КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Конституционные принципы организации и деятельности судов
Судебная власть в системе разделения властей ТЕМА 11. Конституционные основы судебной власти в зарубежных странах. Цели занятия: - уяснить каково место судебной власти в системе разделения властей; - знать основные принципы организации и деятельности судов, конституционный статус судей; - знать какие существуют модели судебных систем в зарубежных странах и в чем их различия. Учебные вопросы:
1. Судебная власть в системе разделения властей. 2. Конституционные принципы организации и деятельности судов. 3. Суды общей юрисдикции. Административная юстиция. Конституционная юстиция. 4. Статус судей. 5. Органы и учреждения содействующие судебной власти.
Судебную власть – это одна из трех ветвей власти. В системе разделения властей, она обычно следует за законодательной и исполнительной. Но если взаимосвязь законодательной и исполнительной власти при различных формах правления неодинакова, то судебная власть является самостоятельной. Формой деятельности судебной власти является правосудие — разрешение на основе действующего права экономических, политических и иных конфликтов и споров, участниками которых становятся граждане, их объединения, юридические лица, муниципальные государственные органы и само государство. Правосудие направлено на охрану прав и законных интересов граждан, охрану правопорядка от преступных и иных правонарушений, а также контроль за тем, чтобы деятельность государственных органов не выходила за правовые рамки. Правосудие осуществляется с помощью судов, составляющих судебную систему. Это жестко структурированная система. Ее организационные формы детально определены законом и могут быть изменены только в законодательном порядке. Деятельность судебной системы происходит в рамках строго и детально регламентированной законом процедуры. Ее решения могут основываться только на праве. Кадровый состав судебной системы – это судьи образующие судейский корпус, который имеет особый правовой статус. Никто, кроме судебной системы в лице образующих ее судов, не может вершить правосудие от имени государства. Никто, в том числе и государство в лице любых его органов, не вправе вмешиваться в деятельность судебной системы по осуществлению правосудия. Граждане, их организации и объединения, все государственные и муниципальные органы, само государство, представленное высшими органами власти и управления, обязаны неукоснительно выполнять решения судов. При всей относительной самостоятельности судебной власти ее деятельность во многом зависит от других ветвей власти, и прежде всего от законодательной. Именно законодательная власть определяет компетенцию отдельных звеньев судебной системы, статус судей и целый ряд других вопросов. Основой этой законодательной регламентации является конституция, которая в сжатой форме и определяет судебную власть как одну из составляющих системы разделения властей, закрепляет основные принципы организации и деятельности судебной системы, правовой статус судей, судебные гарантии прав и законных интересов граждан («О судебной власти» — конституции Франции, Испании, Японии; «Правосудие» — Основной закон ФРГ; «Суды» — Конституция Португалии и т. п.). Конституционные основы детально развиты в законах о судоустройстве (например, в ФРГ — Закон о судоустройстве, действующий в редакции 1975 г.; во Франции — Кодекс судоустройства 1978 г.; в США — «Судоустройство и судопроизводство», разд. 28 свода Законов США; в Испании — «Органический закон о судебной власти» 1981 г. и др.), а также законах о статусе судей во Франции — «Органический закон о статусе магистратуры» 1958 г., в Германии — «Закон о судьях» 1961 г. и др.). Роль исполнительной ветви власти в отношении судебной системы по сравнению с законодательной не столь значительна. Она сводится в основном к материально-техническому обеспечению деятельности судов. Эта роль несколько больше в тех странах, где на министерства юстиции возложены отдельные управленческие функции и руководство прокуратурой (Германия). Конституции многих стран предусматривают создание особых органов судейского самоуправления на которых возложены вопросы формирования судейского корпуса и карьеры судей и прокуроров, их назначения на должность, дисциплинарной ответственности, реорганизации отдельных судов, инспектирования судов в необходимых случаях и т. д.(В Италии, Франции – Высший совет магистратуры, в Польше – Всепольский судебный Совет и т.д.). О значимости этих органов можно судить по его составу. В Италии, например (ст. 104 Конституции), в Высшем Совете магистратуры председательствует Президент Республики, в состав Совета по должности входят Председатель и Генеральный прокурор Кассационного Суда, остальные его члены избираются на четыре года: две трети — судейским корпусом из своего состава, одна треть — Парламентом на совместном заседании палат из числа профессоров права и адвокатов, имеющих не менее чем пятнадцатилетний стаж. Примерно такой же состав Высшего Совета магистратуры во Франции: Председатель — Президент Республики, вице-председатель — министр юстиции, шесть судей, шесть прокуроров, три юриста, назначаемые соответственно Президентом Республики, Председателем Национального Собрания и Председателем Сената. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что роль и авторитет судебной власти зависит от степени ее самостоятельности и независимости, на которые могут влиять и исторические особенности государства и уровень правосознания общества и некоторые др. факторы. Тем не менее очевидна возрастание роли судебной власти, как власти способной обеспечить господство права.[39]
Конституционные принципы судебной власти — это закрепленные в конституциях руководящие идеи, которым должны быть подчинены и правовое регулирование, и практика деятельности судов. Данные принципы условно можно подразделить на две группы: на принципы организации судебной системы и принципы деятельности судов (принципы судоустройства и судопроизводства). К числу важнейших принципов судоустройства относятся: 1. Независимость судей и их подчинение только закону. Данный принцип означает недопустимость вмешательства в судебный процесс, получения судьями указаний от кого бы то ни было. Он гарантируется несменяемостью судей, их неприкосновенностью, недопустимостью уменьшения их вознаграждения, централизованным порядком финансирования судов и назначения судей. По сути, противоположный принцип провозглашают многие социалистические страны, определяя ответственность судов перед законодательными органами. Например, Конституция КНР 1982 года устанавливает, что «Верховный народный суд ответственен перед Всекитайским собранием народных представителей и Постоянным комитетом Всекитайского собрания народных представителей. Местные народные суды ответственны перед местными органами государственной власти» (ст. 128). 2. Исключительность судов как органов, осуществляющих правосудие, означает, что правосудие может отправляться только судом. Причем создаваться и функционировать могут только те суды, которые учреждены конституцией и законом при запрещении чрезвычайных судов. 3. Отправление правосудия от имени народа и с участием населения. Данный принцип предполагает, что большая часть дел, имеющих серьезную юридическую значимость, рассматривается с участием граждан, не являющихся профессиональными судьями. Мировая практика знает две основные формы такого участия: в качестве присяжных заседателей и, условно говоря, в качестве народных заседателей (шеффенов, народных судей). Первая модель возникла в Великобритании, а вторая — в Германии. Различие между ними состоит в том, что функции присяжных разграничены с функциями профессионального судьи (присяжные определяют характер приговора, а судья — меру и вид наказания, если присяжными вынесен обвинительный вердикт), в то время как народные заседатели полностью равноправны с профессиональным судьей. При этом народные заседатели избираются населением, а присяжные отбираются методом случайного отбора, осуществляемого, как правило, самими судами. 4. Коллегиальность судопроизводства означает, что наиболее важные юридические споры рассматриваются с участием нескольких профессиональных судей, народных или присяжных заседателей. 5. Возможность обжалования судебных постановлений в вышестоящие инстанции. Такое обжалование может носить апелляционный и кассационный характер. Апелляция предполагает пересмотр дела по существу с новым исследованием всех доказательств и вынесение решения. Кассация же означает лишь проверку соблюдения закона, и при отмене судебного постановления дело направляется для пересмотра в тот же суд, но иным составом судей. В обоих случаях обжалованы, могут быть лишь не вступившие в силу судебные постановления. Вступившие в силу постановления обжалуются в чрезвычайном порядке. В англосаксонских странах применяется апелляционное обжалование, а в европейских обычно действует апелляционный порядок обжалования по второй инстанции и кассационный — по третьей. 6. Обязательность судебных решений, вынесенных в стране, на всей ее территории. Принципы судопроизводства: 1. Гласность судебного разбирательства, означающая, что все дела должны слушаться открыто: в присутствии публики, доступ которой на заседания судов должен быть свободным. Лишь по специальному постановлению суда на основаниях, указанных в законе, может быть проведено закрытое судебное слушание. Этот принцип направлен на предотвращение произвола и коррупции судебной власти. 2. Связанность судей только законом требует, чтобы при вынесении решения суд ссылался, прежде всего, на закон, а если закону противоречит какой-либо подзаконный акт, решение должно приниматься в соответствии с законом. 3. Конституционность судебных решений. Данный принцип появился с возникновением конституций в формальном смысле и института конституционного контроля. Он означает недопустимость применения при рассмотрении дела правовых норм, в том числе норм законов, противоречащих конституции. 4. Состязательность и равноправие сторон, то есть обеспечение одинаковых возможностей истцам и ответчикам, обвиняемым и потерпевшим для обоснования своей позиции. 5. Устный и очный характер судопроизводства как условия, создающие наилучшие возможности для установления истины. Перечисленные принципы в разном объеме и в различных формах получили отражение в конституциях тех или иных стран. Кроме того, принципами осуществления правосудия следует считать конституционные процессуальные гарантии прав человека: право на должную судебную процедуру, право на защиту, презумпцию невиновности и т.д.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 5637; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |