По юридической силе все нормативно-правовые акты разделяются на две большие группы: законы и подзакон- ные акты.
Закон — нормативный акт, принятый органом законо- дательной власти или всенародным референдумом, обла- дающий высшей юридической силой и содержащий пер- вичные правовые нормы.
Определение закона фиксирует наиболее важные его отличительные признаки:
1) закон принимается только носителями государ- ственного суверенитета (народом или его высшим пред- ставительным органом);
2) закон обладает самым высоким юридическим «ран- гом»-- все остальные акты находятся «под» законом, должны соответствовать ему;
3) законами регулируются наиболее важные обще- ственные отношения.
Законы в современном демократическом правовом го- сударстве занимают первое место среди всех источников права и являются основой законности и правопорядка.
Различают конституционные и обычные (текущие) законы. Конституционные законы закрепляют основы об- щественного и государственного строя страны и служат базой для текущего законодательства. К ним относятся Конституция и законы, вносящие в нее изменения и до- полнения. Эти законы, как правило, принимаются и изме- няются в особом порядке. Все иные законы относятся к группе текущих (обычных) законов.
Подзаконные акты — это нормативные акты, издан- ные на основе, во исполнение и в целях конкретизации законов.
Подзаконные акты, подобно законам, обязательны для исполнения и обладают необходимой юридической силой. Но их действие ограничено законом: они не могут выхо- дить за пределы законодательного регулирования, их нор- мы носят вторичный по сравнению с законом характер. Подзаконные акты не могут изменять или отменять нор- мы законов.
Подзаконные акты многообразны по форме и источни- кам происхождения. В нашей стране существуют следую- щие виды подзаконных актов:
1) указы Президента Украины;
2) постановления и распоряжения Кабинета Министров Украины;
3) инструкции и нормативные приказы министерств и ведомств;
4) решения органов местного самоуправления и их ис- полнительных органов;
5) распоряжения глав местных государственных адми- нистраций;
6) нормативные приказы администраций предприятий, учреждений и организаций.
Законы и подзаконные акты являются основными элементами системы законодательства.
АКТОВ. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ
Как указывалось выше, право выступает в качестве ре- гулятора общественных отношений. В одном случае не- обходимо установить нормативно-правовые предписания, в другом -- зафиксировать жизненные обстоятельства, имеющие юридическое значение (юридические факты), в третьем — закрепить решение по конкретному делу госу- дарственного органа или соглашение субъектов права. Во всех этих случаях используют акты, имеющие выражен- ный юридический характер.
Правовые акты — это принятые в официально при- знанной (чаще всего - - документальной) форме акты
субъектов права, имеющие юридическое значение. При- знаки правовых актов:
1) представляют собой акты правомерного поведения, т.е. соответствуют предписаниям правовых норм;
2) носят волевой, сознательный характер;
3) имеют определенную объективно выраженную фор- му (заявление, договор, распоряжение). Зачастую право- вые акты имеют документальное оформление. Во многих случаях документальная форма правового акта является единственно возможной (например, приказ о приеме на работу).
Различают нормативно-правовые и индивидуально- правовые акты. Нормативно-правовые акты содержат нормы права. Тем самым они распространяются на мно- жество субъектов права и повторяющиеся жизненные си- туации. Например, Закон Украины «О политических парти- ях в Украине» устанавливает порядок регистрации поли- тических партий в Министерстве юстиции Украины. Этот порядок обязаны соблюдать все вновь возникающие партии в Украине. Он рассчитан на неопределенное количество применений.
Индивидуально-правовые акты обязательны для опре- делённого в них же самих круга конкретных субъектов и действуют «разово», на каждый конкретный жизненный случай. В этом смысле слова индивидуально-правовые акты уникальны, хотя большая их часть достаточна ти- пична. Например, приговор местного суда по конкретному головному делу касается совершенно конкретного подсу- димого и в этом смысле неповторим. В то же время он похож на приговоры по другим аналогичным делам.
Каждый из указанных видов правовых актов выпол- няет свою функцию в механизме правового регулирова- ния общественных отношений.
2.11. СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА
Система законодательства — это совокупность норма- тивно-правовых актов, расположенных в определенном порядке.
Различают вертикальную (иерархическую) и горизон- тальную (отраслевую) структуру законодательства.
Иерархия в широком смысле слова означает порядок под- чинения низших форм высшим. При вертикальной струк- туре законодательства нормативно-правовые акты распо- ложены в определенном иерархическом порядке в зави- симости от юридической силы (значимости). На вершине законодательной пирамиды находится конституция и/или конституционные законы, которым должны соответство- вать все нормативно-правовые акты государства. Ступе- нью ниже в иерархии законов находятся обычные (теку- щие) законы. В систему законодательства государства включаются также международные договоры, ратифици- рованные парламентом.
Система законодательства Украины включает:
1) Конституцию Украины;
2) обычные (текущие) законы;
3) подзаконные акты.
Международные договоры, ратифицированные Верхов- ной Радой Украины, могут иметь как конституционный, так и обычный характер. Например, Европейская конвен- ция по защите прав человека и свобод, несомненно, имеет конституционный «ранг», а Договор Украины и Литов- ской Республики о социальном обеспечении — статус обыч- ного закона.
Законы и подзаконные акты имеют свою внутреннюю структуру: закон — преамбулу (введение), разделы (гла- вы), статьи; подзаконный акт — разделы и пункты.
Кроме такого — иерархического, вертикального строе- ния, система законодательства делится также по отрасле- вому признаку (по горизонтали): конституционное, адми- нистративное, гражданское, гражданско-процессуальное, семейное, трудовое, уголовное, уголовно-процессуальное и другое законодательство.
Система законодательства и система права представля- ют две стороны, два аспекта одной и той же сущности — права. Система права включает, помимо нормативно-пра- вовых актов, иные источники права (правовые обычаи, юри- дические прецеденты, нормативные договоры).
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление