Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Женевское право - или право Красного Креста




Лекция 3

Дополнительная

Основная

1. Международное гуманитарное право: учебник, доп. УМО РФ / под ред. А.Я. Капустина.— М.: Юрайт: Высшее образование, 2009.— 586с.

2. Пикте Жан. Развитие и принципы международного гуманитарного права: Курс, прочитанный в июле 1982 г. в Страсбургском ун-те в рамках информационной сессии, организованной Международным ин-том прав человека.— М.: МККК, Б.г.— 127 с.

3. Свинарски Кристоф. Основные понятия и институты международного гуманитарного права как система защиты человека.— М.: МККК, 1997.— 72 с.

4. Гассер Ханс-Петер. Международное гуманитарное право. Введение.— М.: МККК, 1995.— 125 с.

 

1. Права человека и процессы глобализации современного мира / отв. ред. Е.А.Лукашева.— М.: Норма, 2007.— 464 с.

2. Крилль Франсуаза. Международное гуманитарное право о защите женщин.— М.: МККК, 1994.— 32 с.

3. Защита окружающей среды в международном гуманитарном праве. Сб. статей.— М.: МККК, 1995.— 126 с.

4. Защита лиц и объектов в международном гуманитарном праве: Сборник статей и документов. — М.: Международный комитет Красного Креста, 1999.— 376с.

5. Буше-Сольнье, Ф. Практический словарь гуманитарного права / Ф. Буше-Сольнье.— М.: МИК, 2004.— 552с.

Истинное назначение Женевского права, или Права Красного. Креста,- предоставление покровительства беззащитным во время войны.

Однако с 1864 года это право было весьма существенно расширено и в настоящее время включает в себя защиту пленных комбатантов, а также жертв войны среди гражданского населения. Под "беззащитными" мы понимаем лиц, которые, являясь гражданами вою­ющих стран, или прекратили борьбу в связи с ранениями, или по­терпели кораблекрушение, или добровольно сложили оружие; это определение также распространяется на пленных из числа военно­служащих и гражданских лиц и, наконец, на гражданских лиц, на­ходящихся во власти стороны противника и особенно под его воен­ной оккупацией.

Соответствующие правила содержатся в четырех Женевских конвенциях 1949 года, дополненных в ряде аспектов Протоколом 1 1977 года. Поэтому все пять международных договоров нужно рассматри­вать вместе.

Положения всех Конвенций предваряются требованием о гуман­ном обращении с беззащитными. Формулировки этих требований в каждой из Конвенций соответствуют категориям лиц, охватываемых ее положениями. В Дополнительный протокол 1 включено разверну­тое положение об обращении с лицами, находящимися во власти сто­роны, участвующей в конфликте. Статья 75 раздела 3 под названием "Основные гарантии " читается как сжатое изложение Декларации прав человека, приспособленной для особых условий войны. Сог­ласно статье 75 Дополнительного протокола 1, с лицами, находя­щимися во власти сторон, участвующих в конфликте, «при всех об­стоятельствах обращаются гуманно». Статья 75 содержит длинный перечень обязательств и запретов. Этой статьей запрещается "насилие над жизнью, здоровьем и физическим и психическим состоя­нием лиц, в частности убийство" и особо подчеркнуто, что запрещаются "пытки всех видов, будь то физические или психические"[4].

Запрет на эксперименты на людях распространяется на всех лиц, находящихся - независимо от причин - во власти противной сто­роны.

Статья 75 запрещает "надругательство над человеческим дос­тоинством, в частности унизительное и оскорбительное обращение, принуждение к проституции или непристойное посягательство в лю­бой его форме".

В разделе 3 Дополнительного протокола 1 перечислены дру­гие группы лиц, которые из-за высокой степени уязвимости в си­туации конфликта нуждаются в дополнительной защите: беженцы и лица без гражданства, разъединенные войной семьи, женщины, де­ти и журналисты.[5]

Статьи, относящиеся к раненым, больным и лицам, потерпев­шим кораблекрушение, содержаться в 1 Женевской конвенции об улучшении участи раненых, больных в действующей армии; во 2 Же­невской конвенции об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на мо­ре; в 4 Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны и в Дополнительном протоколе 1 1977 года.

В соответствии с Женевскими конвенциями разные правила применяются в зависимости от того, является ли раненый, боль­ной или потерпевший кораблекрушение лицом из состава вооружен­ных сил или гражданским лицом. Протокол 1 покончил с таким раз­граничением и ввел единое законодательство для обеих категорий лиц, в значительной степени упростив практическое применение этих положений. Теперь есть просто понятие "больной" или "ра­неный", независимо от того, является ли данный человек военно­служащим или гражданским лицом, и есть одно понятие- "медицинское формирование", будь то военного или гражданского ведомст­ва. Поэтому гражданские раненые могут лечиться в военных гос­питалях, а комбатанты - в гражданских медицинских учреждениях. Защита распространяется,на человека или учреждение и не связывается о их военным или гражданским статусом.

Медицинские формирования находятся под защитой. Их нель­зя использовать не по назначению, и они не могут быть объектом нападения. К медицинским формированиям относятся стационарные и подвижные госпитали, полевые госпитали или другие учреждения, созданные для медицинских целей, как, например, фармацевтичес­кие склады. Гражданские медицинские формирования, особенно боль­ницы, должны быть уполномочены в качестве таковых компетентны­ми властями соответствующего государства.

Сторона противника обязана в любое время уважать медицинские формирования, то есть на них нельзя нападать и нельзя препятствовать их работе. Защита прекращается только в том случав, если такие формирования используются "помимо их гуманитарных функций" с целью нанесения ущерба противнику. Естественно, защита не прекращается, если медицинское формирование приняло раненых комбатантов вместе с их оружием и боеприпасами.

Однако медицинские формирования нельзя оборонять от захвата вооруженными силами противника. Напротив, они должны быть переданы наступающему противнику в хорошем состоянии. В этом смысле полевой госпиталь нейтрален. Попав в руки стороны противника, медицинские формирования должны, как правило, иметь возможность продолжать функционировать. Для того, чтобы медицинские формирования могли действительно пользоваться защитой даже во время сражений, их не следует располагать вблизи воен­ных объектов.

На море функцию сухопутных госпиталей выполняют госпиталь­ные суда. Они находятся под покровительством 2 Женевской кон­венции при условии, что они обозначены как таковые и их харак­теристики сообщены сторонам, находящимся в конфликте.

Статья 32 Дополнительного протокола 1 устанавливает пра­во "семей знать о судьбах своих родственников" во время воору­женного конфликта. На практике это означает, что как только позволят обстоятельства, каждая сторона обязана разыскивать раненых и умерших.[6] Особой обязанностью каждой из находящих­ся в конфликте сторон является розыск лиц, о которых сообщается как о пропавших без вести. С началом войны стороны должны немедленно организовать Справочное бюро для сбора информации о лицах, находящихся под защитой.

Запросы о розыске одной стороной у другой и соответст­вующие ответы обычно передаются через Центральное Агентство по розыску МККК.

 

ВОЕННОПЛЕННЫЕ

 

В 3 Женевской конвенции - об обращении о военнопленными - подробно рассмотрено положение лиц, попавших в плен во время войны. Суть этой конвенции можно коротко выразить фразой: "С военнопленными следует всегда обращаться гуманно"[7]. Военнопленными являются лица из Состава вооруженных сил одной из учас­твующих в конфликте сторон, попавшие во власть неприятеля во время международного вооруженного конфликта. Во время плена военнопленные сохраняют свой правовой статус военнослужа-щих, что внешне выражается в том, что им разрешено носить свою формен-ную одежду, что они продолжают подчиняться своим офицерам, которые сами являются военнопленными, а также в том, что по прекращении военных действий их следует незамедлительно репат­риировать. Более того, здесь прямо указано, что военнопленные находятся во власти неприятельского государства, а не отдель­ных лиц или воинских частей, так как именно государство, явля­ясь участником Женевских конвенций, несет ответственность за выполнение своих международных обязательств. Содержание в пле­ну ни в каком отношении не является формой наказания.

Военнопленные сохраняют свой правовой статус с момента пленения до репатриации. Никакие меры удерживающих их властей или их собственные действия не могут привести к утрате ими это­го статуса во время плена. Лица, находящиеся под защитой, ни в коем случае не могут отказываться от прав, которые им обеспечи­вают Женевские конвенции.

3 Конвенция подробно регламентирует обращение с военнопленными. Следует отметить, что военнопленные не могут, как пра­вило, отказываться, от репатриации. Статья 118 не предусматрива­ет никаких исключений для возвращения военнопленных на родину; бо­лее того, в соответствии о ней все военнопленные репатриируются в обязательном порядке.

 

Г Р А Ж Д А Н С К И Е Л И Ц А

 

Гражданскими лицами являются все те лица, которые не входят в состав вооруженных сил. В этом качестве они находятся под за­щитой международного гуманитарного права. Следовательно, являясь "некомбатантами", гражданские лица не имеют права принимать учас­тия в военных действиях. Нарушившие этот запрет должны иметь в ви­ду, что они лишаются защиты и что против них будет применена си­ла. При этом они сохраняют статус гражданских лиц, в частности не становятся комбатантами. Национальное законодательство обычно сурово карает насильственные действия "незаконных формирований". Международное гуманитарное право не выступает против этих стро­гих национальных законов.

4 Конвенция запрещает использовать гражданское население в качестве прикрытия от нападения неприятеля на определенные районы или установки, имеющие обычно военное значение. Запрещены также коллективные наказания гражданских лиц, меры запугивания, террора населения, ограбление, взятие заложников и репрессалии в отношении гражданского населения.

Для защиты всего гражданского населения или особо уязвимых лиц (раненых, больных, инвалидов и стариков, детей) с согласия обеих сторон могут создаваться безопасные зоны, либо во время конфликта (например в форме "открытого города"), либо еще в мир­ное время (демилитаризованные зоны). Такие зоны запрещается подвергать военному нападению; с другой стороны, их нельзя оборонять от приближающегося противника. Единственное назначение этих зон заключается в обеспечении выживания укрывающегося в них на­селения.

Протокол 1 содержит подробную статью о защите женщин, а также новые важные положения, касающиеся обращения с детьми.

 

ИНОСТРАНЦЫ

 

По Женевскому праву, держава, во власти которой находятся граждане страны противника, должна разрешить им уехать, но толь­ко, если их возвращение в свою страну не противоречит интересам удерживающей державы. С лицами, добровольно или вынужденно ос­тавшимися во власти государства противника, следует обращаться согласно законодательству мирного времени об иностранцах. Покро­вительствуемые лица могут быть в любое время отправлены на роди­ну, а по окончании военных действий должны быть репатриированы в обязательном порядке. Держава, во власти которой они находятся. может передать их третьей стране, но только при условии, что она является участницей 4 Конвенции и если она гарантирует, что лица, о которых идет речь, не будут преследоваться за их поли­тические или религиозные убеждения.

Документы:

1. Женевские Конвенции от 12 августа 1949 года и Дополнительные Протоколы к ним МККК, 1994.

2. Международное право. Ведение боевых действий (Сборник Гаагских Конвенций и иных Соглашений) МККК, 1995.

 

Учебная литература




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1256; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.