Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные термины, определения и обозначения




Понятие о взаимозаменяемости

Взаимозаменяемость – принцип конструирования и производства деталей, обеспечивающий качественную сборку или замену при ремонте независимо изготовленных деталей и узлов без дополнительной обработки и подбора с сохранением заданной работоспособности механизма.

Взаимозаменяемость позволяет упростить работу конструктора на стадии проектирования, повышает технологичность сборки, обеспечивает выпуск специализированных деталей и узлов при узкой специализации производства (изготовление крепежа, подшипников и т.д.). Для обеспечения взаимозаменяемости деталей и узлов механизмов и упорядочения их производства в масштабах предприятия, отрасли, страны, группы стран существуют стандарты: СТП – предприятия, ОСТ – отраслевые, ГОСТ – государственные, МС – международные. Их соблюдение является обязательным на всех этапах конструирования, производства и эксплуатации изделий.

В данном разделе рассматривается только геометрическая взаимозаменяемость, т.е. взаимозаменяемость деталей по размерам, форме деталей, взаимному расположению осей и поверхностей и шероховатости поверхностей, соответствующая ГОСТ 25346-89.

Деталь – изделие, выполненное из одного материала без каких – либо сборочных операций.

Узел – изделие, выполненное из двух и более деталей, сопряженных между собой.

Размер – численное значение линейной величины в принятых единицах измерения (в технической механике линейные размеры – в мм, допуски размеров в мкм, допуски отклонений – в мм, угловые размеры здесь не рассматриваются).

Свободный размер – размер части детали, граничащей с окружающей средой.

Сопрягаемый размер – общий для двух деталей, входящих одна в другую (сопрягаемых между собой).

Вал – термин, применяемый для обозначения наружных (охватываемых) элементов деталей.

Отверстие – термин, применяемый для обозначения внутренних (охватывающих) элементов деталей.

Прочие линейные размеры – термин, применяемый для элементов третьего типа, например, длин уступов, глубин пазов, отверстий и т.д.

Действительный размер – размер, установленный измерением с допустимой погрешностью или с использованием вероятностных методов.

Номинальный размер – проставляемый на чертеже детали или соединения и служащий началом отсчета отклонений. Номинальные размеры получают из расчётов или принимают из конструктивных соображений. С целью ограничения номенклатуры режущих и мерительных инструментов, а также увязки между собой различных видов изделий номинальные размеры округляют до «нормальных линейных размеров» по ГОСТ 6636-69.

Исходными данными для регламентации нормальных линейных размеров (диаметров, длин и др.) являются предпочтительные числа, представляющие ряды геометрических прогрессий со знаменателями: ; ; и . Эти ряды обозначаются соответственно Ra5, Ra10, Ra20, Ra40.

Предпочтение отдаётся ряду с более крупной градацией (табл.1). Дополнительные размеры следует принимать лишь в технически обоснованных случаях. В табл.1 в качестве исходных представлены предпочтительные числа от 1 до 9,8, для получения чисел меньше 1 или больше 9,8 исходные числа умножают на 10к, где к =1, 2 и т.д. Ни в коем случае не следует округлять размеры, полученные, например, в результате сборки (межосевые расстояния в редукторах, расчётные диаметры зубчатых колёс и др.)

 

Таблица 1

Нормальные линейные размеры

 

Ряды Доп. размер Ряды Доп. Размер  
Ra 5 Ra 10 Ra 20 Ra 40 Ra 5 Ra 10 Ra 20 Ra 40  
1,0 1,0   1,2 1,0   1,1   1,2   1,4 1,0 1,05 1,1 1,15 1,2 1,3 1,4 1,5     1,25 1,35 1,45 1,55   3,2 3,2   3,6 3,2 3,4 3,6 3,8 3,3  
4,0 4,0   5,0 4,0   5,0   5,6 4,0 4,2 4,5 4,8 5,0 5,3 5,6 6,0 4,1 4,4 4,6 4,9 5,2 5,5 5,8 6,2  
1,6   1,6   2,0 1,6   1,8   2,0   2,2 1,6 1,7 1,8 1,9 2,0 2,1 2,2 2,4 1,65 1,75 1,85 1,95 2,05 2,15 2,3    
6,3 6,3   8,0 6,3   7,1   8,0   9,0     6,3 6,7 7,1 7,5 8,0 8,5 9,0 9,5 6,5 7,0 7,3 7,8 8,2 8,8 9,2 9,8  
2,5   2,5 2,5 2,5 2,6 2,8 3,0   2,7 2,9 3,1  

 

При обработке деталей их действительные размеры не будут точно соответствовать номинальным из-за погрешностей, возникающих в процессе изготовления. Источниками погрешностей могут быть станок, режущий инструмент, деформация приспособлений и самой детали и т.д. Учитывая это, конструктор устанавливает два предельно допустимых размера – наибольший и наименьший, между которыми должен находиться или им равен действительный размер.

Предельное отклонение – алгебраическая разность между предельным и номинальным размерами. Различают верхнее и нижнее предельные отклонения.

Нулевая линия – линия, соответствующая номинальному размеру, от которой отсчитываются отклонения.

Верхнее отклонение – алгебраическая разность между наибольшим предельным и номинальными размерами.

Нижнее отклонение – алгебраическая разность между наименьшим предельным и номинальным размерами.

Основное отклонение – ближайшее к нулевой линии.

Допуск – разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами или алгебраическая разность между верхним и нижним предельными отклонениями.

Поле допуска – поле на чертеже, ограниченное верхним и нижним отклонениями.

Посадка – характер соединения деталей, определяемый наличием в нём зазоров или натягов.

Зазор – положительная разность между действительными размерами отверстия и вала.

Натяг – положительная разность между действительными размерами вала и отверстия до сборки (в расчётах натяг может быть выражен как отрицательный зазор и наоборот).

В технической механике общепринятыми считаются следующие обозначения (см. также рис. 1):

1 – н.л. – нулевая линия;

2 – D, d – номинальные размеры отверстия и вала (здесь и дальше всё что относится к отверстию – обозначается прописной буквой, к валу – строчной);

3 – Dmin, dmin – наименьший предельный размер;

4 – Dmax, dmax – наибольший предельный размер;

5 – ES, es – верхнее отклонение;

6 – EI, ei – нижнее отклонение;

7 – IT – допуск (поле допуска обозначается одинаково для отверстия и вала);

8 – S – зазор соединения, Smax, Smin – максимальный и минимальный зазоры;

9 – N – натяг соединения, Nmax, Nmin – минимальный и максимальный натяги.

В соответствии с определениями имеем (см. также рис.1):

Dmin =D+EI; dmin =d+ei; (1)

Dmax =D+ES; dmax =d+es; (2)

IT= Dmax – Dmin=ES-EI; IT= dmax – dmin=es – ei. (3)

Допуск всегда положителен, а вот отклонения имеют знак и откладываются алгебраически.

 

 

Рис. 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1009; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.