Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наиболее характерные модификации натуралистической модели




Агрессивность. Особое место в концепциях, связанных с натуралистической моделью социальной реальности, по преимуществу в социобиологических исследованиях, занимает агрессивность. В животном царстве она легко объясняется естественным и половым отбором. Натуралистическая модель социальной реальности постулирует, что человеческая агрессивность - прямое продолжение агрессивности животных. Например, в рамках полового отбора выделяется единоборство мужчин, с одной стороны, и выбор женщин, с другой. Мужчина более храбр и энергичен, чем женщина, его ум более изобретателен. Женщина обладает большей мягкостью и менее эгоистична. Чтобы улучшить наследуемые признаки в детях женщина ориентируется на мужчину-победителя. В современных условиях она ищет избранника с более высоким социально-экономическим статусом. Мужчины, в свою очередь, соперничают в поисках лучшей женщины.

1. Фрейдизм. Основные принципы Фрейда могут быть сведены к следующим пунктам:

· человек, по-Фрейду, - существо амбивалентное (т.е. двойственное, или противоречивое), в нём происходит непрерывная борьба двух стремлений: стремления к жизни (Эрос) и стремления к смерти (Танатос).

· основополагающее понятие фрейдовской мысли – влечение. «Для нас отправной точкой была неживая материя, а действующие в ней силы». Инстинкт по сравнению с “влечением” уходит в тень как имеющий слишком биологическую окраску.

· первичные влечения – основа, из видоизменения которой появляются более высокие формы психики. Например, детская оральная и анальная сексуальность превращается в стремление к порядку, к чистоте и красоте.

· более архаичные слои психики неявно (бессознательно) определяют в конечном счете высшие формы психической жизни. С ублимация – это перенаправление сексуальных потоков из русла сексуального удовлетворения в русло, культурного созидания (искусство, наука, политическая деятельность, экономическая активность и т.д.). В отличие от стремления к самосохранению, которое не может отвергаться без прямой угрозы для жизни, объект сексуального влечения может легко замещаться несексуальным объектом в процессе сублимации.

· по мере развития психики увеличивается конфликт между “естественным” (первичные влечения) и “культурным” (преобразованные влечения).

· естественная часть психики подчиняется принципу удовольствия, то есть стремится к реализации без учета внешних обстоятельств. “Культурная” сфера направляется принципом реальности, то есть реализует себя на основе учета внешних условий.

На основе этих принципов могут быть сформулированы основные идеи социальной философии Фрейда. Прежде всего, существенно, что для Фрейда сознание, по сути, коллективно, социально, в противоположность подсознанию. «Сознание помещено как раз на поверхности мозга, а не находится где-нибудь хорошо укрытым в самих его глубинах».[23] Фрейд трактует поверхностность сознания почти механистически, пользуясь биологической метафорой: «недифференцированный пузырек субстанции, способный к раздражению…его поверхность, обращенная к внешнему миру…является органом, воспринимающим раздражение».[24]

Идея бессознательного раскрывается таким образом, что интересы социальных групп – это рационализация бессознательных влечений. В основе социальной связи лежит бессознательное уподобление (идентификация) групповому лидеру. Бессознательное таким образом основа энергетики не только отдельного человеческого индивида, но и социума в целом. Главное в бессознательном это либидо, половой инстинкт, который в превращенной, сублимированной форме лежит в основе общественных отношений и культуры.

Дуализм Эроса и Танатоса. Существует «противоположность между первичными позывами «Я» и сексуальными позывами: первые сводятся к стремлению к смерти, вторые к стремлению к жизни».[25] Это мифологическая концепция Фрейда о борьбе двух мировых сил: Эроса и Танатоса.

Эдипов комплекс. Сын сексуально влечется к матери и амбивалентно относится к отцу: преклоняется перед ним и ненавидит его. Драма Зевса и Кроноса раскрывает суть Эдипова комплекса. Отец пожирает своих детей, а дети оскопляют (или убивают) своего отца. “Отцеубийство – великое событие с которого началась культура”. Обожествление убитого отца лежит в основе государства и религии.

2. Социобиология. В современных вариациях натуралистическая модель социальной реальности предстает, в частности, как социобиология. Она связана с появлением книги Эдварда О. Уилсона "Социобиология: новый синтез" (1975). Основные идеи социобиологии сводятся к тому, что барьер, возводимый между человеком и остальными животными поддерживается лишь благодаря существующим в обществе традициям и этическим нормам. Социальная реальность это не что иное как реальность биологической популяции. Такие отличия как речь, рациональность, культура "являются прямым продолжением нашей природной сущности". Мы не просто похожи на животных, мы – животные. Правда, как биологический вид человечество приспособляется к среде особым образом, с помощью культуры, с помощью внегенетической связи поколений, с помощью внегенетической "наследственности", но это не принципиально. Базовыми остаются биологические закономерности, а культура - лишь модификация их. Культура вовсе не противостоит натуре, а всего лишь завершает ее. Культура - это чаша, которая не позволяет воде уйти в песок, но она не способна быть изначальным источником этой воды.

3. Евгеника. Одним из важных вопросов социобиологии является вопрос о том, можно ли направлять человеческую эволюцию сознательно? Социобиологи подчеркивают, что, как бы ни относились к евгенике [26] моралисты, евгеническая практика существовала всегда. И это действительно так. Однако, во-первых, вмешательство культуры в генетические процессы эффективно лишь в меру нашего знания об этих процессах. Пока оно весьма ограничено. Кроме того, во-вторых, одно дело, когда евгеническая практика ограничивается мероприятиями рекомендательного характера, оставляя право сознательного решения за частным лицом, и совсем другое, когда она, эта евгеническая практика, становится государственной политикой, как было в гитлеровском Третьем Рейхе или в отдельных штатах США, где насильственно по решению суда стерилизовали преступников.[27]

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.