Форма государства — это организация и устройство государственной власти, имеющая три компонента: форму правления, форму государственного устройства, форму го- сударственного режима.
Конституция Украины закрепила в нашей стране рес- публиканскую форму правления. Взаимоотношения между органами законодательной и исполнительной власти и главой государства таковы, что можно определить Украи- ну как смешанную (президентско-парламентарную) рес- публику. Иначе говоря, форма государственного правле- ния в Украине сочетает черты парламентарной и прези- дентской республик. Так, главой государства является Президент Украины, избираемый всенародным голосова- нием на пятилетний срок (порядок замещения президент- ского поста соответствует президентской республике). В то же время Президент Украины не возглавляет исполни- тельную власть. Высшим органом исполнительной влас- ти является Кабинет Министров Украины. Глава прави- тельства — Премьер-министр — назначается Президен- том Украины с согласия Верховной Рады. Кабинет Министров ответственен перед Президентом, но подконт- ролен и подотчетен Верховной Раде. Эти черты государ- ственного строя Украины сходны с парламентарной рес- публикой.
По форме государственного устройства Украина явля- ется унитарным государством, в состав которого, наряду с основными административно-территориальными единица- ми (область, город, район, поселок, село), входит Автоном- ная Республика Крым.
Сложнее определить форму государственного режима в Украине. Конституционно она закреплена как демокра- тическая, но подлинной, реальной демократии украинское общество и государство еще не достигло. Налицо лишь отдельные черты демократического режима, такие как мно- гопартийность, регулярные выборы, наличие негосударствен- ных средств массовой информации и некоторые другие.
3.6. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО УКРАИНЫ
В соответствии с Конституцией, Украина является уни- тарным государством, в состав которого входит авто- номное образование — Автономная Республика Крым.
Территориальное устройство' Украины основывается на принципах единства и целостности государственной тер- ритории, сочетания централизации и децентрализации в осуществлении государственной власти.
Принцип единства государственной территории оз- начает единство статуса составных частей государства, наличие единой системы органов власти и единой систе- мы права в Украине.
Принцип целостности государственной территории означает недопустимость отделения каких-либо частей Украины, превращения их в объект военной оккупации и экспансии других государств.
Принцип сочетания централизации и децентрали- зации в осуществлении государственной власти проявля- ется в следующем. Главы местных ортанов исполнитель- ной власти (местных государственных администраций) назначаются и освобождаются от должности Президен- том Украины по представлению Кабинета Министров Украины. Однако ряд аспектов деятельности местных го- сударственных администраций подотчетны и подконтроль- ны соответствующим органам местного самоуправления (районным и областным советам). Областной или район- ный совет может выразить недоверие председателю соот- ветствующей местной государственной администрации. Кроме того, одна составная часть государства — Автоном- ная Республика Крым — имеет собственную систему ор- ганов власти.
Систему административно-территориального устройства Украины составляют: Автономная Республика Крым, об- ласти, районы, города, районы в городах, поселки и сел\а. Города Киев и Севастополь имеют специальный статус, который определяется законами Украины. В частности, особый статус Киева закреплен Законом Украины «О сто- лице — городе-герое Киеве» (15 января 1999 г.).
3.7. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
В состав Украины на правах территориальной автоно- мии входит Автономная Республика Крым. Территори- альная (административная) автономия — это форма децентрализации государственной власти в унитарном государстве, предполагающая наличие собственных орга- нов власти и самостоятельной системы нормативного ре- гулирования в рамках, определенных конституцией госу- дарства.
Автономная Республика Крым имеет Конституцию, принятую Верховной Радой Автономной Республики Крым 21 октября 1998 г., утвержденную Верховной Радой Ук- раины 23 декабря 1998 г.
Автономная Республика Крым имеет представитель- ный орган — Верховную Раду, которая имеет право при- нимать постановления (акты нормативно-правового ха- рактера) и решения (акты организационно-распорядитель- ного характера). Правительством является Совет Министров Автономной Республики Крым. Его Председа- тель назначается и освобождается от должности Верхов- ной Радой Автономной Республики Крым по согласова- нию с Президентом Украины.
Конституция Украины определяет круг вопросов мест- ного значения, по которым Автономная республика Крым осуществляет нормативное регулирование: сельское хо- зяйство и леса; мелиорация и карьеры; охота и рыболов- ство; общественные работы, ремесла и промыслы; благо- творительная деятельность; градостроительство и жилищ- ное хозяйство; туризм, гостиничное дело, ярмарки; учреждения культуры; историко-культурные заповедни- ки; транспорт; санитарная и лечебная службы.
Конституцией Украины закреплены предметы ведения (сферы деятельности) Автономной Республики Крым:
1) выборы депутатов Верховной рады автономной Рес- публики;
2) проведение местных референдумов;
3) управление имуществом Автономной Республики Крым;
4) разработка и реализация местных программ соци- ально-экономического и культурного развития, охраны окружающей природной среды и т.д.;
5) курортное дело;
6) охрана памятников истории;
7) участие в возвращении на родину депортированных народов и некоторые другие полномочия.
