Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гаагское право - или международные правила, относящиеся к ведению военных операций




Лекция 4

Дополнительная

Основная

1. Международное гуманитарное право: учебник, доп. УМО РФ / под ред. А.Я. Капустина.— М.: Юрайт: Высшее образование, 2009.— 586с.

2. Пикте Жан. Развитие и принципы международного гуманитарного права: Курс, прочитанный в июле 1982 г. в Страсбургском ун-те в рамках информационной сессии, организованной Международным ин-том прав человека.— М.: МККК, Б.г.— 127 с.

3. Свинарски Кристоф. Основные понятия и институты международного гуманитарного права как система защиты человека.— М.: МККК, 1997.— 72 с.

4. Гассер Ханс-Петер. Международное гуманитарное право. Введение.— М.: МККК, 1995.— 125 с.

 

1. Права человека и процессы глобализации современного мира / отв. ред. Е.А.Лукашева.— М.: Норма, 2007.— 464 с.

2. Крилль Франсуаза. Международное гуманитарное право о защите женщин.— М.: МККК, 1994.— 32 с.

3. Защита окружающей среды в международном гуманитарном праве. Сб. статей.— М.: МККК, 1995.— 126 с.

4. Защита лиц и объектов в международном гуманитарном праве: Сборник статей и документов. — М.: Международный комитет Красного Креста, 1999.— 376с.

5. Буше-Сольнье, Ф. Практический словарь гуманитарного права / Ф. Буше-Сольнье.— М.: МИК, 2004.— 552с.

 

 

Если Женевское право определяет, как сторона в конфликте должна обращаться с жертвами военных действий (раненными, военнопленными, населением оккупированных территорий), то Гаагское право устанавливает ограничения на ведение военных действий. Цель правил, относящихся к ведению военных операций,- предотвратить или по крайней мере ослабить, насколько позволит жестокая реальность войны, ее смертоносное и разрушительное действие. Поскольку эти правила имеют прямое отношение к планированию и проведению военных операций, они адресованы непосредственно высшему командованию вооруженных сил, командирам войсковых соединений и генеральным штабом, а то время как соблюдение гуманитарного права, относящегося к защите раненных и больных, военнопленных и гражданского населения на оккупированных территориях, является ответственность тыловых служб и гражданских властей.

Международное право, относящееся к ограничению способов ведения войны, берет свое начало от Гаагских конвенций 1899 и 1907 годов, когда впервые была кодифицирована эта область права.

Правила ведения войны включает ограничения, налагаемые правом на выбор методов и средств ведения войны. Международные нормы, ограничивающие насилие во время войны, должны применять в полном объеме во всех ситуациях, которые регулируются международным гуманитарным правом.

Хотя в соответствии с Уставом ООН государству разрешено оказывать вооруженное сопротивление (например, в целях законной самообороны), ведение войны в любое время должно подчиняться общим принципам международного гуманитарного права, нашедшим свое отражение в обычном праве, а также в международном договорном праве.

В преамбуле Санкт-Петербургской декларации 1868 года содержится развернутая концеция права, относящегося к ведению военных действий.

Санкт-Петербургская декларация наряду с Кодексом Либера явилась первым опытом кодификации ограничений на ведение войны, вслед за которым последовал целый ряд других документов. Важнейшими из них были Гаагская конвенция 1899 и 1907 годов. В статье 22 прилагаемого Положения к 4 Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 года говорится: «Воюющие не пользуются неограниченным правом в выборе средств нанесения вреда неприятелю».[8]

Гаагское положение было главным правовым критерием, по которому оценивалось ведение боевых действий во время обеих мировых воин. Нюрнбергский трибунал констатировал, что это положение является частью международного обычного права, и поэтому обязательно для соблюдения всеми воюющими государствами.

В Женевские конвенции от 12 августа 1949 года, явившиеся результатом полного пересмотра международного гуманитарного права после второй мировой войны, было внесено лишь несколько положений, непосредственно относящихся к ведению войны. Эти положения находятся в разделе 24 Женевской конвенции, озаглавленном «Положения общего характера о защите населения от некоторых последствий войны», и рассматривает, например, создании зон безопасности и защиту гражданских больниц.

Решающую роль в дальнейшем развитии международного гуманитарного права сыграла Резолюцию № 2444 (23) от 19 декабря 1968 года под названием «Уважение прав человека в период вооруженных конфликтов», получившая единогласное одобрение Генеральной Ассамблеей ООН. Данная резолюция подтвердила три важнейших принципа международного гуманитарного права, которые, как указано в тексте, должны соблюдаться всеми правительствами и иными группами, принимающими участие в вооруженном конфликте. Эти три принципа можно сформулировать следующим образом:

- право сторон, находящихся в конфликте, выбирать средства для нанесения ущерба противнику не является неограниченным;

- запрещается нападать на гражданское население как таковое;

- следует всегда проводить различие между лицами, принимающими участие в военных действиях, и гражданскими лицами с тем, чтобы как можно меньше подвергать опасности последних.

В результате развития международного гуманитарного права был сформирован еще один принцип, который можно поставить в ряд с тремя основными правилами, содержащимися в резолюции № 2444. Речь идет об «оговорке Мартенса». Впервые появившись в преамбуле 4 Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны, она вновь была подвержена в 1977 году Протоколом 1, параграф 2 статьи 1 которого гласит: «В случаях, не предусмотренных настоящим Протоколом или другими международными соглашениями, гражданские лица и комбатанты остаются под защитой и действием принципов международного права, проистекающих из установившихся обычаев, из принципов гуманности и из требований общественного сознания».[9]

Это положение свидетельствует о полноте гуманитарной защиты: при отсутствии правила, непосредственно относящегося к данному действию, нельзя давать заключение, что такое действие допустимо: напротив, следует найти такое решение, которое – как и гуманитарное право в целом – отвечало бы требованиям гуманности.

Право, регулирующее ведение войны, можно свести к одному слову – «ограничения» - ограничения, которым должно подчиняться применению силы. Являясь антитезой неограниченности, понятие «ограничения» противостоит идее тотальной войны.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 873; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.