Отрасли права Украины — это наиболее крупные струк- турные подразделения национальной системы права, регу- лирующие обширные сферы общественных отношений. К основным, фундаментальным отраслям права Украины следует отнести:
1) конституционное право. Предмет правового регу- лирования данной отрасли: закрепление основ обще- ственного строя; правовой статус человека и гражданина; формирование, структура и функции органов законодатель- ной, исполнительной и судебной власти. Главный источ- ник права отрасли конституционного права — Конститу- ция Украины;
2) административное право. Предмет правового ре- гулирования — общественные отношения в сфере госу- дарственного управления. Кроме того, данная отрасль си- стемы права Украины устанавливает ответственность за административные правонарушения. Особенность данной отрасли — отсутствие «главного» кодифицированного акта, огромное количество подзаконных актов;
3) финансовое право. Предмет правового регулирова- ния данной отрасли — финансовые отношения, т.е. фор- мирование и исполнение государственного и местных бюд- жетов, денежное обращение, налоги. Для данной отрасли права, весьма тесно соприкасающейся с административ- ным правом, также характерна множественность источ- ников права;
4) уголовное право. Данная отрасль права определяет преступность и наказуемость деяний, основания и усло- вия привлечения к уголовной ответственности. Особен-
ность данной отрасли — наличие единственного источни- ка права, которым является Уголовный кодекс;
5) уголовно-процессуальное право. Предмет правово- го регулирования данной отрасли — отношения, возни- кающие в ходе предварительного и судебного следствия по раскрытию и рассмотрению уголовных дел. Основной нормативно-правовой акт — Уголовно-процессуальный кодекс;
6) гражданско-процессуальное право. Предмет право- вого регулирования — отношения, возникающие в про- цессе разрешения споров по гражданским делам, а также по трудовым, семейным, личным, финансовым и иным де- лам. Основной нормативно-правовой акт — Гражданско- процессуальный кодекс.
Все вышеназванные отрасли права относятся к право- вому образованию, которое, следуя римским юристам, при- нято называть публичным правом. Во всех отраслях пуб- личного права преобладают императивный метод право- вого регулирования, а также метод субординации.
7) земельное право. Предмет правового регулирования отрасли — отношения, возникающие в сфере землепользо- вания и землеустройства. Основной нормативный акт — Земельный кодекс. Методы правового регулирования — как императивный, так и диспозитивный;
8) экологическое (природоохранное) право. Предмет правового регулирования — отношения, возникающие в области использования и охраны природных ресурсов. Единый кодифицированный акт в данной отрасли права отсутствует. Основные источники — Лесной и Водный кодексы, Кодекс о недрах, Закон Украины «Об охране ок- ружающей природной среды» и многочисленные законы. Методы правового регулирования аналогичны отрасли зе- мельного права;
9) трудовое право. Предмет правового регулирования Данной отрасли — отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности (между собственником и работни- ком или коллективом работников, между работниками). Подотраслью трудового права является право социально- го обеспечения и социальной защиты населения. Основ- ные нормативно-правовые акты — Кодекс законов о тру- Де, Законы Украины «Об отпусках», «О пенсиях» и др. Методы правового регулирования разнообразны — импе- ративный, диспозитивный, метод поощрения;
10) гражданское право. Предмет правового регулиро- вания — имущественные и личные неимущественные от- ношения, возникающие между физическими и юридиче- скими лицами. Основной нормативно-правовой акт дан- ной отрасли — Гражданский кодекс;
11) семейное право. Предмет правового регулирова- ния — отношения между супругами, родителями и деть- ми. Основной нормативно-правовой акт в этой отрасли права — Кодекс о браке и семье.
Гражданское и семейное право составляют правовое образование, именуемое частным правом. Для частного права характерны такие методы правового регулирования, как диспозитивный метод и метод равенства сторон.
2.14. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НОРМАТИВНО- ПРАВОВЫХ АКТОВ, ЕЕ ЦЕЛИ И ВИДЫ
Система законодательства любого современного госу- дарства содержит огромное количество нормативно-пра- вовых актов. Издание законов и подзаконных актов яв- ляется постоянным и непрерывным процессом. Поэтому нередки несогласованность и противоречия между ними. Для удобства пользования нормативно-правовой базой необходимо привести её в определенную систему, иначе говоря — осуществить систематизацию.
Систематизация — это деятельность, направленная на упорядочение и усовершенствование нормативно-правовых актов, приведение их в определенную согласованную сис- тему.
Существуют следующие основные формы системати- зации:
1) инкорпорация — это объединение нормативно-пра- вовых актов без их изменения в сборник по алфавитно- му, тематическому (предметному) или хронологическому критерию. Инкорпорация может осуществляться госу- дарственным органом (официальная инкорпорация) и не- государственными организациями, частными лицами (нео- фициальная инкорпорация). Примером официальной ин- корпорации являются «В1домост1 Верховно! Ради Украши», где все принимаемые Верховной Радой акты расположены в строгой хронологической последователь- ности;
2) кодификация — создание нового логически цельно- го нормативно-правового акта (кодекса) на основе преды- дущих актов, с частичным или полным изменением их содержания, устранением пробелов и противоречий. Ина- че говоря, кодификация — один из приемов правотворче- ства. Этот вид систематизации может осуществляться толь- ко государством;
3) консолидация — принятие укрупненного унифици- рованного акта на основе объединения норм разрознен- ных актов. При этом новые нормы не создаются, всего лишь устраняются повторы. Эта форма систематизации с успехом применяется в англоязычных странах. В нашей стране было бы целесообразно принятие консолидирован- ных актов по вопросам налоговой, социальной политики.
2.15. ВАЖНЕЙШИЕ ПРАВОВЫЕ ПАМЯТНИКИ УКРАИНЫ 1Х-ХХ вв.
Во времена Киевской Руси основным способом регули- рования общественных отношений был обычай. Летопис- ные данные содержат сведения о законодательной дея- тельности князей. Первым систематизированным сводом правовых обычаев и княжеских предписаний, дошедшим до наших дней, является Русская Правда. Ее написание связывают с именами Ярослава Мудрого, его сыновей — Ярославичей, и внука — Владимира Мономаха (XI — пер- вая треть XII вв.). Русская Правда фиксировала зарожде- ние сословного неравенства, защищала право собственности, содержала правила заключения наиболее распространен- ных договоров, устанавливала наказание за преступления. Русская Правда продолжала действовать в княжеских государствах, возникших на территории Киевской Руси в Х11-Х1У вв., а также на украинских землях в составе Великого княжества Литовского.
В XVI в. правители Великого княжества Литовского осуществили масштабную систематизацию действовавших в государстве правовых норм, результатом которой стало принятие трех статутов Великого княжества Литовского. Статут 1529 г. содержал нормы государственного, ад- министративного, гражданского, семейного, уголовного и процессуального права. В 1566 и 1588 гг. Статут суще- ственно перерабатывался (в историю эти новые система-
тизированные сборники вошли под названиями // и III Статутов Великого княжества Литовского. Эти Ста- туты представляли собой правовые памятники не толь- ко литовского, но и украинского, и белорусского наро- дов. Написаны они были на старорусском языке. Со- зданные в феодальном государстве, Статуты были направлены в основном на охрану интересов и приви- легий шляхты. Вместе с тем они содержали прогрес- сивные для своего времени положения: о законных ог- раничениях власти князя, об отказе от заочного обвине- ния, о распространении действия закона на всю территорию страны и на все население. Статут Велико- го княжества Литовского 1588 г. действовал на укра- инских землях до 1832 г., а в Полтавской и Чернигов- ской губерниях нормы наследственного права Статута 1588 г. действовали до марта 1917 г.
В украинских городах, имеющих самоуправление, дей- ствовало городское (магдебургское) право, созданное пу- тем слияния местных правовых обычаев и заимствова- ний иноземных правовых норм. Сборник права немецкого города Магдебург был образцом средневекового городско- го права и широко использовался в Украине. На украин- ских землях магдебургское право окончательно было уп- разднено в 1831 г.
Вхождение украинских земель в состав Российского государства было оформлено нормативным договором, во- шедшим в историю под названием «Мартовские ста- тьи» (1654). Этот правовой акт содержал условия сохра- нения автономного общественного и государственного строя Украины: права и привилегии сословий, выборное пожизненное гетманство, собственную систему права, ар- мию.
В 1710 г. выборы нового гетмана Украины — Пилипа Орлика — сопровождались заключением договора между гетманом и казачьей радой. Конституция Пилипа Ор- лика стала первым в истории Украины конституцион- ным актом. Она предусматривала: независимость Украи- ны от Московского государства; регулярный созыв казац- кого парламента; независимый, равный для всех, включая гетмана, суд; государственную опеку сирот и вдов. Кон- ституция Пилипа Орлика целиком соответствовала евро- пейским тенденциям создания конституционного государ- ства и «просвещенного правления». К сожалению, в силу
утраты автономии Украины этот конституционный акт не был реализован.
В XVIII в. царское правительство поддержало инициа- тиву казачьей старшины и украинской шляхты о новой систематизации права. В течение 1728—1743 гг. был со- здан свод правовых норм под названием «Права, по ко- торым судится малороссийский народ». По своим юри- дическим качествам свод представлял собой выдающий- ся документ. Он имел четкую структуру, алфавитный указатель, включал иерархию казачьих чинов. Свод 174.3 г.. содержал нормы административного, гражданского, уголов- ного и процессуального права и был направлен на укреп- ление автономии Украины в составе России. Последнее стало причиной отказа царского правительства утвердить «Права, по которым судится малороссийский народ». Одна- ко в судебной и административной практике Свод 1743 г. использовался как комментарий к действовавшим на ук- раинских землях Статуту, 1588 г., магдебургскому праву, царским указам.
В начале XIX в. в общем русле кодификационных ра- бот в России была проведена кодификация гражданского и семейного права Левобережной Украины. Она получила название «Собрание малороссийских прав» (1807 г.). Официально этот сборник не был утвержден и позднее частично вошел в Свод законов Российской империи.
В XIX в. произошла унификация права, как в Россий- ской, так и в Австрийской империях, которая прервала процесс развития украинского права.
Восстановление самостоятельного правотворчества в Украине связано с возрождением украинской государ- ственности в 1917-1920 гг. Первостепенное значение имели Универсалы Центральной рады. / Универсал (июнь 1917 г.) провозгласил автономию Украины в составе Рос- сии. II Универсал (июль 1917 г.) определял компетен- цию украинских политических органов: Центральной рйды, Генерального секретариата, — а также их взаимодействие с органами государственной власти России. III Универ- сал (ноябрь 1917 г.) провозгласил Украинскую Народ- ную Республику, а IV Универсал (январь 1918 г.) — ее независимость.
29 апреля 1918 г. Центральная рада приняла Консти- туцию (Статут о государственном строе, правах и вольностях) УНР. Конституция УНР содержала: широ-
кий спектр прав и свобод человека и гражданина; постро- ение системы органов государства по принципу разделе- ния властей на законодательную, исполнительную и су- дебную; гарантии прав национальных меньшинств. Кон- ституция не была введена в действие из-за государственного перево/рота.
П.'Скоропадскому, в силу исторических обстоятельств установившему режим личной диктатуры, не было чуждо стремление к законности. Государственный строй гетма- ната базировался на Грамоте ко всему украинскому народу и Законах о временном государственном строе Украины (апрель 1918 г.). В соответствии с ними: в стране восстанавливалось право частной собственности, гаранти- ровалось соблюдение основных личных прав; вся полнота власти вручалась гетману временно — до созыва Учреди- тельного собрания. В целом период гетманата отмечен активной законотворческой деятельностью -- было ут- верждено около 400 законов.
Директория УНР, главной задачей которой была защи- та украинской независимости, не восстановила действие Конституции УНР 1918 г. и не успела выработать соб- ственный конституционный проект. Роль временной кон- ституции сыграл Универсал Трудового Конгресса Украи- ны (28 янва.ря 1919 г.), который отошел от принципа разделения властей и принципа юридического равенства граждан, закрепленных в прежних конституционных ак- тах Украины. В соответствии с Универсалом,' власть в Украине должна была принадлежать трудовому кресть- янству и рабочему классу.
Конституционные акты ЗУНР (1918-1919 гг.), со- здавались в экстремальных условиях украинско-польской войны. Поэтому они содержали только самые необходи- мые элементы государственности: название и границы го- сударства; высшие органы государства; принципы изби- рательного права.
В целом, все конституционные акты Украины 1917- 1920 гг. не были реализованы в полной мере. Впослед- ствии в Украине утвердился советский тип государствен- ности, и началось формирование социалистического типа права. Для Конституций УССР (1919 г., 1929 г., 1937 г., 1978 г.) характерны: декларативность; отсутствие прин- ципа разделения властей; закрепление однопартийной по- литической системы; приоритет интересов государства пе-
ред интересами личности. Но самое главное, что все эти конституции были фиктивными. В реальности государ- ственные органы и должностные лица руководствовались не конституцией, а документами и устными указаниями партийного руководства.
Обретение Украиной независимости в 1991 г. стало важнейшей предпосылкой формирования собственной на- циональной правовой системы, ядром которой является принятая в 1996 г. Конституция Украины. В строгом соответствии с Конституцией в настоящее время созданы и создаются новые кодифицированные акты практически во всех отраслях права: Гражданский, Уголовный, Земель- ный, Семейный, Бюджетный, Налоговый и другие важней- шие кодексы. Их разработка и внедрение в практику по- зволит Украине войти в правовое сообщество европейских народов.
2.16. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ НОРМ ПРАВА
Нормы права относятся к числу социальных норм. От- личие их от всех иных социальных норм характеризуют следующие признаки:
1) общеобязательность. Нормы права распространя- ются на всех людей, независимо от того, знакомы ли они с этими нормами или нет. Нормы права обязательны для исполнения, независимо от признания или непризнания их людьми;
2) формальная определенность. Нормы права четко сформулированы и зафиксированы в официальном источ- нике права (нормативно-правовом акте, международно- правовом договоре и т.д.). Норма права однозначно опре- деляет линию возможного или должного поведения свое- го адресата. Например, ч.2 ст.27 Конституции Украины гласит: «Никто не может быть произвольно лишен жиз- ни. Обязанность государства — защищать жизнь челове- ка». В данном случае для всех установлен запрет посяга- тельства на жизнь другого человека, а для государства — обязанность обеспечить безопасность человека;
3) связь с государствам. Нормы права либо устанав- ливаются государством (например, путем принятия зако- на, издания подзаконного акта), либо санкционируются
(признаются) государством (например, путем ратифика- ции международного договора). Кроме того, исполнение норм права обеспечивается силой государственного при- нуждения. Например, нарушение ст.185 Уголовного ко- декса Украины (т.е. совершение кражи) влечет неблаго- приятные для нарушителя последствия в виде применяе- мого государством наказания;
4) системность. Норма права сама по себе представ- ляет микросистему, состоящую из гипотезы, диспозиции и санкции. Кроме того, каждая норма неразрывно связана с другими, образуя целостную систему национального или международного права.
Резюмируя вышесказанное, можно дать следующее оп- ределение понятия «норма права».
Норма права — это общеобязательное, формально оп- ределенное, установленное или санкционированное госу- дарством и обеспеченное его принудительной силой пра- вило поведения.
Каждая система права состоит из огромного количе- ства норм права. Нормы права отличаются не только си- стемностью, но и специализацией — каждая из них «отве- чает» за свой участок «работы». Для лучшей ориентации в многообразии норм их классифицируют по определен- ным критериям:
1) в зависимости от предмета правового регулирова- ния различают конституционные, уголовно-правовые, граж- данско-правовые, административно-правовые нормы и дру- гие отраслевые нормы;
2) в зависимости от основных методов правового ре- гулирования различают императивные нормы (содержа- щие властные предписания, не допускающие никаких от- клонений) и диспозитивные нормы (их предписания мо- гут варьироваться по усмотрению участников отношения). Императивные нормы характе.-рны для конституционного, административного, уголовного права. Такие нормы не- возможно изменить частным соглашением сторон. Дис- позитивные нормы характерны для гражданского, семей- ного, предпринимательского права. Их предписания ос- тавляют право выбора линии гдоведения;
3) в зависимости от характера правового предписа- ния, содержащегося в норме, различают дозволительные, обязывающие и запрещающие нормы. Дозволительная норма предоставляет адресату нормы право совершить
какое-либо действие. Обязывающая норма содержит обя- занность адресата нормы совершить какое-то действие. Запрещающая норма предписывает воздержаться от ука- занного в норме действия;
4) в зависимости от времени действия различают по- стоянные и временные правовые нормы. Например, пер- вые 14 разделов Конституции Украины содержат посто- янные действующие нормы, а XV раздел Конституции - нормы временного действия;
5) в зависимости от круга лиц, на которые распрост- раняется действие нормы, различают общие и специаль- ные правовые нормы. Например, Конституция Украины содержит общие нормы, относящиеся ко всем гражданам, а Закон Украины «О милиции» содержит специальные нормы, касающиеся только работников милиции;
6) в зависимости от действия в пространстве раз- личают общие и локальные правовые нормы. Например, Конституция Украины распространяется на всю террито- рию страны (носит общий характер), а Конституция Авто- номной Республики Крым — только на один регион на- шей страны (носит локальный характер) — территорию Крыма;
7) по функциональной направленности различают регулятивные и охранительные нормы. Регулятивные нор- мы устанавливают права и обязанности лиц, а охрани- тельные устанавливают вид и меру ответственности за нарушение прав и за неисполнение обязанностей.
Таким образом, классификация норм права дает пред- ставление об их многообразии и различных способах вли- яния на поведение людей.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление