Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По порядку действия во времени, пространстве и по кругу лиц




Общим правилом вступления в силу административно-правовых норм является то, что их действие начинается с момента доведения до сведения исполнителей. В отдельных случаях они вступают в силу в срок, указанный в нормативном акте либо со дня его официального опубликования.

Действие норм рассчитано на неопределенное время, но могут устанавливаться и условия их действия (стихийное бедствие, эпидемия, на столько-то месяцев, например, при введении чрезвычайного положения на определенной территории).

Действие в пространстве административно-правовых норм связано с положением органа, издающего нормативный акт. Поэтому различают нормы, действующие на территориях Российской Федерации, республики в составе РФ, и местного характера, нормы общего и отраслевого характера.

По кругу физических лиц действие административно-право-вых норм связано с распространением устанавливаемых ими правил либо на всех граждан, либо на отдельные их группы (военнослужащие, беженцы, пассажиры, работники определенного министерства).

 

Система источников административного права

Изучение и развитие каждой отрасли права ведет к соприкосновению с таким явлением, как источники права. В данном случае речь идет о способах нормативного выражения правовых правил поведения. Благодаря источникам право как бы материализуется, становится ощутимым и воспроизводимым в различных актах поведения и действиях. Природа источников или форм права обстоятельно исследована в литературе по теории права; как прежних десятилетий, так и последних лет.[3] Набор источников, их удельный вес и соотношение между собой зависят от типа правовой системы и различных условий развития государства и общества.

Изложенное выше полностью относится и к источникам административного права, но с известными оговорками. Здесь исторически складывается своя система источников, порождаемая предметом и методами правового регулирования и зависимая от особенностей государственного развития.

Говоря об источниках административного права, хочется подчеркнуть, что это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты.

Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие источников административного права. В их числе нормативные акты органов законодательной власти, органов исполнительной власти, а также различного рода утверждаемые этими органами правила, положения, уставы. К числу источников административного права относятся:

1. Конституция Российской Федерации 1993 года. Многие из содержащихся в ней общих норм имеют прямую административно-правовую направленность. В частности:

- об устройстве государственной власти и разделении властей (ст.ст. 3-5, 10-12);

- об участии граждан в управлении государством (ст.ст. 31, 46 и п. 4 ст. 29);

- о сферах деятельности органов Федерации и ее субъектов (ст.ст. 71-78);

- о компетенции Президента (ст.ст. 83, 85-87);

-о полномочиях и нормативных актах Правительства РФ (ст.ст. 110-117);

- о судебной юрисдикции в сфере управления (п. 2 ст. 118, подп. "а" и "е" п. 2, п. 3 ст. 125, пп.1, 2 ст. 46);

- в ст. 72 к совместной компетенции отнесены административное и административно-процессуальное законодательство.

Кроме того, необходимо отметить, что в конституциях отдельных республик, в уставах областей и других субъектов Федерации при сохранении тех же конституционных положений есть и дополнительные - о бюджетной и налоговой системах, об администрации и ее органах, о местном самоуправлении и его взаимоотношениях с органами государственной власти и т.д.

2. Законодательные акты. Наибольшее значение при этом имеют федеральные конституционные законы (например, ФКЗ "О Правительстве РФ")[4], федеральные законы (например, "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан")[5], законы Российской Федерации (например, "О милиции")[6], а также постановления, принимаемые палатами Федерального собрания (Советом Федерации и Государственной думой).

Действующая Конституция Российской Федерации существенно расширила законодательную форму источников административного права. В соответствии со ст.ст. 5 и 76 Конституции РФ правом принимать законодательные акты наделены не только представительные органы государственной власти федерального уровня, но и соответствующие органы власти всех остальных субъектов Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов).

3. Нормативные указы Президента Российской Федерации, а также утверждаемые его указами положения.

4. Нормативные постановления Правительства Российской Федерации (например, "Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации")[7].

Правительство также утверждает различные правила, положения и т.п., которые также являются источниками административного права.

5. В межотраслевом и отраслевом масштабе в качестве источников административного права служат нормативные акты Федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.

6. На республиканском уровне роль источников административного права выполняют Конституции республик, их законодательство, президентские и правительственные нормативные акты, такого же рода акты министерств и ведомств.

7. В краях, областях, городах федерального значения, автономных областях и округах источниками административного права служат, помимо законодательных актов, уставы субъектов федерации, а также издаваемые органами государственной власти и государственного управления этих образований нормативные правовые акты (решения представительных органов, постановления и распоряжения глав администраций).

8. Источниками административного права являются также нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления в случае наделения этих органов законом необходимыми государственными полномочиями (ст. 132 Конституции РФ).

9. Административно-правовые нормы могут найти свое отражение в международных соглашениях, которые в таких случаях следует рассматривать в качестве источников административного права.

10. Наконец, источниками административного права внутриорганизационного характера можно назвать нормативные акты руководителей государственных корпораций, концернов, объединений, предприятий и учреждений. Действие содержащихся в них норм ограничено рамками данного формирования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.