Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проверочный тест




Содержание и порядок разработки бизнес-плана

Планирование предпринимательской деятельности, широко применяемое в зарубежной, а теперь и в отечественной практике, основано на бизнес-плане.

Структура и содержание бизнес-плана строго не регламентированы. В отличие от плана производственно-хозяйственной деятельности предприятия бизнес-план может иметь 6, 7, 12, 18 и другое число разделов. Он ориентирован на достижение успеха главным образом в финансово-экономической деятельности. Хотя бизнес-план не имеет строго регламентированных содержания и структуры, при его подготовке следует обратить внимание на следующие условия.

1. Бизнес-план должен быть профессиональным. По содержанию, внешнему виду судят о компетенции предпринимателя, разработавшего этот бизнес-план. Этот документ должен быть простым, понятным и доступным для пользования.

2. Бизнес-план должен быть разделен на главы (разделы). Первый раздел (глава) — цели и задачи предпринимательского дела. Бизнес-план должен быть составлен таким образом, чтобы любой инвестор мог легко отыскать в плане интересующие его разделы, части, пункты. С этой целью необходимо предусмотреть функциональное подразделение каждой главы. Для более полного и наглядного восприятия информации рекомендуется использовать таблицы, схемы, диаграммы, графики.

3. Следует заручиться объективной оценкой бизнес-плана. Прежде всего, необходимо ознакомить с ним всех членов предпринимательского коллектива. Бухгалтер или главный бухгалтер должен тщательно проверить все финансовые расчеты. При возможности заключение по бизнес-плану должен сделать аудитор. Другими словами, ни один потенциальный инвестор не должен обнаружить какой-либо ошибки в бизнес-плане.

4. Необходимо контролировать распространение бизнес-плана, так как он содержит конфиденциальную информацию о бизнесе предпринимателя или группы предпринимателей. Следует нумеровать каждый экземпляр. В любом случае при первом знакомстве с потенциальным инвестором следует представить ему краткий обзор или сводку данных, и если инвестор выразил свою заинтересованность, только в этом случае можно представить ему детальный план.

 
 

Оптимальным по структуре и содержанию считается бизнес-план, включающий семь разделов (рис. 8.4). Как видно из схемы, центральный в бизнес-плане раздел «Цели и задачи предпринимательской сделки».

 

Рис. 8.4. Предпринимательский бизнес план

Раздел 1. Цели и задачи предпринимательской сделки (проекта). Главная цель предпринимательского бизнеса — получение прибыли. Планируя намеченную сделку, следует прежде всего разобраться, на какую сумму прибыли можно рассчитывать, и убедиться в том, что проект вообще способен принести желаемую прибыль.

Важно при этом, как и вообще при формировании бизнес-плана, учесть фактор времени. Другими словами, наряду с величиной ожидаемой прибыли необходимо знать, как она распределится во времени, не окажется ли прибыль слишком запоздалой с учетом потребности предпринимателя в денежных средствах и воздействия инфляции, умаляющей значение арифметического прироста денег.

При первоначальной оценке целесообразности предпринимательского проекта необходимо учесть, что сумма получаемой прибыли должна быть существенно выше той, которую мог бы получить предприниматель, помещая затрачиваемые денежные средства на то же время в сберегательный банк. Иначе просто есть смысл свести дело к этой простейшей финансовой сделке.

Наряду с главной, определяющей целью, составители бизнес-плана должны отразить другие цели и задачи:

• социальные цели — преодоление дефицита товаров и услуг; оздоровление экологической обстановки; улучшение психологического климата в стране; создание новых духовных и культурных ценностей; развитие научно-технического и творческого потенциала; расширение деловых контактов, международных связей;

• повышение статуса предпринимателя — развитие и укрепление экономического потенциала предпринимателя (включая производственный потенциал, финансовый, технико-технологический, научный, образовательный, а также духовный). Это служит условием и залогом возможности успешного проведения последующих сделок, повышения престижа предпринимателя, порождаемого его известностью, доброй репутацией, гарантиями высокого качества товаров и услуг;

• иные, специальные цели и задачи — развитие контактов, зарубежные поездки, вхождение в различного рода ассоциации и др.;

• особые задачи предпринимательства — в частности благотворительность, проявляющаяся в отчислении части, а иногда и всей остаточной прибыли в пользу других предпринимателей, благотворительных организаций, фондов, бюджета. Такие действия ориентированы обычно на достижение известности, получение льгот.

