Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По юридическому характеру взаимодействия участников правоотношений




Субординационные и координационные административно-правовые отношения

Основные и неосновные управленческие связи

Виды административно-правовых отношений

Емкая характеристика административно-правовых отношений как отношений власти, акцентируя внимание на их сущностной природе, не исключает возможности их видовой классификации по различным критериям. В этой связи можно выделить следующие виды административно-правовых отношений.

Первые прямо выражают сущность управления, а вторые связаны с этой сущностью, но прямо ее не выражают. К первым относятся административно-правовые отношения, которые могут быть выражены формулой "команда-исполнение". Это прежде всего отношения между вышестоящими и нижестоящими звеньями механизма исполнительной власти, между должностными лицами-руководителями и подчиненными им по службе работниками административно-управленческого аппарата, между органами исполнительной власти или их должностными лицами и гражданами, несущими определенные административно-правовые обязанности.

Суть первых ясна: они построены на авторитарности (властности) юридических волеизъявлений субъекта управления. Координационными связями называют те, в которых эта авторитарность якобы отсутствует.

В данной классификации выделяют два правоотношения:

а) вертикальные, которые в наибольшей степени выражают суть административно-правового регулирования и типичных для государственно-управленческой деятельности субординационных связей между субъектом и объектом управления. Это и есть то, что обычно называют властеотношениями. Возникают они между соподчиненными сторонами, что свидетельствует об отсутствии в них равенства сторон. Фактически вертикальность означает, что у одной стороны есть юридически-властные полномочия, которых либо нет у другой стороны (например, у гражданина), либо их объем меньше (например, у нижестоящего органа управления).

Такого рода связи наиболее типичны для сферы государственного управления;

б) горизонтальные, это те административно-правовые отношения, в рамках которых стороны фактически и юридически равноправны. В них отсутствуют юридически-властные веления одной стороны, обязательные для другой. Такого рода правоотношения не столь распространены в сфере государственного управления, как вертикальные.

Для правильного понимания сути управленческой горизонтальности необходимо учитывать следующие обстоятельства:

- во-первых, действительное, а не формальное юридическое равенство участников административно-правовых отношений реально при наличии одинакового правового уровня сторон и, соответственно, отсутствии выраженной в любой форме их соподчиненности;

- во-вторых, обязательное одновременное наличие в конкретных управленческих связях этих двух признаков, ибо отсутствие соподчиненности невсегда тождественно юридическому равенству сторон;

- в-третьих, столь же обязательно отсутствие юридически-властного волеизъявления одной стороны, адресованного другой.

 

 


Глава 3.
СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

 

Настоящей главой мы начинаем изучение второго раздела программы курса административного права, который посвящен проблемам его субъектов.

В предыдущей главе говорилось, что административное право - это право управления или управленческое право. Государственное управление представляет собой такой вид деятельности государства и специально им образованных органов, реализация которой конституционно закреплена за особым, специальным субъектом.

Необходимость изучения этой проблемы возникает еще и потому, что в ходе осуществления политической, экономической и административной реформ в России появилось много новых субъектов, которые ранее не были известны административному праву.

 

§ 1. Понятие и содержание субъекта
административного права

 

В юридической литературе определение субъекта права дается неоднозначно. Исходя из общих положений теории права под субъектом права понимается лицо (физическое или юридическое), обладающее по закону способностью иметь и осуществлять непосредственно или через представителя права и юридические обязанности (т.е. правосубъектностью). Субъект права - необходимый элемент правоотношений во всех отраслях права, хотя в каждой из них его положение имеет специфику.

Подход к понятию субъекта административного права у ученых-административистов не однозначен.

Некоторые из них всех субъектов административного права подразделяют на две большие группы - индивидуальные субъекты и коллективные субъекты. [9]

Большинство же ученых таких делений не производят и под субъектами административного права понимают:

- орган государственного управления, осуществляющий деятельность, носящую исполнительный характер;

- реального участника административных правоотношений;

- лишь лицо, обладающее правом субъективности, т.е. лицо, процессуально способное быть участником административных правоотношений.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что система субъектов административного права складывается из:

- граждан РФ и иностранцев;

- органов исполнительной власти;

- государственных служащих;

- предприятий и учреждений;

- органов местного самоуправления;

- общественных организаций.

В настоящей главе будут рассмотрены вопросы, связанные с основами административно-правового статуса субъектов административного права.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 996; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.