Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Приоритетные направления развития туризма




Структура управления туризмом в Республике Беларусь

Современное состояние и динамика развития туризма в Республике Беларусь

 

Туристический потенциалреспублики базируется, главным образом, на многообразии и красоте природы, уникальности историко-культурного наследия и состоит из боле 15 тысяч объектов, имеющих историческую, культурную, архитектурную значимость, а также памятных мест, связанных с именами выдающихся деятелей мировой истории и культуры.

На рис. 6.1 представлены ресурсные возможности Беларуси

Рисунок 6.1 – Ресурсные возможности Беларуси (2010 год)

 

На территории Беларуси расположено значительное количество исторических городов – Полоцк, Новогрудок, Туров, Гродно, Несвиж и другие. Во многих городах сохранились храмы и монастыри, дворцы и замки, ценные архитектурные, исторические и культурные памятники.

В список Всемирного наследия ЮНЕСКО включены следующие туристические объекты Республики Беларусь: Замковый комплекс «Мир» в г.п.Мир, Гродненская обл. (2000 г.); Национальный парк «Беловежская пуща» (1992г.); Архитектурно-культурный комплекс бывшая резиденция Радзивилов в г.Несвиж (2005 г.); Дуга Струве (топографический) (2005 г.).

В Республике Беларусь имеется большое количество памятников, представляющих историко-культурные ценности: памятники архитектуры (1597); памятники истории (1131); памятники искусства (122); памятники археологии (1834).

Разнообразен растительный и животный мир, много памятников природы, природных лечебных ресурсов, охотничьих и рыболовных угодий.

В республике 4 национальных парка, Березинский биосферный заповедник, 97 заказников, в том числе 7 – международного значения, более 10 тысяч озер, около 20 тысяч рек.

В 2009 году туристической деятельностью в Беларуси занимались более 700 организаций. Только в Минске их насчитывается 326. Списочная численность работников, занятых оказанием туристических услуг, составила 2 тысячи и возросла по сравнению с 2008 годом на 3,5 %.

В настоящее время в республике функционирует более 330 средств размещения (размещено более 1,5 млн. чел.): гостиницы – 274; гостиничные комплексы – 23; мотели – 1; кемпинги – 4; другие виды – 29; 102 санатория на 24 тысячи мест. Кроме того, ежегодно открывается 5 – 10 новых гостиниц. К 2014 году, когда Беларусь будет принимать чемпионат мира по хоккею, количество мест размещения в Минске увеличится в 2 – 3 раза. На рис. 6.2 и 6.3 представлены данные по единовременной вместимости и численности обслуженных лиц в средствах размещения Республики Беларусь.

Рисунок 6.2 – Единовременная вместимость средств размещения Беларуси на конец учетного периода, мест

Рисунок 6.3 – Численность обслуженных лиц в средствах размещения, тыс. человек

 

В Беларуси насчитывается 17 туристических комплексов на базе сельскохозяйственных производственных кооперативов, функционирует более 1000 агроусадеб, около 1000 агрогородков. В таблице 6.1 представлены данные по развитию агротуризма в Республике Беларусь.

 

Таблица 6.1 – Развитие агротуризма в Республике Беларусь

  Количество субъектов агроэкотуризма Количество агроэкотуристов Сумма, уплаченная за предоставленные услуги Количество привлеченных работников
2008 год     2 млрд. 315 млн.  
2009 год     5 млрд. 261 млн  
2009 г. к 2008 г., % 196% 179% 228% 203%

 

По сравнению с 2006 годом количество субъектов агротуризма выросло в 27,2 раза.

По данным Министерства статистики Республики Беларусь в 2010 году Республику Беларусь посетило более 4 млн. иностранных граждан с туристическими целями (рис. 6.4), объем платных туристско-экскурсионных услуг составляет более 400 млн долларов США (рис. 6.5), а экспорт туристических услуг составил в 2009 году ~ 114 млн. долларов США (рис. 6.6).

Рисунок 6.6 – Экспорт туристических услуг в Республике Беларусь (млн.долл. США)  
Рисунок 6.5 – Объем платных туристических и экскурсионных услуг вРеспублике Беларусь (млрд.руб.)
Рисунок 6.4 – Численность иностранных граждан, посетивших Республику Беларусь с туристическими целями (млн.чел.)  

По данным статистического управления г. Минска за 2009 года белорусскую столицу посетили свыше 100 тысяч иностранных туристов. Вместе с тем, на треть меньше на минских улицах стало приезжих из Турции, Германии. И в то же время по сравнению с январем – сентябрем 2008 года в 2,8 раза увеличилось число туристов из Израиля, в 1,9 – из Швейцарии, в 1,2 – из Литвы. Еще чаще в Минске можно увидеть жителей России, которые по-прежнему составляют более половины (54 %) численности приезжающих из-за рубежа. Всего же в Минске побывали жители 102 государств мира, большей частью (56,2 %) из стран СНГ.

К лучшим белорусским санаториям относятся: «Юность», «Боровое», «Приозерный», «Сосны» (Беларусь), «Белая Русь» (Туапсе), «Беларусь» (Друскининкай, Сочи). Они пользуются наибольшим спросом.

Наиболее востребованы автобусные туры, поскольку Беларусь – транзитная страна. Автобусные туры сравнительно недорогие и являются самым приемлемым вариантом путешествий по европейским городам и Беларуси. Недостатком является то, что состояние белорусских автобусов полностью не отвечают международным требованиям. В европейские страны могут курсировать автобусы классов не ниже Евро-3, иначе приходится платить дополнительные сборы. Автобус марки «МАЗ» неплохо зарекомендовал себя в Беларуси, но из-за отсутствия фирменных сервисных станций их невозможно оперативно обслуживать за границей.

Важную роль в сохранении природной среды в естественном состоянии играют заказники, которые являются одним из видов особо охраняемых природных территорий и объектов. Государственная схема комплексной территориальной организации РБ, утвержденная Указом Президента РБ от 12 января 2007 г. № 19, предусматривает расширение сети особо охраняемых природных территорий к 2015 году до 9,3 % от площади республики.

Заказники – это территории, предназначенные для сохранения и поддержания общего экологического баланса. В зависимости от своего назначения они подразделяются на ландшафтные, биологические и гидрологические.

Всего на территории Беларуси расположены 513 заказников. 100 из них – республиканского и 413 – местного значения. Некоторые заказники включены в Рамсарский список наиболее ценных водно-болотных угодий и представлены крупнейшими в Европе низинными болотами («Споровский» и «Званец»), крупными и типичными верховыми болотами Белорусского Поозерья («Ельня» и «Освейский»), комплексом переходных и низинных болот Полесской низменности («Ольманские болота»), а также сложным комплексом болот, лесов и лугов в пойме реки Припять («Средняя Припять»).

Заказники республиканского значения занимают 4,5 % от всей территории Беларуси. Это – 29 ландшафтных (535, 2 тыс. га), 52 биологических (261, 3 тыс. га) и 19 гидрологических (139,6 тыс. га) заказников. наиболее крупные из них – республиканский ландшафтный заказник «Средняя Припять», Споровский биологический заказник и гидрологический заказник «Ельня».

