Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюджетное финансирование




Подавляющее большинство российских предприятий ориентируется на финансирование из государственного бюджета.

Во-первых, это наиболее традиционный источник финансирования, и, следовательно, попытка получить финансирование в областной администрации или в правительстве более привычна и не требует от менеджмента новых знаний и навыков.

Во-вторых, подготовить проект для частного инвестора на порядок сложнее, чем для государства: требования государства к раскрытию информации и подготовке инвестиционных проектов скорее формальные, чем профессиональные.

В-третьих, государство - самый лояльный кредитор, и многие предприятия не возвращают полученные от него займы в срок без опасения быть объявленными банкротами.

Основными формами бюджетного финансирования являются:

- прямое бюджетное финансирование;

- налоговый кредит;

- бюджетный кредит;

- государственные (муниципальные) гарантии.

Наибольшие шансы на получение прямого финансирования из государственного бюджета имеют:

- инфраструктурные;

- социальные;

- оборонные и научные проекты, которые вследствие объективных причин не в состоянии получить доступ к финансированию из коммерческих источников.

Налоговые кредиты являются одной из разновидностей налоговых льгот, означают изменение срока уплаты налогового платежа. В европейских государствах налоговый кредит означает не изменение срока уплаты налога, а вычет из суммы начисленного налога.

Налоговые кредиты призваны обеспечить решение многих социально- экономических задач государства, в частности:

- стимулировать инвестиции в капиталоемкие секторы экономики или в производство с низкой нормативной прибылью (инвестиционный налоговый кредит);

- развивать внешнеэкономическую деятельность (зарубежный налоговый кредит);

- обеспечивать занятость населения в регионах со сложной социальной структурой и высоким уровнем безработицы (кредит для стимулирования занятости).

С 1 января 2007 г. изменен порядок применения налогового и налогового инвестиционного кредитов в соответствии с Приказом ФНС МФ РФ от 21 ноября 2006 г. № САЭ-3-19/798 «Об утвержде­нии порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов».

Налоговый кредит - изменение срока уплаты налога в виде отсрочки или рассрочки налогового платежа при наличии хотя бы одного из следующих оснований, которые перечислены в ст. 64 Налогового кодекса:

- ущерб от стихийного бедствия, технологической катастрофы и т.п.;

- задержка финансирования из бюджета или оплаты госзаказа;

- банкротство при единовременной уплате налога;

- сезонный характер работ (их перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 06.04.99 № 382).

Кроме того, региональные и местные власти могут установить дополнительные основания для предоставления отсрочки (соответственно по региональным и местным налогам).

Если отсрочка дана из-за того, что фирма пострадала в результате стихийного бедствия или ей задержали бюджетное финансирование, то организация пользуется ею безвозмездно. Во всех остальных случаях ей придется платить проценты. Их начисляют исходя из 1/2 ставки рефинансирования Банка России, с 14 сентября 2012 г. она составляет 8,25%. Эти же правила распространяются и на рассрочку.

Каждая фирма обязана платить налоги в установленный законом срок, но в некоторых ситуациях она может перечислить деньги и позднее. Для этого ей нужно получить отсрочку (рассрочку) или инвестиционный налоговый кредит. Основания при этом очень ограничены. Однако если они есть, возможность абсолютно законно отсрочить уплату налогов любой фирме придется очень кстати. Тем более, что кредитовать государство будет или под весьма скромный процент, или вовсе безвозмездно.

Отсрочка - это перенос срока уплаты налога на более позднюю дату. Причем фирма обязана погасить свой долг перед бюджетом единовременно (т.е. одним платежом).

Рассрочка - это постепенное погашение долга в течение того или иного срока.

Пример № 1. Организация платит налог на добавленную стоимость поквартально. В октябре 2009 г. фирма получила 3-месячную отсрочку по уплате этого налога за III квартал. Следовательно, НДС нужно перечислить в бюджет в январе 2010 г.