Раздел 2. Обобщенное резюме, основные параметры и показатели бизнес-плана. Это сводный раздел бизнес-плана, представляющий основные идеи и содержание плана в миниатюре. Он должен быть наиболее четким, лаконичным и убедительным, так как ознакомление с ним должно дать относительно полное представление о содержании всего бизнес-плана. Поскольку этот раздел основной, он создается и уточняется по мере проработки плана, а завершается лишь после составления бизнес-плана в целом.

В сводном разделе бизнес-плана представлены:

Ø генеральная цель проекта (сделки);

Ø краткая характеристика предпринимательского продукта, конечного результата намечаемого плана и их отличительные особенности;

Ø пути и способы достижения поставленных целей;

Ø сроки осуществления проекта (сделки);

Ø затраты, связанные с его реализацией;

Ø ожидаемая эффективность и результативность;

Ø область использования результатов.

Общие сводные показатели: объемы производства и реализации продукции и услуг, выручка, собственные и заемные средства, прибыль, рентабельность.

Специальные показатели: качество реализуемых товаров и услуг, их отличительные свойства, приспособленность к особым вкусам и запросам потребителя, срок окупаемости вложений, низкая степень риска, гарантированность получения планируемого результата.

Раздел 3. Характеристики продуктов, товара, услуг, предоставляемых предпринимателем потребителю. В этом разделе бизнес-плана должны быть зафиксированы:

Ø наглядные данные, позволяющие с требуемой полнотой «осязать» предпринимательский продукт (опытный образец, его характеристики, описания, модели, фотографии и т. д.);

Ø сведения о круге потребителей предпринимательского товара и потребностях, которые он будет удовлетворять (прогноз платежеспособного спроса на товар; данные о регионе, группах населения, организациях, которые предпочтительно, исходя из анализа и прогноза, станут покупателями и потребителями товара; данные о динамике ожидаемого потребления товара по временным периодам с учетом факторов, влияющих на изменение потребностей в данном товаре). Результаты прогнозно-аналитических оценок этих параметров включаются в бизнес-план;

Ø прогноз цен, по которым предполагается реализовать продукт предпринимательской деятельности (продукция, товар, работы, услуги). С учетом высокого уровня инфляции предвидение цены продукта предпринимательства представляет самый трудный элемент составления большинства бизнес-планов.

Раздел 4. Анализ и оценка конъюнктуры рынка сбыта, спроса, объемов продаж. Этот раздел — непосредственное продолжение изучения потребностей и прогнозирования цен. Он предопределяет объемы производства и продаж товаров по временным периодам реализации предпринимательского проекта.

Исследование, анализ, оценка рынка в процессе подготовки бизнес-плана опираются, с одной стороны, на предположения, т. е. носят прогностический характер, а с другой, — на предварительную договоренность с потенциальным покупателем или с торговыми, сбытовыми организациями.

В случаях кратковременных мелких или долговременных крупных предпринимательских проектов ситуации различны. В первом случае можно с высокой степенью достоверности установить круг покупателей, потребителей предпринимательского продукта, что позволяет сделать вывод об объемах продаж. Во втором случае ситуация более сложная. Изменение спроса на товар, его продажа, потребление устанавливаются при составлении бизнес-плана на основе предположений, оценок, расчетов, прогнозов.

Наряду с расчетно-аналитической оценкой рынка сбыта бизнес-план должен предусматривать также способы активизации рынка посредством маркетинговой и других видов деятельности.

При разработке этого раздела необходимо учитывать конкурентов, их возможности, способности и ценовую политику. Поэтому работа над бизнес-планом должна включать корректировку прогнозируемого объема продаж с учетом конкуренции.

Раздел 5. План (программа) действий и организационные меры. Содержание этого раздела во многом зависит от вида предпринимательской деятельности (производственное, коммерческое, финансовое). Программа предпринимательских действий обычно включает:

Ø маркетинговую деятельность (реклама, определение рынка сбыта, контакты с потребителем, учет его запросов);

Ø осуществление производства продукции (производственное предпринимательство);

Ø закупку, хранение, транспортировку, реализацию товаров (особенности в коммерческом предпринимательстве);

Ø обслуживание покупателя, в том числе послепродажное.

Неотъемлемая часть программы действий — организационные меры, призванные способствовать упорядочению исполнения бизнес-плана. Это способы управления реализацией бизнес-планом, организационные структуры управления проектом, методы координации действий исполнителей, а также меры по установлению специальных форм оплаты труда, стимулирования, набора и подготовки кадров (кадровое обеспечение), учета, контроля и др.

Раздел 6. Ресурсное обеспечение сделки. В этом разделе приводятся сведения о видах и объемах ресурсов, необходимых для осуществления предпринимательского проекта, источниках я способах получения ресурсов. Ресурсное обеспечение охватывает:

Ø материальные ресурсы (материалы, полуфабрикаты, сырье, энергия, здания, оборудование и др.);

Ø трудовые ресурсы;

Ø финансовые ресурсы (текущие денежные средства, капитальные вложения, кредиты, ценные бумаги);

Ø информационные ресурсы (статистическая, научно-техническая информация).

Раздел 7. Эффективность сделки (проекта). Это завершающий раздел бизнес-плана, содержащий характеристику эффективности предпринимательской сделки. В числе основных сводных показателей эффективности — показатели прибыли и рентабельности сделки. Кроме того, учитывается социальная и научно-техническая эффективность (получение новых научных результатов). Здесь же целесообразно проанализировать долговременные последствия предпринимательской сделки.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятию «планирование».

2. Какие виды планирования вы знаете?

3. Как соотносятся понятия «норма» и «норматив» в оценке состояния структуры предприятия?

4. В чем состоит экономический смысл количественных и качественных показателей плана?

5. Из каких разделов состоит план развития предприятия? Дайте их характеристику.

6. Какие аспекты деятельности предприятия отражает производственная программа?

7. Какие условия следует выполнять при подготовке бизнес-плана?

8. Каковы основные показатели бизнес-плана?

9. Какие характеристики товаров и услуг фиксируются в бизнес-плане?

10. Из каких элементов состоит программа предпринимательских действий?

1. К качественным показателям, применяемым в планировании относятся:

a) Объем товарной продукции предприятия;

b) Рост производительности труда;

c) Объем трудовых затрат;

d) Фондоотдача;

e) Затраты металла на единицу продукции;

f) Объем производства;

g) Качество продукции.

 

2. В финансовом плане предприятия устанавливаются следующие важнейшие финансовые показатели:

a) Взаимодействие предприятия с государственным бюджетом;

b) Взаимодействие предприятия с основными конкурентами;

c) Задание по прибыли;

d) Кредитный план.

 

3. Верно/неверно:

a) структура бизнес-плана строго регламентирована;

b) Он ориентирован на достижение успеха главным образом в производственно-хозяйственной деятельности;

c) Он ориентирован на достижение успеха главным образом в финансово-экономической деятельности;

d) Способности конкурентов, их возможности, ценовая политика не являются предметом рассмотрения в бизнес-плане;

e) Главная цель предпринимательского бизнеса – прибыль.

 

Ответы на тест:

1. b), d), g)

2. a), c), d)

3. верно: c), e); неверно: a), b), d).

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? – М.:Финансы и статистика, 1994

2. Бизнес-план: Методические материалы / Под ред. Р.Г. Маниловского. – М.: Финансы и статистика, 1994

3. Ворст И., Ревентлоу П. Экономика фирмы: Учебник. – М.: Высшая школа,1994

4. Герасименко В.В. Ценовая политика фирмы. – М.: Финстатинформ,1995

5. Гражданский Кодекс Российской Федерации. ч.1 и II.—М.: Инфра —М — Норма, 1996.

6. Грузинов В.П. Экономика предприятия и предпринимательства. - М.: СОФИТ, 1994.

7. Елизаров Ю.Ф. Экономика организаций: Учебник для вузов / Ю.Ф. Елизаров. – М.: Изд-во «Экзамен», 2005.

8. Кобзев В.В., Ключарева Н.С. Экономика предприятия: Учеб. пособие / Под общей ред. проф. В.В. Кобзева. – СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2003.

9. Курс предпринимательства: Учебник для вузов. /Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара — М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.

10. Основы предпринимательской деятельности/ Под ред. В.М. Власовой — М.: Финансы и статистика, 1995.

11. Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент: Учебник. -М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.

12. Румянцева З.П. и др. Менеджмент организаций. – М.: ИНФРА-М, 1996.

13. Экономика предприятия. Учебник для вузов/ Л.Я. Аврашков, В. В. Адамчук, О.В. Антонова и др.; под ред. Проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

 

 

оглавление

1. Предприятие – основное звено экономики. 3

1.1. Понятие экономики и предприятия. 3

1.2. Классификация предприятий. 5

1.3. Организационно – правовые формы коммерческой деятельности. 11

1.4. Оганизационно-экономические формы компаний. 35

1.5. Порядок образования и ликвидации предприятия. 54

Вопросы для самоконтроля. 56

Проверочный тест. 57

2. Структура предприятия и организация производства. 58

2.1. Организационная структура предприятия. 58

2.2. Понятие производства и производственной структуры.. 70

2.3. Типы производственной структуры.. 74

2.4. Основные пути совершенствования производственной структуры.. 75

2.5. Принципы организации производства. 77

2.6. Типы организации производства. 78

2.7. Формы организации производства. 82

Вопросы для самоконтроля. 83

Проверочный тест. 84

3. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ И ПОКАЗАТЕЛИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ.. 86

3.1. Внеоборотные активы.. 86

3.2. Основные фонды предприятия и виды их оценки. 88

3.3. Формы воспроизводства и совершенствования основных фондов. 92

3.4. Анализ работы и использования основных производственных фондов. 96

3.5. Оборотные активы предприятия их состав. 100

3.6. Оценка использования оборотных фондов в производстве. 102

3.7. Оборотные средства и пути ускорения их оборачиваемости. 105

Вопросы для самоконтроля. 110

Проверочный тест. 110

4. КОНЦЕПЦИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ. 112

4.1. Структура затрат по периодичности возникновения. 113

4.2. Структура текущих затрат по экономическим элементам. 113

4.3. Структура затрат по статьям себестоимости. 116

4.4. Классификация затрат по способу отнесения на объект затрат. 118

4.5. Классификация затрат по отношению к объему выпуска. 118

Вопросы для самоконтроля. 119

Проверочный тест. 120

5. ЦЕНА И ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ.. 121

5.1. Анализ ценообразующих факторов. 121

5.2. Виды цен. 131

5.3. Этапы и методы установления цен на продукцию фирмы.. 134

Вопросы для самоконтроля. 139

Проверочный тест. 139

6. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ.. 141

6.1. Содержание бухгалтерского баланса. 141

6.2. Содержание отчета о прибылях и убытках. 144

6.3. Содержание отчета о движении денежных средств. 145

6.4. Содержание отчета об изменениях капитала. 146

6.5. Пользователи бухгалтерской отчетности. 147

6.6. Финансовое состояние организации по данным баланса. 148

6.7. Схема формирования чистой прибыли предприятия. 159

Вопросы для самоконтроля. 161

Проверочный тест. 162

7. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРЕДПРИЯТИИ И ИСТОЧНИКИ ЕЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ.. 163

7.1. Инвестиции: понятие, виды, экономическая сущность. 163

7.2. Инвестиционная деятельность: понятие и механизмы осуществления. 165

7.3. Общая характеристика источников финансирования инвестиционной деятельности 169

Вопросы для самоконтроля. 171

Проверочный тест. 171

8. ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ.. 173

8.1. Понятие и содержание планирования. 173

8.2. Виды планирования. 173

8.3. Фазы планирования. 179

8.4. Внутрипроизводственное планирование. 181

8.5. Основные разделы и показатели плана развития предприятия. 184

8.6. Разработка производственной программы.. 188

8.7. Содержание и порядок разработки бизнес-плана. 191

Вопросы для самоконтроля. 196

Проверочный тест. 197

ЛИТЕРАТУРА.. 198


* Эффект масштаба – эффект снижения затрат на единицу произведенной продукции при распределении постоянных затрат на все большее количество произведенной продукции. Если ресурсы удваиваются и в этой же пропорции увеличивается объем производства, то говорят, что эффект масштаба отсутствует. Если объем производства увеличивается менее чем в два раза, то имеет место отрицательный эффект масштаба, а если он увеличивается более чем в два раза, то – положительный эффект масштаба.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 2697; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.099 сек.