Таким образом, Автономная Республика Крым, будучи неотъемлемой составной частью Украины, имеет опреде- ленные особенности по сравнению с другими администра- тивно-территориальными единицами государства.
3.8. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА УКРАИНЫ
Государственные символы играют огромную роль в со- здании позитивного имиджа государства. Эстетический (музыкальный, художественный) образ государства способ- ствует укреплению авторитета государственной власти в глазах подданных или граждан, сплочению народа вокруг власти. Кроме того, государственные символы — своего рода визитная карточка государства на международной арене.
Государственными символами Украины являются флаг, герб и гимн.
Государственные символы Украины — это установ- ленные Конституцией и законами Украины особые рас- познавательные знаки, в которых воплощен суверенитет, историческое прошлое и идейные ценности нашего госу- дарства. Государственный Флаг — стяг из двух равнове- ликих горизонтальных полос синего и желтого цветов. Государственный Флаг устанавливается на зданиях, в ко- торых размещаются органы государственной власти и ме- стного самоуправления, дипломатические и консульские представительства Украины за рубежом, на водных и воз- душных судах, принадлежащих Украине.
В дни государственных праздников и в траурные дни Государственный Флаг вывешивается на жилых зданиях.
Малый Государственный Герб — Знак Княжеского Государства Владимира Великого. Его изображение раз- мещается на печатях, денежных знаках, государственных Ценных бумагах.
Большой Государственный Герб — должен быть ус- тановлен специальным законом с учетом Малого госу-
дарственного Герба и герба Войска Запорожского (казак с мушкетом на плече). Существует много проектов, учиты- вающих конституционные требования к Большому Госу- дарственному гербу Украины, но пока законодательно ни один из них не утвержден.
Государственный Гимн - - национальный гимн на музыку Михаила Вербицкого со словами, утвержденными специальным законом. Такой закон тоже пока не принят Верховной Радой Украины и потому до принятия закона используются слова национального гимна, написанные Павлом Чубинским. Государственный Гимн исполняется на официальных мероприятиях, он звучит на спортивных соревнованиях, в которых принимают участие украинские спортсмены.
Столицей Украины — административно-политическим центром страны — является город Киев. Особый статус столицы нормативно закреплен Законом «О столице Ук- раины — городе-герое Киеве» (15 января 1999 г.).
Уважение к государственным символам является кон- ституционной обязанностью гражданина Украины. Неис- полнение этой обязанности (надругательство над государ- ственной символикой, незаконное использование государ- ственной символики) влечет юридическую ответственность.
3.9. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ЯЗЫКАХ В УКРАИНЕ
Государственным языком в Украине является укра- инский язык. Государственный статус украинского язы- ка, статус иных языков в Украине закреплен Конституци- ей Украины, а также Законами Украины «О языках в Украине» (28 октября 1989 г.) и «О национальных мень- шинствах в Украине» (25 июня 1992! г.). Важное значе- ние имеет ратифицированная 24 дека.бря 1999 г. Верхов- ной Радой Европейская хартия региональных языков и языков меньшинств. I
Конституция и вышеназванные законы Украины опре- деляет три различных правовых режима в сфере языко- вой политики:
1) статус украинского языка как государственного (офи- циального) означает его всестороннее развитие и функ-
ционирование во всех сферах общественной жизни на всей территории Украины.
Украинский язык является языком актов органов го- сударственной власти и управления, деловой, технической, проектной документации и делопроизводства, международ- ных договоров (со стороны Украины), официальных средств массовой информации, науки и образования.
Государственные служащие обязаны владеть украин- ским языком. Для Президента Украины, судей Конститу- ционного Суда и судов общей юрисдикции знание украин- ского языка является конституционной обязанностью.
Определенный минимум знаний украинского языка должны иметь лица, желающие приобрести гражданство Украины. Украина проявляет заботу об удовлетворении языковых потребностей украинцев, проживающих за ее пределами;
2) гарантируется свободное развитие, использование и защита русского языка и языков иных национальных меньшинств.
Это означает возможность межличностного общения на русском и иных языках, право обращения в органы госу- дарственной власти, обучения, распространения информа- ции на русском языке и иных языках национальных мень- шинств.
Особый статус в этой группе языков имеет русский язык. Акты высших органов государственной власти публику- ются не только на украинском, но и на русском языке. Техническая и проектная документация, результаты на- учно-исследовательских работ, публикации научных ре- зультатов могут быть выполнены как на украинском, так и на русском языке — по выбору автора;
3) Украина способствует изучению языков между- народного общения (английский, французский, немецкий и т.д.). Такие языки не являются языками официального или делового общения, подобно украинскому или русско- му. Государство лишь создает условия для их изучения гражданами Украины. Например, изучение таких языков входит в программу средних общеобразовательных и выс- ших учебных заведений.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление