Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность планирования




Планирование на предприятии — сложный процесс, комплексно учитывающий все обстоятельства и особенности, важные для рынка сбыта. Ему предшествует разработка стратегии развития и философии существования предприятия.

Философия предприятия отражает способ его функционирования во взаимодействии с клиентами, акционерами, государством и обществом и выражена главной целью его существования.

Стратегия предприятия — это выбор правил и приемов, с помощью которых достигаются основополагающие цели, утверждение курса действий и определение ресурсов, необходимых для достижения этих целей. При разработке стратегии предприятия необходимо сформулировать и иметь ответы на главные вопросы:

♦ приоритеты и направления развития предприятия;

♦ потребность в капитале и ресурсах;

♦ рынок и его сегменты;

♦ эффективность отдачи.

Планирование позволяет предвидеть перспективу развития предприятия; рационально планировать его ресурсы; избежать риска банкротства; своевременно обновлять и совершенствовать продукцию, пополнять перечень услуг и повышать их качество в соответствии с конъюнктурой рынка; расширять рынки сбыта; выявлять слабые стороны.

Принципы планирования:

♦ непрерывности;

♦ научности;

♦ оптимальности;

♦ экономичности;

♦ ведущих звеньев и приоритетности их реализации;

♦ взаимной увязки и координации.

Основные задачи планирования заключаются в:

♦ увеличении объема продаж и доли на рынке за счет высококонкурентного туристского продукта, услуг;

♦ обеспечении финансовой устойчивости туристского предприятия и более высокой, чем у конкурентов, рентабельности капитала.

Планирование классифицируется по следующим признакам:

♦ по времени

- долгосрочное (на срок от 5 и более лет);

- среднесрочное (на срок от 1 года до 5 лет);

- краткосрочное (до 1 года);

♦ по объекту

- план предприятия;

- структурного подразделения;

- конкретного исполнителя;

♦ по степени охвата

- частное (отдельные сферы деятельности);

- общее (деятельность всего предприятия);

♦ по видам

- стратегическое (поиск новых возможностей);

- тактическое (создание определенных предпосылок);

- оперативное (реализация возможностей);

♦ по предмету планирования

- целевое (определение целей);

- планирование средств (материальные, трудовые, финансовые, информационные ресурсы);

- программное (программы производства и реализации);

- планирование действий (специальные продажи, многоуровневый маркетинг).

В последние годы приоритет завоевывает стратегическое планирование. Более того, в рамках предприятия оно служит основой для любого другого планирования. Это комплекс решений и действий по разработке стратегий, необходимых для достижения целей организации. Объектами стратегических решений и, соответственно, разработки стратегических планов туристской организации могут быть товар, ценообразование, взаимодействие организации с рынками производственных факторов, ее поведение на финансовых рынках, внешнеэкономическая и инвестиционная деятельность, стимулирование персонала, предотвращение несостоятельности (банкротства).

Соответствие процесса планирования, а также самих планов реальным условиям экономической деятельности во многом определяется своевременностью, точностью и полнотой полученной информации. Информационное обеспечение считают также средством повышения обоснованности планов. Поэтому информации, способам ее сбора и методам обработки должно придаваться очень важное значение.

Наряду с этим каждый из перечисленных видов планирования имеет характерные отличия, которые заключаются главным образом в:

♦ точности устанавливаемого интервала планирования;

♦ степени дифференциации и количества показателей планирования;

♦ степени точности расчетов затрат и результатов производства;

♦ порядке распределения обязанностей между исполнителями плана.

Чем шире интервал планирования, тем выше степень неопределенности параметров плана.

Кроме того, различают текущее, перспективное и стратегическое планирование. Такая классификация носит условный характер, поскольку различие состоит в сроках получения конечного результата, а объект планирования, как правило, не изменяется.

Координация и организация работы по планированию осуществляются следующими способами:

♦ сверху вниз (break-down). Руководитель определяет цели и задачи, контрольные цифры (по прибыли);

♦ снизу вверх (build-up) — обратный процесс;

♦ встречное планирование — симбиоз первого и второго — наиболее эффективный способ.

Методы, планирования:

♦ балансовый;

♦ нормативный;

♦ программно-целевой.

В эпоху информатизации появились программные продукты ряда фирм, позволяющие автоматизировать основную часть работ по планированию.

Необходимость экономического обоснования планов предопределяет систему показателей, включающую:

♦ количественные показатели (абсолютные величины):

- объем продаж;

- численность персонала;

- фонд оплаты труда;

- сумма прибыли;

- затраты;

- количество туристов, экскурсантов, ночевок и др.;

♦ качественным показатели (относительные) выражают экономическую эффективность производства, его отдельных факторов:

- производительность труда;

- фондоотдача;

- качество продукта, услуги и др.

Процесс планирования включает следующие этапы:

♦ определение локальных и глобальных целей предприятия;

♦ анализ внутренней и внешней среды предприятия;

♦ поиск альтернатив:

♦ составление прогноза и оценка наилучшей альтернативы;

♦ принятие решения, постановка плановых заданий;

♦ собственно разработка плана.

В настоящее время не существует какой-то официально утвержденной методологии по составлению плана экономического развития туристского предприятия, особенно это касается количества разделов плана.

Структура плана:

♦ производственная программа. Под ней понимается научно обоснованное плановое задание по объему, номенклатуре, ассортименту и качеству туристского продукта, разработанное на основе заключенных контрактов и договоров. Основой разработки производственной программы являются:

- результаты маркетинговых исследований;

- портфель заказов;

- наличие производственных мощностей и ресурсов;

♦ план по издержкам;

♦ план по труду и кадрам;

♦ план инвестиций;

♦ план социального развития трудового коллектива;

♦ финансовый план.

Некоторые из этих разделов плана рассмотрены в соответствующих главах настоящего пособия. Остановимся более детально на финансовом плане, являющемся обобщающим и заключительным разделом сводного плана.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.