Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Авангардизм и его влияние на художественную культуру




 

Авангард явился прямым продолжением модернизма. Авангард – это модернизм, обращенный к обществу и науке, устремленный в будущее. Стиль «модерн» (1880–1910) явился переходным течением от модернизма к авангарду. Главные его представители в Бельгии Х. Ван де Вельде, в Австрии Й. Ольбрих, А. Гауди в Испании, в Шотландии Ч. Макинтош, в России Ф. Шехтель. Фовизм (1905–1908) стал первым течением собственно авангарда. Его сторонники – А. Матис, М. Вламинк, А. Дерен, А. Марке – выступали с утверждениями о конце реализма. Экспрессионизм (1905–1920) возник под влиянием предшествующих течений модернизма и авангарда, а также восточного искусства. Первым произведением, написанным в духе экспрессионизма, можно считать картину норвежского художника Э. Мунка «Крик» (1893). Основные представители течения – художники Э. Кирхнер, Э. Нольде, М. Пехштейн, Ф. Марк, П. Клее. В России ближе всего к экспрессионизму находилось творчество М. Ларионова и Н. Гончаровой. Кубизм (1908–1930) – одно из главных течений авангардизма – возник под влиянием постимпрессионизма П. Сезанна и фовизма, а также африканской скульптуры. Его представители – П. Пикассо, Ж. Брак, Ф. Леже, Р. Делоне – исповедуют настоящую страсть к эксперименту, поиску новых выразительных средств и приемов. Футуризм (1909–1925) стал одним из самых радикальных вариантов авангардизма. Наибольшее распространение он получил в Италии. Его представителями были Ф. Маринетти, У. Боччони, Дж. Балла, Л. Руссоло; в России его представляли В. Маяковский и В. Хлебников. Сюрреализм (1924–1940) – последнее значительное течение европейского авангарда – возник под влиянием символизма, экспрессионизма и дадизма (М. Дюшан). Он получил широкое международное распространение. Основные его представители – А. Бретон во Франции, С. Дали в Испании, Р. Магритт в Бельгии; Г. Мур в Англии. Сюрреализм опирается на иррационализм и алонизм, концепцию бессознательного З. Фрейда.В целом первая половина XIX в. была отмечена дальнейшим усилением цивилизационного начала. Положение духовной культуры при этом становилось все более сложным.

Западная культура второй половины ХХ в. В этот период происходят значительные изменения в культуре. Она начинает существовать как бы в трех измерениях, распадаясь на 3 основные составляющие: гуманитарную (традиционную), научно-техническую (интеллектуальную) и массовую. Влияние традиционной гуманитарной культуры в целом падает, тем не менее она сохраняется и продолжает развиваться. Повышается ее социальная значимость. В искусстве ее представляет главным образом реализм. Высокий уровень удерживается в литературе: французской – М. Дрюон (1918), Э. Базен (1911), Ф. Саган (1935), Ж. Сименон (1903–1989); швейцарской – Г. Гессе (1877–1962), в английской литературе присутствует несколько течений: литературу так называемых «сердитых молодых людей» представляют Дж. Осборн (922) и Дж. Брейн (1922), а писательница А. Мердок в своем творчестве классическую линию сочетает с психоанализом, в творчестве Г. Грина соседствуют разные жанры – психологический роман, политический и детективный. В американской литературе реалистическую тенденцию представляют К. Воннегут (1922) и Дж. Апдайк (1932); популярна научная фантастика – А. Азимов (1920) и Р. Бредбери (1920); значительных достижений добилась американская драма – А. Миллер (1915), Т. Уильямс (1911), Э. Олби (1928). Итальянское искусство известно прежде всего своим кино и, в первую очередь, – течением неореализма. Его основатель Р. Росселини (1906–1977). К этому течению относятся также Л. Висконти (1906–1976), Дж. де Сантис (1917). Самым великим итальянским режиссером стал Ф. Феллини (1920–1995). Развитие научно-технической интеллектуальной культуры во второй половине ХХ в. отмечено грандиозными успехами и достижениями. К этой культуре относится неомодернизм, сменивший авангард, поскольку он непосредственно связан если не с наукой, то с новейшей техникой и технологиями. Эволюция неомодернизма идет по нисходящей, хотя иногда происходят и всплески. Можно сказать, что эволюция неоавангарда идет под знаком его самоотрицания как искусства. Это хорошо видно в поп-арте (Р. Раушенберг, Д. Джонс, Э. Уорхол), продолжившем дадаизм М. Дюшана. В той или иной мере тенденцию к отказу художественного произведения и искусства вообще проявляют и другие течения неоавангарда – поп-арт, лэнд-арт, боди-арт, хеппенинг, перформанс, инсталляция и др. Почти во всех течениях неомодернизма субъективное, личностное начало либо сводится к минимуму, либо отсутствует совсем. В целом же научно-техническая и интеллектуальная культура, как и традиционная, является таковой для ограниченной части общества. Обе они составляют то, что иногда называют «высокой» («элитарной») культурой. Ее существование становится все более сложным и проблематичным.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 724; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.