На территории заказника постоянно или временно запрещены или ограничены определенные виды хозяйственной деятельности, которые могут повредить его состоянию (вспашка земель, охота и рыболовство, косьба, выпас животных, сбор ягод, плодов, цветов и др.). в то же время, в заказниках могут быть разрешены санитарная вырубка леса, отлов и отстрел животных в научных целях или для регулирования их численности, лесопосадки, расселение новых видов животных, туризм.

Национальный парк в Браславском районе создан в 1995 с целью сохранения природного комплекса Браславская группа озер. Центр – г.Браслав. Площадь 69,7 тыс. га (2007), протяженность с севера на юг 56 км, с запада на восток от 7 до 29 км. Крупнейшие озера: Дрывяты, Струсто, Войсо, Богинское, Волосо Северный, Волосо Южный и др. (всего на территории национального парка 61 озеро). На озере Струсто расположен второй по величине остров в Беларуси – Чайчин. Лесами занято около 46% территории. Значительную часть парка занимают верховые и низинные болота, имеющие большую природную ценность. В парке проходит северная граница распространения дуба. Рельеф – холмисто-моренный озерный. Озера богаты рыбой (всего около 30 видов, подавляющее большинство – аборигены). В озере Волосо Южный обитают ракообразные, занесенные в Красную книгу Беларуси – лимнокалянус, мизида реликтовая, понтопорея, бокоплав Палласа; всего свыше 100 видов зоопланктона. Из млекопитающих встречается косуля, лось, дикий кабан, зайцы, лисы, норка и др. На территории национального парка встречается 189 видов птиц, гнездящихся в Беларуси, половина из которых включена в Красную книгу Беларуси. Некоторые виды птиц имеет промысловое значение (кулики, водоплавающая дичь). Видовое разнообразие животных и птиц является основанием для развития экологического туризма.

Беловежская пуща, как Национальный парк в Каменецком и Пружанском районах Брестской и Свислочском районе Гродненской обл. является центром экологического туризма международного значения. Площадь 152, 2 тыс. га, охранной зоны 66 тыс. га. Национальный парк создан в целях сохранения эталонных и уникальных природных комплексов и объектов природы, проведения научных исследований, разработки и внедрения научных методов охраны природы и природопользования, организации экологического просвещения и рекреационной деятельности, ведения комплексного хозяйства. Пуща – бывшее охотничье хозяйство польских королей (с 15 в.) и русский царей (18 – начало 20 в.). В 1939 году на его базе создан государственный заповедник, в 1957 году – 91 государственное заповедно-охотничье хозяйство. С 1991 года – государственный национальный парк. В 1992 году Беловежская пуща включена в список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. В 1993 году по решению ЮНЕСКО включена в систему биосферных заповедников, с помощью которых проводят глобальный экологический мониторинг. В 1997 году она отмечена дипломом Совета Европы, которым награждаются самые титулованные природоохранные учреждения.

Августовский канал, в Гродненском районе Беларуси и Подляском воеводстве Польши, соединяет реки Неман и Бебжа (бассейн Вислы). Длина 102 км, на территории Беларуси – 22 км. Августовский канал образован из системы каналов озер (Нецка, Белое и др. на территории Польши), прудов и протоков между озерами. В Беларуси канал включает часть реки Черная Ганча (длина 9 км) между деревней Лесная и Соничи и отдельное русло (длина 6 км), соединяющее эту реку с Неманом около деревни Немцово. Августовский канал включает 18 шлюзов, из которых 4 на территории Беларуси. Он построен в 1824 – 1939 годах для судоходства и лесосплава. Автор проекта и руководитель строительства генерал И.Прандинский. Глубина канала 1,8 м в период эксплуатации. С развитием железнодорожного транспорта канал утратил свою роль, после Великой Отечественной войны в Беларуси не функционировал. В 1979 году отреставрированная часть канала на территории Польши была занесена в список памятников как комплекс водных путей 4-го класса уникальной ценности. В 2004 –2006 годах проведена реконструкция канала на территории Беларуси. Памятник гидротехнического строительства, популярный объект туризма: туристский маршрут «К Августовскому каналу», экскурсия «Августовский канал – история и традиции трех народов». На его территории действуют 6 туристических стоянок. С 1980 года проводятся республиканские соревнования по технике водного туризма «Неманская весна», с 1999 года в рамках еврорегиона «Неман» по Августовскому каналу и реке Неман осуществляются международные сплавы на байдарках.

Налибокский ландшафтный заказник республиканского значения расположен в Воложинском и Столбцовском районах Минской области, Ивацевичском и Новогрудском районах Гродненской области. Он образован в 2005 году в целях сохранения уникального лесного массива – Налибокской пущи. Площадь – 77 540 га. Лесопокрытие площади занимает 91,7 % территории, открытые болота – 2,1 %. Преобладают сосновые леса, произрастают еловые, дубовые, ясеневые; имеются экзоты – дуб красный, каштан конский и др. всего выявлено 840 видов высших сосудистых растений, в том числе 22 вида, занесенных в Красную книгу Беларуси: баранец обыкновенный, волдырник ягодный, дремлик темно-красный и др. В фауне заказника млекопитающих 46 видов, птиц – 153, рептилий – 7, амфибий – 12, рыб – 34. Здесь обитают лось, косуля, кабан, лесная куница, заяц-беляк, заяц-русак, лиса, ласка, бобр и др. С 1973 года проводятся работы по реакклиматизации благородного оленя, с 1993 года – беловежского зубра. В Красную книгу Беларуси занесены 44 вида животных, в их числе серый журавль, черный аист, малый подорлик, рысь, барсук, зеленый дятел, камышовая жаба, ручьевая форель и др.

Курган Славы Советской Армии – освободительницы Беларуси, памятник в честь воинов 1-го, 2-го и 3-го Белорусского и 1-го Прибалтийского фронтов в крупнейшей наступательной операции Красной Армии в Великую Отечественную войну (кодовое название «Багратион»). Он находится на 21-м километре автодороги Минск – Москва. Авторы – скульптор А.Бембель и архитектор О.Стахович (Государственная премия Беларуси 1970). Курган Славы открыт в 1969 году. Высота кургана 35 м, на вершине его 4 штыка-обелиска высотой 35,6 м, которые символизируют фронты, освобождавшие Беларусь. Их основание окружает большое кольцо, внутри которого надпись: «Армии Советской, Армии-освободительнице – слава!», а снаружи выложены мозаикой из смальты барельефные изображения лиц воинов и партизан. К смотровой площадке наверх ведут 2 лестницы. Курган Славы включен в число посещаемых туристами объектов.

Монумент Победы в Минске – памятник в честь победы советского народа над фашистской Германией и на увековечение памяти воинов Советской Армии и партизан, погибших в Великую Отечественную войну. Он установлен в 1954 году на площади Победы. Обелиск высотой около 40 метров, облицован серым гранитом и завершен изображением ордена Победы. На 4 гранях постамента размещены бронзовые барельефы. Как символ Победы на базе обелиска лежит обвитый лавровой веткой бронзовый меч. Ступенчатый стилобат с 4 сторон фланкирован бронзовыми венками. Третьего июля 1961 года у подножия монумента зажжен Вечный огонь.

