Типы управленческих школ
| Характеристика школ управления
| Участники процесса
управления
| Структура
| Методология
|
«Классическая»
(административная)
школа управления
| Основатели школы:
Фредерик Тейлор (1856-1915 гг.)
Анри Файоль
(1841-1925 гг.)
Сформулировали: - общие принципы управления
- определили цель управления- получение максимальной
прибыли
| - Участники процесса труда рассматриваются, как «инструмент» выполняющий порученную задачу.
- Предполагается, что участника побудили играть порученную роль.
- Участник процесса труда должен наиболее эффективно выполнить задание.
| - Структура организации считается статичной.
- Различным структурным элементам организации устанавливаются определенные цели деятельности.
- Цели и роли, в структуре организации, формируются на основе опыта «хорошего управления»
| В качестве методологии принято
-наблюдение за реальными процессами, протекающими в организации.
-Методология опирается на приобретенный опыт при решении определенных задач в реальных организациях.
|
«Мотивационная»
(поведенческая)
школа управления
| Основатели школы: Элтон Мэйо
Мэри Паркер Фоллет (1930-1950 гг.).
- Мотивационная (поведенческая) школа управления рассматривает как доктрину «человеческих отношений»
- Мотивационная (поведенческая) школа на основе классической школы и в дополнение к ней сосредоточила внимание на:
1.-Психологических мотивах поведения людей.
2.-Групповых отношениях и нормах.
3.-Проблемах конфликта и сотрудничества.
4.-Коммуникационных барьеров.
5.-Неформальных объединениях в организации.
-Проблемах лидерства.
| -К участникам процесса труда проявляется особый интерес, так как от них зависит результат труда в целом организации.
-Предполагается изучение побудительных мотивов и стимулов к труду как внутри организации, так и вне ее.
- В большей степени акцентируется внимание на личные качества участников процесса труда, чем на их роли в организации.
| - В управлении акцент делается на участников процесса труда и на их неформальные группы.
-Иерархическая структура рассматривается лишь косвенно, предполагается, что она играет второстепенную роль.
- Главное управление людьми и их отношениями.
- Построение организаций на бюрократической основе.
-Мотивация труда выдвинута на передний план.
| - За основу берутся наблюдения за психологическими реакциями участников процесса.
-Разрабатываемые модели стремятся описать неформальные отношения.
- В применяемые моделях управления стремятся максимально учесть мотивы труда участников процесса протекающего в организации.
|
«Системно-ориентированная»
школа управления
| Системно-ориентированная или «Новая» школа управления основана на развитии новой техники и технологии управленческого труда, а именно:
1. Оргтехники
2. Средств коммуникаций и техники связи
3. Электронно-вычислительной техники
Развитие этой школы управления связано с развитием науки; кибернетики, исследованием операций, теории операций, системным анализом, операционными системами.
Цель школы – создание человеко-машинных систем управления.
Объект управления –Системы организационного типа.
| - Отсутствует четкое выделение участников процесса труда и управления.
-Функционирование всей системы описывается на уровне математических операционных действий и имитационных моделей.
-Эволюция процесса осуществляется на уровне формальных признаков, без учета влияния человеческого фактора.
-Введены нормы управляемости в объектах управления..
| - Объект управления рассматривается с позиции эволюционного развития системы во времени.
-Иерархической структуре отводится второстепенное значение.
-Система организации может иметь любую структуру, лишь бы она обеспечивала нужную зависимость между входом и выходом.
-Построение таких систем ориентировано на достижение результата, запланированного на входе.
| Основой методологии является:
-Системные исследования проводимые с помощью ВТ.
-Имитационное моделирование процессов и систем управления. с помощью ЭВМ.
-Формализованный анализ по промежуточным и конечным результатам всей организации или ее отдельных систем.
|