КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Бизнес-планирование
Финансовое планирование Финансовое планирование — достаточно сложный трудоемкий и многогранный процесс, затрагивающий практически все службы фирмы. Практика показывает, что в большинстве случаев 80 % активов дают 20 % прибыли, а 20 % активов дают 80 % прибыли. Этот феномен получил название правила Парето "20 ' 80". Именно оно должно быть положено в основу планирования и управления финансовой деятельностью туристского предприятия. Главная задача финансового планирования заключается в определении необходимого объема финансовых ресурсов с учетом разумных резервов в рамках оптимальной структуры капитала В процессе планирования постоянно должна производиться увязка каждого вида вложений или отчислений и источника финансирования. С этой целью составляется проверочная (шахматная) таблица к финансовому плану В процессе планирования постоянно должна производиться увязка каждого вида вложений или отчислений и источника финансирования. С этой целью составляется проверочная (шахматная) таблица к финансовому плану Текущее планирование включает также составление и исполнение платежного календаря. Платежный календарь — это финансовый документ, в котором подробно отражается оперативный денежный оборот предприятия. Поскольку весь оборот проходит через расчетный (текущий, ссудный, валютный) счет, то в платежном календаре представлено движение денежных средств по их поступлению и использованию. Платежный календарь конкретизирует текущий план, уточняет показатели, дает полное представление о состоянии платежей и расчетов в анализируемом периоде. С помощью платежного календаря контролируется составление смет затрат, издержек производства, реализация туристского продукта, уровень рентабельности Завершающим этапом финансового планирования является разработка сводной аналитической записки. Ее содержание строится по принципу Пояснительной записки к годовому отчету. В практической деятельности наибольшее распространение получили следующие методы финансового планирования: ♦ процент от реализации; ♦ бюджетное планирование; ♦ расчетно-аналитический метод.
На многих предприятиях наряду с текущим планированием разрабатывается бизнес-план — документ, описывающий и обосновывающий все основные аспекты будущего проекта, анализирующий проблемы, с которыми может столкнуться предприятие, и способы их решения. Кроме того, он позволяет разработать стратегию и тактику поведения для достижения цели, определить финансовые результаты от реализации проекта или мероприятия. В мировой практике отмечаются различные подходы к составлению бизнес-планов. В РФ выделяются следующие виды бизнес-планов, каждый из которых имеет свои особенности: ♦ внутренний (составляется как для вновь создаваемой фирмы, так и для уже действующей); ♦ инвестиционный; ♦ для получения кредитов с целью пополнения оборотных средств; ♦ финансового оздоровления. Порядок и сроки разработки, утверждения коммерческими организация ми прогнозов развития, бизнес-планов развития, бизнес-планов инвестиционных проектов определены Положением о разработке, утверждении, экспертизе, согласовании и реализации прогнозов развития коммерческих организаций на 5 лет, бизнес-планов их развития на год, бизнес-планов инвестиционных проектов (в редакции Постановления Совета Министров РФ от 28.08.2006 г. № 1091). Прогнозы развития составляются в соответствии с отраслевыми рекомендациями по их разработке один раз в 5 лет в двухмесячный срок на основании приказа руководителей после доведения им показателей программ социально-экономического развития РФ на очередные 5 лет. Бизнес-планы развития разрабатываются ежегодно. Бизнес-планы разрабатываются организациями самостоятельно или привлеченными лицами (на договорной основе); утверждаются руководителями. Модель построения бизнес-плана туристского предприятия Титульный лист (обложка) 1. Резюме. 2. Туристский бизнес, предприятие, товар, услуги. 3. Исследование и анализ рынка. 4. План маркетинга. 5. План производства. 6. Организация, управление, кадры. 7. Юридический план. 8. Оценка риска и страхование. 9. Стратегия финансирования. Резюме, хоть и является визитной карточкой бизнес-плана, составляется в последнюю очередь. В нем должна быть представлена следующая информация: назначение туристского продукта, источники финансирования, чем этот товар будет отличаться или отличается от товаров конкурентов и почему потребители захотят приобрести именно его. В завершение — описываются финансовые результаты, ожидаемые от проекта. Во втором разделе дается представление о положении дел в туристском бизнесе (на основе оценки и анализа текущего состояния, выявления тенденций и путей его развития); о видах туристских предприятий, их организационно-правовых формах, специализации; о приоритетных типах туризма. Основная информация о туристском предприятии включает его характеристику по всем стадиям жизненного цикла: ♦ наименование; ♦ форма собственности; ♦ местонахождение; ♦ размеры; ♦ направления деятельности; ♦ современное состояние; ♦ условия (внешние и внутренние) функционирования; ♦ факторы, влияющие на деятельность. Кроме того, приводится характеристика туристских товаров и услуг, их возможности на рынке, чем они отличаются от товаров конкурентов, каковы перспективы развития. Если бизнес-план разрабатывается для вновь создаваемого туристского предприятия, то описывается процесс разработки идеи его создания, характеризуются основные направления его деятельности, обосновываются причины уверенности в успехе, отмечается опыт работы учредителей в этой сфере. Третий раздел посвящается полной и детальной характеристике рынка туристских услуг, его структуре, сегментации, доле продукта и услуг предприятия на рынке. Раскрываются перспективы предприятия в условиях рынка. Дается характеристика потребителей, конкурентов, партнеров по бизнесу. В четвертом разделе особое внимание уделяется следующим вопросам: ♦ стратегии маркетинга; ♦ формированию общественного мнения о предприятии и его товарах и услугах; ♦ методам и каналам товародвижения; ♦ формам и методам стимулирования продаж; ♦ рекламе; ♦ ценообразованию. Главная задача пятого раздела — доказать, что туристское предприятие в состоянии производить нужное количество товаров требуемого качества. В шестом разделе описываются: ♦ организационная структура фирмы; ♦ обязанности и ответственность руководителей предприятия и совета директоров; ♦ структура собственности и инвесторов; ♦ подбор и мотивация труда персонала: - численность; - потребность в специалистах; - обучение; - формы и системы оплаты труда; - расходы на его оплату. Седьмой раздел включает: ♦ правовой статус туристского предприятия; ♦ форму собственности; ♦ профилактику правонарушений; ♦ доработку юридических документов; ♦ доходы и расходы по судебным искам. В восьмом разделе оценивается и обосновывается степень неопределенности достижения поставленной цели, анализируются основные виды рисков, с которыми может столкнуться предприятие, их источники, предлагаются мероприятия по профилактике рисков и снижению денежных потерь, приводятся затраты на страхование. Девятый раздел обобщает все предыдущие разделы и представляет их в стоимостном выражении, а именно: ♦ прибыль и убытки; ♦ кредитный план; ♦ долгосрочный план финансирования; ♦ издержки производства; ♦ объем продаж по товарной номенклатуре; ♦ баланс предприятия; ♦ распределение прибыли; ♦ формирование и использование уставного фонда; ♦ кассовый план; ♦ финансовые показатели предприятия; ♦ стратегия финансирования; ♦ средства, необходимые для финансирования проекта; ♦ источники их получения; ♦ срок окупаемости затрат. Бизнес-план должна отличать емкость, четкость, системность, логичность, простота, аккуратность, убедительность, эффективность. Эффективному управлению финансовой деятельностью туристского предприятия способствует организация финансовой службы — структурного подразделения, выполняющего функции в системе управления предприятием. Основные направления его деятельности — финансовое планирование, оперативная и контрольно-аналитическая работа. Структура и численность зависят от организационно-правовой формы предприятия, объема производства, общего количества работающих и характера деятельности. Так, структурно финансовая служба может быть представлена: ♦ на крупных туристских предприятиях — финансовой дирекцией во главе с финансовым директором или главным финансовым менеджером; ♦ на средних — финансовым управлением (отделом) с входящими группами по направлениям исполняемых функций (группа экономического анализа, группа расчетов с потребителями и др.); ♦ на небольших предприятиях финансовая работа может выполняться финансовым сектором в составе финансово-сбытового отдела или бухгалтерии. От компетентности и профессионализма сотрудников этого подразделения зависит финансовое состояние предприятия, так как служба организует управление финансовыми потоками с целью наиболее эффективного использования собственного и привлеченного капитала и получения максимальной прибыли, определяет стратегию и тактику предприятия на основе анализа финансовой отчетности с помощью системы показателей. Тренировочные задания 1. Исходя из специфики туризма, определите структуру плана туристского предприятия. Какой из выделенных разделов является важнейшим и почему? 