«Раубичи» – республиканское унитарное предприятие «Олимпийский спортивный комплекс «Раубичи». Расположен возле деревни Раубичи Минского района, в 25 километрах к северо-востоку от Минска; основной центр подготовки белорусский спортсменов и национальных сборных команд по зимним видам спорта. Предназначен для тренировок и соревнований по биатлону, лыжным гонкам, лыжному двоеборью, прыжкам на лыжах с трамплина, слалому, конькобежному спорту, фристайлу, сноу-борду. построен в 1974 году среди лесного холмистого ландшафта. Общая площадь 80 га. В составе комплекса спортивные сооружения: трассы – лыжная (3 петли) общей длиной 20 километров и специализированная лыжероллерная с асфальтобетонным покрытием; малая слаломная; 2 стрельбища, 3 лыжных трамплина с искусственным покрытием; подъемники; роликодром и др.; универсальный спортивный зал, 2 гостиницы, 3 сауны, медико-реабилитационный центр, судейский павильон с пресс-центром, узлом связи и др., административно-хозяйственный корпус.

«Хатынь» – мемориальный архитектурно-скульптурный комплекс в память о жителях деревни Хатынь и других белорусских деревень, уничтоженных немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны. Он создан на 54 километре от Минска, в 5 километрах от шоссе Минск – Витебск, на месте бывшей деревни Хатынь Логойского района, сожженной карательным батальоном 23 марта 1943 года вместе с жителями (26 дворов, 149 человек, в том числе 75 детей). Комплекс открыт 5 июля 1969 года. Авторы комплекса: архитекторы Ю.Градов, В.Занкович, Л.Левин, скульптор С.Селиханов (Ленинская премия, 1970). Комплекс повторяет планировку бывшей деревни и включает отдельные элементы: Кладбище деревень, площадь Памяти, Стена Скорби, Дерево жизни.

Начало речному пути из Балтийского в Черное море положили варяги (викинги), выходцы с территории Скандинавского полуострова, которых уже в VIII-IX вв. хорошо знали многие народы Европы. Варяги пришли на территорию восточных славян в IX веке в качестве военных наемников и купцов.

Вариант пути «из варяг в греки», который проходил через территорию Беларуси, охватывал значительную часть речной системы. Кроме главных водных путей по Днепру и Западной Двине, из Днепра по его притокам Березине и Припяти отходили боковые ответвления на запад до Немана и Буга и на восток до Оки и Волги.

Водные торговые пути Беларуси представляли собой реки и озера, которые в местах водоразделов были соединены волоками, являвшимися важной частью водных торговых путей. Именно волоки положили начало становлению и развитию сухопутных торговых путей. На территории Беларуси существовало около 20 волоков, которые связывали бассейн Днепра с бассейнами Западной Двины, Немана и Буга. Эти пути играли исключительно важную роль для общеэкономического развития древней Беларуси.

Существование водных торговых путей содействовало превращению территории Беларуси в транзитный центр, который связывал бассейны Волхова, Волги, Днепра, Западной Двины, Немана и Буга. Это в значительной мере обеспечивало становление и упрочение экономических связей древней Беларуси с народами Скандинавии, Прибалтики, Новгорода, Киева, Византии, Арабского халифата и других территорий.

Многое из того, чему научились жители древней белоруской земли, было привито им благодаря живому общению с иноземцами, прибывшими сюда по рекам, а путь «из варяг в греки» оказал значительное влияние на духовное единение, укрепление и развитие славянских традиций на всем пространстве Восточной Европы.

В 25 километрах от начального пункта маршрута – города Полоцка – расположена группа природных территорий, которые мало изменились за последние несколько столетий и дают представление о той дикой природе, в окружении которой жили и трудились наши предки-славяне.

Из Полоцка туристический маршрут проходит вдоль реки Западная Двина до города Дисна, к югу от которого, на правом берегу реки, расположен гидрологический заказник местного значения «Жада». На территории заказника среди болот, чередующихся с поросшим лесом грядами, расположена группа озер.

 

Основными целями государственного регулирования в сфере туризма Республики Беларусь являются:

- обеспечение прав физических лиц на отдых, свободу передвижения и иных прав, реализуемых в сфере туризма;

- формирование представления о Республике Беларусь как о стране привлекательной для туристов;

- обеспечение доступности туризма;

- рациональное использование туристических ресурсов; создание необходимых условий для обмена товарами, работами и услугами в сфере туризма в соответствии с международными договорами Республики Беларусь с учетом интересов всех участников и субъектов туристической индустрии;

- развитие туристических зон;

- развитие международных контактов.

Основными принципами государственного регулирования в сфере туризма Республики Беларусь являются:

- защита прав и законных интересов физических лиц, в том числе обеспечение их безопасности в сфере туризма;

- развитие туризма и туристической индустрии;

- поддержка малого предпринимательства в сфере туризма;

- развитие конкуренции, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности на рынке туристических услуг;

- гласность и открытость разработки, принятия и применения мер государственного регулирования в сфере туризма.

Государственное регулирование в сфере туризма осуществляется Президентом Республики Беларусь, Парламентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством спорта и туризма Республики Беларусь, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами и иными государственными органами в пределах их полномочий в соответствии с законодательством.

Президент Республики Беларусь определяет единую государственную политику в сфере туризма.

Совет Министров Республики Беларусь обеспечивает проведение единой государственной политики в сфере туризма.

Порядок оказания туристических услуг определяется Правительством Республики Беларусь.

Министерство спорта и туризма Республики Беларусь проводит государственную политику в сфере туризма, осуществляет координацию деятельности в сфере туризма других республиканских органов государственного управления.

Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции решают вопросы местного значения в сфере туризма.

Департамент по туризму Министерства спорта и туризма Республики Беларусь с правами юридического лица является структурным подразделением центрального аппарата Министерства и осуществляет организационно-управленческие функции в сфере туризма.

Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, иными актами законодательства Республики Беларусь, Положением о Министерстве спорта и туризма Республики Беларусь, а также Положением о Департаменте Министерства спорта и туризма Республики Беларусь.

Департамент имеет самостоятельный баланс, счет в банке, печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь со своим наименованием и наименованием Министерства, а также печати и штампы.

Наименование Департамента: полное – Департамент по туризму Министерства спорта и туризма Республики Беларусь; сокращенное – Департамент по туризму.

Его основными задачами являются:

- обеспечение всесторонней государственной поддержки развития туризма;

- формирование и реализация туризма в республике;

- организация работы по созданию благоприятных условий и формированию факторов для эффективной деятельности региональных органов управления сферой туризма, государственных организаций, осуществляющих деятельность в сфере туризма, находящихся в подчинении Министерства спорта и туризма Республики Беларусь;

- осуществление эффективного взаимодействия с общественными организациями в сфере туризма;

- обеспечение развития международного сотрудничества в сфере туризма.

