КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность планирования
Планирование на предприятии — сложный процесс, комплексно учитывающий все обстоятельства и особенности, важные для рынка сбыта. Ему предшествует разработка стратегии развития и философии существования предприятия. Философия предприятия отражает способ его функционирования во взаимодействии с клиентами, акционерами, государством и обществом и выражена главной целью его существования. Стратегия предприятия — это выбор правил и приемов, с помощью которых достигаются основополагающие цели, утверждение курса действий и определение ресурсов, необходимых для достижения этих целей. При разработке стратегии предприятия необходимо сформулировать и иметь ответы на главные вопросы: ♦ приоритеты и направления развития предприятия; ♦ потребность в капитале и ресурсах; ♦ рынок и его сегменты; ♦ эффективность отдачи. Планирование позволяет предвидеть перспективу развития предприятия; рационально планировать его ресурсы; избежать риска банкротства; своевременно обновлять и совершенствовать продукцию, пополнять перечень услуг и повышать их качество в соответствии с конъюнктурой рынка; расширять рынки сбыта; выявлять слабые стороны. Принципы планирования: ♦ непрерывности; ♦ научности; ♦ оптимальности; ♦ экономичности; ♦ ведущих звеньев и приоритетности их реализации; ♦ взаимной увязки и координации. Основные задачи планирования заключаются в: ♦ увеличении объема продаж и доли на рынке за счет высококонкурентного туристского продукта, услуг; ♦ обеспечении финансовой устойчивости туристского предприятия и более высокой, чем у конкурентов, рентабельности капитала. Планирование классифицируется по следующим признакам: ♦ по времени - долгосрочное (на срок от 5 и более лет); - среднесрочное (на срок от 1 года до 5 лет); - краткосрочное (до 1 года); ♦ по объекту - план предприятия; - структурного подразделения; - конкретного исполнителя; ♦ по степени охвата - частное (отдельные сферы деятельности); - общее (деятельность всего предприятия); ♦ по видам - стратегическое (поиск новых возможностей); - тактическое (создание определенных предпосылок); - оперативное (реализация возможностей); ♦ по предмету планирования - целевое (определение целей); - планирование средств (материальные, трудовые, финансовые, информационные ресурсы); - программное (программы производства и реализации); - планирование действий (специальные продажи, многоуровневый маркетинг). В последние годы приоритет завоевывает стратегическое планирование. Более того, в рамках предприятия оно служит основой для любого другого планирования. Это комплекс решений и действий по разработке стратегий, необходимых для достижения целей организации. Объектами стратегических решений и, соответственно, разработки стратегических планов туристской организации могут быть товар, ценообразование, взаимодействие организации с рынками производственных факторов, ее поведение на финансовых рынках, внешнеэкономическая и инвестиционная деятельность, стимулирование персонала, предотвращение несостоятельности (банкротства). Соответствие процесса планирования, а также самих планов реальным условиям экономической деятельности во многом определяется своевременностью, точностью и полнотой полученной информации. Информационное обеспечение считают также средством повышения обоснованности планов. Поэтому информации, способам ее сбора и методам обработки должно придаваться очень важное значение. Наряду с этим каждый из перечисленных видов планирования имеет характерные отличия, которые заключаются главным образом в: ♦ точности устанавливаемого интервала планирования; ♦ степени дифференциации и количества показателей планирования; ♦ степени точности расчетов затрат и результатов производства; ♦ порядке распределения обязанностей между исполнителями плана. Чем шире интервал планирования, тем выше степень неопределенности параметров плана. Кроме того, различают текущее, перспективное и стратегическое планирование. Такая классификация носит условный характер, поскольку различие состоит в сроках получения конечного результата, а объект планирования, как правило, не изменяется. Координация и организация работы по планированию осуществляются следующими способами: ♦ сверху вниз (break-down). Руководитель определяет цели и задачи, контрольные цифры (по прибыли); ♦ снизу вверх (build-up) — обратный процесс; ♦ встречное планирование — симбиоз первого и второго — наиболее эффективный способ. Методы, планирования: ♦ балансовый; ♦ нормативный; ♦ программно-целевой. В эпоху информатизации появились программные продукты ряда фирм, позволяющие автоматизировать основную часть работ по планированию. Необходимость экономического обоснования планов предопределяет систему показателей, включающую: ♦ количественные показатели (абсолютные величины): - объем продаж; - численность персонала; - фонд оплаты труда; - сумма прибыли; - затраты; - количество туристов, экскурсантов, ночевок и др.; ♦ качественным показатели (относительные) выражают экономическую эффективность производства, его отдельных факторов: - производительность труда; - фондоотдача; - качество продукта, услуги и др. Процесс планирования включает следующие этапы: ♦ определение локальных и глобальных целей предприятия; ♦ анализ внутренней и внешней среды предприятия; ♦ поиск альтернатив: ♦ составление прогноза и оценка наилучшей альтернативы; ♦ принятие решения, постановка плановых заданий; ♦ собственно разработка плана. В настоящее время не существует какой-то официально утвержденной методологии по составлению плана экономического развития туристского предприятия, особенно это касается количества разделов плана. Структура плана: ♦ производственная программа. Под ней понимается научно обоснованное плановое задание по объему, номенклатуре, ассортименту и качеству туристского продукта, разработанное на основе заключенных контрактов и договоров. Основой разработки производственной программы являются: - результаты маркетинговых исследований; - портфель заказов; - наличие производственных мощностей и ресурсов; ♦ план по издержкам; ♦ план по труду и кадрам; ♦ план инвестиций; ♦ план социального развития трудового коллектива; ♦ финансовый план. Некоторые из этих разделов плана рассмотрены в соответствующих главах настоящего пособия. Остановимся более детально на финансовом плане, являющемся обобщающим и заключительным разделом сводного плана.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |