Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Базовые




Проблемы корректировки и изменения предрассудков

Проблемы корректировки и изменения предрассудков

Типы предрассудков

Механизм формирования предрассудков

Понятие и сущность предрассудка

Представления о типичных чертах других народов зависят как от их характерных черт, так и от форм и разнообразия контактов с ними. При этом результатом контактов являются не только сте­реотипы, но и предрассудки.

Психология рассматривает предрассудок как установку пред­взятого и враждебного отношения к чему-либо без достаточных для такого отношения оснований или знания. Применительно к этническим группам или их культурам предрассудок выступает в виде установки предвзятого или враждебного отношения к пред­ставителям этих групп, их культурам и к любым фактам, связан­ным с их деятельностью, поведением и социальным положением. Главным фактором в возникновении предрассудков является не­равенство в социальных, экономических и культурных условиях жизни различных этнических общностей. Эти же факторы опре­деляют и такую распространенную форму предрассудков, как ксенофобия — неприязнь к иностранцам.

Рассматривая сущность предрассудков, следует отметить, что они возникают как следствие неполного или искаженного понимания объекта, по отношению к которому формируется установка. Воз­никая на основе ассоциации, воображения или предположения, такая установка с искаженным информационным компонентом оказыва­ет тем не менее стойкое влияние на отношение людей к объекту.

В контексте межкультурной коммуникации следует различать стереотип и предрассудок. Как уже было отмечено, стереотипы являются отражением тех черт и признаков, которые свойственны всем членам той или иной группы. Это своего рода обобщенный, собирательный образ представителей соответствующей группы. В этом образе, как правило, отсутствуют ярко выраженные эмоцио­нальные оценки. Поэтому стереотипы содержат в себе возмож­ность позитивных суждений о стереотипизированной группе.

В отличие от стереотипа предрассудок представляет собой от­рицательную и враждебную оценку группы или принадлежащего к ней индивида только на основании приписывания им опреде­ленных негативных качеств. Для предрассудков характерно без­думное негативное отношение ко всем членам группы или боль­шей ее части. В практике человеческого общения объектом пред­рассудков обычно являются люди, резко отличающиеся от боль­шинства какими-либо чертами, вызывающими отрицательное от­ношение у других людей. Наиболее известными формами пред­рассудков являются расизм, ксенофобия, дискриминация по воз­растному, половому признакам и т.д.

Предрассудки, как и стереотипы, являются элементами куль­туры, поскольку порождены общественными, а не биологически­ми причинами. Однако они представляют собой устойчивые и широко распространенные элементы обыденной, повседневной культуры, которые передаются их носителями из поколения в по­коление и сохраняются при помощи обычаев или нормативных актов. Чаще всего предрассудки включены в культуру в виде нор­мативных заповедей, то есть строгих представлений о том, что и как должно быть, каким образом следует относиться к представителям соответствующих этнических или социокультурных групп.

 

Многочисленные отечественные и зарубежные исследования психологии человека показывают, что в ней существует особый механизм, при помощи которого становится возможным напра­вить свою эмоциональную реакцию на человека, причинно не свя­занного с возникновением этой реакции. Данный механизм чаще всего используется в культивации этноцентризма, стереотипов и предрассудков и называется процессом перемещения.

Суть этого процесса сводится к переносу выражения эмоций в иную ситуацию, где это можно осуществить либо безопасно, либо с большой выгодой. Психологическое перемещение используется людь­ми или бессознательно, в качестве защитного механизма психики, или же преднамеренно, в поисках козла отпущения, на котором можно было бы выместить досаду по поводу какой-либо ситуации. При этом психологическое перемещение не является атрибутом только инди­видуальной психической деятельности. Оно встречается и в коллек­тивных психических процессах и может охватывать значительные массы людей. Механизм перемещения применяется для того, чтобы направить гнев и враждебность людей на объект, не имеющий ника­кого отношения к причинам этих эмоций.

Развиваясь на почве неполного или искаженного знания, пред­рассудки могут возникать по отношению в объектам самого раз­личного рода: к вещам и животным, к людям и их ассоциациям, к идеям и представлениям и т.д. Но самым распространенным видом предрассудков все-таки являются этнические. Сохранению и широкому распространению последних способствуют некоторые со­циально-психологические причины, вытекающие из социально-экономических условий жизни людей. Одна из этих причин — по­пытка представителей доминирующей этнической группы, находя­щихся внизу социальной лестницы, найти источник психического удовлетворения от чувства мнимого превосходства. Отсутствие дей­ствительного престижа при низком социальном положении среди господствующей этнической группы компенсируется иллюзорным престижем от сознания принадлежности к «высшей расе».

В зарубежной психологии существует довольно большое число теорий происхождения предрассудков. Одной из таких теорий яв­ляется теория фрустрации и агрессии. Она заключается в том, что в человеческой психике в силу определенных причин, вызванных какими-то отрицательными эмоциями, создается состояние на­пряжения — фрустрация. Это состояние требует своей разрядки, и ее объектом может стать любой человек. В ситуации, когда причи­ны трудностей и невзгод видятся в какой-либо этнической груп­пе, раздражение направляется против этой группы, по отноше­нию к которой, как правило, уже имеется негативная установка или же враждебное предубеждение, i

Существует также теория, которая формирование предрассудков объясняет потребностью людей определить свое положение в отно­шении других. При этом часто акцент делается на превосходство своей этнической группы (и тем самым своего, индивидуального) над другими. В процессе такого самоутверждения, как правило, уни­чижаются достижения соответствующей группы и особенно подчер­кивается неприязненное отношение к ней. В данном случае, по мне­нию Г. Тэджфела, можно говорить о социально-экономическом, куль­турном и политическом контекстах межгрупповых отношений, ко­торые в свою очередь связаны с этнической и культурной идентифи­кацией взаимодействующих групп. Причем, позитивная идентифи­кация связывается в основном со своей культурной группой, а по отношению к чужой культурной группе демонстрируется негативная идентификация или даже открытая дискриминация, i

Для каждого отдельного индивида все сказанное означает, что предрассудки усваиваются им в процессе социализации и крис­таллизуются под влиянием культурно-групповых норм и ценнос­тей. Их источником служит ближнее окружение человека, в пер­вую очередь родители, учителя, приятели. Тем самым индивиду­альные предрассудки в большинстве случаев возникают не из лич­ного опыта межкультурного общения, а посредством усвоения ранее сложившихся предрассудков.

 

Использование предрассудков в повседневной жизни имеет различные последствия для человека. Во-первых, наличие того или иного предрассудка серьезно искажает для его носителя процесс восприятия людей из других этнических или социокультурных групп. Носитель предрассудка видит в них только то, что хочет видеть, а не то, что есть на самом деле. В результате целый ряд положительных качеств объекта предрассудка не учитывается при общении и взаимодействии. Во-вторых, в среде людей, заражен­ных предрассудками, возникает неосознанное чувство тревоги и страха перед теми, кто для них является объектом дискримина­ции. Носители предрассудков видят в их лице потенциальную уг­розу, что порождает еще большее недоверие к ним. В-третьих, существование предрассудков и основанных на них традиций и практики дискриминации, сегрегации, ущемления гражданских прав в конечном счете искажает самооценку объектов этих пред­рассудков. Значительному количеству людей навязывается чувство социальной неполноценности, и как реакция на это чувство воз­никает готовность к утверждению личностной полноценности че­рез межэтнические и межкультурные конфликты.

Последствия возникают в результате влияния какого-то одно­го предрассудка или группы предрассудков. Все зависит от того, к какому типу принадлежит соответствующий предрассудок. В пси­хологии принято выделять шесть основных типов предрассудков.

1. Яркие необоснованные предрассудки, в содержании кото­рых открыто декларируется утверждение, что члены чужой груп­пы по тем или иным признакам являются хуже, чем представите­ли собственной группы.

2. Символические предрассудки основываются на наличии не­гативных чувств в отношении членов чужой группы, которые вос­принимаются как угрожающие культурным базовым ценностям собственной группы.

3. Токенизский тип предрассудков выражается в предоставле­нии различных форм социального преимущества представителям этнических или социокультурных групп в обществе, чтобы создать видимость справедливости. Предрассудки этого типа предполага­ют наличие негативных чувств по отношению к чужой группе, однако члены собственной группы не хотят признаться себе в том, что у них есть предрассудки в отношении других.

4. Предрассудки типа «длинной руки» подразумевают позитив­ное поведение по отношению к членам чужой группы только при определенных обстоятельствах (например, случайное знакомство, формальные встречи). В ситуации более близкого контакта (напри­мер, соседство) демонстрируется недружелюбное поведение.

5. Фактические пристрастия и антипатии как тип предрассуд­ков предполагают наличие открытого негативного отношения к членам чужой группы в случае, если их поведение действительно не устраивает членов собственной группы.

6. «Знакомое и незнакомое». Этот тип предрассудков подразуме­вает отказ от контактов с членами чужой группы, поскольку люди данной группы всегда в той или иной степени испытывают неудоб­ства при общении с чужаками и поэтому предпочитают взаимодей­ствовать с людьми собственной группы, так как такое взаимодействие не вызывает глубоких нервных и эмоциональных переживаний.

В процессе жизнедеятельности каждый человек постоянно под­вергается влиянию родных, друзей, знакомых, которые бессознательно или сознательно пытаются/изменить предрассудки, корректируя их в «лучшую» сторону. На самом деле предрассудки с трудом поддают­ся изменению, и если они однажды были приняты, то от них очень трудно отказаться. Особой «живучестью» в этом отношении отлича­ются этнические предрассудки. Так, человек довольно просто может отказаться от предрассудка относительно автомобилей той или иной марки, но вот от негативного мнения о какой-либо этнической груп­пе отказаться гораздо сложнее. Как идеальное условие для измене­ния предрассудков служит одинаковый статус индивидов. Напри­мер, если глава русской семьи, имеющий предрассудки, скажем, от­носительно цыган, вынужден признать, что, начиная со следующего года, класс, где учатся его дети, будет посещать цыганский ребенок, то на когнитивном уровне это приведет к диссонансу. Для того что­бы снизить когнитивный диссонанс, он будет скорее всего пытаться пересмотреть свои предрассудки к цыганам.

Изменение предрассудков может быть произведено и с помо­щью средств массовой информации. Однако и в этом случае, что­бы изменить предрассудок, могут потребоваться годы. К тому же предрассудок нельзя убрать, вычеркнуть из сознания людей, его можно лишь сделать более обоснованным, доступным для пони­мания, модифицировать и описать.

Поэтому наивно полагать, что изменение стереотипов и пред­рассудков является несложным делом, быстро осуществимым при помощи социальных технологий или других методик. Стереотипы и предрассудки меняются очень медленно и с большим трудом. Люди склонны помнить ту информацию, которая поддерживает предрассудок, и игнорировать информацию, которая им противо­речит. Поэтому, если предрассудки были когда-либо усвоены че­ловеком, то они проявляются в течение длительного времени.

однако члены собственной группы не хотят признаться себе в том, что у них есть предрассудки в отношении других.

4. Предрассудки типа «длинной руки» подразумевают позитив­ное поведение по отношению к членам чужой группы только при определенных обстоятельствах (например, случайное знакомство, формальные встречи). В ситуации более близкого контакта (напри­мер, соседство) демонстрируется недружелюбное поведение.

5. Фактические пристрастия и антипатии как тип предрассуд­ков предполагают наличие открытого негативного отношения к членам чужой группы в случае, если их поведение действительно не устраивает членов собственной группы.

6. «Знакомое и незнакомое». Этот тип предрассудков подразуме­вает отказ от контактов с членами чужой группы, поскольку люди данной группы всегда в той или иной степени испытывают неудоб­ства при общении с чужаками и поэтому предпочитают взаимодей­ствовать с людьми собственной группы, так как такое взаимодействие не вызывает глубоких нервных и эмоциональных переживаний.

 

В процессе жизнедеятельности каждый человек постоянно под­вергается влиянию родных, друзей, знакомых, которые бессознательно или сознательно пытаются/изменить предрассудки, корректируя их в «лучшую» сторону. На самом деле предрассудки с трудом поддают­ся изменению, и если они однажды были приняты, то от них очень трудно отказаться. Особой «живучестью» в этом отношении отлича­ются этнические предрассудки. Так, человек довольно просто может отказаться от предрассудка относительно автомобилей той или иной марки, но вот от негативного мнения о какой-либо этнической груп­пе отказаться гораздо сложнее. Как идеальное условие для измене­ния предрассудков служит одинаковый статус индивидов. Напри­мер, если глава русской семьи, имеющий предрассудки, скажем, от­носительно цыган, вынужден признать, что, начиная со следующего года, класс, где учатся его дети, будет посещать цыганский ребенок, то на когнитивном уровне это приведет к диссонансу. Для того что­бы снизить когнитивный диссонанс, он будет скорее всего пытаться пересмотреть свои предрассудки к цыганам.

Изменение предрассудков может быть произведено и с помо­щью средств массовой информации. Однако и в этом случае, что­бы изменить предрассудок, могут потребоваться годы. К тому же предрассудок нельзя убрать, вычеркнуть из сознания людей, его можно лишь сделать более обоснованным, доступным для пони­мания, модифицировать и описать.

Поэтому наивно полагать, что изменение стереотипов и пред­рассудков является несложным делом, быстро осуществимым при помощи социальных технологий или других методик. Стереотипы и предрассудки меняются очень медленно и с большим трудом. Люди склонны помнить ту информацию, которая поддерживает предрассудок, и игнорировать информацию, которая им противо­речит. Поэтому, если предрассудки были когда-либо усвоены че­ловеком, то они проявляются в течение длительного времени.

 

литература

1. Грановская P.M., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление сте­реотипов. — Спб., 1994.

2. Кон И. Психология предрассудка// Новый мир. - 1966. — № 9.

3. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. - М.:Смысл, 1998.

4. Стефэненко Т. Этнопсихология. - М.: Академический проект,1999.

5. Стефаненко Т., Шлягина Е., Еникополов С. Методы этнопсихологи-ческого исследования. - М.: Изд-во МГУ, 1993.

6. Юсупов И. М. Психология взаимопонимания. — Казань, 1991.

7. Ader N. International Dimensions of Organizational Behavior. Boston, 1991.

8. Allport G. The nature of prejudice. Garden City, N. Y., 1958.

9. Aronson Е. Vorurteile//Aronson Elliot: Sozialpsychologie. Menschliches Verhalten und gesellschaftlicher Einflug. Heidelberg u. a. 6. Auflage, 1994.

10. BerglerR. Vorurteile und Stereotypen //Die Psychologie des 20. Jahrhun-derts. Band VIII. Lewin und die Folgen. Hg. von Annelise Heigl-Evers, 1979.

11. Bergler Ft., Six В. Stereotype und Vorurteile //Handbuch der Psychologie 7/2: Sozialpsycholigie. Hg. von C. F. Graumann, Gottingen, 1972.

12. Brislin R. Increasing the range of concepts in intercultural research: The example of prejudice // W. Davey (ed.), Intercultural theory and practice. Washington, 1979.

13. Quasthoff U. Etnozentrische Verarbeitung von Informationen: Zur Am-bivalenz der Funktionen von Stereotypen in der Interkulturellen Kommunikation //Matusch, Petra (Hg.): Wie verstehen wir Fremde? Aspekte zur Klarung von Verstehenprozessen. Munchen, 1989.

14. Rosch 0. Mit Stereotypen leben? Wie Deutsche und Russen sich heute sehen //Interkulturelle Kommunikation in Geschaftsbeziehungen zwischen Russen und Deutschen. (Hg.) von 0. Rasch, Wildau, 1998.

15. Schafer В. Entwicklungslinien der Stereotypen und Vorurteilsvorschung// Vorurteile und Einstellungen. Sozialpsychologische Beitrage zum Problem sozialer Orientierung. B. Schafer und F. Petermann (Hg.). Koln, 1988.

16. Schloder B. Soziale Vorstellungen als Bezugspunkte von Vorurteilen// Schafer, Bernd; Petermann, Franz: Vorurteile und Einstellungen. Sozialpsychologische Beitrage zum Problem sozialer Orientierung. (FSJ Reinold Begler) Koln. 1998. j

17. Six U. The Functions of Stereotypes and Prejudices in the Process of j Cross-Cultural Understanding — A Social Psychological Approach//! Understanding the USA: a cross-cultural perspective / Peter Funke (ed),j 1989.

18. Tajfel H. Social identity and intergroup relations. Cambridge, 1982. i

19. Winter G. Stereotypisierung und Diskriminierurig von Fremden //Fremde. und Andere in Deutschland. Opiaden, 1995.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какую роль играют стереотипы в жизни? Как они возникают?

2. Каковы основные функции стереотипов?

3. В каких случаях стереотипы могут быть полезны в межкультурных контактах? Почему они могут быть препятствием в межкультурной коммуникации?

4. Что такое предрассудки? Дайте понятие предрассудка и объясните различие между стереотипами и предрассудками. Какие вы знаете типы предрассудков?

5. В чем заключается проблема изменения стереотипов и предрассудков?

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. Общаясь со своими родителями, знакомыми и друзьями, обратите внимание на стереотипные высказывания. Почему вы поняли, что это стереотипы? Проанализируйте эти высказывания.

2. Вспомните, когда вам в последний раз приходилось общаться с пред­ставителями другой культуры. Что вы ожидали от общения? Подтвер­дились ли стереотипные представления, сложившиеся у вас, о пред­ставителях этой культуры? Почему?

3. Составьте список наиболее распространенных, на ваш взгляд, сте­реотипов своей культурной группы. Попросите дать свои представ­ления о вашей культурной группе человека другой национальности. Обсудите с ним полученные результаты.

4. Посмотрите какую-нибудь общественно-политическую программу по любому каналу телевидения. Отметьте для себя прозвучавшие сте­реотипные высказывания. Что побудило вас считать эти высказыва­ния стереотипными?

5. Беседуя со своими знакомыми о другой культурной группе, попро­буйте переубедить собеседника относительно «истинности» его представ­лений о данной группе. Оцените, насколько успешна была ваша попытка.

 

раздел IV




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.