Межведомственный экспертно-координационный совет по туриз­му при Совете Министров Республики Беларусь создается в целях совершенствования взаимодействия госу­дарственных органов, общественных объединений, участников туристической деятельности и субъектов туристической индустрии по вопросам создания бла­гоприятных условий для устойчивого развития туризма в Республике Бела­русь, повышения его экономической эффективности, формирования конкурентной среды, защиты внутренне­го рынка туристических услуг, а также для выработки рекомендаций по:

- проведению государственной по­литики в сфере туризма и развитию конкуренции путем привлечения и эффективного использования фи­нансовых ресурсов для реализации соответствующих целевых программ, проектов, мероприятий;

- реализации международных до­говоров Республики Беларусь и меж­дународных программ по вопросам поддержки и развития туризма;

- обеспечению и защите интересов участников туристической деятельности и субъектов туристической индустрии в сфере туризма.

Совет Министров Республики Беларусь утверждает состав и Положение о Межведомственном экспертно-координационном совете по туризму.

Для развития инфраструктуры туризма Республики Беларусь требуется:

- создание благоприятных условий для привлечения инвестиций путем со­вершенствования законодательной базы, в том числе внесения изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. № 371 и № 372:

Указ Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. № 371 «О некоторых мерах государственной поддержки развития туризма в Республике Беларусь» предусматривает: освобождение от НДС услуги по организации въездного, внутреннего туризма и экскурсионной деятельности; освобождение от налога на прибыль в течение 3 лет с начала осуществления деятельности туристических объектов; защита инвестиций в индустрию гостеприимства от национализации;

Проект Указа Президента Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. №372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь» распространяет действия Указа на организации, осуществляющие производство и переработку сельскохозяйственной продукции; увеличивает количество сдаваемых комнат до 10; продляет срок действия Указа на 10 лет; определяет ОАО «Белагропромбанк» банком, предоставляющим льготные кредиты субъектам агроэкотуризма;

- упрощение процедуры предоставления земельных участков и согласова­ния их проектно-сметной документации для строительства гостиниц в г.Минске и областных центрах, гостиниц среднего экономического класса в малых и средних городах, крупных населенных пунктах республики, мотелей и небольших гостиниц на трассах международного и республиканского значения и наиболее востребованных туристических маршрутах;

- обеспечение доступности кредитных ресурсов субъектам туристической индустрии;

- развитие региональной кооперации с соседними государствами; привлечение крупных зарубежных фирм, имеющих известные торговые марки, к развитию гостиничного комплекса страны;

- обеспечение доступности инвестиционных предложений через публика­ции в местных и республиканских средствах массовой информации и разме­щение в соответствующих разделах сайтов, издание буклетов и проспектов, проведение бизнес-мероприятий с потенциальными инвесторами, участие в международных инвестиционных мероприятиях и другие;

- разработка и утверждение генеральных схем развития туристических зон с учетом имеющихся объектов и вновь создаваемых объектов туристической индустрии на территории этих зон. Перспективным является Проект Указа Президента Республики Беларусь «О создании свободной экономической зоны «ГродноТурИнвест» и внесении дополнения в Указ Президента Республики Беларусь № 262 от 9 июня 2005 г.», который предусматривает освобождение резидентов СЭЗ «ГродноТурИнвест» от:

налога на прибыль в течение пяти лет с даты объявления ими прибыли, в части прибыли, полученной от реализации продукции (работ, услуг) собственного производства на территории СЭЗ «ГродноТурИнвест»;

налога на недвижимость по зданиям и сооружениям, расположенным на территории СЭЗ «ГродноТурИнвест», независимо от направления их использования;

налога на добавленную стоимость с оборотов по реализации продукции (работ, услуг) собственного производства;

уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, взимаемых при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь (за исключением уплаты налога на добавленную стоимость взимаемого при ввозе товаров с территории стран, с которыми отсутствует таможенный контроль и таможенное оформление) материалов, оборудования и комплектующих к нему.

 


Анализируя основные тенденции развития туристической отрасли на глобальном уровне можно отметить постоянно растущие и неизменно увеличивающиеся показатели развития данной сферы. За это туризм был признан феноменом прошлого века: численность международных туристов увеличилась почти в 28 раз, а валютные поступления возросли в 237 раз. Сейчас туристическая отрасль в общей сложности приносит 3,8% доходов в мировой ВВП напрямую и более 10% с учетом косвенного воздействия.

Согласно данным ВТО, в настоящее время туризм входит в число важнейших статей экспорта в 83% стран мира, при этом в 38% из них выступает ведущим источником валютных поступлений. Вклад туризма в мировую экономику составляет примерно 6,5 триллиона долларов США. К 2013 году эта сумма по прогнозам достигнет 9 триллионов долларов. На долю туризма приходится 7% суммарных капиталовложений, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений. Именно из-за большой доходности туризма, особенно международного, правительства многих стран активно участвуют в создании туристической инфраструктуры.

Однако, по данным ЮНВТО, основные индикаторы Международного туристического бизнеса в 2009 г. в связи с мировым кризисом изменились в сторону уменьшения основных показателей, так, например, динамика международных туристических прибытий в мире – минус 4,2%. В Европе – минус 5,7%, Азии – минус 1,3%, в обеих Америках – минус 4,6%, Среднем Востоке – минус 4,9% и лишь в странах Африки – плюс 2,9%.

Поступления от международного туризма в мире сократились в 2009 году на 5,7% по сравнению с 2008 годом.

В Царском Селе, неподалеку от северной столицы России – Санкт-Петербурге в 2009 году, состоялся российско-белорусский форум «Туризм в Союзном государстве: современные вызовы».

Мероприятие проводилось Постоянным комитетом Союзного государства совместно с Парламентским Собранием Союза Беларуси и России, Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Федеральным агентством по туризму, Министерством спорта и туризма Республики Беларусь.

Главная задача, которую поставили перед собой российские и белорусские представители этой отрасли, – создание в 2011-2015 годах единой туристической инфраструктуры и представление ее на туристическом рынке Союзного государства как целостного объекта, привлекательного для туристов.

На форуме также состоялся обмен мнениями по вопросам увеличения потока туристов в Союзное государство, рассмотрены перспективы реализации совместных проектов, а также подготовки квалифицированных кадров в области туризма.

В период по 2013 год планируется создание ряда структурных фондов и введение в действие программ, которые будут финансово обеспечивать развитие туристического бизнеса, услуг и инфраструктуры. Однако главным источником финансирования проектов, связанных с устойчивым развитием туризма в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), станет Европейский фонд регионального развития. Его деятельность будет направлена на сохранение культурного и природного наследия, улучшение инфраструктуры, поддержку инновационной деятельности, повышение конкурентоспособности турпродукта, разработку стратегий развития трансграничного и межрегионального туризма.

Увеличение спроса на туристические услуги в расширенном Евросоюзе объясняется тремя основными факторами. Во-первых, возросло число европейских жителей, желающих посетить ранее закрытые для них страны ЦВЕ. Во-вторых, рост уровня жизни, который непременно последует за вхождением новых стран в ЕС, должен повысить внутренний платежеспособный спрос. В-третьих, модернизация систем транспорта и коммуникации должна стать стимулом роста туристического оборота в Европе.

Вследствие роста спроса и предложения на туруслуги в странах ЦВЕ общеевропейский рынок также будет расширяться и укреплять свои позиции.

Это положительно повлияет на экономическую активность в Европейском союзе в целом. Обострение конкуренции на туристическом рынке должно положительно сказаться на совершенствовании конкурентных преимуществ европейских туристических направлений.

Приоритетом проводимой Европейским союзом политики в области туризма является улучшение социальных условий занятости населения. С этой целью ведется работа по снижению фактора сезонности в туризме, что позволит обеспечить население постоянными рабочими местами и улучшить возможности использования туристической инфраструктуры.

Повышение качества предоставляемых туристических услуг предусматривает персональный подход к туристу, формирование эластичного по качеству и цене спроса на них. Особое внимание будет уделено защите прав потребителей непосредственно в туристическом секторе, что увеличит меру ответственности как производителей, так и потребителей услуг. Предлагаемый на европейском рынке туристический продукт должен соответствовать высокому качеству и быть экологически безопасным. Более того, меры, предпринимаемые Европейским союзом в области защиты окружающей среды, должны быть применимы и непосредственно в туристической сфере.

В Республике Беларусь туристическая индустрия постепенно набирает темпы роста, что видно по положительной динамике основных индикаторов: туристические прибытия и поступления от международного туризма (см. табл. 6.2)

Таблица 6.2 – Основные индикаторы работы туристической отрасли в 2009 году (Беларусь в сравнении со странами - соседями)

Страна Динамика туристских прибытий в 2009 г Динамика поступлений от международного туризма (экспорт) за 2009 г.
БЕЛАРУСЬ + 2,4 % + 1,5 %
ЛАТВИЯ - 17,4 % (оценка) - 5,3 %
ЛИТВА - 16,5 % (оценка) - 14,3 %
ПОЛЬША - 8,3 % - 0,8 %
РОССИЯ - 10 % - 20,5 %
УКРАИНА - 18,3 % - 38,0 %

К успехам белорусского туризма к 2010 году следует отнести:

- развитие услугопроводящей сети, которая в стране должна быть завершена в ближайшее время. Это значит, что каждый районный центр или крупный населенный пункт должен иметь турпредприятие или представительство туристической компании;

- улучшение структуры подготовки и переподготовки кадров;

- увеличение доходности от туризма ежегодно почти в два раза;

- реконструирование более 340 значимых объектов, включенных в Национальную программу развития туризма Республики Беларусь на 2008-2010 г.г.;

- представление республики на мировом туристическом рынке;

- формирование имиджа страны, привлекательной для международного туризма; развитие по всей республике агроэкотуризма, с помощью которого создана сеть услуг, позволяющая туристам останавливаться фактически в любой точке страны;

- интеграция Беларуси в мировое сообщество в сфере туризма;

- существенные подвижки в диалоге с соседями, особенно с Польшей, с которой достигнута договоренность о совместном продвижении туристических ресурсов Беловежской пущи и Августовского канала;

- создание нового туристического продукта, получившего название «По следам пути из варяг в греки». Второй не менее важный проект, который будет реализован в течение полутора лет на базе деревни Кудричи Пинского района, называется «Палеская даўніна». Его суть – показать все, что связано с приходом весны. Тем самым достигается расширение сезоноости. Еще один турпродукт будет запущен на базе Беловежской пущи под слогоном «Посетите самый старый заповедный лес Европы».

Однако на современном этапе в Беларуси есть ряд проблем в развитии туризма, например:

- остается высокой стоимость виз для белорусов. Если граждане России и Украины платят консульский сбор 35 евро, то белорусы – 60 евро. Это ограничивает возможность выезда, особенно для маршрутов выходного дня;

- не удалось сократить темпы роста отрицательного сальдо, которое по итогам 8 месяцев 2010 года составило 33 млн. долларов США (в 2009 году оно было порядка 16 млн. долларов).

В ближайшие годы плани­руется интенсивно развивать туристическую инфраструкту­ру Нарочанского региона, Припятского Полесья, Полоцка, Мстиславля и Авгу­стовского канала. В Республике Беларусь приняты и разрабатываются проекты Государственных программ, предусматривающих развитие отдельных территорий: Государственная программа развития белорусской части Августовского канала на 2009 – 2011 годы; Государственная программа социально-экономического развития и комплексного использования природных ресурсов Припятского Полесья на 2010 – 2015 годы; Государственная программа развития курортной зоны Нарочанского региона на 2011 – 2015 годы. Развитие По­лоцка предусмотрено комплексной программой на 2008-2012 годы, утвержденной указом Президента. Полоцк планируется превратить в туристическую Мекку нашей стра­ны, поскольку именно этот город обладает для этих целей отличной базой. В январе 2010 года Полоцк объявлен культурной столицей Беларуси. Ныне это исторический, культурный и туристический центр страны. До 2015 года Полоцк должен стать значимым православным, духовным, деловым центром Европы.

Аналогичная программа разрабатывается для Августовско­го канала в Гродненской области. Ситуация на канале сложная, так как это гидротехническое сооружение на­ходилось все годы в пограничной зоне и там не было строительства. Наиболее значительные работы по белорусскому благоустройству нужно провести именно на Августовском канале. Это предполагается сделать за средства внешних и внутренних инвесторов.

В настоящее время успешно развивается инфраструктура Мстиславля. Мстиславль станет значительным туристическим центром восточной части страны, который отразит влияние на Беларусь православной культуры и совместной истории с Россией.

Принят новый законопроект « Опорядке выезда из РеспубликиБеларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь», который включает все международные нормы по въезду и выезду граждан из страны.


Одним из существенных преимуществ в регулировании и эффективном развитии туризма является отмена обязательной сертификации туризма, которая существенно сокращает количество бюрократических процедур и облегчает жизньмногим туристическим предприятиям. Решение Госстандарта о том, что если одна компания осуществила сертификацию определенного вида продукции, то этот сертификат при поставках того же товара от одного производителя могут использовать и все остальные поставщики. Более того, в Беларуси установлена возможность признавать протоколы испытаний зарубежных аккредитованных лабораторий. Именно непризнание в нашей стране зарубежных сертификатов являлось одной из главных претензий к Госстандарту.

В рамках либерализации условий осуществления экономической деятельности Госстандартом также активно вносятся изменения в действующие технические нормативные правовые акты, регулирующие вопросы обязательной сертификации продукции и услуг.

Теперь поставщикам туристических услуг больше не нужно их сертифицировать. Сертификация в этой области ранее пересекалась с лицензированием туристической деятельности в Беларуси.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 01.09.2010 № 450 с 01.01.2011 отменяется лицензирование туристической деятельности.

В Республике Беларусь принята новая программа «Карта гостя города Минска». «Карта гостя города Минска» представляет собой пластиковую дисконтную карту для туристов. В мировой практике она является одним из наиболее эффективных средств для привлечения туристов путем предоставления им различ­ных скидок при размещении в го­стиницах, посещении ресторанов и кафе, развлекательных центров, магазинов, ночных клубов, музеев и других мест, пользующихся по­пулярностью у гостей города.

Оператором проекта определено предприятие ОДО «Мобил Авто Хзлп Компани», которое предоставило в качестве платформы действующую пластиковую карту коалиционной программы лояльности АUTOHELP, в том числе скидки на все виды топлива в сети АЗС НК «Лукойл» на территории Беларуси, России и Украины.

Участниками проекта уже стали 80 субъектов хозяйствования Минска. Скидки и преференции (от 3 до 20%) туристам и гостям города предлагают, в частности, почти 30 минских кафе и ресторанов, 6 ноч­ных клубов и казино, 7 гостиниц, 8 крупнейших предприятий торговли, в том числе сетевые, ГУМ, ЦУМ, 3 медицинских центра, турист­ическая компания «Белорусский Спут­ник», 2 международных оператора аренды автомобилей, 5 музеев и театров. Кроме того, партнерами проекта стали ряд автодилеров, 4 банка и 7 крупнейших страховых компаний.

В перспективный план развития туристической инфраструктуры Республики Беларусь входит строительство монорельсовой дороги Минск – Логойск, которая будет проходить через горно-лыжный центр «Силичи», а в перспективе и через Хатынь – известные туристические места в Беларуси. Планируется в скоростном трамвае организовать несколько панорамных вагончиков. Монорельсовая дорога позволит беспрепятственно и быстро доставлять минчан к туристическим объектам.

С целью улучшения высшего туристического образования в республике и его ориентации на европейские стандарты Беларусь участвует в проекте EC Tasis «MIBET» «Модернизация и внедрение бизнес-образовательных программ для подготовки специалистов в туристской индустрии Республики Беларусь». В результате реализации этого проекта планируется перейти на кредитно-модульную систему обучения по туристическим специальностям, чтобы, с одной стороны, удовлетворить потребности туристической индустрии республики в квалифицированных кадрах, а с другой – подготовиться к интеграции белорусской системы подготовки туристических кадров в европейскую модель образовательного пространства.

Ключевая задача проекта – адап­тировать существующие учебные планы ктребованиям европейских вузов. Это необходимо сделать путем объединения существующих дисциплин в модули.

Беларусь как европейская страна постепенно будет внедрять в учебный процесс такие компоненты образователь­ной системы, как двухступенчатое обучение и взаимное признание дипломов, перезачет и накопление кредитов, мобильность и контроль качества и др.

Ожидаемые итоги проекта в целом – интенсификация сотрудничества между белорусскими уни­верситетами и европейскими вузами, поддержание в Беларуси процессов улучшения подготовки кадров выс­шей квалификации для туристической индустрии.

Принят Закон Республики Беларусь от 16 июня 2010 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О туризме», который:дополнил понятийный аппарат в сфере туризма, привел его в соответствие с нормами Европейских Директив, положениями законодательств зарубежных стран; упростил систему документооборота в туристическом и экскурсионном обслуживании; регулирует вопросы создания и деятельности туристических информационных центров.

В Республике Беларусь разработана Государственная программа развития туризма Республики Беларусь на 2011-2015 годы. Целью программы является формирование и развитие в Республике Беларусь высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей граждан в разнообразных туристических услугах, а также – значительный вклад в развитие экономики страны (налоговые поступления в бюджет, приток валютных средств, увеличение количества рабочих мест, сохранение и рациональное использование объектов историко-культурного наследия и природного потенциала). программа также направлена на формирование представления о Республики Беларусь как о стране, привлекательной для туристов всего мира.

В соответствии с поставленной целью первоочередными задачами Государственной программы являются:

- принятие мер по кадровому, научно-методическому, рекламно-информационному обеспечению туристической отрасли;

- продвижение национальных туров на мировой рынок туристических услуг;

- совершенствование законодательства в сфере туризма и механизма государственного регулирования;

- развитие туристической индустрии, разработка комплекса мер по содействию модернизации материальной базы туризма, активизации строительства новых объектов;

- обеспечение высокого качества туристических услуг в соответствии с мировым уровнем;

- обеспечение развития малого предпринимательства, объектов потребительского рынка и услуг, стимулирование занятости населения в сфере туризма и обслуживания;

- создание условий для инвестирования и других форм финансирования, кредитования субъектов туристической индустрии.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Каким потенциалом располагает Республика Беларусь в области туризма?

2. В чем заключаются успехи и неудачи белорусского туризма? Задачи на ближайшее будущее.

3. Какова динамика посещения туристами белорусской столицы?

4. Какие санатории Центр Курорта Беларуси пользуются наибольшим спросом?

5. Какие виды транспорта наиболее востребованы? В чем их преимущества и недостатки?

6. Охарактеризуйте назначение и состояние заказников, как объектов туризма.

7. Охарактеризуйте состояние Национального парка «Браславские озера».

8. Охарактеризуйте состояние Национального парка «Беловежская пуща».

9. Охарактеризуйте «Августовский канал» как объект туризма.

10. Охарактеризуйте Налибокский ландшафтный заказник с его лесным массивом «Налибокская пуща».

11. Охарактеризуйте Курган Славы Советской Армии, как памятник в честь подвига воинов 1-го, 2-го и 3-го Белорусских и 1-го Прибалтийского фронтов.

12. Когда и в честь чего сооружен монумент Победы в Минске?

13. Охарактеризуйте «Олимпийский спортивный комплекс «Раубичи».

14. Охарактеризуйте мемориальный архитектурно-скульптурный комплекс «Хатынь».

15. Дайте историческую справку и охарактеризуйте туристический транспортный маршрут по следам пути «Из варяг в греки».

16. Каковы итоги и перспективы развития мирового туризма?

17. В каком направлении будет развиваться туризм в Союзном государстве?

18. Что планируется создать и ввести в действие в Центрально-Восточной Европе для обеспечения развития туристического бизнеса, услуг и инфраструктуры?

19. Чем объясняется увеличение спроса на туристические услуги в расширенном Евросоюзе?

20. Назовите основные цели и приоритетные направления государственного регулирования в сфере туризма.

21. Какие принципы лежат в основе государственного регулирования в сфере туризма?

22. Кем осуществляется государственное регулирование в сфере туризма?

23. Какие задачи призван решать Департамент по туризму Министерства спорта и туризма Республики Беларусь?

24. Какова роль Межведомственного экспертно-координационного совета по туризму?

25. В чем заключается права и обязанности субъектов туристической деятельности?

26. Какую туристическую инфраструктуру планируется развивать в ближайшие годы в Беларуси?

27. Какие преимущества дает отмена сертификации туризма в Беларуси?

28. Что будет представлять собой новая программа «Карта гостя города Минска»?

29. Какие преимущества монорельсовой дороги, которая свяжет Минск с туристическими объектами?

30. Что предпринимается для продвижения туристического продукта, информирования иностранных туристов о достопримечательностях Беларуси и создания привлекательности страны?


Рекомендуемая литература

1. Актуальные проблемы туризма. Сборник научных трудов: РМАТ. – Москва, 1997. – 353 с.

2. Бабкин, А.В. Специальные виды туризма: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.В.Бабкин. - М.: Советский спорт, 2008. - 208 с.

3. Бирицкая, Н.М. Туроперейтинг: учеб.-практ. пособие / Н.М. Бирицкая. – Минск: БГЭУ, 2007. – 179 с.

4. Биржаков, М.Б. Введение в туризм: М.Б. Биржаков – СПб.: Издательский торговый дом Герда, 1999 – 192 с.

5. Быстров, С.А. Туризм: макроэкономика и микроэкономика: / С.А. Быстров, М.Г. Воронцова. - СПб.: Издательский дом Герда, 2007. – 464 с.

6. Вавилова, Е.В. Основы международного туризма: Учеб. пособие: / Е.В. Вавилова; Е.В. Вавилова. – Москва: Гардарики, 2005, – 160 с.

7. Вахмистров, В.П. Правовое обеспечение туризма: Учеб. пособие: / В.П. Вахмистров, С.И. Вахмистрова; Балтийский международный ин-т туризма. - Санкт-Петербург: Изд-во Михайлова В.А., 2005. - 288 с.

8. Воронкова Л.П., История туризма и гостеприимства: Учеб. пособие: / Л.П.Воронкова. - Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 304 с.

9. Воскресенский, В.Ю. Международный туризм: Учеб. пособие для студентов вузов: / В.Ю. Воскресенский; В.Ю. Воскресенский. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2006, – 255 с.

10. Гагарин, Н.И., Булыгина, И.И. Менеджмент туристской и гостиничной анимации: Учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2004. – 128 с.

11. Гайдукевич, Л.М. Международный туризм в системе взаимодействия стран Центральной и Восточной Европы в конце XX - начале XXI века: / Л.М. Гайдукевич. - Минск: Четыре четверти, 2007. - 300 с.

12. Гайдукевич, Л.М. Развитие международного туризма в странах Центральной и Восточной Европы: учеб.-практ. пособие / Л.М. Гайдукевич. – Минск: БГЭУ, 2007. – 182 с.

13. Гайдукевич, Л. Туристская политика в расширенном Европейском Союзе / Л. Гайдукевич // Журнал международного права и международных отношений. - 2008. - № 4. - С.38-41.

14. Гаранин, Н.И. Менеджмент туристской и гостиничной анимации: учеб. пособие: / Н.И. Гаранин, И.И. Булыгина Рос. междунар. акад. туризма. - М.: Советский спорт, 2006. - 128 с.

15. Гвозденко, А.А. Логистика в туризме: учеб. пособие: / А.А. Гвозденко; Российская международная Академия туризма. - Москва: Финансы и статистика, 2004. - 272 с.

16. География туризма: учебник / под ред. А.Ю.Александровой. - М.: КНОРУС, 2008. - 592 с.

17. Голомолзин, Е. Вызовы мировой туриндустрии / Е.Голомолзин // Турбизнес для профессионалов. - 2008. - № 17. - С.8-9.

18. Государственная программа развития белорусской части Августовского канала на 2009-2011 годы: Паспорт Государственной программы развития белорусской части Августовского канала на 2009-2011 годы: Постановление Совета Министров РБ от 02.04.2009 № 407 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2009. - № 94. - С.3-9.

19. Дехтярь Г.М. Лицензирование и сертификация в туризме: Учеб. посо­бие: / Г. М., Дехтярь. - Москва: Финансы и статистика, 2005. - 2256 с.

20. Дранкевич,О.Г. История путешествий и туризма: пособие / О.Г. Дранкевич, М. А. Нагорный; М-во спорта и туризма Республики Беларусь; БГУФК. - Минск: БГУФК, 2008. - 131 с.

21. Закон Республики Беларусь «О туризме». 25.11.1999 № 326-з Туристический информацион­ный бюллетень. – Минск, 2007. С. 4 – 10.

22. Зорин, И.В. Туристика: Монография: / И.В. Зорин, В.А. Квартальнов. – М.: Советский спорт, 2001. – 288 с.

23. Инструкция о порядке проведения специального мониторинга въездного туризма в Республике Беларусь: Утверждено Постановлением Минспорта РБ и Министерства транспорта и коммуникаций РБ от 28.11.2008 № 29/123 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2009. - № 44. - С.125-127.

24. Информационно-аналитические материалы о развитии физической культуры, спорта и туризма в Республике Беларусь в 2003-2007 годах / М-во спорта и туризма Республики Беларусь. - Минск, 2008. - 28 с.

25. Кабушкин, Н.И. Менеджмент туризма: учебн.- практ. пособие / Н.И. Кабушкин. – Минск: БГЭУ, 2006. – 214 с.

26. Кабушкин, Н.И. Менеджмент гостиниц и ресторанов: учеб.-практ. пособие / Н.И. Кабушкин. – Минск: БГЭУ, 2007. – 411 с.

27. Карчевская, Е.Н. Состояние и перспективы развития туризма Гомельской области: монография / Е.Н. Карчевская. - Гомель, 2005. - 134 с.

28. Квартальнов, В.А. Иностранный туризм / В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 312 с.

29. Квартальнов, В.А. Стратегический менеджмент в туризме: Современный опыт управления. / В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 496 с.

30. Квартальнов, В.А. Туризм: история и современность: Избр. произведения: В 4-х т. Т. II. Кн. четвертая: Народная дипломатия в туризм. / В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 512 с.

31. Квартальнов, В.А. Туризм: история и современность: Избр. произведения: В 4-х т. Т. III. Кн. пятая: Туризм как сфера деятельности. Кн. шестая: Планирование и управление в туризме. / В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 480 с.

32. Квартальнов, В.А. Туризм: учебник: / В.А. Квартальнов. - 2- изд., перераб. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 336 с.

33. Кончиц, С. Уроки гостеприимства / С. Кончиц // Экономика Беларуси. - 2009. - № 1. – С. 108-110.

34. Кусков, А.С. Основы туризма: учебник / А.С. Кусков, Ю.А. Джаладян. – М.: КНОРУС, 2008. – 400 с.

35. Линчевский, Э.Э. Типология и психология туризма: учеб. пособие / Э.Э. Линчевский, Ю.Н. Федотов. - М.: Советский спорт, 2008. - 272 с.

36. Лученок, С.А. Агротуризм: мировой опыт и развитие в Республике Беларусь: монография: / С.А.Лученок. - Минск: БГЭУ, 2008. - 198 с.

37. Лялькова, Ж.А. Особо охраняемые природные территории Республики Беларусь. Заказники / Ж.А. Лялькова, М.Ф. Шалькевич // Веснiк адукацыi. - 2009. - № 5. - С.72-79.

38. Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2008-2010 годы: Департамент по туризму – Минск, 2008. – 200 с.

39. Об изменении состава Межведомственного экспертно-координацион­ного совета по туризму при Совете Министров Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 октября 2008 г. № 1623//Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2008. - № 264. - С.81.

40. Об особенностях состава затрат, включаемых в себестоимость туристических услуг в организациях, осуществляющих туристическую деятельность: Постановление Министерства спорта и туризма РБ от 23 января 2009 г, № 3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2009. - № 56. - С. 123.

41. Об утверждении Инструкции о порядке проведения специального мони­торинга въездного туризма в Республике Беларусь: Постановле­ние Министерства спорта и туризма РБ и Министерства транспорта и коммуникаций РБ от 28 ноября 2008 г. № 29/123 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2009. - № 44. - С.125.

42. Ополченов, И.И. Управление качеством в сфере услуг: учебник / И.И. Ополченов; Рос. междунар. акад. туризма. - М.: Советский спорт, 2008. - 246 с.

43. Осипова, О.Я. Транспортное обслуживание туристов: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.Я. Осипова. - 2-е изд., доп. - М.: Академия, 2006. - 384 с.

44. Подлисских, В.Е. Организационно-методические основы спортивного туризма: учеб.-метод. пособие / В.Е. Подлисских, В.М.Литвинович; М-во спорта и туризма Республики Беларусь; БГУФК. - Минск: БГУФК, 2009. – 101 с. - 101 с.

45. Правовое регулирование туристической деятельности: пособие / Д. В. Ананьев [и др.]. - Минск: БГУФК, 2009. - 92 с.

46. Пузакова, Е.П. Международный туристический бизнес: учеб.-практ. пособие / Е.П. Пузакова. – М.: Издательство ПРИОР, 2001. – 240 с.

47. Разуванов, В.М. Социальные исследования в туризме: учеб.-практ. пособие / В.М. Разуванов. – Минск: БГЭУ, 2008. – 110 с.

48. Рыбалко, А. Туризм в Союзном государстве: Под Санкт-Петербургом прошел туристический форум / А.Рыбалко. // BY. Вокруг света в Беларусь. - 2008. - № 11 (13). - С.12-13.

49. Сакун, Л.В. Туристические агентства: пособие Л.В. Сакун, Д.В. Ивончик, В.К. Нестерович; Белорус. гос. ун-т физ. культуры. – Минск: БГУФК, 2009. – 75 с.

50. Сергеева, Т.М. Организация туризма: учеб.-практ. пособие: / Т.М. Сергеева; БГЭУ. - Минск: БГЭУ, 2007. - 131 с.

51. Скобкин, С.С. Практика сервиса в индустрии гостеприимства и туризма: учеб. пособие: / С.С.Скобкин. - М.: Магистр, 2007. - 493 с.

52. Сосновский, О.А. Информационные технологии в туризме: учеб.-практ. пособие / О.А. Сосновский, А.А. Федорович. – Минск: БГЭУ, 2008. – 95 с.

53. Тарасенок, А.И. Геоэкономика туризма: учеб.-практ. пособие / А.И. Тарасенок. – Минск: БГЭУ, 2008. – 146 с.

54. Тенденции развития рынка международных туристских услуг в странах центральной и восточной Европы. Тезисы докладов и сообщений Международной научно-практической конференции «Развитие туризма в условиях современных интеграционных процессов» - Минск, 1997. – С. 198 – 202.

55. Тимохина, Т.Л. Организация административно-хозяйственной службы гостиницы: учеб. пособие:/ Т.Л. Тимохина. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. - 256 с.

56. Тимохина, Т.Л. Организация приема и обслуживания туристов: учеб. пособие: / Т.Л. Тимохина; Московская академия туристского и гостинично-ресторанного бизнеса при Правительстве Москвы. - 2-е изд., испр. - Москва: Книгодел: МАТГР, 2005. - 288 с.

57. Тимохина, Т.Л. Организация приема и обслуживания туристов: учеб. пособие: / Т.Л. Тимохина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. - 352 с.

58. Толковый словарь туристских терминов: Туризм. Туристская индустрия. Туристский бизнес: / Авт. – сост. авт. предисл. И.В.Зорин, В.А. Квартальнов. – М – Афины: INFOGROUP, 1994. – С.191.

59. Туризм и гостиничное хозяйство: учеб. пособие:. - 3-е изд., испр. и доп. - М.; Ростов н/Д: МарТ, 2007. - 352 с.

60. Туризм проблемы и перспективы развития: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф., Брест, 2-3 декабря 2005 г.: / ред. Е.Н.Мешечко, Ю.А.Иванов; М-во образования РБ; БрГУ. - Брест: БрГУ, 2005. - 122 с.

61. Туризм. Безопасность в программах туров и на туристских маршрутах: пособие для студ. гуманитарных и профильных фак. вузов, спец. турист, организаций: / И.И. Бутко [и др.]. - М.: Март; Ростов н/Д: Март, 2007. - 320 с.

62. Туристские регионы Беларуси / редкол. Г.П.Пашков [и др.]; под ред. Пирожника И.И. - Минск: Беларуская Энцыклапедыя iмя П Броукi, 2008. - 608 с.

63. Туристско-экскурсионное обслуживание. Туристские услуги. Общие тре­бования: ГОСТ 28681.2-95. Издание официальное:. - Минск: Меж­гос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации, 1995. - 4 с.

64. Услуги туристские. Общие положения: СТБ 1352-2005. Издание офици­альное: - Минск: Госстандарт, 2005. - 9 с.

65. Фурманов, А.Г. Физическая рекреация: учеб. пособие для студентов вузов: / А.Г.Фурманов. – Минск: МЕТ, 2009 – 495 с.

66. Фурманов, А.Г., Квартальнов В.А., Зорин, И.В., Чепик, В.Д. Сравнение объема и содержания понятия «туризм». Классификация туризма. Тезисы докладов и событий Международной научно-практической конференции «Развитие туризма в условиях современных интеграционных процессов». – Минск, 1997. – С. 7-11.

67. Цецохо, С.П., Нестерович, В.К., Сакун, Л.В. Экскурсоведение: пособие / С.П.Цецохо. – Минск: БГУФК, 2009 – 103 с.

68. Черных, Н.Б. Технология и организация туроператорской и турагентской деятельности: учеб. пособие: / Н.Б. Черных. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2005. – 360 с.

69. Числова, С.В. Организация обслуживания клиентов гостиниц: учеб.-практ. пособие / С.В. Числова. – Минск: БГЭУ, 2008. – 133 с.

70. Шаповал, Г.Ф. История туризма Беларуси / Г.Ф.Шаповал. - Минск: РИВШ, 2006. - 166 с.

71. Шаповал, Г.Ф. История туризма: Учеб. пособие: / Г.Ф.Шаповал. – 3-е изд., доп. – Минск: РИВШ, 2004. – 260 с.

72. Экономика и организация туризма: международный туризм: учеб. пособие / под ред. И.А. Рябовой, Ю.В. Забаева, Е.Л. Драчевой; Москов. акад. турист. и гостинично-ресторанного бизнеса. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: КНОРУС, 2007. – 576 с.

73. Янкевич, В.С. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме: российский и международный опыт: / В. С. Янкевич, Н. Л. Безрукова; Под ред. В.С.Янкевича. - Москва: Финансы и статистика, 2003. - 416с.

74. Янковенко, В. В Беларуси активно развивается внутренний и въездной туризм / В. Янковенко // Навiны тыдня. - 2009. - № 16. - С.11-16.

75. Янковенко, В. Ждем чужих, приглашаем своих / В. Янковенко, С. Балышева, Кор.; Беседовала С.Балышева // Экономика Беларуси. - 2009. - № 1. - С.120-123.


Приложение 1

Пример программы санаторно-курортного лечения, оздоровления и отдыха в Беларуси




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 2282; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.311 сек.