Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Школьная реформа




Отмена крепостного права и ставшее ее результатом мощное ускорение социально-экономического развития страны, усложнение и расширение функций государственного управления, острая необходимость в дальнейшем развитии культуры и науки, в увеличении числа грамотных и образованных людей в Российском государстве потребовали от высшего руководства страны проведения новой школьной реформы.

14 июля 1864 г. Александр II утвердил «Положение о начальных народных училищах», которое разрешало открывать их общественным учреждениям и частным лицам. Это был сильный удар по государственно-церковной монополии на народное образование. Одной из главнейших задач начальной школы было «утверждение в народе религиозных и нравственных понятий». Председателем губернского училищного совета был архиерей.

Устав для средней школы был утвержден 19 ноября 1864 г. Он предусматривал открытый доступ в семиклассные мужские гимназии для детей всех сословий, но вводил плату за обучение, что давало преимущество зажиточным слоям населения. «Устав гимназии и прогимназии» устанавливал два типа гимназий: классические, где, кроме общеобразовательных предметов, преподавалась латынь, а порой и греческий язык; и реальные, без древних языков, но с естествознанием и математикой в большем объеме. Учреждались также прогимназии в составе низших классов. Во главе гимназии стоял директор. Для наблюдения за порядком в классах и ведения хозяйства в пансионах существовала (с 1828 г.) должность инспектора, было учреждено звание почетного попечителя гимназии, для обсуждения учебной и воспитательной работы созданы педагогические советы. Воспитательную работу с учащимися проводили классные наставники и классные надзиратели (обе должности введены Уставом 1871 г.). С 1871 г. единственным типом гимназий стала классическая гимназия в составе 7 классов с 8-летним курсом обучения (7-й класс делился на 2 года). Выпускники классических гимназий получали преимущественное право при поступлении в университеты: окончившие гимназии с золотыми и серебряными медалями принимались в университет без экзаменов, остальные  также без экзаменов, но по конкурсу аттестатов.

Реформированию подверглась и высшая школа, которая готовила специалистов высшей квалификации для различных областей хозяйства, государственного управления и культуры. Новый устав 18 ию­ня 1863 г. восстанавливал академическую автономию университетов, которая была ликвидирована в николаевское время. По новому университетскому уставу Совет профессоров регулировал всю жизнь высших учебных заведений: избирал ректора и деканов, замещал преподавательские вакансии. Министерство просвещения лишь утверждало или не утверждало решения об избрании профессоров и другие решения совета. Студенты никаких прав самоуправления не получили, подчиняясь дисциплинарному суду профессоров, избиравшемуся Советом. Каждый университет обычно имел четыре факультета: историко-филологический, юридический, физико-математиче­ский и медицинский. Курс обучения оставался четырехлетним.

В результате осуществления школьной реформы в России возникла достаточно стройная и демократическая по тем временам система начального, среднего и высшего образования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.166 сек.