КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Давид юмЮм сформулировал основные принципы агностицизма: 1. Ум человека не имеет для осмысления ничего, кроме собственных восприятий. То, что эти восприятия не есть реальные вещи, и то, что они даны уму вместо реальных вещей – это очевидно. И поэтому следует признать, что всё осмысление ума, вся его рассудочная работа, всегда есть взаимодействие между умом и восприятиями, а не между умом и реальными вещами. Таким образом, ум постигает только собственные восприятия. Но что такое эти восприятия, которые постигаются умом? Эти восприятия есть некий уже закрытый результат некогда произошедших отношений между этими восприятиями и реальными вещами. А поскольку механизм отношений между восприятиями и реальными вещами уму не виден и уму не подвластен, то ум вообще не подпущен природой познания к реальным вещам никаким образом. Ум всего лишь пользуется продуктом отношений реальных вещей с чувственными восприятиями, и познает именно этот продукт, а не сами реальные вещи. 2. И как же происходит этот процесс познания? Исходя из вышесказанного, он происходит так: – сначала ум получает сумму внешних впечатлений о действительности, которые могут снять с этой действительности чувства человека, то есть получает некоторое чувственное знание о внешних параметрах действительности, отдаленно относящееся к внутренней её сути; – затем ум копирует, запечатлевает в себе эту сумму поступивших чувственных впечатлений, и формулирует далее из них набор собственных умственных идей, образов и понятий, отдаляя знание о действительности еще далее от неё самой – из области чувств в область мышления; – далее ум начинает само мышление,то есть начинает связывать, переставлять, увеличивать или уменьшать отдаленные от действительности и сформулированные умственными средствами копии внешних впечатлений человека о мире (идеи, понятия, образы), и даже порождает из этих копий (идей, понятий, образов) новые, чтобы в итоге создавать из них устойчивые ассоциации, призванные описывать действительность. Таким образом, познание мира есть всего лишь формирование умственных идей о нем и связывание их в ассоциации, что зависит полностью от процессов мышления и не имеет никакого реального аналога в мире. 3. Всё это со всей очевидностью можно увидеть, хотя бы, на примере причинности, которая просто выдумана умом человека по итогу длительного наблюдения за чередованием предшествующих и последующих событий. Привычка ума наблюдать эту устойчивую смену следующих друг за другом событий создает в нём устойчивые ассоциации о якобы причинной закономерности, но на самом деле причинности в мире не существует. Причинно-следственная связь вообще невозможна, ведь если следствие есть результат причины, то следствие проистекает из этой причины, а если следствие проистекает из этой причины, то следствие находится в этой причине. Но если следствие находится в причине, то причина уже реализовалась, потому что причина и следствие не могут быть одновременно. Если следствие уже есть, то причины уже нет, следовательно, следствие порождается чем угодно, но только не тем, что мы называем причиной из-за фантазии ума принимать предшествование одного события другому событию за причину одного события другому событию.
Основные термины
АГНОСТИЦИЗМ – учение, полностью или частично отрицающее возможность познания мира. АФФЕКТ – эмоциональное состояние, для которого характерно бурное и относительно кратковременное протекание (ярость, гнев, ужас и т. п.). ГНОСЕЦЕНТРИЗМ – принцип философии, решающей все проблемы через теорию познания. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО – совокупность общественных сил, влияющих на политические процессы автономно от государственной власти. ДЕДУКЦИЯ – процесс умозаключений, в котором каждое следующее утверждение логически проистекает из предыдущего. ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО – свод принципов, правил, прав и ценностей, вытекающих из естественной природы человека независимо от социальных условий. ИДЕЯ (в мышлении)– мысленное представление о чём-либо. ИНДУКЦИЯ – процесс познания методом движения от частных данных к обобщающему выводу. ИНТУИЦИЯ – непосредственное постижение истины без умственных операций. ЛИБЕРАЛИЗМ – система взглядов, признающая основными ценностями политическое равенство, личную свободу и частную собственность человека. МЕХАНИЦИЗМ – мировоззрение, которое рассматривает законы механики как универсальные не только для материи, но и для общества, и для сознания человека. МОНАДА (у Лейбница) – психическая субстанция, первоэлемент мира. ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА ТЕОРИЯ – доктрина, объясняющая возникновение государственной власти соглашением между людьми, желающими перейти от не защищенного естественного состояния к защищенному гражданскомусостоянию. ОПЫТ – процесс и результат чувственного получения знания о действительности. ПОНЯТИЕ – оформленная языковым термином мысль, обобщенно отражающая наиболее существенные свойства предмета или явления. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ – мыслительный чувственно-наглядный образ предметов и явлений, ранее воспринимаемых в опыте или не имеющих аналогов в реальном мире. ПРИРОДА – совокупность всех внешних естественных условий существования человека. ПРИЧИНА – сложившаяся необходимость для появления того или иного факта, явления действительности. ПРИЧИННОСТЬ – философская категория, обозначающая необходимую и последовательную по времени связь явлений, из которых предшествующее (причина), обусловливает последующее (следствие). ПРОТЯЖЕННОСТЬ – свойство материального тела занимать определенную часть пространства, обладать пространственными размерами. РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ ТЕОРИЯ – доктрина, согласно которой государственная власть понимается как система, сложенная из независимых друг от друга центров власти: законодательной, исполнительной и судебной. РАЦИОНАЛИЗМ – теория познания, в которой главным источником знания считается разум. РАЦИОНАЛЬНОЕ – осуществляемое разумом, относящееся к деятельности разума. СУБСТАНЦИЯ – самостоятельно существующее, неизменное, деятельное первоначало мира, лежащее в основе всего существующего. ТЕЛО – трехмерный материальный объект. ТОЖДЕСТВО – философская категория, выражающая одинаковость предмета или явления с самим собой, а также равенство между собой нескольких предметов или явлений. УМ – деятельное начало в психике человека, способное мыслить и понимать. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений (посылок) логически выводится новое суждение (заключение, следствие). ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ – получение знания о действительности с помощью внешних чувств. ФАКТ – достоверное, единичное, самостоятельное событие или явление. ЭМПИРИЗМ – направление в теории познания, считающее, что содержание знания либо выводится из чувственного опыта, либо вообще сведено к нему.
Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 223; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |