Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Абрахам Маслоу, Карл Роджерс




ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

Этот термин использовала группа персонологов, которые в начале 1960 года объдинились под руководством А.Маслоу с целью создания жизнеспособной теоретической альтернативы двум наиболее важным интеллектуальным течениям в психологии - психоанализу и бихевиоризму.

Это были Эрих Фромм, Гордон Олпорт, Карл Роджерс, Виктор Франкл.

Она не является строгой теоретической системой, её лучше рассматривать как движение.Маслоу назвал свой подход психологией третьей силы. Хотя в этой группе психологов имеется широкий спектр различных подходов, все они признают определённую фундаментальную концепцию на природу человека.

Её корни - в экзистенциальной философии (Сёрен, Кьеркегор, Ясперс, Хайдеггер, Сартр).

Экзистенциальный взгляд берёт начало из специфического осознания уникальности бытия отдельного человека, существующего в конкретный момент времени и пространства. Они подчёркивают, что каждый ответственен за то, кто мы и кем становимся. «Человек не что иное, как то, чем он делает себя сам» (Ж.П.Сартр).

В качестве основной модели гуманистическая психология принимает ответственного человека, свободно делающего выбор среди предоставленных возможностей. «Я - есть мой выбор» (Сартр).

Психологи данного направления вычленили из экзистенциальной философии концепцию становления. Человек не бывает статичен, он всегда находится в процессе становления. Он ответственен за реализацию как можно большего числа возможностей, только тогда человек живёт полноценной жизнью. С точки зрения экзистенциально-гуманистической, поиск подлинно человеческого существования требует большего, чем удовлетворение биологических и физиологических потребностей. Люди, отказывающиеся от самостановления в этом смысле, делают свою жизнь абсурдной, видят её смысл в слепом подчинении ожиданиям общества.

Обозначив философские основы теоретической конструкции А.Маслоу, перейдём непосредственно к её положениям.

Биографические данные.

Абрахам Маслоу, 1908 - 1970. Бруклин, Нью - Йорк.

Эмигрировал из России, старший из 7 детей в семье.Как он пишет сам «Я был одинок и несчастен. Я вырос в библиотеках, среди книг, без друзей». В семье были сложные отношения.

В университете штата Висконсин закончил официальный академический курс по психологии, 1930 г. -степень бакалавра, 1931 - магистр гуманитарных наук, 1934 - доктор. После вновь вернулся в Нью Йорк, работал в Колумбийском университете, затем в Бруклинском колледже, где работал 14 лет.

1930 - 1940 г.- Нью-Йорк, знакомится с элитой европейских интеллектуалов, которые вынуждены спасаться от Гитлера. Эрих Фромм, Альфред Адлер, Карен Хорни, Рут Бенедикт, Макс Вертхаймер.

Маслоу был членом профессиональных и почётных обществ. В качестве члена американской психологической ассоциации был президентом Отделения личности и социальной психологии. Умер в 1970 году в возрасте 62 лет от сердечного приступа.

 

Основные положения теории А.Маслоу.

Мотивационные процессы являются стержневой основой гуманистической теории личности. Маслоу описал человека как «желающее» существо, которое редко достигает удовлетворения. Если одна потребность удовлетворена, то появляется следующая, которая контролирует внимание и усилия человека, затем всё повторяется с начала.

Маслоу предположил, что все потребности человека носят врождённый характер или «инстинктоидный», организованы иерархически. Концепция Маслоу известна как иерархия потребностей в мотивации человека.

Если представить эту иерархию в виде пирамиды или лестницы, то выделяются следующие «ступеньки» снизу вверх.

1 Базовые физиологические потребности (в пище, воде, кислороде, сексе).

2 Потребности, связанные с безопасностью (в предсказуемости окружения, стабильности).

3 Потребности, связанные с любовью, принятием, присоединением, любить и быть любимым.

4 Потребности, связанные с уважением других и самоуважением.

5 Потребности, связанные с самоактуализацией или личностной состоятельности.

Общий принцип, предлагаемый Маслоу для трактовки развития личности: нижележащие потребности должны быть в какой-то мере удовлетворены прежде, чем человек может перейти к реализации высших. Без этого человек может и не подозревать о наличии потребностей более высокого уровня. В целом, как полагал Маслоу, чем выше человек может подняться по лестнице потребностей, тем больше психического здоровья, гуманности он будет проявлять. Будет более индивидуален.