2. Туристская фирма "Альфа" подготовила бизнес-план для получения кредита на 2,5 года. Охарактеризуйте этот план. 3. Перечислите плановые показатели туристского предприятия при формировании бизнес-плана. Тест 1. Что понимается под планированием: а) системный подход в организации производства туристского продукта; б) тактика и стратегия действий на основе оценки альтернативных вариантов принятия решений? 2. По каким признакам классифицируется планирование: а) по времени; б) степени охвата; в) видам; г) объекту? 3. С какой целью осуществляется планирование: а) более рационального использования всех ресурсов предприятия; б) избежания риска банкротства; в) предвидения перспективы развития предприятия? 4. Какие способы планирования используются в практике: а) снизу вверх; б) сверху вниз; в) встречное планирование? 5. Какие виды планирования выделяют в соответствии с критерием предмета планирования: а) текущее, перспективное, стратегическое; б) планирование персонала, финансов, сбыта? 6. Какой основной принцип должен лежать в основе финансового планирования: а) правило Парето "20 ' 80"; б) оптимальности и экономичности? 7. Как осуществляется увязка доходов и расходов в процессе планирования и контроля за исполнением плана: а) посредством проверочной таблицы; б) платежного календаря? 8. Какие методы финансового планирования получили наибольшее распространение: а) процент от реализации; б) бюджетного планирования; в) расчетно-аналитический? 9. Какие типы бизнес-планов разрабатываются на туристских предприятиях: а) внутренний бизнес-план; б) инвестиционный; в) бизнес-план для получения кредита; г) бизнес-план финансового оздоровления? 10. В чем заключается роль финансовой службы: а) в оперативном учете и отчетности; б) определении стратегии и тактики туристского предприятия; в) управлении финансовыми ресурсами?
Список использованной литературы
1. Аврова И, Организация бухгалтерского и налогового учета в туризме. — СПб.. Питер, 2003. 2. Адамов В и др. Экономика и статистика фирм. — М' Финансы и статистика, 2000. 3. Бабаев Ю„ Патров А. Бухгалтерский учет в ресторанном хозяйстве. — СПб.. Питер, 2000. 4. Балабанов И., Балабанов А. Экономика туризма. — М. Финансы и статистика, 2000. 5. Белявский И. Маркетинговое исследование. — М.: Финансы и статистика, 2001. 6. Бухгалтерский учет и налогообложение в гостиничном предприятии/ Под ред Н. П. Куракиной. — М, 2001. 7. Горбылева 3. Экономика туризма. — Мн: БГЭУ, 2000. 8. Гуляев В. Организация туристской деятельности— М, 1996. 9. Дурович А. Маркетинг в туризме. — Мн. Новое знание, 2001. 10. Ефимова О., Ефимова И. Экономика гостиниц и ресторанов. — Мн.: Новое знание, 2004. 11. Ефимова О. Экономика общественного питания/ Под ред. Н И. 12. Кабушкина. — Мн.: Новое знание, 2000. 13. Здоров А. Экономика туризма. — М.: Финансы и статистика, 2004. 14. Зорин И., Квартальное В. Энциклопедия туризма. —М• Финансы и статистика, 2000. 15. Зорин И. и др. Туризм как вид деятельности. — М,: Финансы и статистика, 2001. 16. Зорина Г. и др. Основы туристской деятельности. — М,: Советский спорт, 2000. 17. Ильина Е. Туроперейтинг: организация деятельности. — М„ Финансы и статистика, 2000. 18. Кабушкин Н., Бондаренко Г. Менеджмент гостиниц и ресторанов. — Мн.: Новое знание, 2002, 19. Квартальнов В. Туризм. — М.: Финансы и статистика, 2000. 21. Козырев В. и др. Экономика туризма. — М.: Финансы и статистика, 2001. 22. Козырев В. Основы современной экономики. -— М.: Финансы и статистика, 2000. 23. Котлер Ф. и др. Основы маркетинга. — М., 2000. 24. Лапуста М., Поршнев А. и др. Предпринимательство. — М.: ИН-ФРА—М, 2003. 25. Моисеева Н. Стратегическое управление туристской фирмой. — М.: Финансы и статистика, 2001.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 546; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |