Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исторические аспекты развития менеджмента




ВВЕДЕНИЕ

Учебная дисциплина «Менеджмент», является базовой общепрофессиональной дисциплиной для студентов IV курса заочной формы обучения с элементами ДО специальностей 130403.65 - «Открытые горные работы», 130404.65 «Подземные разработки месторождений полезных ископаемых» направления «Горное дело» Для реализации целей и задач, предусмотренных государственным образовательным стандартом подготовлен данный конспект лекций, который отражает в первую очередь организационно-производственный менеджмент. Это обусловлено тем, что подготовка специалистов требует особого производственного менеджмента, так как выпускники ВУЗов, как правило, работают в социально-экономических объектах - предприятиях, организациях, фирмах.

Кроме того, они сами регистрируют и открывают предприятия, фирмы и в связи с этим они должны уметь управлять реальными объектами по производству конкретной продукции или услуг. Предлагаемый конспект лекций обеспечивает изучение курса менеджмента в соответствии с образовательным стандартом и позволяет закрепить теоретические знания за счет выполнения предлагаемых практических и расчетно-практических работ.

Структурно-системное изложение информационного материала позволит изучить организационно - производственный менеджмент с минимальным привлечением других источников информации.

Конспект лекций содержит: лекционный материал, словарь терминов, вопросы и задания для самопроверки, список основной и дополнительной литературы к каждой теме, общие требования к выполнению практических работ, методику выполнения расчетно-практической работы.

В целом этот конспект лекций следует рассматривать как концентрацию имеющейся информации по управлению социально-экономическими объектами, и как систематизацию знаний по учебной дисциплине «Основы менеджмента» к введенному Министерством образования образовательному стандарту. Она будет полезна при изучении основ менеджмента и по другим специальностям.


ГЛАВА № 1. ВВЕДЕНИЕ В ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Вопросы для изучения:

1. Исторические аспекты развития менеджмента.

2. Управленческие школы менеджмента.

3. Основные понятия менеджмента.

4.. Методологические основы современного менеджмента

 

Этот эволюционный процесс менеджмента характеризуется непрерывностью процесса, совершенствования организации жизнедеятельности людей, объединенных в различные государственные формы для совместного их проживания. Этот процесс можно оценить, как объективный процесс поступательного развития общества в целом и как неизбежный процесс, происходящий в современном обществе, и прежде всего в его экономике.

Мировая практика исторического развития социально-экономических преобразований от древнего Шумера, Вавилона, Египта, Персии, кончая Древним Римом, и до современной перестройки общества, осуществлялась как эволюционным, так и революционным путем.

В большинстве случаев эволюционный процесс мирового течения развития социально-экономических преобразований иногда ускорялся революционными преобразованиями (например: революционное развитие науки управления в России, Китае, и т.д.) и в связи с этим, условно можно выделить следующие этапы исторического развития:

Первый этап революционного достижения в управлении считается образование в древнем Шумере особого слоя «жрецов-бизнесменов», связанных с торговыми операциями. В истории эта «школа» управления получила название религиозно-коммерческой.

Второй этап развитияуправленияотносится к 1760 г. до н.э. и связывается с деятельностью царя Хаммурапи, издавшего свод законов управления государством.

С помощью этого свода законов регулировалось все многообразие общественных отношений между различными социальными группами населения.

Третий этап революционного развития управления связан с применением государственных методов правления и контроля за деятельностью в сфере производства и строительства, во времена Навуходоносора II (605-682 гг. до н.э.).

Четвертый этап развития управления связан с зарождением капитализма и началом индустриального прогресса европейской цивилизации и датируется периодом XVII-XVIII вв. н.э. В этот период главным преобразованием в области управления считается отделение процесса управления от владельцев собственностью. Это и стало основой зарождения профессионального менеджмента.

Примеры эффективного прагматического управления предприятием, описанные Робертом Оуэном в начале XIX в., не вызывали у бизнесменов того периода интереса к проводимым им реформам. Бизнесмены, наслышавшись об исключительно прибыльной фабрике в Шотландии, издалека приезжали в Нью-Ламарк, чтобы увидеть «этот замечательный социальный эксперимент».