На «вершине» пирамиды оказываются потребности, связанные с самоактуализацией.

Самоактуализацию Маслоу понимал как процесс. Включающий в себя здоровое развитие способностей людей, чтобы они могли стать тем, кем могут стать, а значит жить осмысленно и совершенно. Хотя все люди ищут внутренней состоятельности, достигают уровня самоактуализации менее 1%.

Большинство, по Маслоу, просто не видят своего потенциала, путаясь в жизненных мелочах, не ведают радости движения к его раскрытию. Часто этому способствует окружение. Бюрократическое общество имеет тенденцию к нивелированию личности (близки к идеям Э.Фромма). Это относится и к обстановке в семье: дети, растущие в условиях дружелюбия, удовлетворяют потебность в безопасности и имеют больше шансов для последующей самоактуализации.

Если же человек не выходит на уровень высших потребностей, значит произошла «блокировка» потребности более низкого уровня. «Самоактуализирующаяся» личность оказывается человеком особым, не имеющим бытовых пороков в виде злобы и зависти, дурного вкуса и цинизма, не будет склонен к депрессии, эгоизму, пессимизму и т.д... Таким человеком был, по Маслоу, известный гештальтпсихолог Макс Вертгеймер, с которым он познакомился после его эмиграции в США. Такой человек отличается высокой самооценкой, неконвенционален (независим от условностей), демократичен, обладает чувством юмора (философского плана), склонен к проявлению спонтанной активности.

Значит, задача человека, по Маслоу, быть самим собой даже в обществе, где условия этому не способствуют. Для него человек - высшая ценность и сам отвечает за то, чтобы состояться таковым.

Проблема самоактуализации оказалась в центре исследований одного из популярных психологов ХХ века - Карла Роджерса (1902-1987).

Человек, как и другие живые организмы, считает Роджерс, имеет врождённую тенденцию жить, развиваться. Для него самоактуализация является той силой, которая заставляет его развиваться во всех отношениях, от овладения моторными навыками до творческих вершин. Все биологические потребности также подчинены этой тенденции - они должны быть удовлетворены в целях позитивного развития. Причём, процесс развития, как считает Роджерс, продолжается даже в случае сложных жизненных препятствий. Известны случаи, когда люди, живущие в жёстких условиях, не только выживали, но и добивались успехов.

У Роджерса человек не такой, каким его изображает психоанализ. Он считает, что по своей природе человек изначально добр и не нуждается в контроле со стороны общества, тем более, что обющество и контроль часто заставляют поступать плохо. Поведение, ведущее человека к несчастью, не соответствует человеческой природе. Жестокость, насилие, агрессивное поведение - результат страха и психологической защиты. Психолог в данном случае должен помочь человеку открыть свои позитивные тенденции, которые даны ему от природы.

Таким образом, важнейший мотив жизни человека, по Роджерсу, это актуализировать, сохранить и развить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы. Тенденция актуализации является активным процессом, отвечающим за то, что организм всегда стремится к какой-нибудь цели, будь то игра, творчество, любые перемены. Она движет человека в направлении повышенной автономии и самодостаточности.

Тенденция к самоактуализации не просто направлена на снижение напряжения (сохранение жизненных процессов и поиски комфорта и покоя).

Она также подразумевает повышение напряжения. Поведение мотивировано потребностью человека развиваться и улучшаться. Человеком управляет процесс роста, это универсальный закон, общий для всех форм жизни, это сущность жизни. (Упорство ребёнка, который учится ходить). Роджерс предположил, что всё поведение людей направлено на повышение их компетентности или самоактуализацию.

Концепция Роджерса является феноменологическим подходом к личности. Феноменология - такой подход в персонологии, подчёркивающий важность понимания субъективных переживаний человека, его чувств и личных концепций, а также его личной точки зрения на мир и себя. Только субъективный опыт является ключом к пониманию поведения. Поэтому наиболее важным аспектом психологического исследования является изучение субъективных переживаний человека - в конечном счёте только эти переживания ответственны за поведение. Это и есть феноменологическая реальность, которую персонолог, по мнению Роджерса, должен попытаться проанализировать и понять.

Развитие личности или формирование «Я»- концепции у Роджерса отличное от известных нам персонологов (Фрейда, Адлера, Эриксона).

У него - это всеобщая конфигурация самовосприятия: концепция человека о том, каков он.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 623; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.