Пример № 2. В феврале 2009 г. фирма получила 6-месячную рассрочку по уплате налога на прибыль. По согласованному графику рассрочки налог надо платить равными долями ежемесячно с марта по август 2009 г.

Срок, на который предоставляют отсрочки, составляет от одного до шести месяцев. Она может осуществляться по одному или нескольким налогам (сборам). Для некоторых налогов Минфином сделано исключение. Например, по единому налогу на вмененный доход, по мнению Минфина РФ, отсрочку получить нельзя. (Об этом, в частности, сказано в письме Минфина России от 01.03.2004 № 04-01-11/1-3.) По мнению высшей судебной инстанции (Конституционного суда), фирмы, которые платят ЕНВД, имеют полное право претендовать на отсрочку или рассрочку по уплате этого налога (Определение Конституционного суда РФ от 09.04.2001 № 82-0).

Пример № 3. Деятельность фирмы носит сезонный характер, и фирма получила отсрочку по уплате налога на прибыль в размере 300 000 руб. Отсрочку предоставили на 6 месяцев. Ставка рефинансирования за все время отсрочки не менялась и составляла 9% годовых. За пользование отсрочкой фирме придется заплатить: 300 000 руб. х 9% х 1/2 х 6 мес.: 12 мес. = 6 750 руб.

Региональные и местные власти могут вводить дополнительные основания для предоставления кредита по уплате налогов, посту­пающих в их бюджеты. Поэтому если ни одна из трех приведенных в Налоговом кодексе причин не распространяется на конкретную организацию, необходимо уточнить в финансовом департаменте региональной или местной администрации, нет ли в данном регионе или городе (районе) других оснований для предоставления кредита. Отсрочку дают не всякому предприятию. Так, например, если фирма станет банкротом при уплате налога на прибыль, это вовсе не означает, что отсрочку ей предоставят автоматически. Дело в том, что фирма, которая на нее претендует, должна считаться «добросовестным налогоплательщиком». Отсрочку (рассрочку) не дадут, если на сотрудника фирмы заведено уголовное дело по налоговому преступлению или в отношении предприятия возбуждено производство по делу о налоговом или административном нарушении. Право принимать решение о переносе сроков уплаты налогов имеют:

- по федеральным налогам (НДС, акцизы, налог на прибыль и т.д.) - ФНС России;

- по региональным и местным налогам (налог на имущество и транспортный) - территориальные налоговые инспекции;

- по налогам, которые платят на таможне, - Федеральная таможенная служба и ее территориальные подразделения.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами в соответствии со ст. 63 Кодекса в течение одного месяца со дня получения заявления заинтересованного лица.

Чтобы изменить срок уплаты налога, необходимо подать в тот или иной госорган документы, которые подтверждают право организации на отсрочку. Например, если организация пострадала от наводнения, нужно представить полученную от органов местной власти справку, подтверждающую этот факт. Если задержано бюджетное финансирование, необходим документ, подтверждающий задержку (его может выдать региональное финансовое управление). При вероятном банкротстве готовят пояснительную записку, сведения о расчетных, валютных, депозитных счетах и наличии средств на них на начало года и каждого квартала. Также понадобится заключение, которое подтверждает возможность банкротства при единовременной уплате налогов. Кроме этого, фирме надо собрать комплект документов, указанных в Порядке организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита. Он утвержден приказом ФНС России от 30.03.2005 № САЭ-3-19/127. В него, в частности, входят:

1)заявление на предоставление отсрочки;

2)справка из налоговой инспекции об отсутствии оснований, которые исключают предоставление отсрочки;

3)справка о задолженности перед государством и предоставленных ранее отсрочках, рассрочках, налоговых и инвестиционных налоговых кредитах;

4)обязательство соблюдать условия, на которых принимается решение об изменении срока уплаты налога;

5)копия устава;

6)бухгалтерская отчетность за предыдущий год и истекший период текущего года.

Рассмотреть заявление и вынести решение об отсрочке чиновники обязаны в течение одного месяца (п. 6 ст. 64 НК РФ). Копия решения о предоставлении отсрочки или об отказе в этом высылается фирме в трехдневный срок с момента его утверждения. Кроме того, его отправляют и в налоговую инспекцию по адресу организации. При отрицательном решении должны быть указаны причины отказа.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляют тем фирмам, которые ведут инвестиционную (вложения в новые производства) или инновационную (внедрение на рынке новых продуктов или технологий) деятельность. Он позволяет уменьшать платежи по налогу на прибыль, а также региональным и местным налогам. Затем фирма поэтапно возвращает кредит и начисленные проценты. Срок кредита - от одного года до пяти лет.

Сумма, на которую можно уменьшить налоги, ограничена (п. 3 ст. 66 НК РФ). Она не может превышать 50% задолженности. Получить такой кредит можно фирмам, которые:

1) проводят научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

2) ведут внедренческую или инновационную деятельность;

3) содействуют развитию региона или оказывают населению особо важные услуги.

Региональные и местные власти могут вводить дополнительные основания для предоставления кредита по уплате налогов, поступающих в их бюджеты. Поэтому, если ни одна из трех приведенных в Налоговом кодексе причин на организацию не распространяется, необходимо уточнить в финансовом департаменте региональной или местной администрации, нет ли в данном регионе или городе (районе) других оснований для предоставления кредита.

Проценты по этому кредиту фирма платит в любом случае. Их размер определяют соглашением сторон, но он не может быть ниже 1/2 и выше 3/4 ставки рефинансирования Банка России. Инвестиционный кредит должен быть обеспечен залогом или поручительством. Порядок оформления решений о предоставлении кредита такой же, что и по аналогичным решениям по отсрочкам (рассрочкам).

Бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, предусматривающая предоставление средств коммерческой организации или другому бюджету на возвратной и возмездной основе.

В отличие от бюджетного финансирования бюджетные кредиты выдаются с условием возвратности и платности, но проценты по этим ссудам либо не взимаются, либо значительно ниже, чем по кредитам банков.

Бюджетные кредиты могут предоставляться как государственным и муниципальным предприятиям и организациям, так и частным юридическим лицам.

В первом случае бюджетные кредиты предоставляются на условиях и в пределах лимитов, предусмотренных в бюджете.

Во втором случае бюджетный кредит предоставляется на основании договора и только при условии предоставления заемщиком обеспечения своего обязательства по возврату кредита.

Способами обеспечения обязательства по возврату кредита могут быть только банковские гарантии, поручительство, залог имущества, в том числе в виде акций, ценных бумаг, паев в размере не менее 100% предоставляемого кредита.

Обязательное условие предоставления бюджетного кредита - проведение предварительной проверки финансового, состояния заемщика и отсутствие просроченной задолженности по ранее выданным бюджетным кредитам.

При утверждении бюджета на очередной год указываются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок его предоставления.

Одновременно с этим устанавливаются лимиты предоставления бюджетного кредита на срок в пределах года, и на срок, выходящий за пределы года, а также ограничения по возможным заемщикам.

Государственные гарантии предназначены в первую очередь для проектов, которые невозможно профинансировать без участия государства. Нередко общие выгоды от конкретного проекта оценить достаточно сложно, особенно, если осуществление проекта приносит пользу не только данному предприятию, но и имеет значительные внешние эффекты.

Например, предприятие проводит проектно-конструкторскую работу для своих нужд. Одновременно результаты такой работы позволят другим фирмам производить продукцию дешевле, однако эти фирмы не должны платить за использование научных результатов, поскольку эти результаты становятся частью базы общих знаний, а их патентование или усложнено или не предусмотрено.

В этом случае допускается, что анализ доходов и затрат проекта для проведения проектно-конструкторской работы покажет отрицательный чистый эффект и за проект не возьмется ни один частный инвестор или кредитор,

Кроме того, с политической точки зрения посредничество государства может рассматриваться как ограничение влияния иностранного капитала в определенных стратегически важных отраслях и сохранение, таким образом, определенной маневренности в проведении государственной политики.

Правительство Российской Федерации вправе предоставлять государственные гарантии Российской Федерации по долговым обязательствам отдельного юридического лица:

1) для оказания поддержки экспорта промышленной продукции;

2)строительства крупных окупаемых объектов транспортной инфраструктуры;

3)поддержки малого бизнеса;

4)случаев, требующих оперативного реагирования на чрезвычайные обстоятельства.

 

Взаимное финансирование хозяйствующих субъектов

Не многие предприятия могут позволить себе продавать свой товар, не предоставляя отсрочку платежа, а также имеют доста­точно свободных оборотных средств, чтобы спокойно ждать, пока с ними расплатятся покупатели. Напротив, в процессе предприни­мательской деятельности предприятия стремятся максимально увеличить свой оборотный капитал. Одним из таких способов является коммерческий кредит, предоставляемый продавцом поку­пателю в виде отсрочки платежа за проданные товары.

Коммерческий кредит является специфической разновидностью кредитного договора и по сути представляет не самостоятельную сделку заемного типа, а специальное условие о порядке проведе­ния расчетов, содержащееся в возмездном договоре.

Коммерческий кредит означает кредитование, осуществляемое самими участниками производства и реализации товаров (работ, услуг), в виде:

- предоставления отсрочки;

- рассрочки платежа;

- предварительной оплаты товара (работы, услуги);

- аванса (ст. 823 ГК).

Коммерческим кредитованием можно считать всякое несовпаде­ние во времени встречных обязанностей по заключенному договору.

Отсрочка платежа - способ погашения задолженности, при ко­тором ее внесение в полной сумме переносится на срок более поздний, чем предусмотрено договором.

Коммерческий кредит может быть предоставлен в вексельной форме без права оборота, по открытому счету или на основе ак­кредитива.

Вексельный кредит оформляется в виде переводного векселя (тратты), выставленного продавцом, который акцептуется покупа­телем при получении товарораспорядительных документов, либо простого векселя, составленного покупателем.

При кредите по открытому счету поставщик относит стои­мость отгруженной продукции на дебет счета, открытого им поку­пателю, который погашает свою задолженность в сроки, указан­ные в договоре (например, раз в квартал).

Аккредитив с рассрочкой платежа предполагает способ опла­ты товаров в соответствии с § 3 гл. 46 ГК РФ «Расчеты по аккре­дитиву». В данном случае продавец после передачи документов в банк получает не полную стоимость отгружаемых товаров, а лишь часть, остальная сумма выплачивается в порядке и в сроки, преду­смотренные платежными инструкциями.

На практике предпочтительна простая письменная форма оформления коммерческого кредита, которая не требует подписа­ния единого документа.

При начислении процентов по коммерческому кредиту также применимо общее правило п. 1 ст. 809 ГК РФ, возлагающее на должника обязанность уплачивать проценты в размере ставки ре­финансирования Центрального банка РФ за весь период пользова­ния чужими денежными средствами или вещами вплоть до факти­ческого платежа соответствующих денежных сумм в качестве пла­ты за коммерческий кредит.

За просрочку, независимо от выплаченных процентов с момен­та просрочки исполнения денежного обязательства, к должнику применяется ответственность.

Коммерческое кредитование имеет определенные недостатки:

- сопряжено с кредитными и валютными рисками;

- связывает оборотные средства и ухудшает балансовые пока­затели и платежеспособность кредитора.

Преимущества коммерческих кредитов - их доступность. Кредиторская задолженность большинства фирм представляет собой форму непрерывного кредитования. В этом случае нет не­обходимости формально организовывать финансирование, оно уже имеет место.

При коммерческом кредите возможны ограничения, но практи­чески они маловероятны. Коммерческий кредит - наиболее гибкая форма финансирования: не нужно предоставлять обеспечение, приспосабливаться к точной схеме процесса платежа.

Как правило, поставщик к сбоям в выплатах относится менее категорично, чем банкир или иной кредитор. Кроме того, преду­сматривается возможность включения в себестоимость выпускае­мой предприятием продукции процентов по данному кредиту. До­пускается коммерческое кредитование и в иностранной валюте.

Коммерческий кредит предполагает существование довери­тельных отношений между контрагентами. Отсюда другое его на­звание — фирменный кредит.

Коммерческий кредит принципиально отличается от банков­ского: составом участников, объектом ссуд, величиной процента и сферой функционирования.

При коммерческом кредитовании в роли кредитора выступают не специализированные кредитно-финансовые организации, а лю­бые юридические лица, связанные с производством либо с реализацией товаров и услуг.

Объектом коммерческого кредита выступает товарный капитал, который обслуживает кругооборот промышленного капитала, движение товаров из сферы производства в сферу обращения. Ссудный капитал здесь сливается с промышленным.

Объект банковского кредита - денежный капитал.

Средняя стоимость коммерческого кредита всегда ниже сред­ней ставки банковского процента на данный период времени.

При юридическом оформлении сделки между кредитором и заемщиком плата за этот кредит включается в цену товара, а не определяется специально, например через фиксированный процент от базовой суммы.

Главная цель коммерческого кредита - ускорить процесс реали­зации товаров и заключенной в них прибыли.

Отсрочка платежа за проданные товары, работы, услуги воз­можна и с помощью факторинга.

Факторинг - это финансирование под уступку денежного требо­вания. То есть предприятие отдает свое денежное требование банку, а взамен получает деньги, причем сразу, а не через некоторый срок.

В свою очередь покупатель (дебитор) в оговоренное время вер­нет свой долг не предприятию, а банку. По сути, предприятие по­лучает кредит, который можно не возвращать.

Если покупатель окажется недобросовестным или неплатежеспо­собным, то у банка останется право требовать долг непосредственно с предприятия. Но это форс-мажор. Факторинг является одной из наи­более высокотехнологичных услуг для современного бизнеса.

В обмен на уступку денежного требования (дебиторской за­долженности) предприятие получает не только деньги, но и целый комплекс услуг:

- управление рисками, которые неизбежно возникают при то­варном кредитовании;

- учет состояния дебиторской задолженности, сервис в плане организации работы предприятия с покупателями;

- контроль за своевременностью оплаты и работа с дебиторами, а также ряд сопутствующих услуг, которые дополняют финанси­рование и в целом содействуют повышению надежности продаж и развитию торгового бизнеса компании.

Схема факторингового обслуживания такова: на начальном этапе банк анализирует бизнес предприятия, убеждается в его ус­тойчивости и финансовом здоровье. Поскольку договор факторин­га заключается на неопределенно длительный срок, в отличие от кредита здесь отсутствует понятие окончания договора в заранее установленный срок.

Далее совместно с предприятием определяется круг его клиен­тов (покупателей), по поставкам которых будет осуществляться факторинговое обслуживание. Обе стороны - и банк, и предпри­ятие - одинаково заинтересованы в том, чтобы это были надежные и проверенные покупатели.

Определяются лимиты на этих покупателей, т.е. пределы, до которых банк будет осуществлять финансирование поставок каж­дому из них.

Причем и круг клиентов, и лимиты не являются раз и навсегда установленными. Сама логика факторинга требует постоянного пересмотра этих параметров в зависимости от предпочтений и торговой политики предприятия, роста объемов продаж и количе­ства покупателей. В этом вопросе предприятие является ведущим, а банк - ведомым, подстраивающимся под бизнес своего клиента.

После заключения договора факторинга предприятие осущест­вляет поставку, передает в банк документы (счет-фактуру или на­кладную). Банк в тот же день переводит предприятию деньги (до 90% от суммы поставки) и ждет оплаты от дебитора.

Получив деньги (все 100%), банк производит окончательный расчет: удерживает причитающуюся ему комиссию (от 0,3 до 1,2% от суммы уступленных требований, причем чем больше дебиторов и объем переданных в банк требований, тем меньше комиссия) и возвращает остаток предприятию.

Преимущества факторинга:

1) факторинг - это тот же кредит, но его не нужно возвращать, не надо закладывать под него имущество, он не имеет срока окон­чания;

2) если кредит (его размер и сам факт получения) зависит от прошлой деятельности (имущества предприятия, объемов произ­водства и реализации), то финансирование при факторинге - от будущего, от того, сколько предприятие будет продавать через ме­сяц, год, 5 лет. Объем факторингового обслуживания будет расти с ростом продаж, с расширением числа покупателей. По сути факто­ринг - это финансирование роста предприятия;

3) факторинг улучшает баланс предприятия, поскольку деньги берутся не в долг, а уступается банку право требования к дебито­рам. В балансе не увеличиваются заемные средства, а наоборот, уменьшается дебиторская задолженность;

4) обычно налоги приходится платить по факту отгрузки, а не оплаты, т.е. кроме покупателей кредитовать еще и государство. Факторинг снимает этот вопрос, так как деньги предприятие полу­чает именно по факту отгрузки;

5) банк берет на себя значительную часть работы с должника­ми, часто он делает это лучше, чем сами предприятия. В результа­те повышается платежная дисциплина.

Таким образом, факторинг является мощным фактором опера­тивного пополнения оборотных средств предприятий в условиях ограниченных возможностей получения кредита. Даже очень крупные компании используют схему факторинга для финансиро­вания своего роста, облегчения работы с дебиторской задолженно­стью и страхования финансовых рисков.

За последние 10 лет оборот факторинга в мире вырос в 7 раз: с 90 до 630 млрд долл. в год. Оборот российского факторингового рынка по состоянию на начало 2006 г. составлял 700 млн долл. в год, потенциал специалисты оценивают в 40-50 млрд долл. При нынешних темпах развития Россия может догнать западный рынок за 4-5 лет. Факторинг - это самый быстрорастущий сектор миро­вой финансовой индустрии.


Тема 5. Основные средства организаций (предприятий)

Экономическое содержание основного капитала, его состав и структура

Осуществление коммерческой деятельности связано с использованием различных средств производства и предметов труда, необходимых для производства и реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг. Совокупность материальных активов в форме средств тру­да, которые многократно участвуют в процессе производственно-коммерческой деятельности, образует основные фонды (в стоимостном выражении - основные средства) организации.

Основные средства – это денежные средства, авансированные материально-вещественные ценности, используемые в качестве средств и предметов труда, действующие в течении длительного времени (не менее года) в натуральной форме независимо от стоимости.

Кроме основных средств в состав основного капитала включается стоимость т.н. нематериальных активов, т.е. активов, не имеющих вещественной формы. К этой группе активов относятся исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, а также деловая репутация организации и организационные расходы, учитываемые как часть вкладов в уставный капитал в момент ее образования.

Итак, основной капитал – это та часть капитала, который инвестирован во все виды внеоборотных активов.

Главными отличительными особенностями основных средств являются: во-первых, функционирование в качестве средств труда, многократное использование в процессе предпринимательской деятельности; во-вторых, перенесение их стоимости на изготовленную продукцию (в торговле - на издержки обра­щения) частями в виде амортизационных отчислений. Следует отметить, что определение основных средств сегодня нормативно не определено, а лишь отмечены обязательные признаки основных средств, а именно:

а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

(ПБУ06/01).

К основным средствам относятся:

1. Здания

2. Сооружения

3. Рабочие и силовые машины и оборудование

4. Измерительные приборы и устройства

5. Вычислительная техника

6. Инструмент

7. Транспортные средства

8. Производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности

9. Также ряд специфических отраслевых групп: рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты,

В составе основных средств учитываются:

1. Земельные участки и объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы)

2. Капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы), капитальные вложения в арендованные объекты основных средств.

Представленный выше состав основных средств с выделением доли каждого вида в процентах к их общей сумме называется видовой структурой.

Все основные средства принято делить на производственные и непроизводственные. В зависимости от участия в производственном процессе последние используются для обеспечения социальных нужд работников предприятия (поликлиника, зубной кабинет, столовая и т.д.), т.е. не принимают участия в производственном процессе.

Производственные основные средства прямо или опосредованно принимают участие в производстве: здания, сооружения, рабочие машины и оборудование. Они в свою очередь на некоторых предприятия могут подразделяться на производственные основные средства основного вида деятельности, деятельности, связанной с производством продукции, работ, услуг (иногда их называют промышленно-производственными) и производственные фонды обслуживающих хозяйств и производств. Кроме того, промышленно-производственные средства могут быть выделены по отдельным производствам и подразделениям. Такая структура называется технологической.

Основные средства организации

1. Основные средства производственного назначения в том числе 1.1. Промышленно-производственные основные средства в том числе основное производство вспомогательное производство управление … 1.2.Основные средства обслуживающих хозяйств и производств   2. Основные средств непроизводственного назначения

По роли в производственном процессе основные средства делятся на: а ктивные средства включают машины и оборудование, производственный транспорт, инструменты и производственный инвентарь, т.е. непосредственно средства труда, которые участвуют в создании продукции, сырья и материалов. Пассивные средства непосредственно не участвуют в создании продукции, работ, услуг, но создают условия для производства: здания, сооружения и т.д. Надо отметить, что в ряде отраслей такое разделение вообще достаточно условно.

В зависимости от стоимости различают основные средства по первоначальной, остаточной и восстановительной стоимости.

Первоначальная стоимость представляет собой сумму фактических затрат организации на приобретение, сооружение, изготовление основных средств за исключением НДС и иных возмещаемых налогов. По первоначальной стоимости основные фонды принимаются на баланс организации, она остается неизменной в течение всего срока службы средств труда и уточняется при их модернизации, реконструкции, капитальном ремонте.

Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются:

- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), а также суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования;

- суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;

- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;

- таможенные пошлины и таможенные сборы;

- невозмещаемые налоги, государственная пошлина, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;

- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;

- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.

Восстановительная стоимость рассчитывается при переоценке основных фондов организа­ции. Полная восстановительная стоимость основных фондов - это стоимость сооружения, приобретения, установки новых фондов на том же месте и в условиях существующих на момент переоценки. Таким образом, восстановительная стоимость – это стоимость ранее приобретенных основных средств, но условно приобретенных сегодня, т.е. их рыночная стоимость. После переоценки она используется вместо первоначальной стоимости.

В настоящее время законодательство не предполагает учет результатов переоценки в целях налогообложения прибыли, но разрешает ее использование в целях бухгалтерского учета. При этом результаты переоценки могут привести как к росту стоимости основных средств, так и к снижению. Переоценка проводится в 1 квартале текущего года. Выделяется два способа проведения переоценки:

1. путем индексации на основании коэффициентов Госкомстата РФ;

2. прямым счетом, исходя из рыночной стоимости соответствующих новых объектов на 1 января текущего года, подтверждаемой справками организаций-изготовителей, организаций торговли и экспертными заключениями оценщиков.

В связи с тем, что налоговая база по налогу на имущество организаций определятся на основании данных бухгалтерского учета, то переоценка основных средств может привести изменению сумм этого налога, перечисляемых в бюджет. При этом базой для расчета данного налога является средняя за период остаточная стоимость основных средств.

Остаточная стоимость представляет собой разницу между первоначальной или восстановительной стоимостью и начисленным износом основных фондов, то есть это денежное выражение стоимости средств производства и предметов труда, не перенесенной на себестоимость продукции на определенную дату. Остаточная восстановительная стоимость дает представление о реальной стоимости основных средств предприятия в ценах, тарифах и условиях конкретного периода c учетом их изношенности и позволяет планировать их обновление и ремонт.

Источниками восполнения основных средств являются:

1. Амортизация.

2. Чистая прибыль предприятия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 3349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.116 сек.