Но в реформах не видели здравого, смысла и примеру Роберта Оуэна не последовали. Он посвятил много времени проблемам достижения целей организации с помощью персонала. Он предоставлял рабочим приличное жилье, улучшал условия их труда, разрабатывал системы открытой и справедливой оценки результатов работы каждого, ввел дополнительные выплаты за хороший труд, развивал материальную заинтересованность.

Эти реформы были уникальным прорывом в суть человеческого восприятия действительности и роли руководителя в этом процессе. Реформы Роберта Оуэна были феноменально новаторские для того времени

Пятый этап управленческой революции относится к концу XIX – началу XX вв. Его иногда называют бюрократическим, т.к. теоретической основой преобразований в области менеджмента стало создание концепции образования бюрократии, которая позволила сформировать крупные иерархические структуры управления, осуществить разделение труда, ввести нормы и стандарты, установить должностные обязанности и ответственность менеджеров.

Началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследований считают 1911 год, с момента опубликования книги Фредерика У. Тейлора «Принципы научного управления».

В этот исторический период, в области научного управления, не произошло полного осознания понимания того, что организацией можно управлять системно и за счет этого достигать более эффективно поставленных целей перед организацией в целом.

Шестой этап можно назвать, как «тихая управленческая революция», которая заключалась в том, что основные положения по проблемам управления стали применяться в рамках действующих структур, дополняя и постепенно приспосабливая их к новым условиям существования, в быстро меняющейся среде рыночных отношений.

Несмотря на столь длительный период развития менеджмента, управление носило чисто прагматический характер и до нашего времени не рассматривалось в виде системного подхода к методам, способам и средствам, субъектам и объектам, и процессам управления.

Наиболее активное развитие направлений научной мысли и научных положений системного управления формируется, в настоящее время, когда российские предприятия, организации и фирмы, трансформируясь в мировую экономическую систему хозяйствования, попадают в жесткие условия конкурентной среды товаропроизводителей продукции и услуг. И в этих условиях требуется системность действий менеджеров, решения которых должно опираться на анализ результатов состояния всех компонентов, входящих в объект управления.

Корни российского менеджмента в основном выходят из управления централизованной плановой экономикой государства СССР. В период становления и развития социалистического государства управление экономикой осуществлялось в жесткой централизованной постановке целей для всех типов предприятий и организаций. В начале это была электрификация страны, потом индустриализация, затем военный период милитаризации экономики и потом построение развитого социалистического общества по различным целевым программам: освоение космоса, поднятие целины, строительство БАМа и т.д., все это заставило выработать принципы и методы системного управления ресурсами страны. Этот опыт централизованного планового ведения народного хозяйства был использован в зарубежной практике и на данном этапе развития уже российского государства этот же опыт является основой российского менеджмента. Идеи научного управления, научной организации труда социалистическим хозяйством уже в 20-е годы были сформулированы Богдановым А.А., Витке Н.А., Гастевым А.К.

В этот период и были сформулированы основные системные принципы управления:

§ формирование структур управления для всех уровней организации экономики;

§ централизация органов управления экономикой страны;

§ отраслевой метод управления экономикой;

§ единоначалие в управлении;

§ разделение труда;

§ строжайшая дисциплина труда;

§ учет и контроль результатов труда и мерой потребления;

§ поощрение инициативы;

§ стимулирование труда;

§ стабильное закрепление кадров;

§ концентрация ресурсов на главных направлениях развития общества.

Главным достижением в проводимой политике управления народным хозяйством является победа в великой отечественной войне, когда методы управления и развитая экономика позволили и экономически и технически противостоять фашизму - аналогичной системе управления экономикой Германии.

Вторым достижением менеджмента прошедшего периода планового ведения хозяйства – это вывод страны в 80-годы по производству валового продукта на душу населения на второе место в мире после США. Главной ошибкой в управлении экономикой СССР является то, что не сумели вовремя перевести экономику на рыночные отношения и перестроить психологию людей в этом направлении. За эту ошибку Россия расплачивается глубоким общесистемным политическим и экономическим кризисом.

И основная задача современного этапа развития менеджмента и экономики в России, это впитать мировой опыт управления и, опираясь на собственные достижения в науке управления и практике ее применения, внедрить его во вновь строящиеся экономические отношения и на основе этого добиться вывода страны на мировой уровень производства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 2493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.