Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Системы местного самоуправления




 

Системы местного самоуправления в современных зарубеж­ных государствах строятся на основе административно-террито­риального деления страны. Само административно-территориаль­_ии устройство любой страны представляет собой важнейшую часть государственной организации.

Административно-территориальное деление страны склады­валось, как правило, под влиянием чисто географических факто­ров с учетом экономической, социальной и демографической ситу­аций. Изменение этих факторов, особенно в условиях научно-тех­нического прогресса, конечно, оказывает влияние на перестройку административно-территориального устройства страны, но каса­ется это больше промышленных регионов. В крупнейших зарубеж­ных государствах (США, ФРГ, Испании, Италии, Швейцарии и других) основы современной системы административно-территори­ального деления сложились еще в XIX веке, а в Великобритании эти основы восходят к эпохе раннего феодализма. Поэтому в систе­ме административно-территориального деления зарубежных стран до сих пор могут сохраняться явно устаревшие территориальные единицы, небольшие по территории, потерявшие экономическую, а иногда демографическую основу для своего существования.

Основная цель разделения государства на соответствующие административные единицы — помочь найти наиболее удобную и эффективную систему государственного управления, которая в наибольшей степени отвечала бы потребностям населения данного региона.

Система местного самоуправления в современных государ­ствах может включать в себя по вертикали от двух до пяти звень­ев. Двухзвенная структура административно-территориального деления (Дания, Коста-Рика и др.) и трехзвенная (Италия, Ин­дия и др.) являются наиболее распространенными и удобными с точки зрения местного управления. Четырехзвенная и пятизвенная системы административно-территориального деления встре­чаются значительно реже. При этом, естественно, в различных странах существуют серьезные отличия в характере и роли от­дельных видов административно-территориальных единиц.

Органы местного самоуправления различаются и по степени централизации взаимоотношений с вышестоящими органами. Одна система местного самоуправления построена на принципах прямого подчинения нижестоящих органов вышестоящим (Италия, Фран­ция, ФРГ). Наряду с этим ряд стран придерживаются откровенно автономной системы, при которой прямое подчинение по вертикали юридически отсутствует, а если на практике осуществляется, то в очень ограниченной форме (США, Великобритания).

Во втором случае органы местного самоуправления облада­ют довольно большой самостоятельностью по отношению к выше­стоящим органам. В этом случае установлена и достаточно широ­кая система выборности этих органов. В некоторых странах пря­мая система соподчиненности осуществляется путем так называемой «координации» деятельности нижестоящих органов (Япония).

Иногда деятельность органов местного самоуправления по­ставлена под прямой контроль специальных государственных органов. Чаще всего они подконтрольны органам министерства внутренних дел (Великобритания), в других странах может созда­ваться даже специальное подразделение в составе правительства (министерство по делам местного самоуправления).

В ряде стран (Франция, Италия и другие) в административ­но-территориальные единицы назначаются полномочные предста­вители правительства, которые осуществляют административ­ный надзор за деятельностью выборных органов местного самоуп­равления и их исполнительных органов, что ставит эти органы под постоянный контроль со стороны центральных властей.

В большинстве стран Латинской Америки не осуществляется прямого централизованного управления местными органами, а создается система, при которой представитель центра наделяется лишь контрольными функциями и действует наряду с руководите­лем муниципалитета, избираемым населением или советом. Так, в соответствии с Конституцией Эквадора 1980 г. в провинциях изби­раются провинциальные советы во главе с префектами, а цент­ральную администрацию представляет губернатор, в кантонах действуют муниципальные советы, возглавляемые алькальдами, хотя главным административным лицом является так называемый «политический руководитель». Функции назначаемых представи­телей центра официально сводятся к руководству полицией и над­зору за деятельностью выборных учреждений, а фактически рас­пространяются и на повседневный контроль за работой выборных учреждений.

Представители центральных властей, осуществляя админис­тративный надзор в отношении органов местного самоуправле­ния, могут проверить законность актов, принятых этими органа­ми и их соответствие действующему законодательству. Иногда решения органов местного самоуправления не вступают в силу до ознакомления с ними представителя правительства. Если в специ­ально установленный срок от него не поступает принципиальных возражений, решение вступает в законную силу. Отменить реше­ние органа местного самоуправления администратор сам не име­ет права, но может оспорить это решение в судебном порядке.

В свою очередь органы местного самоуправления могут в су­дебном порядке защищать свои права, объем своей компетенции в случае попыток нарушения автономии этих органов не только от представителя правительства, но и в целом от правительства, главы государства, парламента страны.

В административно-территориальном делении в современных странах наблюдается большое разнообразие, диктуемое во мно­гом историческими традициями и экономической целесообразнос­тью, поэтому и характерной чертой местного самоуправления, является чрезвычайное разнообразие организационных форм их построения и прямая зависимость их от местных условий (гео­графических, социально-экономических, производственных, де­мографических и т. Д.). В американских штатах, например, основ­ными административно-территориальными подразделениями яв­ляются графства, которых насчитывается свыше трех тысяч. Они различаются по численности населения и размерам территории. В ряде штатов графства делятся на тауны и тауншипы — т.е. свободный тип компактных городских и сельских поселений. Аме­риканские города, как правило, относятся к типу муниципальных корпораций, в которых проживает около 2/3 населения всей страны. Административно-территориальная организация США предпола­гает и особые подразделения в штатах — специальные округа, которые создаются для управления теми направлениями местной жизни, которые исключены из компетенции местных органов са­моуправления. Специальные округа имеют свои органы управле­ния или комиссии, которые или полностью избираются населени­ем, или назначаются штатами или графствами, поэтому они выс­тупают в роли проводников общей политики штата или графства (например, Школьные округа). Школьные округа создаются для руководства школами и их финансирования. Кроме того, школь­ные округа создаются с целью вывести школы из сферы влияния политических партий. Специальные округа создаются для выпол­нения самых разнообразных функций: пожарной охраны, жилищ­ного строительства, водоснабжения, транспортных услуг и т. Д. Такие округа обычно создаются в условиях, когда органы местно­го самоуправления по тем или иным причинам не в состоянии обеспечить населению определенный вид тех или иных услуг.

В Великобритании территория делится на графства, а граф­ства — на округа, охватывающие как городские, так и сельские поселения. Низовыми территориальными подразделениями в Англии являются приходы, а в Уэльсе и Шотландии — общины.

Во всех административно-территориальных единицах, кро­ме мелких приходов, имеются выборные органы местного управ­ления — советы. В малых приходах функции органов местного управления осуществляют периодически созываемые общие со­брания избирателей данного прихода.

Италия в административно-территориальном отношении де­лится на области, причем Конституцией Италии предусмотрено предоставление широкой автономии итальянским областям. Авто­номные области имеют право принимать собственные законы и обладают другими важными полномочиями. Области делятся на провинции, которые включают в себя городские и сельские ком­муны. Во всех этих единицах органами местного управления яв­ляются соответствующие выборные советы.

В ФРГ Система административно-территориального деления устанавливается конституциями земель. В соответствии с консти­туциями земель земли делятся на округа, округа — на районы, а последние делятся на общины. Районы и общины имеют свои вы­борные органы местного управления — соответствующие советы. В небольших по численности общинах наряду с выборными сове­тами периодически созываются собрания местных избирателей для решения вопросов местного управления. В округах выборные орга­ны местного управления отсутствуют.

В Японии территориальное деление включает в себя префек­туры, причем префектуры различаются по численности населе­ния от полумиллиона до двенадцати миллионов. Префектуры вклю­чают в себя города (пункты с населением свыше 50 тысяч жите­лей), поселки и деревни. Крупнейшие города с населением свыше полумиллиона имеют особый правовой статус. Органами местного управления в префектурах, городах, поселках и деревнях являются избираемые населением соответствующие собрания.[41]

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 677; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.