КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Роль персонала в управлении радикальными нововведениями
Таблица 1.4 ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР И ЕГО РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ ПРОИЗВОДСТВОМ Факторы, воздействующие на людей в организации, могут быть объединены в три группы [25]. Первая группа факторов связана с иерархической структурой организации, где основное средство оказания воздействия - это отношения власти-подчинения, давления на человека сверху с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ. Вторая группа факторов обусловлена организационной культурой, то есть вырабатываемые организацией, группой людей совместные ценности, социальные нормы, установки поведения, которые регламентируют действия личности, заставляют индивида вести себя так, а не иначе без видимого принуждения. Третья группа факторов связана с развитием рынка, который представляет сеть равноправных отношений, основанных на купле-продаже продукции и услуг, отношении к собственности, равновесии интересов продавца и покупателя. При переходе к рынку происходит отказ от иерархического управления персоналом, жесткой системы административного воздействия, практически неограниченной исполнительной власти к рыночным взаимоотношениям, отношениям собственности, базирующимся на экономических методах (Табл.1.4). 1.4 Смена парадигм управления персоналом[26]
Управление человеческими ресурсами представляет наиболее сложную задачу для любого менеджера, поскольку: а) люди отличаются друг от друга по своим физическим характеристикам, личностным особенностям, образованию, способностям, потребностям и т.д.; б) человеческим ресурсам всегда необходимо определенное место, и их сложно приводить в движение; в) когда имеется перекомплект персонала, он легко может стать причиной снижения прибыльности организации. Если же избыток финансовых и сырьевых ресурсов, то всегда можно найти способ их использовать; г) у человеческого ресурса есть своя собственная воля. Он - динамичен и иногда непредсказуем; д) люди могут думать, они могут генерировать новые идеи, они могут инициировать события, они могут совершенствовать себя (или позволять себя совершенствовать). Нововведение (инновация, новшество) - целенаправленное изменение, вносимое в процесс производства (реализации) для формирования новой потребности, лучшего удовлетворения имеющейся потребности либо удовлетворение этой потребности с меньшими затратами [27]. На практике под инновацией понимается прибыльное (рентабельное) использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного характера, а также иных результатов интеллектуальной деятельности[28]. В настоящее время принято выделять следующие типы инноваций продуктовые; технологические; социальные; комплексные. Факторы, влияющие на новаторскую деятельность, имеют большое значение в управлении нововведениями. Зная эти факторы можно целенаправленно влиять на работников, формируя их поведение и типологические черты, необходимые для успешного участия во внедренческом процессе (Табл.1.8). Таблица 1.8. Факторы, влияющие на новаторскую деятельность[29]
Эффекты от инноваций могут быть созидательные и разрушительные (Табл. 1.5). Таблица 1.5 Эффекты от инноваций
Управление нововведениями в кадровой работе – это целенаправленная деятельность руководителей организации и специалистов подразделений по обеспечению эффективных темпов и масштабов обновления кадровой работы на основе нововведений в соответствии с перспективными и текущими целями развития организации[30]. Проведение радикальных инноваций предполагает реализацию ряда этапов: 1. формирование основы эффективного генерирования идей и предложений. В этой связи необходим сбалансированный подход менеджмента к увязке интересов инноваторов с целями организации; 2. создание в организации инновационного климата, т.е. комплекс условий, способствующих поисковым усилиям работников в выдвижении и реализации новых идей; 3. подготовка персонала. Для этого разрабатываются особые программы по содействию развития нешаблонного мышления, суть которого в смелом поиске нетривиальных решений, неожиданных аналогий, освобождении от стереотипов; 4. формирование механизмов аккумулирования творческих идей и предложений. Это предполагает соблюдение следующих условий: § инновационнная деятельность постоянно контролируется и поддерживается высшим руководством; § существует оперативность и гласность рассмотрения заявок; § процедуры рассмотрения заявок четко и ясно определены; § поощряется подача как индивидуальных, так и групповых предложений; 5. установление коммуникаций; 6. мотивация инноваторов. В настоящее время существует широкий спектр стимулов активизации инновационного поведения персонала. Наиболее мотивирующим фактором для инновационной деятельности оказывается поощрение «интрапренерства» (внутреннего предпринимательства), когда сотруднику, имеющему ценную идею, после предварительного анализа дается практически полная свобода в подборе группы единомышленников и в распоряжении специально выделенными под идею ресурсами. Традиционным мотивирующим фактором остается система отбора и премирования инициативных идей и предложений, при которой вознаграждаются конкретные идеи в зависимости от их полезности. Особого внимания требует сбалансированность форм материального стимулирования работников НИОКР, производства и маркетинга, которые связаны между собой процессом создания и реализации новшеств[31]. Контрольные вопросы по разделу 1 1. Каково соотношение между понятиями «трудовые ресурсы», «человеческие ресурсы», «кадры организации», «персонал»? Их общие и отличительные признаки. 2. Охарактеризуйте основные теории управления о роли человека в организации. Назовите видных ученых – представителей этих теорий. 3. Что такое персонал? Раскройте состав персонала в организации. 4. Каковы факторы, обусловливающие повышение роли персонала в современных условиях? 5. Перечислите элементы организации. 6. Назовите тенденции во внешней и внутренней среде современной организации, инициирующие радикальные изменения в кадровом менеджменте. 7. Почему проблема инноваций так важна для российских предприятий? 8. Что понимают под нововведением в кадровой работе? Раскройте сущность неэффективного кадрового нововведения. 9. Опишите этапы управления нововведениями в организации. Тема 2. Управление персоналом: цели, задачи, принципы, функции, методы, эволюция подходов. Место и роль в управлении трудом
Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 1019; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |