Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образование смысловых связей




К образу (или ассоциации), в котором закодировано произношение термина, добавляются образы, отражающие смысл этого термина.

Пример. «Драже». Запомнить само название можно, обозначив это слово чем-то дрожащим, например, вибромассажером. Чтобы запомнить смысл этого термина, в первую очередь нужно иметь его описание: «Драже изготавливается поэтапным наслоением разных лекарственных средств». Поэтапное наслоение в разрезе напоминает зебру или мишень. Поэтому на образ «Вибромассажер» мы добавим «Зебру» (разметку пешеходного перехода). У нас получилась следующая ассоциация: «На вибромассажере краской нарисованы полоски». В этом образе мы закодировали и произношение слова, и его смысл.

Пример. «Линиментыгустые, желеобразные жидкости, для наружного применения». Ассоциация: «На черной линии лежит.ментоловая таблетка. На таблетке находится порция фруктового желе. Из желе торчит кисть руки».

Образовать смысловую связь — это значит добавить в ассоциацию, обозначающую звучание слова, образы, наглядно отражающие ответы на следующие вопросы: «Что это такое?» и «Для чего это нужно?» Например: «Коник длинный, узкий, невысокий ящик с крышкой. Использовался в русских избах вместо лавки, стоял у стены, в нем хранили различные вещи, овощи». Ассоциация, кодирующая произношение: «Конь с ИК-лучами в глазах». В эту ассоциацию добавьте дополнительные образы: «Длинный, узкий ящик с крышкой и лавка».

В некоторых случаях смысловая связь может быть более емкой. Пример. «Засулич — революционерка, совершила покушение на петербургского градоначальника Трепова в 1878 году». Закодируйте в ассоциацию произношение фамилии: «Засов, улей, черный». После этого на любой из образов созданной ассоциации (например, на образ «Улей черный») добавьте образы, в которых закодируйте другие элементы информационного сообщения: «На улье сверху лежит фосфор (878), посередине — разводной мост (Петербург), внизу — повар с трещоткой (Трепов)».

Психологическое толкование смысловой связи следующее: образовать смысловую связь это значит соединить вместе ранее разобщенные образы. Действительно, в последнем примере мы не запомнили новых образов, все образы нам хорошо знакомы. Но сочетание этих образов — новое.

Из одних и тех же элементов информации можно получить большое количество информационных сообщений всего лишь путем изменения связей между этими элементами. Телефонные номера — 226-35-23, 226-23-35, 235-23-26, 223-26-35 — состоят из одинаковых элементов (26, 35, 23), однако это различная информация.

Информация для нашего мозга — это связи. Мозг можно сравнить с конструктором «Лего». Из ограниченного количества элементов (генетически запрограммированная система восприятия) можно получить неограниченное количество конструкций путем изменения связей между этими элементами.

Объем нашего сознания ограничен именно потому, что мозг, воссоздавая информацию, собирает ее из готовых элементов. Для того, чтобы вспомнить что-то другое, мозгу необходимо предварительно разобрать предыдущую конструкцию. Из освободившихся элементов может быть собрана любая новая.

Принцип функционирования памяти человека немного напоминает процесс архивации (сжатия) данных в современных компьютерах. Отдельные элементы информации не запоминаются мозгом. Запоминается «Схема сборки», т.е. связи между этими элементами. Память, функционирующая по такому принципу, обладает практически неограниченной емкостью. Действительно, попробуйте подсчитать, сколько различных конструкций вы сможете собрать из шестисот деталей конструктора «Лего» при условии, что каждый раз вы будете разбирать предыдущую конструкцию, то есть при условии, что в вашем распоряжении всегда будут все 600 деталей?

Обратите внимание, что мнемотехника даже не рассматривает саму возможность запоминания отдельных элементов информации (так как это противоречит принципам работы памяти). Мнемотехника обучает вас создавать подробные «Схемы сборки» информационных сообщений, своеобразные «Чертежи», по которым собирается информация. По существу, любые образуемые вами связи смысловые, так как являются «схемой», по которой мозг сможет в будущем воссоздать информацию, например, тот же телефонный номер.

Так как основной принцип функционирования памяти многим кажется парадоксальным, еще и еще раз обращаем ваше внимание на аналогию памяти с конструктором. Память — это не склад готовых конструкций. Это «Сборник чертежей-связей», по которым собираются конструкции из ограниченного количества простых элементов.

Пусковыми стимулами, запускающими процесс генерации информации (воспоминание), в норме являются сигналы извне, сигналы от внутренних органов, а также генетически запрограммированные периодические скачки внимания (нормальная неустойчивость внимания), выражающиеся в генерации случайных образов, которые, в свою очередь, запускают случайные воспоминания.

Мнемотехника позволяет сознательно управлять процессами запоминания и припоминания. Эти процессы в норме контролируются с трудом и сильно зависят от внешних стимулов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 283; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.