расчеты чеками между физическими лицами. Допускается прием чеков во вклады граждан на их лицевые счета в банках на условиях, определенных банком-эмитентом или банком-корреспондентом. Чек удобен в следующих случаях: - когда плательщик не хочет совершать платеж до получения товара, а поставщик - передать товар до получения гарантии платежа; - когда продавец заранее не известен. Различают два вида чеков: денежные и расчетные. Денежные чеки - для выплаты наличных денежных средств. Расчетный чек, эмитированный российским банком, имеет хождение только на территории РФ. Бланки чеков являются бланками строгой отчетности. В зависимости от того, кто указан получателем платежа, чеки делятся на именные, ордерные и предъявительские. Платеж по именному чеку может быть совершен только в пользу лица, указанного в чеке. По ордерному чеку - как в пользу лица, указанного в чеке, так и по его приказу (индоссаменту), оформленному на обороте чека, другому лицу. По предъявительскому чеку - в пользу любого лица, предъявившего чек в банк. Последовательность операций при чековой форме расчетов включает восемь этапов (рис. 3): 1. Заявление о предоставлении чековой книжки вместе с платежным поручением о депонировании денежных средств. 2. Депонирование денежных средств на специальном счете. 3. Выдача чековой книжки. 4. Отгрузка товаров (выполнение работ, оказание услуг). 5. Выписка чека и передача продавцу. 6. Предоставление чека в банк. 7. Предъявление чека для оплаты. 8. Перечисление суммы с лицевого счета чековой книжки.
Рис.3. Схема расчетов чеками Расчеты аккредитивами. Аккредитив (от нем. Akkreditiv -доверительный) - условное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению покупателя в пользу продавца. Банк, открывающий счет (банк-эмитент), может произвести платежи продавцу или дать полномочия другому банку производить такие платежи при наличии документов, предусмотренных в аккредитиве, и при выполнении других условий аккредитива. Различают денежные и документарные аккредитивы. Денежный аккредитив - это именной документ, адресованный банком-эмитентом другому банку и содержащий приказ о выплате денег покупателю в определенный срок. Для расчетов применяют документарный аккредитив. Различают отзывные и безотзывные аккредитивы. Отзывной аккредитив может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом без предварительного согласования с продавцом, например при несоблюдении условий договора. Безотзывной аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия продавца, в пользу которого он открыт. Покрытый аккредитив: при открытии аккредитива банк-эмитент перечисляет собственные средства покупателя или предоставленный ему кредит в распоряжение банка продавца (исполняющего банка) на отдельный балансовый счет «Аккредитивы» на весь срок действия обязательств банка-эмитента. Непокрытый аккредитив - не имеющий указания покрытия денежных средств. Платежи поставщику гарантирует банк. При этом покупатель обращается в свой банк с ходатайством выставить для него гарантированный аккредитив. Банк-эмитент, как правило, удовлетворяет ходатайство в отношении платежеспособных, первоклассных клиентов и при условии установления между ним и банком, исполняющим аккредитив, корреспондентских отношений. Последовательность операций при расчетах покрытым аккредитивом включает восемь этапов (рис. 4): 1. Заявление об открытии аккредитива и платежного поручения о депонировании средств на специальном счете «Аккредитивы к оплате». 2. Списание средств со счета покупателя и перечисление на открытый в исполняющем банке счет «Аккредитивы» для платежей по аккредитиву. 3. Уведомление продавца об открытии аккредитива. 4. Отгрузка продукции (выполнение работ, оказание услуг). 5. Предоставление в обслуживающий банк документов об отгрузке. 6. Контроль исполняющего банка за соблюдением условий контракта. 7. Уведомление банка-эмитента об исполнении аккредитива. 8. Уведомление покупателя об отгрузке. Рис. 4. Документооборот при использовании покрытого аккредитива Последовательность операций при расчетах непокрытым аккредитивом включает десять этапов (рис. 5): 1) заявление об открытии аккредитива и платежного поручения о депонировании средств на специальном счете «Аккредитивы к оплате»; 2) сообщение об открытии гарантированного аккредитив, отражение открытия аккредитива в исполняющем банке; 3) уведомление продавца об открытии аккредитива; 4) отгрузка продукции, выполнения работ, оказания услуг; 5) предоставление в банк отгрузочных документов; 6) контроль исполняющего банка за соблюдением условий аккредитива, списание средств с корреспондентского счета банка-эмитента и зачисление средств на счет продавца; 7) уведомление банка-эмитента об использовании аккредитива вместе с отгрузочными документами; 8) списание денежных средств со счета покупателя; 9)уведомление покупателя о списании денежных средств вместе с документами об отгрузке. Рис. 5. Документооборот при использовании непокрытого (гарантированного) аккредитива Расчеты по инкассо - банковская операция, при которой банк берет на себя обязательство по получению платежа от плательщика на основании представленных на инкассо документов. Распоряжение о списании средств оформляется не самим плательщиком, а получателем. Инкассовая форма расчетов осуществляется на основании платежных требований и инкассовых поручений. Платежное требование-поручение используется, как правило, в коммерческом обороте и представляет собой расчетный документ, который содержит требование кредитора по основному договору к плательщику об уплате определенной суммы денежных средств через банк. Расчеты платежными требованиями-поручениями могут быть с акцептом (в основном) и без акцепта плательщика (используются редко). Последовательность операций при расчетах платежными требованиями-поручениями с акцептом плательщика включает восемь этапов (рис. 6): 1. Отгрузка товара, выполнение работ, услуг. 2. Выписка и направление в банк-эмитент платежного требования-поручения и сопроводительных документов. 3, 4. Передача указанных документов в исполняющий банк и направление требования покупателю. 5. Акцепт или отказ от акцепта вместе с соответствующим заявлением. 6. Перечисление средств в случае акцепта или возврат документов вместе с заявлением об отказе акцепта. 7. Зачисление средств на счет продавца (в случает акцепта и оплаты). 8. Извещение поставщика о поступлении средств либо передача документов, свидетельствующих о полном или частичном отказе от акцепта.
Рис. 6. Схема расчетов платежными требованиями-поручениями с акцептом плательщика При безакцептном списании средств, в случае соблюдения исполняющим банком всех требований законодательства, возражения плательщика по поводу списания средств не принимаются. Инкассовые расчеты могут осуществляться также и на основании инкассовых поручений. В соответствии с действующим законодательством списание денежных средств по инкассовым поручениям производится только в бесспорном порядке. Положением о безналичных расчетах предусмотрены случаи применения инкассовых поручений: - когда бесспорный порядок взыскания установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции; - при взыскании по исполнительным листам. Инкассовые поручения могут применяться и при расчетах между коммерческими организациями, если условия основного договора, а также договоров банковского счета содержат такую возможность. В таком случае порядок документооборота аналогичен документообороту при использовании платежных требований-поручений без акцепта. В сложившейся же практике расчеты с использованием инкассовых поручений применяются в основном для принудительного взыскания денежных средств соответствующими государственными контролирующими органами. Последовательность операций при расчетах с использованием безакцептных платежных требований или инкассовых поручений включает девять этапов (рис. 7): 1. Заключение договора банковского счета о безакцептном списании денежных средств и представление в банк сведений о поставщиках, имеющих право выставлять безакцептные требования и инкассовые поручения. 2. Отгрузка товаров, выполнение работ, услуг. 3. Выписка и направление в банк-эмитент платежного требования или инкассового поручения и сопроводительных документов. 4. Передача указанных документов в исполняющий банк. 5. Проверка исполняющим банком соответствия применяемой формы расчетов договору банковского счета и иным требованиям законодательства. 6. Перечисления средств в случае полного соблюдения условий, указанных в п. 5. 7. Извещение плательщика о перечислении средств с его счета. 8. Зачисление средств на счет продавца (в случае поступления платежа). 9. Извещение поставщика о поступлении средств либо передача документов, свидетельствующих о невозможности произвести взыскание в случае несоблюдения условий законодательства или отсутствии средств на счете плательщика.
Рис. 7. Схема расчетов с использованием безакцептных платежных требований или инкассовых поручений Тест: 1. Финансам предприятий как экономической категории соответствует следующее определение: а) совокупность денежных отношений, возникающих в связи с формированием и использованием финансовых ресурсов предприятия; б) отношения по защите имущественных прав; в) товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента; г) форма движения ссудного капитала. 2. Сущность финансов предприятий раскрывается в таких функциях, как: а) распределительная, контрольная; б) эмиссионная, регулирующая; в) предупредительная, защитная; г) оперативная, регистрационная. 3. Организационно-правовая форма предприятия не влияет: а) на порядок формирования финансовых ресурсов; б) на способы распределения доходов (прибыли) и покрытия убытков; в) на способность предприятий удовлетворять общественные потребности; г) на меру ответственности по финансовым обязательствам. 4. К основным направлениям финансовой политики предприятий нельзя отнести: а) анализ финансово-экономического состояния предприятия; б) разработку учетной, налоговой, кредитной, амортизационной и дивидендной политики; в) разработку и реализацию единой государственной денежно-кредитной политики; г) управление оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностью, издержками. 5. Целью финансовой политики предприятия является: а) обслуживание государственного долга; б) государственное регулирование экономики; в) построение эффективной системы управления финансами предприятия; г) построение в России бюджетной системы, адекватной ее государственному устройству. 6. К внутренним факторам, влияющим на деятельность предприятия, нельзя отнести: а) организационно-правовую форму, специфику отрасли; б) политическую обстановку в стране и экономическую политику государства; в) уровень организации производства, труда и управления; г) качество и конкурентоспособность продукции.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 1196; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |